Особенности использования средств внебюджетных фондов. Порядок использования средств внебюджетных фондов. Анализ источников формирования и направлений расходования средств государственных внебюджетных фондов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплинам: «Финансы» и «Экономическая статистика»

на тему: «Особенности формирования и использования финансов государственных внебюджетных фондов»

Москва - 2015

Введение

Переход к рыночной экономике изменил содержание хозяйственного механизма в России, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Общепризнано, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования различных социально-экономических мероприятий. Формирование внебюджетных фондов позволяет решать две наиболее важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Мировой финансовый кризис обусловил снижение уровня жизни подавляющего числа населения. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне, а с другой стороны, у государства возникает необходимость ранжирования общественных потребностей по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовывать целевые денежные фонды. внебюджетный фонд финансовый

Исторически определено, что выделение внебюджетных фондов из бюджета происходило постепенно, их создание было необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов заключается в четком закреплении за ними доходных источников и, как правило, строго целевом использовании их средств. Поэтому недостаточная разработанность проблем формирования и развития внебюджетных фондов определили актуальность темы исследования.

Цель написания работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации, а также исследовать современные тенденции формирования и использования средств внебюджетных фондов.

Методологической и теоретической основой курсовой работы послужил круг нормативно-правовых актов Российской Федерации, труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области бюджета и финансов, статистические данные, материалы периодических изданий, информационной системы «Консультант Плюс», посвященные проблемам функционирования внебюджетных фондов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования внебюджетных фондов

1.1 Экономическая сущность, особенности и виды внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. С помощью внебюджетных фондов решаются две основные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение объемов финансирования социальных услуг для населения.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

· запланированы органами власти и управления и имеют строго целевую направленность;

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

· формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;

· страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и имеют являются обязательными;

· денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов;

· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или уполномоченного на то органа (Правление фонда)

Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:

· срокам действия - постоянные и временные;

· принадлежности - государственные, местные, межгосударственные;

· направлениям использования - социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др.

Объем доходов государственных социальных фондов в России составляет более половины доходов федерального бюджета, он формируется за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносах юридических лиц, специальные займы, а также доходы от деятельности самого фонда.

На данный момент существует три государственных социальных внебюджетных фонда:

1. Пенсионный фонд РФ (ПФР),

2. Фонд социального страхования РФ (ФСС),

3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного социального обеспечения по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и других.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации фонда определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Проекты бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов. Оперативное управление внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.

1.2 Эволюция внебюджетных фондов в России, их роль в национальной финансовой системе

Массовое появление внебюджетных фондов относится к началу 90-х годов XX века, что обусловлено системным кризисом экономики государства. Резкий спад производства повлек снижение поступлений в бюджет, доходы которого перестали покрывать социальные расходы.

Основным недостатком бюджетного финансирования является обезличивание бюджетных средств и, как следствие этого, возможность недостаточного финансирования социальных и экономических программ, в этих условиях возникла необходимость в обособленных от бюджетов целевых фондах денежных средств с закрепленными за ними доходными источниками. Такого рода фонды позволяют государству эффективнее аккумулировать денежные ресурсы и расходовать их в соответствии с целевым назначением.

Целевые государственные фонды денежных средств возникли в нашей стране задолго до экономического кризиса 90-х годов XX века. До 1938 года существовал так называемый бюджет социального страхования, утверждаемый отдельно от государственного бюджета. С 1938 года этот бюджет стал составной частью Государственного бюджета СССР и формировался за счет страховых взносов предприятий, учреждений, организаций. Бюджет государственного социального страхования составлялся Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов (далее - ВЦСПС).

С 1970 по 1991 год в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1970 года № 214 в составе государственного бюджета существовал специальный фонд, предназначенный для социального страхования колхозников и формировавшийся за счет отчислений колхозов в размере 2,4% фонда оплаты труда.

Одним из первых внебюджетных фондов в начале 90-х годов прошлого столетия был Пенсионный фонд СССР, сформированный в соответствии с законом СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». С этого времени в СССР, а затем и в РСФСР начался активный процесс образования многочисленных, внебюджетных фондов социальной и экономической направленности, пик которого пришелся на период с 1993 по 1998 год. На тот момент на федеральном уровне существовали Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы Российской Федерации, Фонд развития исполнительного производства и так далее.

Не меньшее число внебюджетных фондов существовало на уровне субъектов Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях. Количество фондов не было постоянной величиной: некоторые фонды существовали не более года, другие действуют по сегодняшний день, например, Пенсионный фонд России.

Новым этапом развития целевых фондов стало вступление в силу с 1 января 2000 года положений Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, согласно которому на федеральном уровне могут действовать только четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее - ПФР, ФСС, ФОМС и ГФЗН соответственно). Остальные целевые фонды продолжили свое существование в качестве бюджетных фондов. С 1 января 2001 года, в связи с консолидацией в федеральном бюджете ГФЗН прекратил свое самостоятельное существование. Сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости.

Таким образом, существующие в настоящее время внебюджетные фонды составляют своего рода второй, «социальный» бюджет Российской Федерации.

1.3 Источники формирования и направления расходования средств внебюджетных фондов РФ

Страховые взносы с 1 января 2014 года являются основным источником формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Плательщиками страховых взносов являются организации-работодатели всех форм собственности. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам.

Особенности деятельности внебюджетных фондов выделены в главу 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) .

В соответствии со статьей 145 БК РФ проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются на очередной финансовый год и плановый период и представляются в Минздравсоцразвития России, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектами соответствующих бюджетов.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами по каждому внебюджетному фонду отдельно. Бюджеты территориальных внебюджетных фондов утверждаются законами субъектов Российской Федерации.

В 2013 году был принят федеральный закон от 24.07.2013 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым единый социальный налог с 1 января 2014 был заменен страховыми взносами напрямую в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМС.

С 2011 года страховые взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 463000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения не облагаются и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно.

В настоящее время средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются за счет:

­ страховых взносов работодателей;

­ страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

­ страховых взносов иных категорий работающих граждан;

­ средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

­ добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

­ доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений финансовых средств, не запрещенных законодательством, а также в других установленных законом случаях.

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых социальных институтов страны, это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Пенсионная система России несколько раз подвергалась существенные изменения. До 2002 года в России существовала распределительная система пенсионных накоплений, модель носила социально-уравнительный характер. С 1 января 2002 года в России начала функционировать современная распределительно-накопительная пенсионная система. С этого момента вступила в действие новая система обязательного пенсионного страхования. После проведенных преобразований трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. В ходе развития пенсионной реформы с 2007 года пенсия стала состоять из двух частей: страховой и накопительной.

Средства ПФР направляются на:

­ выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

­ выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

­ оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

­ финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов.

Средствами государственного социального страхования Российской Федерации управляет Фонд социального страхования Российской Федерации.

Средства ФСС направляются на:

­ выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

­ оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

­ оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

­ частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

­ частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

­ частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

­ оплату проезда к месту лечения и обратно;

­ создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

­ обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, за счет его средств предоставляются:

­ специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Минздравсоцразвития России;

­ высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированном в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;

­ медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством;

­ дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

­ дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;

­ дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 147 БК РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством.

Основным фактором, влияющим на динамику расходов, является: демографический фактор, к нему относятся: рождаемость и смертность населения, его миграция. Демографические процессы переводят структуру населения в новое состояние: складываются иные пропорции между разными категориями населения, меняются их размещение по территории, степень их однородности, типичные средние параметры.

Основой динамики поступления средств в внебюджетные фонды выступают экономические факторы: темп экономического роста, инфляция, ВВП, количество трудовых ресурсов и так далее.

Когда сумма расходов превышает сумму доходов в фонде образуется дефицит. Дефицит -- показатель «нездоровья» национальной экономики, он подлежит урегулированию в направлении сокращения. В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита. Приведем в пример, несколько источников покрытия дефицита предложенных пенсионным фондом: увеличение остатков денежных средств финансового резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, увеличение остатков средств пенсионных накоплений бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уменьшение остатков денежных средств финансового резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и так далее.

Область перераспределения внебюджетных средств ограничена целевым назначением фонда. Такая ограниченность в распределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, более оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, чего невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

Глава 2. Статистическое изучение внебюджетных фондов

2.1 Система статистических показателей для изучения механизмов формирования и использования внебюджетных фондов

Статистика внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них. Задача статистики внебюджетных фондов - определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотношений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.

Статистическими показателями различных бюджетных фондов являются:

Общий объем доходов, в том числе по источникам;

Прочие доходы;

Общий объем расходов, в том числе по направлениям;

Прочие расходы;

Остаток средств на начало периода;

Остаток средств на конец периода.

Изменение средств государственных внебюджетных фондов в течение года можно представить в виде баланса:

ДС к = ДС н + ПДС - ИДС

где ДС к - остаток денежных средств фонда на конец периода;

ДС н - остаток денежных средств фонда на начало периода;

ПДС - сумма поступивших в течение года денежных средств;

ИДС - сумма израсходованных в течение года денежных средств.

Для более точного анализа ПФР воспользуемся следующими показателями: *Коэффициент собираемости налогов в пенсионный фонд России на страховую часть пенсии

где Is -- доходы пенсионного фонда России на страховую часть пенсии;

Isr -- возможные доходы пенсионного фонда России на страховую часть пенсии. *Величина Isr рассчитывается по следующей формуле:

где W -- фонд оплаты труда; N 1 -- численность работников 1966 года и старше;

N 2 -- численность работников 1967 года и младше;

N -- общая численность работников, занятых в экономике;

T s1 -- тариф на страховые взносы работников 1966 года и старше;

T s2 -- тариф на страховые взносы работников 1967 года и младше.

*Фонд оплаты труда определяется по формуле:

где Wсрм -- среднемесячная заработная плата в России. *Коэффициент собираемости налогов в пенсионный фонд России на накопительную часть пенсии:

где I n -- доходы пенсионного фонда России на накопительную часть пенсии;

I nr -- возможные доходы пенсионного фонда России на накопительную часть пенсии. *Величина I nr рассчитывается по следующей формуле:

где Tn -- тариф на накопительные взносы работников 1967 года и младше.

2.2 Методы статистического анализа, применяемые в изучении финансов внебюджетных фондов

Методология статистики финансов включает в себя следующие этапы статистического исследования:

· Статистическое наблюдение (сбор данных);

· Сводка и группировка статистических данных;

· Анализ финансовых статистических показателей;

· Прогноз финансовых статистических показателей.

Статистика характеризует количественные закономерности, складывающиеся в процессе формирования и использования средств государственных внебюджетных фондов, с помощью определенных статистических методов можно эти, к которым относятся:

ѕ Метод абсолютных и относительных величин; абсолютные величины -- это размер или объем изучаемого события, выраженный в соответствующих единицах измерения в конкретных условиях места и времени, относительная статистическая величина -- это результат соотношения двух абсолютных статистических величин. При расчете относительных величин, важно чтобы сравниваемые величины измерялись в одинаковых единицах и были сопоставимы. Рассчитывают относительную величину динамики, структуры, интенсивности, координации, выполнения плана, планового задания.

ѕ Метод рядов динамики; ряды динамики характеризуют изменение явлений во времени. Такие ряды могут образовывать как абсолютные и относительные показатели, так и средние. Ряд может быть интервальный и моментный, интервалы бывают равные и неравные, а моменты времени могут стоять на равных и неравных шагах наблюдения. абсолютный прирост показывает на сколько единиц изменился последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим (цепные абсолютные приросты) или по сравнению с начальным уровнем (базисные абсолютные приросты).

ѕ Темп роста показывает сколько процентов составляет последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим (цепные темпы роста) или по сравнению с начальным уровнем (базисные темпы роста).

ѕ Темп прироста показывает на сколько процентов увеличился последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим (цепные темпы прироста) или по сравнению с начальным уровнем (базисные темпы прироста).

ѕ Абсолютное значение 1% прироста показывает сколько единиц надо произвести в данном периоде, чтобы уровень предыдущего периода возрос на 1 %. . Рассмотренные аналитические показатели цепные и базисные - не достаточны при анализе ряда динамики, необходимо исчислить средние за период аналитические показатели: средний уровень ряда, среднегодовой абсолютный прирост, среднегодовой темп роста, среднегодовой темп прироста.

ѕ Корреляционный метод; корреляционный анализ - метод, позволяющий обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами. В самом общем виде принятие гипотезы о наличии корреляции означает что изменение значения переменной А, произойдет одновременно с пропорциональным изменением значения Б: если обе переменные растут то корреляция положительная, если одна переменная растёт, а вторая уменьшается корреляция отрицательная.

ѕ Метод статистических таблиц; Метод статистических таблиц; Статистическая таблица дает количественную характеристику статистической совокупности и представляет собой форму наглядного отображения данных. По внешнему виду таблица представляет собой комбинацию вертикальных и горизонтальных строк. В ней обязательно должны быть общие боковые и верхние заголовки. Еще одной особенностью статистической таблицы является наличие подлежащего (характеристика статистической совокупности) и сказуемого (показатели, характеризующие совокупности). Статистические таблицы являются наиболее рациональной формой изложения результатов.

ѕ Графические методы - это продолжение и дополнение табличного метода. Если при чтении таблицы что-то остается незамеченным, это обнаруживается на графике. Статистические графики показывают общую картину изучаемого явления, дают его обобщенное представление.

2.3 Анализ источников формирования и направлений расходования средств государственных внебюджетных фондов

Изучив доходы ПФР, выявили, что за период с 2010 по 2014 доходы государственного пенсионного фонда РФ выросли с 4610084 млн. рублей до 6159065 млн. рублей, то есть прирост за весь период составил 44,5%. Так же мы можем заметить, что наибольший темп прироста наблюдался в 2013 году (38,57%), а наименьший в 2011 году (14,0%). Так же интересно что, в 2014 году по сравнению с 2013 годом произошло снижение темпов роста и отрицательный прирост (-3,59%). В целом среднегодовой абсолютный доход составил 5660709,2, и.

Изучив расходы ПФР, выявили, что за период с 2010 по 2014 расходы государственного пенсионного фонда РФ выросли с 4249235 млн. рублей до 6190128 млн. рублей, то есть прирост за весь период составил 45,68%. Так же мы можем заметить, что наибольший темп прироста наблюдался в 2013 году (50,11%), а наименьший в 2011 году (15,84%). Так же интересно что, в 2014 году по сравнению с 2013 годом произошло снижение темпов роста и отрицательный прирост (-2,59%). В целом среднегодовой абсолютный доход составил 5438248, и.

Самый большой дефицит среди анализируемых фондов имеется у пенсионного фонда. На 2014 год он составляет 30 млрд рублей. Минтруд РФ заявил о снижении реальной заработной платы в 2015 году на 9%. По неофициальным данным, цифра колеблется в диапазоне от 15 до 25%. Следствием подобных изменений становится сужение базы по взносам в ПФР. Более того работодатели совсем не платят взносы за 11,8 млн человек, и до конца 2015 года прогнозируется и рост числа безработных до 1,6 млн человек. Если исходить из того, что численность экономически активного населения составляет порядка 75 млн человек, то за каждого пятого взносы не уплачиваются.

Величина среднего значения коэффициента собираемости страховых взносов Ks составила 62,89 %, а коэффициента собираемости взносов на накопительную составляющую пенсии Kn -- 50,26 %. В целом, это довольно низкие показатели. При таком раскладе в дальнейшем, дыра в бюджете пенсионного фонда будет только еще больше разрастаться и средств, выделенных из федерального бюджета не хватит на ее покрытие. Актуальность данной проблемы сейчас велика, пенсионная система России требует реформ, нужно увеличить коэффициент собираемости налогов и снизить расходы. Однако объективно снижение расходов не может идти за счет увеличения пенсионного возраста или отмены пенсий работающим пенсионерам, требуется поиск новых путей развития.

С 2010 по 2014 год доходы возросли с 109124 до 1268658 млн. рублей, за этот период наблюдается колоссальный темп прироста, он составляет 1062,58%. Наибольший рост произошел в 2012 году, по сравнению с прошлым периодом доходы увеличились на 300,28 %. Далее в 2013 и 2014 году приросты были не значительные, 12,50% и 20,97 % соответственно. Данную тенденцию можно объяснить начавшимся в 2013 году экономическим спадом России. Средние показатели ряда динамики имеют следующие значения: ; и. В целом самые высокие показатели по рядам динамики мы наблюдаем у ФОМС, это говорит о эффективной работе данного фонда.

Анализируя данные, можно сделать вывод, что с 2010 по 2014 год расходы (так же как и доходы) значительно возросли 101844 до 1250545 млн. рублей, темп прироста составил 1127,90%. В процентном соотношении расходы в 2010 по сравнению с 2014 возросли на 65,32% больше чем доходы в этом же периоде. Наибольший рост произошел в 2011 году, по сравнению с прошлым периодом доходы увеличились на 342,13 %. Далее в 2013 и 2014 году приросты были не значительные, 13,95% и 13,55 % соответственно. Данную тенденцию можно объяснить начавшимся в 2013 году спадом экономики России. Средние показатели ряда динамики имеют следующие значения: и. В целом самые высокие показатели по рядам динамики мы наблюдаем у ФОМС.

В 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличились поступления налогов и страховых взносов на 2,11% и сократились поступления из федерального бюджета на 2,37%. Однако сокращения поступлений из федерального бюджета оказало не значительные изменения, поскольку основную часть дохода составляют налоговые сборы и тариф страхового взноса увеличились на 3%.

В структуре расходов показательным является то, что снизились расходы на второстепенные нужды.

Исследуя доходы ФСС РФ можно заметить, что в 2014 году по сравнению с 2010 годом поступления увеличились с 463777 млн. рублей до 569825 млн рублей, темп прироста составил 22,87%, по сравнению с приростами ранее изученных государственных внебюджетных фондов, данный прирост можно считать незначительным. В 2013 году вообще темп прироста отрицательный -4,33%, тенденция спада темпов прироста продолжилась и в 2014 году, данный показатель составил -5,58%. За период 2010-2014 гг. объем доходов в среднем за год возрастал на 5,28%, среднегодовой темп роста составил 105,28%, а среднегодовой абсолютный прирост составил 26512 млн. рублей. В целом самые низкие показатели по рядам динамики мы наблюдаем у ФСС, что говорит о не совсем эффективной работе фонда социального страхования.

Исследуя расходы ФСС РФ можно заметить, что в 2014 году по сравнению с 2010 годом расходования увеличились с 491199 млн. рублей до 546185 млн рублей, темп прироста составил 11,19%, по сравнению с приростами ранее изученных государственных внебюджетных фондов, данный прирост можно считать незначительным. В 2014 году темп прироста был отрицательный, -3,54%. За период 2010-2014 гг. объем доходов в среднем за год возрастал на 2,69%, среднегодовой темп роста составил 102,69%, а среднегодовой абсолютный прирост составил 13746,5 млн. рублей. В целом самые низкие показатели по рядам динамики мы наблюдаем у ФСС.

Проанализируем зависимость общих поступлений средств фонда социального страхования от поступлений из федерального бюджета, для этого используем корреляционный метод анализа.

После проведения всех расчетов получаем, что связь между общими доходами и доходами из федерального бюджета умеренная и прямая. Поступления из федерального бюджета не составляют большую часть всех поступлений, однако в 2014 году именно из-за их резкого сокращения очень снизились доходы ФСС, хотя налоговые поступления и поступления из федерального фонда обязательного медицинского страхования возросли.

На данной линейчатой диаграмме можно увидеть, что больше всего поступлений идет в пенсионный фонд, следующим по величине поступлений в 2010 и 2011 году был фонд социального страхования, однако начиная с 2012 года федеральный фонд обязательного медицинского страхования стал быстрыми темпами расти и развиваться, в значительной мере увеличив поступления и по доходам занял второе место среди государственных внебюджетных фондов.

Основная часть дохода государственных внебюджетных фондов приходится на налоги и страховые взносы. Данная диаграмма частично объясняет причину того, почему самые большие доходы имеет пенсионный фонд.

Заключение

В России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, страхование как финансовая категория - это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать внебюджетные фонды денежных средств для материального обеспечения различных слоев общества.

При написании работы на основе теоретического анализа определена сущность и значение внебюджетных фондов, выявлены особенности их функционирования, классификационные признаки и факторы, влияющие на увеличение или снижение доходов и расходов внебюджетных фондов, обуславливающие необходимость в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения государственных социальных и общеэкономических потребностей.

Внебюджетные фонды, являясь важным звеном финансовой системы государства, аккумулируют денежные ресурсы и направляют их на решение различного рода социально-экономических задач, позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Так как внебюджетные фонды формируются на основе перераспределения доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения национального дохода, это обстоятельство делает систему обязательного страхования особо восприимчивой к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно сказываются на собираемости взносов в указанные фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем в обществе.

Уровень инфляции по данным ЦБ составляет 11,4%, и если проанализировать поступления и расходования внебюджетных фондов с учетом инфляции, будет видна более четкая картина происходящего. Динамика расходов и доходов значительно отстает от темпов инфляции, что способствует нарастанию дефицита. Из всех рассмотренных внебюджетных фондов самый большой дефицит испытывает Пенсионный фонд. Как способ снижения дефицита было предложено увеличить пенсионный возраст, однако пока данный закон принят не был. Покрытие дефицита Пенсионного фонда России пока возможно за счет средств Резервного фонда без фонда национального благосостояния - говорит журналистам глава Минфина Антон Силуанов. Ранее председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития и Минтруду проработать вопрос о направлении средств Фонда национального благосостояния на сбалансированность бюджета ПФР. В 2015 году ПФР получил из бюджета трансферт объемом 1,7 трлн рублей.

На основе структурного анализа деятельности государственных социальных внебюджетных фондов в ходе работы определены целевые ориентиры и принципы реформирования сферы социального страхования в России, предложены направления реформирования, заключающиеся в разработке методологии формирования и функционирования системы социального страхования, введении страхования профессиональных и региональных пенсий и пособий за выслугу лет, перераспределении функций фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования, а также в определении перечня социальных рисков и разработке механизма их применения в качестве объектов социального страхования.

Таким образом, система социальных внебюджетных фондов России требует дальнейшего реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. В ответ на глобальные демографические проблемы развитые зарубежные системы пенсионного, социального и медицинского страхования осуществили серьезные реформы. Однако российская система по причине объективных особенностей макроэкономического характера, а также огромного груза накопленных обязательств советского периода должна реализовать уникальный комплекс мероприятий, который выходит далеко за пределы зарубежного опыта. Совершенствование этой системы приведёт к благополучной ситуации внутри страны и росту престижа страны на мировой арене.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2012 N 6-ФКЗ и от 30.12.2012 N 7-ФКЗ);

2. Бюджетный кодекс РФ по состоянию на 03.02.2014 г. с изменениями, внесенными № 1-ФЗ;

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2013)

5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 33-ФЗ);

6. Федеральный закон Российской Федерации 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. 24.07.2013 №213-ФЗ);

7. Федеральный закон от 23.12.2014 N 383-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

8. Богородская Н. А. Статистика финансов: учеб. Пособие/СПбГУАП. СПб., 2014, 316 с.

9. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. - М.: Академия, 2014. - 415 с.

10. Галаганов В.П. Страховое дело: учебник. - М.: Академия, 2011. - 272 с.

11. Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2014. - 462 с.

12. Дидык М.Е. Система гос. управления: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 350 с.

13. Лазурин Е.А. Статистика финансов и кредита: Учебное пособие / Е.А. Лазурин; Московский финансово-юридический университет МФЮА. - Ярославль: Я МФЮА, 2012. - 88 с.

14. Маслов Ю.Н. Страховое право: элементарный курс. - Курск, 2011. - 58 с.

15. Мохов А.А. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года и ее правовое обеспечение // Российская юстиция. 2011. - №8. - с. 61 - 65.

16. Князява В.Г., Слепова В.П Финансы: учебник - М.: Магистр, 2008- 654с.

18. Нескородова Ю.С. Проблемы распределения ресурсов внебюджетных фондов // сборник научных статей по м-лам конф-ии. 10.12.2011 г. - Белгород: БелГУ, 2012. - с. 44-46.

19. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2014. - 703 с.

20. Право социального обеспечения России: учебное пособие / авт.-сост. О.В. Рудакова. - Курск, 2011. - 364 с.

21. Бурцева С.А. Статистика финансов: учебник - М.: Финансы и статистика, 2004. - 288 с.

22. Соколова О.В. Государственные и муниципальные финансы: курс лекций. - Курск: НОУ ВПО АПиУ, 2014. - 116 с.

23. Батаев А. В. Прогноз дефицита пенсионного фонда России на основе актуарного моделирования: [Электронный ресурс]: научный журна: Молодой ученый. -- 2015. -- №7. -- С. 349-355.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе. Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов. Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов РФ.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Сущность государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, их виды, роль в финансовой системе. Источники формирования и направления использования бюджетных средств. Создание и исполнение бюджета отделения Пенсионного фонда по Томской области.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2012

    Сущность и причины возникновения внебюджетных фондов, их виды, классификация, источники формирования. Организация деятельности государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации. Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2015

    Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, их виды, источники формирования и задачи. Влияние экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику. Особенности социальных государственных внебюджетных фондов.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Основные источники формирования и особенности функционирования внебюджетных фондов. Порядок составления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Понятие государственных внебюджетных фондов и исторические предпосылки их возникновения. Типы государственных внебюджетных фондов и их функции в современной экономике. Цели и правовые основы функционирования государственных внебюджетных фондов РФ.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2011

    Сущность и виды внебюджетных фондов в Российской Федерации и их роль в финансовой системе страны. Состав источников доходов и направлений расходования средств внебюджетных фондов. Количественный анализ основных характеристик внебюджетных фондов.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

    Характеристика основных видов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Исследование особенностей их правового регулирования. Анализ формирования доходов и использования средств социальных внебюджетных фондов. Проблемы пенсионной системы.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2015

    Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе. Основные признаки и виды внебюджетных фондов, анализ их сущности и динамики в России. Характеристика главных направлений совершенствования деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Понятие, классификация и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов в РФ. Порядок функционирования и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Роль страховых взносов в формировании доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Формирование и использование средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов осуществляется на основе ежегодно принимаемых бюджетов или смет доходов и расходов. В частности, на основе бюджетов функционируют все социальные государственные внебюджетные фонды, а на основе сметы доходов и расходов - внебюджетный фонд развития исполнительного производства.

В настоящее время правовое регулирование государственных внебюджетных фондов стало весьма обширным. Оно дано как в ст. 143-150 БК РФ, где определяется процесс формирования и исполнения социальных государственных внебюджетных фондов, так и в целом ряде законов. Кроме того, режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов определен целым рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Заметное место занимают и законы субъектов РФ, а также постановления органов местного самоуправления. В связи с этим в современных условиях справедливо говорить о возникновении финансово-правового института государственных и муниципальный внебюджетных фондов. Этот институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу формирования и исполнения бюджетов или смет доходов и расходов государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

Этот институт включает в себя нормы, регулирующие:

1) состав доходов и расходов внебюджетных фондов;

2) порядок зачисления доходов внебюджетных фондов;

3) порядок составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов государственных и муниципальных внебюджетный фондов, а также исполнение их бюджетов и подготовку, рассмотрение и утверждение отчетов об их исполнении.

Финансово-правовой институт государственных и муниципальных внебюджетных фондов пересекается с бюджетным правом как подотраслью финансового права по линии бюджетного процесса. Это следует из того, что современное понимание бюджетного процесса как составной части бюджетного права включает в себя и процессуальное обеспечение бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).

Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. Его правовой режим определен Положением “О Пенсионном фонде РФ”, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской федерации. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются: единый социальный налог; ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы; средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольные взносы и др.



Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие мероприятия.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. В районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой РФ.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы во исполнение Закона РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857, а также Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год”.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог, бюджетных ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления.

При этом Устав Федерального фонда и Положение I территориальных фондов обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.

Основными направлениями расходования средств и фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями; предоставление кредитов страховщикам; организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования и другие мероприятия.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой. Равным образом бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении утверждается ежегодно соответствующим представительным (законодательным) органом власти субъекта РФ.

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определен постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. “О Фонде социального страхования Российской Федерации” с последующими изменениями. Фонд социального страхования РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отделения, а также филиалы отделений Фонда. Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой.

Источниками образования Фонда социального страхования РФ являются: единый социальный налог; страховые взносы по установленным тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ежегодно принимаемому закону; доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах; добровольные взносы граждан и юридических лиц, а также прочие доходы.

Направлениями расходов Фонда являются: выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижения им возраста полутора лет, пособий на погребение; оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.

Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” предусмотрено участие в этих отношениях Фонда социального страхования РФ в качестве страховщика. Средствами для осуществления данного вида социального страхования определены обязательные страховые взносы работодателей по установленному тарифу и др.

В 1998 г. во исполнение Федерального закона РФ “Об исполнительном производстве” создан внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Он предназначен для финансирования мероприятий, связанных с развитием исполнительного производства.

Правовой режим этого фонда определяется Положением о внебюджетном фонде развития исполнительного производства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 659.7

Средства фонда являются федеральной собственностью, находящейся в оперативном управлении Министерства юстиции РФ. Средства фонда развития исполнительного производства образуются за счет: 70-ти процентов от сумм исполнительских сборов; сумм возмещения расходов по проведению исполнительных действий; доходов от хранения временно свободных денежных средств, размещенных в кредитных организациях на конкурсной основе; иных поступлений.

Средства фонда направляются на: совершение ряда исполнительных действий (перевозку, хранение и реализацию имущества должника; оплату работы переводчиков, специалистов и других лиц, привлеченных к совершению исполнительных действий; розыск должника и др.); выплату вознаграждений судебным приставам-исполнителям в соответствии со ст. 89 Федерального закона РФ “Об исполнительном производстве”; иные цели, связанные с развитием исполнительного производства.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” средства исполнительского сбора в этом году зачисляются в размере 70-ти процентов - на счета Министерства юстиции РФ по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а в объеме 30 процентов поступлений - в доходы федерального бюджета.

Иные внебюджетные фонды могут быть созданы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со ст. 41 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2281 “О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы”’ на уровне субъектов РФ и муниципальных образований могут быть созданы внебюджетные фонды развития жилищного строительства. Фонды создаются по решениям представительных органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Примерный порядок формирования этих фондов определен в постановлении Правительства РФ от 15 июня 1994 г. № 664 “Об утверждении Примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства”.

Фонды образуются в целях создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, для аккумуляции добровольных взносов предприятий и организаций в жилищное строительство, для поддержки участия граждан в финансировании строительства для приобретения жилья и т. д.

Основными источниками формирования фондов являются: добровольные взносы юридических и физических лиц, целевые кредиты, дивиденды от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фондов, плата за услуги, оказываемые службами фондов, и т. д. Средства фондов направляются на строительство жилья, строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительство объектов социальной инфраструктуры и т. д.

В системе государственных и муниципальных денежных фондов различают государственные и муниципальные внебюджетные фонды , создаваемые соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные фонды (ст. 6 БК РФ).

Это самостоятельное звено финансовой системы, представляющее собой обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных .

Финансовые ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

Если доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов - инструмента внеэкономического административного принуждения, то механизм формирования государственных внебюджетных фондов базируется на:

  1. обязательных страховых взносах (в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы);
  2. средствах бюджета, перечисляемых в законодательном порядке в ;
  3. добровольных взносах юридических и физических лиц;
  4. доходах от капитализации временно свободных финансовых ресурсов.

Виды внебюджетных фондов:

  1. по назначению:
    • государственные внебюджетные фонды социального назначения ;
    • прочие внебюджетные фонды (экономические, научные, политические и т.п.).
  2. по уровню:

      государственные внебюджетные фонды Российской Федерации ;

    • территориальные государственные внебюджетные фонды;

Главное направление расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов - социальная сфера.

К государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ);
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ).

Следует отметить, что деятельность каждого внебюджетного фонда направлена на разрешение определенного круга проблем. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения. Деятельность Фонда социального страхования РФ направлена на обеспечение финансирования гарантируемых государством социальных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования отвечает за обеспечение финансирования целевых программ в рамках реализации Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации ".

Таким образом, все названные в Бюджетном кодексе РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования - государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе, по независящим от них обстоятельствам.

Задачи государственных внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды должны:

  • служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;
  • являться одним из основных источников финансирования социальных , закрепленных Конституцией РФ;
  • функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.

Цели функционирования государственных внебюджетных фондов:

  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
  • социальное обеспечение в случае безработицы;
  • охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого фонда.
Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда. Использование внебюджетных денежных средств на цели, не указанные в расходных статьях его бюджета, образует состав бюджетного правонарушения и влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Государственные отраслевые (ведомственные) денежные фонды - фонды министерств и других органов управления федерального и регионального уровней, образованные на основании актов исполнительных органов государственной власти, в целях финансового обеспечения деятельности указанных министерств (ведомств).

Особенности указанных фондов:

  • создание на основе решения министерств и ведомств по согласованию с входящими в их систему предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с законодательством РФ;
  • использование для их формирования добровольных отчислении, осуществляемых на договорной основе с учреждениями и организациями, находящимися в ведении министерств и ведомств (бюджетные ассигнования не являются источниками образования данных фондов - в этом и заключается отличие отраслевых фондов от фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ, формируемых в составе бюджета);
  • использование финансовых ресурсов фондов в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий внутриотраслевого характера;
  • постоянный (долгосрочный), как правило, характер функционирования.

К основным отраслевым фондам могут относиться Централизованный фонд социального и материального развития Министерства иностранных дел, фонды федеральных органов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. Наряду с отраслевыми (ведомственными) фондами могут быть созданы межотраслевые (межведомственные) фонды.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства)

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

Социальную защиту населения;

Повышение жизненного уровня населения;

Сохранение и улучшение здоровья населения;

Социальную ориентацию безработного населения.

Оказание социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.

Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

    специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

    отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

    средства бюджета;

    прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

    займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

Направления расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов. Помимо целевого использования средств этих фондов (при этом на конкретную цель указывает само название фонда: Пенсионный фонд РФ создан для финансирования расходов по государственному пенсионному обеспечению граждан, фонды обязательного медицинского страхования - для финансирования гарантированной государством медицинской помощи гражданам и т. д.) они могут направляться на содержание органов управления фондом, на инвестиционную деятельность и т.п. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан на ос­новании постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенси­онного обеспечения граждан. Задача Пенсионного фонда – целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования.

Основная часть доходов Пенсионного фонда РФ поступает за счет платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей. Кроме обязательных взносов, в ПФ РФ могут поступать средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий; доходы от капитализации части временно свободных средств ПФ и от обслуживания счетов ПФ коммерческими банками; пени и штрафы; добровольные взносы граждан и др.

Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства на­правляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударствен­ными и международными договорами государственных пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

3) оказание органами социальной защиты населения матери­альной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей); 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности); от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии»

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Фонд государственного социального страхования – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Данный фонд создается страховым методом с обязательным участием предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источниками образования фонда являются: отчисления от обязательных платежей по единому социальному налогу; доходы от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнования из бюджета; добровольные взносы граждан; другие поступления.

Средства Фонда социального страхования направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

3) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при ро­ждении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

Фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Средства фонда предназначены для финансирования страховыми организациями меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.

Средства ФОМС формируются за счет отчислений от обязательных платежей по ЕСН; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнований из бюджета; добровольных взносы граждан и д

Введение

Становление в России основ рыночной экономики продиктовало необходимость коренных преобразований в организационной струк­туре хозяйства. В ходе этого процесса произошла реструктуризация и ее центрального звена - общегосударственных финансов, которые включают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюд­жеты местных (муниципальных) органов управления, а также государ­ственные социальные и экономические внебюджетные фонды.

В результате рыночных преобразований основная масса финансо­вых ресурсов перешла из сектора государственного управления под контроль негосударственных структур.

Одним из результатов структурных преобразований явилось выде­ление и обособление так называемых внебюджетных фондов, при­званных обеспечить полноту и устойчивость финансирования важнейших социально-экономических программ. Правовой основой возникновения и функционирования внебюджетных фондов стал принятый в 1991 г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные фи­нансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.

Вместе с тем средства фондов находятся в феде­ральной собственности. Государство осуществляет руководство и пра­вовую регламентацию их деятельности.

Органы государственной власти, в частности, определяют целе­вое назначение и задачи деятельности конкретных внебюджетных фондов, источники формирования их доходов, среди которых важ­нейшим является обязательный платеж юридических и физических лиц, устанавливаемый в централизованном порядке. Кроме того, го­сударство определяет направления использования средств, аккумули­руемых внебюджетных фондов. Однако задачи оперативного ру­ководства и управления формированием и использованием средств выполняются правлениями соответствующих внебюджетных фондов, которые несут ответственность за выполне­ние функций, относящихся к компетенции тех или иных фондов, определяют перспективные задачи, утверждают бюджет, сметы рас­ходов, отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты фондов.

Первоначально по функциональному назначению внебюджетные фонды подразделялись на экономические, т.е. образованные для реше­ния важных общехозяйственных проблем, имеющих, как правило, программный характер (дорожное строительство и эксплуатация до­рожного хозяйства, борьба с преступностью, экология, развитие тамо­женной системы, воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.), и социальные, образованные для обеспечения важнейших конституционных социальных прав граждан России.

Социальные внебюджетные фонды используются для финанси­рования учреждений здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и много­детным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.).

1 глава. Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов

Реформирование системы государственных финансов в 90-е год ХХ столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимость безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения, медицинского и социально страхования, развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства, решении экологических проблем и т.п.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств используемых: для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира. Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения госу­дарством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер, число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством.

Главная причина возникновения внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоя­тельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъ­ектов Федерации и местного самоуправления.

Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:

Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;

Возможность “резервирования” денежных средств помимо государственного бюджета;

Увеличение количества услуг социального характера населению.

В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Увеличение количества внебюджетных фондов и совокупного объема аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, напри­мер во Франции, они сопоставимы с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах.

Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

Выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;

Формирование фондов с собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собст­венности.

Большинство фондов создается в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме от­числений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды - это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономи­ческих потребностей общегосударственного либо регионального значения.

В современных условиях повыша­ется значение внебюджетных фондов. Это объясняется рядом причин: 1) у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой под­держки предпринимательства, особенно в условиях нестабиль­ной экономики; 2) будучи автономными от бюджета, эти фонды предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно по­явление внебюджетных фондов со строго целевым использова­нием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль; 3) внебюджетные фонды могут при определенных ус­ловиях, т. е. при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Наиболее важное значение принадлежит государственным внебюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.

Бюджетное законодательство формулирует общие принципы и

правовой статус государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

Социальное обеспечение по возрасту;

Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

Социальное обеспечение в случае безработицы;

Охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом.

Выделение внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

1) необходимостью выделения специальных денежных ресур­сов с целью их более эффективного и строго целевого использо­вания;

2) необходимостью определения особых и одновременно устой­чивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;