§10.2. Норма предоставления жилого помещения. Понятие жилого помещения. Норма жилой площади, ее правовое значение и порядок применения

  1. Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
  2. Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются метры для улучшения жилищных условий.
  3. Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Есть еще санитарная норма на человека, минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда. Величины каждой из них устанавливаются властями территорий.

Жилищные нормы

Минимальный показатель на двух человек:

  • 42 кв. м.

Минимальный показатель для одного человека, проживающего на жилом объекте недвижимости:

  • 33 кв. м.

Для военнослужащих Официальное упоминание об обеспечении военнослужащих жильём указано в статье Федерального закона №117, вступившем в силу вначале 2005 года: указан минимум предоставления и допустимый предел превышения этой нормы. В случае оформления военнослужащим ипотеки, эти показатели учитываться не будут; только в случае расчётов жилищной субсидии принимаются во внимание показатели нормы обеспечения.


Уволенный до истечения 10-летнего срока службы, военный офицер имеет право претендовать на минимум – 18 квадратных метров. При чём, 18 квадратных метров – санитарная норма на него и всю его семью.

Сколько квадратных метров жилой площади положено на одного человека

Важно

Согласно статье 50 ЖК РФ, каждая муниципальная область в праве устанавливать свои значения показателя. Норма предоставления в разных городах России различна.


В качестве примера были взяты текущие цифры квадратных метров на человека: Область, Город Минимальное значение, кв.м. Среднее значение, кв.м. Максимальное значение, кв.м.
Московская область, Москва 18 18 18 Воронежская область, Воронеж 14 14 – 18 18 Ярославская область, Ярославль 17 17 17 Белгородская область, Старый Оскол 18 18 18 Белгородская область, Белгород 18 18 18 Белгородская область, Губкин 17 17 – 18 18 Омская область, Омск 18 18 18 Следовательно, жилищная норма ниже этих цифр не имеет права на существование. В противном случае, гражданин имеет право вынести дело на судебное разбирательство.
На федеральном уровне норма для военных семей устанавливается повсеместно, условия действуют на всей территории Российской Федерации.

Какие нормы жилой площади используются в 2017 году

Однако оно не должно превышать показатель нормы предоставления, который также устанавливается органом местного самоуправления. Для квартиросъёмщиков и арендодателей будет полезно ознакомиться со статьёй №49 ЖК РФ «Предоставление жилого помещения по договору социального найма», часть третья.

В статье говорится о нормах и порядке предоставления жилья квартиросъёмщикам по договору социального найма. Согласно статье №105 ЖК РФ, минимальные предписанные санитарные показатели для людей, которые проживают в общежитии, составляют 6 квадратных метров.

Раздел №3 (главы №7 и №8) в ЖК РФ посвящён жилым помещениям, которые предоставляются по договорам социального найма. Социальное значение Минимальный и средний показатели на одного человека из трёх в семье:

  • Минимальное значение – 16 кв.
  • Среднее, действующее по Российской Федерации, – 18 кв.

Что такое норма жилой площади на одного человека?

Жилищного кодекса жилое помещение может быть предоставлено с превышением социальной нормы площади жилого помещения, если оно представляет собой одну комнату, либо однокомнатную квартиру или предназначено для вселения граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Согласно ст. 3 Федерального закона от 9 января 1997 г.
№ 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (в ред. от 24.07.2009 г. № 213-ФЭ), соответствующим категориям граждан предоставлено право на первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда с предоставлением при этом дополнительной жилой площади до 15 кв.

Post navigation

Внимание

Семьям москвичей, где имеются инвалиды с нарушениями костно-мышечной системы, жилье предоставляется в зданиях, построенных с соблюдением норм программы реабилитации. Закон, действующий на территории Санкт-Петербурга в отношении норм предоставления жилплощади, прописывает их менее подробно.

Здесь для:

  • одиноких людей положено - 33 кв.м.;
  • для семей, где количество членов более двух – по 18 кв.м.

Учетная норма площади жилья в Санкт-Петербурге: - жильцам отдельных квартир – 9 кв. м. общей площади;- жильцам коммунальных квартир – 15 кв.м общей площади. Приведенные выше нормы используются при предоставлении отдельных квартир и комнат в коммуналках.

Если жилье находится в общежитии, то норматив составляет не менее 6 кв.м. на человека, с высотой потолков не менее 2,1 метр. Таблица норм по регионам Перечислим, какие жилищные нормы будут действовать в регионах в 2018 году.

Жилищное право

Эта величина не постоянная, она может меняться в зависимости от обстоятельств, региона проживания и своего предназначения. Ст.15 ЖК РФ предполагает применение нижеперечисленных видов нормирования жилья:

  • учетная норма – метраж, занимаемый человеком, достаточный для того, чтобы ему улучшили условия проживания по договору соцнайма в порядке очередности;
  • минимальная (санитарная) норма – применяется в случаях, когда гражданин заселяется в общежитие (на время службы, работы или учебы) либо в квартиры из городского маневренного фонда;
  • норма предоставления – предельная величина площади, меньше которой не допускается выделение социального жилья.

Санитарная норма устанавливается на федеральном уровне и составляет 6 кв.м на человека. Эта величина считается предельной для обеспечения нормальной жизнедеятельности 1 человека.

17. норма жилой площади.

В остальной части оплата жилья и коммунальных услуг производится проживающими в жилом помещении гражданами за счет собственных средств. Если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного на уровне субъекта Российской Федерации прожиточного минимума, то собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование, содержание и ремонт жилого помещения нанимателей, проживающих в государственном или муниципальном жилищном фонде, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

Какие нормы жилой площади существуют: нюансы и требования к установлению

Российской Федерации. В домах государственного и муниципального жилищных фондов жилое помещение предоставляется гражданам по договору социального найма либо в поднаем в пределах нормы жилой площади, приходящейся на одного человека. Кроме того, норма жилой площади имеет решающее значение при занятии освобождающихся жилых помещений в коммунальных квартирах. Освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах, где проживают несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы предоставления, при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь. В ст. 81 Жилищного кодекса РФ декларируется право нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого.

Норма жилой площади. её правовое значение и порядок применения

Жилищного кодекса РФ граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного и (или) муниципального жилищных фондов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на равных основаниях с остальными претендентами.

В ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлена очередность предоставления гражданам жилых помещений, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Согласно ст.
Ранее уже говорилось о праве нанимателя о предоставлении ему меньшей жилой площади взамен занимаемого жилого помещения. В случае превышения социальной нормы площади житья интерес в предоставлении меньшего по размеру жилого помещения оправдан сокращением расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Органы местного самоуправления, а также предприятия, организации, учреждения по первому обращению граждан, заинтересованных в замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей социальную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы, обязаны предоставить гражданам соответствующее жилое помещение. При этом с момента подачи заявления о замене жилого помещения до его фактической и юридической замены граждане оплачивают жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья на условиях, равных с иными гражданами, проживающими в жилых помещениях в пределах социальной нормы.
Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. При этом особо важно подчеркнуть, что ограничению по площади, количеству и размерам подлежат лишь те жилые помещения, которые предоставляются гражданам в домах государственного и (или) муниципального жилищных фондов.

Частная собственность граждан на жилые помещения не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обеспечивается правом неприкосновенности. Норма предоставления жилого помещения. Согласно ч. 1 ст.

§10.2. Норма предоставления жилого помещения

Ранее статья 38 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала норму жилой площади - 12 кв. м на одного человека; это был предельный размер предоставляемой жилой площади. На практике жилое помещение предоставляется в Российской Федерации гражданам в размере от 9 до 12 кв. м жилой площади. В некоторых регионах жилье предоставлялось по общей площади, в качестве "социальной нормы площади жилья".

Действующее законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:

1) норма предоставления (норма предоставления жилой площади по договору социального найма),

2) учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий),

3) социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья коммунальных услуг).

Согласно части 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норму предоставления устанавливает орган местного самоуправления в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Например, согласно статье 12 Закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. N 6 "Основы жилищной политики города Москвы", а также пункту 5 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12, норма предоставления жилого помещения в Москве (социальная норма) составляет 18 кв. м общей площади на одного человека, а норма постановки на учет по улучшению жилищных условий - 10 кв. м общей площади на каждого проживающего. Федеральными законами и законами субъектов Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Размер общей площади квартиры определяется как сумма площадей всех помещений квартиры, включая площадь жилых комнат и мест общего пользования в квартире.

Места общего пользования квартиры - вспомогательные нежилые помещения, предназначенные для обслуживания только этой квартиры, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв. м общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения) за период, установленный законодательством города Москвы. Иные нормы предоставления определены статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих": офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения - не менее 15 и не более 25 кв. м. Во исполнение Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" постановлением Правительства России от 28 февраля 1996 г. N 214 утвержден "Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты".

ЖК РСФСР (ст. 38) устанавливал норму жилой площади в размере 12 кв. м на одного человека. Эта цифра являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. В настоящее время нормы предоставления жилой площади изменились. На практике жилое помещение предоставляется гражданам в России в размере от 9 до 12 кв. м жилой площади на человека.
Норма жилой площади имеет важное практическое значение и учитывается, в частности, при исчислении платы за жилое помещение, при предоставлении нанимателю жилого помещения в связи с капитальым ремонтом жилого дома или при выселении нанимателя, разделе жилой площади, сдаче помещения в поднайм или вселении временных жильцов, решении вопроса о предоставлении дополнительной жилой площади.
Современное законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:

  • норма предоставления (норма предоставления жилой
    площади по договору социального найма);
  • учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий);
  • социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг).

Под нормой предоставления площади жилого помещения понимают минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.

Под социальной нормой площади жилья подразумевают размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на сегодняшний день составляет 18 кв. м обшей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. До 2010 г. пересмотр этого стандарта не предполагается.
Размер общей плошади квартиры определяется исходя из совокупности суммы площадей всех помещений квартиры, включая площадь комнат и мест общего пользования в квартире. Местами общего пользования в квартире называют вспомогательные нежилые помещения, которые предназначены для обслуживания только этой квартиры. К ним относится кухня, внутриквартирный коридор, иные подобные помещения.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливается законодательством РФ.
В настоящее время не существует конкретного единого нормативного документа, устанавливающего категории граждан, имеющих право на получение дополнительной площади; такие категории указываются в разных нормативных актах.
Дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв.м общей площади предоставляется гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, если иное не установлено законом.
При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения). Что касается военнослужащих, то согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ »0 статусе военнослужащих» офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.

  • 10. Виды жилых помещений и их назначение.
  • 11. Права и обязанности граждан по содержанию жилого дома и придомовой территории.
  • 12. Основания и порядок перевода жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые.
  • 13. Государственное управление в сфере жилищно–коммунального хозяйства.
  • 14. Государственный контроль над использованием жилищного фонда.
  • 15. Договор социального найма, как одна из разновидностей форм улучшения жилищных условий.
  • 16. Предоставление жилых помещений по договору социального найма.
  • 17. Норма жилой площади.
  • 18. Порядок заключения договора социального найма.
  • 19. Права и обязанности сторон по договору социального найма.
  • 20. Сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами.
  • 21. Порядок и основания для изменения и расторжения договора социального найма.
  • 22. Аренда жилых помещений. Безвозмездное пользование жилыми помещениями.
  • 23. Сохранение договора найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение.
  • 24. Основания и порядок выселения из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
  • 25. Заселение освободившихся комнат в квартире.
  • 26. Понятие договора коммерческого найма жилых помещений.
  • 27.Объект (предмет) и форма договора коммерческого найма.
  • 29.Права и обязанности сторон по договору коммерческого найма.
  • 30.Расторжение договора коммерческого найма.
  • 31.Специализированные жилые помещения.
  • 32. Права собственности на жилое помещение.
  • 33.Основания возникновения права собственности на жилые помещения.
  • 34.Права и обязанности членов семьи собственника помещения.
  • 35.Приобретение жилища в частную собственность (приватизация жилых помещений).
  • 37.Договор купли-продажи жилого помещения как одна из разновидностей улучшения жилищных условий.
  • 38.Основания и порядок обмена жилого помещения.
  • 39.Содействие государства в строительстве и приобретении гражданами жилых помещений.
  • 41.Изъятие (отчуждение) жилого помещения в связи с изъятием земельного участка.
  • 42.Товарищество собственников жилья.
  • 43.Права и обязанности товарищества собственников жилья.
  • 44.Органы управления товариществом собственников жилья.
  • 45.Жилищные и жилищно-строительные кооперативы: порядок и цели создания, основы функционирования.
  • 46.Пользование жилыми помещениями в жк и жск.
  • 47.Права и обязанности членов жилых кооперативов.
  • 48.Правовое положение жилищных накопительных кооперативов. Понятие, цели создания.
  • 49. Регистрация граждан по месту жительства и пребывания.
  • 50.Коммунальные и иные платежи в жилищной сфере.
  • 51.Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
  • 52. Налог на имущество (жилые помещения) с физических и юридических лиц.
  • 53.Основания и порядок обеспечения сохранности жилищного фонда.
  • 54.Разрешение жилищных споров.
  • 55. Ответственность за нарушение жилищного законодательства.
  • 56.Предоставление жилищных кредитов. Ипотечное кредитование.
  • 57.Виды вещных прав на жилые помещения. Основание их возникновения и прекращения.
  • 58. Способы управления жилыми помещениями. Выбор способа управления многоквартирным домом.
  • 59. Правовой режим вспомогательных помещений в жилом доме (квартире) и объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах.
  • 60. Жилищные правоотношения: понятие, элементы.
  • 61. Виды жилищных правоотношений.
  • 62.Действие жилищного законодательства во времени, пространстве, по кругу лиц.
  • 63. Переустройство: понятие и виды.
  • 64. Перепланировка: понятие и виды.
  • 65. Основания проведения планировки или переустройства.
  • 66. Основания отказа в разрешении переустройства или перепланировки.
  • 67. Самовольная перепланировка или переустройство. Правовые последствия.
  • 68. Права и обязанности собственника жилого помещения.
  • 69. Право собственности на общее имущество собственников.
  • 70. Выселение гражданина, право собственности которого на жилое помещение прекращено.
  • 17. Норма жилой площади.

    Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

    КонсультантПлюс: примечание.

    Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина.

    1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

    2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

    3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

    (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

    4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

    6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

    (часть шестая введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

    18. Порядок заключения договора социального найма.

    В соответствии со ст. 672 Гражданского кодекса РФ в государственном и муниципальном жилищном фондах социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

    Договор социального найма заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией и нанимателем - гражданином, на имя которого был выдан ордер.

    Предпосылками для заключения договора социального найма являются решение соответствующего органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения (административный акт) и выданный на основе этого решения ордер.

    Ордер является единственным основанием для вселения в жилое помещение по договору найма.

    Выдача ордера на заселение жилых помещений производится в точном соответствии с решением о предоставлении жилого помещения отделом по учету и распределению жилой площади или специально назначенным должностным лицом. Ордер может быть выдан только на фактически свободное жилое помещение.

    Ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке.

    При получении ордера должны быть представлены паспорта (свидетельства о рождении) на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.

    Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена в случаях, когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения или при выявлении других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

    При вселении в предоставленное жилое помещение ордер должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию, где он хранится как документ строгой отчетности.

    После выдачи гражданину ордера с ним должен быть заключен собственно договор социального найма. Получив ордер, гражданин вправе требовать от жилищно-эксплуатационной или иной организации, в ведении которой находится жилой фонд, заключения с ним договора найма, а указанная организация обязана этот договор с ним заключить.

    Договор социального найма должен быть заключен в письменной форме.

    Ордер не является документом, подтверждающим, что договор заключен в письменной форме, поскольку он является односторонним административным актом.

    В договоре должны быть указаны наймодатель и наниматель, предмет договора, права и обязанности сторон. Договор должен быть подписан как наймодателем, так и нанимателем.

    Отсутствие письменной формы договора социального найма не влечет его недействительность, однако лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, что не лишает их в то же время права приводить другие доказательства (ст. 162 Гражданского кодекса РФ).

    Предметом (объектом) договора социального найма может быть только изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат.

    Не могут быть самостоятельным предметом договора социального найма часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), а также подсобные помещения.

    Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

    Этап: Признание гражданина нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма

    Малоимущие. Устанавливается законом субъекта РФ порядок отнесения к малоимущим. Орган местного самоуправления осуществляет признание гражданина в качестве малоимущего. Жилые помещения предоставляются только из муниципального жилищного фонда. Норма предоставления жилого помещения определяется органами местного самоуправления.

    Иные граждане, установленные ФЗ или законом субъекта РФ. Жилое помещение предоставляется из государственного жилого фонда (как исключение из муниципального). Норма предоставления может быть установлена ФЗ и законом субъекта РФ.

    Норма предоставления – это минимальный размер площади жилого помещения исходя из которого предоставляется жилое помещение по договору социального найма.

    Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    В г.Москве норма предоставления составляет 18 м2 на 1 человека, учетная норма - 10 м2 общей площади, 12 м2 - коммун. квартира.

    Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:

    1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

    2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

    3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (аварийное, не подлежащее реконструкции);

    4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

    При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

    2 Этап: Постановка гражданина на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

    С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

    Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

    Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

    Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    3 этап. Прохождение очереди.

    Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (общая очередь).

    Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

    1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

    2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

    3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

    4 этап. Принятие решения органа местного самоуправления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.

    Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

    Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

    При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

    При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

    Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

    5 этап. Заключение договора социального найма.


    Жилищного ко­декса служебные помещения выделяются, как правило, в виде жилых 77 помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Вообще служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, кᴏᴛᴏᴩые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от места работы. Норма предоставления служебного жилого помещения (в виде отдельной квартиры) оправдывается целью его предоставления. В ст. 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» говорится, что в том случае, если оплата жи­лья и коммунальных услуг по договору социального найма жилого помещения не производится в течение шести месяцев, тогда гражда­не подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением друго­го жилого помещения, отвечающего санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, по нормам общежития.

    Жилищное право

    Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. При этом особо важно подчеркнуть, что ограничению по площади, количеству и размерам подлежат лишь те жилые помещения, которые предоставляются гражданам в домах государственного и (или) муниципального жилищных фондов. Частная собственность граждан на жилые помещения не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обеспечивается правом неприкосновенности.


    Норма предоставления жилого помещения. Согласно ч. 1 ст.

    Жилищные нормы

    Внимание

    При этом в случаях, предусмотренных законом, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучше­нии жилищных условий, рассматриваются в течение тридцати рабо­чих дней со дня поступления в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий уполномоченный орган. О принятом решении гражданам выдается либо направляется документ, подтверждающий принятие такого решения (ч.


    5 ст. 52 Жилищного кодекса). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния (ст. 50 ЖК). Как правило, чем выше уровень жизни и уровень доходов населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации, тем ниже размер установленной учетной нормы. Иными словами, круг лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, становится шире в том регионе, кᴏᴛᴏᴩый менее обеспечен, имеет низкий уровень жизни населения.

    При предоставлении жилого помещения в домах государствен­ного или муниципального жилищного фонда по договору социаль­ного найма приоритетное значение приобретают жилищные нормы. Соблюдение установленных законодателем жилищных норм имеет место также при заключении договора коммерческого найма либо поднайма жилого помещения. Именно из расчета жилой площади, имеющейся у гражданина, совершается ряд сложных юридических действий, направленных на возникновение, изменение либо пре­кращение жилищных правоотношений.

    При этом важно отметить, что большинство из данных норм устанавливается на уровне субъ­ектов Российской Федерации. Подобное распределение полномо­чий по части установления жилищных норм объясняется желанием законодателя учесть географические, демографические, националь­ные и иные региональные особенности, присущие тому или иному субъекту Российской Федерации.
    При этом в рамках данной статьи ничего не говорится о конкретной норме жилья, называемой нормой общежития. При этом такая норма действительно существует в рамках жилищного законодательства и равна 6 м2 жилой площади в расчете на одного человека. При этом при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития учитывается не только размер жилой площади, но и функциональная принадлежность предоставляемого жилого помещения к общежитию.
    Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 94 Жилищного кодекса под общежития пре­доставляются специально созданные либо переоборудованные для данных целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, други­ми предметами, необходимыми для проживания граждан.

    5.4. жилищные нормы

    Если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного на уровне субъекта Российской Федерации прожиточного минимума, то собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины минимально­го размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным за­кон од ател ьством. В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса размер платы за пользование, содержание и ремонт жилого помещения нанимате­лей, проживающих в государственном или муниципальном жилищ­ном фонде определяется исходя занимаемой общей площади жило­го помещения. Ранее уже говорилось о праве нанимателя о предоставлении ему меньшей жилой площади взамен занимаемого жилого помещения.

    Согласно п. 4 ст. 12 Закона г. Москвы «Об основах жилищной политики города Москвы» (в ред. от 12 мая 1999 г.) граждане вправе получить жилые помещения по договору социального найма менее 18 кв. м, но не менее 16 кв. м общей площади на каждого члена семьи. Статья 39 ЖК РФ закрепляет право граждан на дополнительную жилую площадь. Отдельным категориям граждан сверх нормы жилой площади предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв.


    м. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной площади может быть увеличен до 20 кв. м. Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством.

    О жилищных нормах и нормах жилищного права

    Важно

    Жилищного кодекса РФ граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного и (или) муниципального жилищных фондов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на равных основаниях с остальными претендентами. В ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлена очередность предоставления гражданам жилых помещений, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.


    Согласно ст.

    17. норма жилой площади.

    Учетная норма имеет место при постанов­ке гражданина, претендующего на получение жилого помещения из домов государственного (муниципального) жилищного фонда, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с жилищным законодательством. Лицам, кᴏᴛᴏᴩые име­ют право на улучшение жилищных условий, а следовательно, на получение жилого помещения в домах жилищных фондов социаль­ного найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередно­сти исходя из времени принятия граждан на учет (ст. 57 ЖК). Вне очереди жилые помещения по договору социального найма могут предоставляются гражданам, жилые помещения кᴏᴛᴏᴩых стали не­пригодными для проживания в результате аварийного состояния, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 п. 1 ст. 57 ЖК).

    Виды жилищных норм порядок их определения

    Жилищного кодекса РФ служебные помещения выделяются, как правило, в виде жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Вообще служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от места работы. Норма предоставления служебного жилого помещения (в виде отдельной квартиры) оправдывается целью его предоставления.

    В п. 1 ч. 4 ст. 83 Жилищного кодекса РФ говорится, что расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) платы за коммунальные услуги в течение более шести месяцев.

    Виды жилищных норм и порядок их определения

    • Аннотация
    • ПРЕДИСЛОВИЕ
    • Тема \ ПОНЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА
    • style=’margin-top:0cm’1.1. Система жилищного права
    • 1.2. Объекты жилищного права
    • 1.3. Формы собственности
    • Тема 2 ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    • style=’margin-top:0cm’2.1. Конституционные основы жилищного права
    • 2.2. Понятие жилищного законодательства
    • 2.3. Структура жилищного законодательства
    • 2.4. Действие жилищного законодательства во времени
    • Тема 3 ЖИЛИЩНЫЕ ФОНДЫ
    • style=’margin-top:0cm’3.1. Понятие жилищного фонда
    • 3.2. Классификация жилищных фондов
    • Тема 4 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
    • 4.1.
      Возникновение права на служебное помещение
    • 4.2. Иные основания возникновения права на жилое помещение
    • Тема 5 ЖИЛИЩНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    • style=’margin-top:0cm’5.1.