Смотреть страницы где упоминается термин бюджетные показатели. Статистика государственных финансов Основные составляющие бюджета

Для правильного построения, расчета и анализа выполнения государственного бюджета необходимо определить основные принципы его построения, правильно очертить круг институционных единиц, операции которых подлежат отражению в государственном бюджете, классифицировать экономические категории, учитываемые при его составлении.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы одного сектора экономики – «Государственные учреждения». Задачей статистики в данной области является осуществление группировки основных операций данного сектора. Такая группировка создает аналитическую базу для определения потребности органов государственного управления в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов.

В сектор «Государственные учреждения» включаются институционные единицы, деятельность которых заключается в предоставлении услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Перераспределение производится, как правило, путем налогообложения институционных единиц, включаемых в другие сектора экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

К основным показателям государственного бюджета относятся:

· доходы;

· расходы;

· официальные трансферты;

· кредитование минус погашение (чистое кредитование);

· превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит);

· государственный долг.

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Они разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относят налоговые и неналоговые поступления, к капитальным – доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли).

Официальные трансферты – это безвозмездные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный характер в виде субвенций, репараций, дарений, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций. Если аналогичные платежи поступают из негосударственных источников, они включаются в состав неналоговых доходов бюджета.

Расходы – это все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются. В состав расходов включаются и трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование включает предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Чистое кредитование объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Дефицит или профицит бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или преобразована в бессрочный долг.

Государственный долг разделяется на внешний и внутренний с подразделением каждого вида долга по типу держателя.

Основные характеристики бюджета ежегодно закрепляются соответствующим законом. Утверждение его происходит до тридцать первого декабря текущего года. Бюджет выступает регулятором экономической, социальной и общественной жизни страны. В случае, если бюджет на будущий календарный период не утверждён вовремя, законопроект в предыдущей редакции продолжает действовать до момента принятия нового закона.

Основные составляющие бюджета

Бюджет состоит из двух финансовых частей, в частности, доходной и расходной. Ежегодно, обобщающие показатели доходов и расходов изменяются. Эти изменения происходят в результате возникшей необходимости. К примеру, на территории страны возобновились боевые действия и это вызвало необходимость дополнительных затрат на армию и медицинское обслуживание населения. Изменения в закон вносятся по мере необходимости, путём голосования соответствующего органа власти.

Расходная часть бюджета рассчитана на финансирование всех, конституционно закреплённых отраслей хозяйствования и жизнедеятельности граждан, а так же на развитие национального производства. Большая часть финансовых активов бюджета направляется на удовлетворение потребностей финансовой сферы. Именно размер минимальной зарплаты и потребительской корзины в разрезе покрытия нужд финансирования, установлены этим законом.

Минимальные социальные стандарты

От размера минимальной зарплаты зависят оклады работников социальной сферы. В соответствии с тарифной сеткой, базовой единицей которой и выступает минимальная зарплата. Минимальная зарплата в течении года, в соответствии с бюджетом, может возрастать в несколько этапов. Этот рост связан с увеличением инфляции и веса потребительской корзины. регулирует количество и качество минимального набора благ, которые должен себе позволить гражданин определённого возраста. От размера потребительской корзины зависит уровень минимума прожиточного в стране.

Так же бюджетом установлены минимальные нормы финансирования социальных проектов и организаций. Всё дело в том, что в режиме дефицита бюджета, государство предоставляет минимальное количество денежных средств, для финансирования социальных нужд. Основные показатели бюджета напрямую воздействуют на деятельность частных экономических субъектов.

Приток активов в бюджет

Бюджет наполняется в основном, за счёт налоговых поступлений и прибыли от ресурсов государства. Система перераспределения внутри бюджета действует исключительно. Аккумулируя активы из одной отрасли, бюджетный механизм перераспределяет их в другие сферы жизнедеятельности страны, в соответствии с объективной необходимостью. Отдельно стоит рассматривать кредиторскую задолженность. Государство может привлечь кредитные средства, как от резидентов, так и от не резидентов. Учитывая их сначала в качестве актива, постепенно, внутри бюджета, они списываются на пассив.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

а) Согласно подобранному цифровому материалу о доходах/расходах Федерального бюджета РФ, а также данных прогнозируемого объёма ВВП и уровень инфляции за соответствующий период и используя ст.1 ФЗ «О Федеральном бюджете…» заполним таблицу 1.

Таблица 1 Показатели Федерального бюджета РФ

Рассчитаем изменения показателей к 2011 году по формуле

Тn = (уn - yo) / yo*100%, (1)

где уn-- уровень сравниваемого периода;

yo -- уровень базисного периода.

Результаты сведем в таблицу1.

Доходы: Т2012 = (9 503 - 8 844)/ 8 844*100% = 7,45;

Т2013=(10 379- 8 844)/ 8 844*100% = 17,36%

Расходы: Т2012 = (11 237- 10 658)/ 10 658*100% = 5,43;

Т2013=(12 175- 10 658)/ 10 658*100% = 14,23%

+ / - : Т2012 = (-1 734 + 1 814))/(- 1814)*100% = -4,41 %

Т2013=(-1796+ 1 814))/(- 1814)*100% = -0,99 %

ВВП: Т2012 = (55 950,0- 50 389,0)/ 50389,0*100% = 11,04%

Т2013=(61 920,0- 50389,0)/ 50389,0*100% = 22,9%

Инфляция: Т2012 = (6- 6,5)/ 6,5*100% = -7,7 %

Т2013=(5,5- 6,5)/ 6,5*100% = - 15,4%

б) Проанализируем полученные данные. Согласно принятому Федеральному бюджету на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. ему бюджетные расходы в 2011 г. составят 10 658 млрд. руб., доходы - 8 844 млрд. руб. В 2012 г. они вырастут до 11 237 и 9 503 млрд. руб. соответственно, а в 2013 г. - до 12 175 и 10 379 млрд. руб. При этом чуть менее половины всех доходов - нефтегазовые поступления. Основные характеристики бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011 г. в размере 50 389 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5%, в 2012 г. - 55 95 млрд. руб. и 6% соответственно, в 2013 г. - 61 92 млрд. руб. и 5,5%. Рост ВВП в 2011 г. прогнозируется на уровне 4,2%, в 2012 г. - 3,9%, в 2013 г. - 4,5%. Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2011 г. запланирован на уровне 3,6% ВВП (1 814 млрд.руб.), в 2012 г. - 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. руб.), в 2013 г. - 2,9% ВВП (1 785,7 млрд. руб.). Бюджетный дефицит в 2012-2013 гг. будет покрываться за счет доходов, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, а в 2011 г. - также за счет средств Резервного фонда. Государственный внешний долг России на начало 2012 г. не должен превышать 55,6 млрд. долл. США, на 1 января 2013 г. - 65,2 млрд. долл. США, на 1 января 2014 г. - 75,6 млрд. долл. США. В 2011 г. более 2/3 расходов федерального бюджета будут осуществлены по разделам «Социальная политика», «Национальная экономика», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». На реализацию инвестиционных проектов направляется в 2011 г. 551,8 млрд. руб., в 2012 г. - 457,6 млрд. руб., в 2013 г. - 419,7 млрд. руб.

Рисунок 1 - Показатели Федерального бюджета РФ.

Рисунок 2 - Изменение показателей Федерального бюджета к 2011 году, %

г) Используя данные приложения ФЗ «О Федеральном бюджете…» заполним таблицу 2. расход доход бюджет

Таблица 2 Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета на 2011 год

Раздел расходов

Наименование раздела

млрд. руб.

Общегосударственные расходы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают социальная политика, национальная экономика и национальная оборона. В 2011 году доля расходования этих средств составляет 27,59%, 16,5% и 14,2%. Наименьшие веса в классификации имеют охрана окружающей среды (0,16%), физическая культура и спорт (0,4%) и средства массовой информации (0,6%).


Рисунок 3 - Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета на 2011 год


Рисунок 4 - Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета на 2011 год, %

д) Ответим на следующие вопросы:

1) назовите орган власти, утверждающий Федеральный бюджет

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях. После принятия федерального бюджета Госдумой он одобряется Советом Федерации и подписывается и утверждается Президентом РФ.

2) каким документом регламентируется бюджетный процесс для анализируемого бюджета?

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируется положениями Конституции РФ, Бюджетным кодексом РФ и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год, другие федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

3) назовите орган власти, осуществляющий внутренний и внешний контроль за расходованием средств федерального бюджета

Федеральное казначейство выполняет текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета (и территориальных бюджетов, если их исполнение осуществляется через органы федерального казначейства).

Счётная палата РФ является высшим органом государственного финансового контроля. Согласно ФЗ от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» основными задачами Счётной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования экономики, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

1.2. Основные характеристики бюджета

Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с которой потребители бюджетных средств - отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т.е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов.

Доходы бюджета классифицируются:

· по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;

· по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы;

· по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.

Формирование доходной части бюджета приобрело в настоящее время в основном налоговый характер.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжении органов государственной власти.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

· по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

· по функциональному назначению - на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Важнейшим средством государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений является государственный бюджет, который определяет пути и методы образования финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.

Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;

2) размер дефицита или профицита;

3) источники финансирования бюджетного дефицита;

4) размеры государственного внутреннего долга.

В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.

Основными показателями статистики государственного бюджета являются:

официальные трансферты;

чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений);

дефицит (превышение расходов над доходами);

профицит (превышение доходов над расходами).

Доходы - это безвозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет для осуществления социально-экономической деятельности государства. Доходы могут быть текущие (налоговые и неналоговые поступления) и капитальные.

Одним из видов доходов могут быть официальные трансферты, под которыми понимаются безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию «доходы», чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяют с категорией «расходы» как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.

Дефицит государственного бюджета ДФ исчисляется как сумма доходов Д и полученных трансфертов Т за вычетом суммы расходов Р и чистого кредитования Кч:

Объем финансирования дефицита зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур).

Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит. Если в первой половине 90-х годов преимущественным источником был неинфляционный внешний (иностранные заимствования и операции с ценными бумагами), то во второй половине 90-х годов государство покрывало бюджетный дефицит за счет внутреннего и внешнего источников в равных долях.

В настоящее время бюджетная политика Российского государства основывается на системе международных бюджетных классификаций, что позволило не только упорядочить статистическую информацию о государственном бюджете, но и осуществлять бюджетную деятельность государства в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.

Опишите содержание основных международных бюджетных классификаций и принципы их формирования.

Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификаций, позволяет проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды. Этот принцип положен в основу классификаций государственного бюджета.

В результате классификации устанавливается сходство между операциями государственного управления и группируются сотни и тысячи отдельных операций и программ, входящих в состав основных компонентов, в относительно однородные категории, которые помогают выявить характер, структуру и экономическое воздействие таких показателей, как доходы, полученные официальные трансферты, расходы, кредитование минус погашение, финансирование и долг.

Операции, входящие в состав основных компонентов, классифицируются в соответствии с видом деятельности либо сегментом рынка, функционирующего вне сектора государственного управления, на которые они оказывают воздействие. Механизм такого воздействия состоит в изменении соотношения спроса и предложения путем изменения уровня налогов или объема субсидий, рыночной конкуренции на товары и услуги либо увеличения или уменьшения объема финансовых требований и обязательств на финансовых рынках.

Предлагаемая Международным валютным фондом система классификаций, определяющая структуру системы показателей государственного бюджета, включает следующие разделы:

A. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов Б. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения

B. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита Г. Классификация государственного долга.

Рассмотрим более подробно эти основные классификации государственного бюджета.

Классификация доходов и полученных официальных трансфертов

I. Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII)

II. Общие доходы (III + VI)

III. Текущие доходы (IV + V)

IV. Налоговые поступления

1. Подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала

2. Отчисления на социальное страхование

3. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу

4. Налоги на собственность

5. Внутренние налоги на товары и услуги

6. Налоги на международную торговлю и внешние операции

7. Прочие налоги

V. Неналоговые поступления

VI. Доходы от операций с капиталом

VII. Полученные официальные трансферты

В классификации доходов прежде всего выделяются налоги (или налоговые поступления), представляющие собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи учреждениям государственного управления, и неналоговые поступления. Налоги классифицируются по характеру базы, с которой взимается налог, либо по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство, например, импортирование продукции, продажа товаров и услуг, получение доходов.

Текущие неналоговые поступления группируются по их характеру (доходы от собственности, выручка от реализации и комиссионные сборы, штрафы или частные пожертвования).

Доходы от операций с капиталом включают доходы от продажи различных видов капитальных активов и добровольные взносы на капитальные вложения из негосударственных источников.

Официальные трансферты классифицируются в соответствии с их источниками (отечественные или зарубежные), а также по их назначению (для текущих расходов или капиталовложений).

Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения проводится по двум основным признакам: назначение или функция, с выполнением которой связаны расходы, и экономическая характеристика операций, при проведении которых осуществляются эти расходы.

Функциональная классификация расходов и кредитования

за вычетом погашения

1. Государственные услуги общего характера

2. Оборона

3. Общественный порядок и безопасность

4. Образование

5. Здравоохранение

6. Социальное страхование и социальное обеспечение

7. Жилищно-коммунальное хозяйство

8. Организация отдыха и деятельность в сферах культуры и религии

9. Топливно-энергетический комплекс

10. Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота

11. Горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые (за исключением топлива); обрабатывающая промышленность; строительство

12. Транспорт и связь.

5. Как развивалась система бюджетных классификаций в РФ?

Бюджетная классификация, обязательная для всех учреждений и организаций страны.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов

бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической

классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования

дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной

системы России.

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной

классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования

расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому

кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки

товаров, субсидии.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является

группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и органами

местного самоуправления для покрытия дефицитов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является

группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по

распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о

федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе затраты на

средств адресно.

Законодательство РФ устанавливает пределы применения бюджетной классификации

и ее различных частей.

Так, классификация доходов бюджетов РФ, функциональная, экономическая

классификация расходов, классификация источников внутреннего финансирования

дефицитов бюджетов, классификация видов государственных внутренних долгов РФ

и субъектов Федерации являются едиными и используются при составлении,

утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении

консолидированных бюджетов всех уровней.

При этом законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и

органы местного самоуправления вправе при утверждении соответствующих

бюджетов производить дальнейшую детализацию бюджетной классификации, не

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"

устанавливает пределы применения бюджетной классификации и ее отдельных

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы

местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию своих

бюджетов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной

классификации РФ.

9.2. Классификация доходов бюджета

Рассмотрим отдельные классификационные группировки бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов

всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах

Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех

уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

Налоговые доходы;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды

доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые доходы по

видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов. Налоги делятся также на

прямые и косвенные.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от

использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной

собственности. Учитываются и зачисляются, в бюджеты также средства,

получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального

имущества.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы

конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход бюджетов в

соответствии с законодательством и решениями судов.

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные законодательно

на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов - виды доходов, получаемые бюджетами

в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной

системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами

отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной

системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того

уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

Установлены базовые нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской

Федерации от таких налогов, как:

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые

(выполняемые, оказываемые) на территории РФ;

Налога на прибыль предприятий (организаций);

Подоходного налога с физических лиц;

Акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, вырабатываемые на

территории РФ;

Акцизов на товары, вырабатываемые на территории РФ;

Других федеральных налогов, подлежащих распределению между бюджетами разных

9.3. Функциональная классификация расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой

расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение

основных функций государства, в том числе на финансирование реализации

нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и

органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления

отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных

представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры,

судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются

разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и

местное управление, средств на выполнение функций государства, государственное

управление и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает

следующие разделы:

Государственное управление и местное самоуправление;

Судебная власть;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Промышленность, энергетика и строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология,

картография и геодезия;

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

Развитие рыночной инфраструктуры;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных

бедствий;

Образование;

Культура, искусство и кинематография;

Средства массовой информации;

Здравоохранение и физическая культура;

Социальная политика;

Обслуживание государственного долга;

Пополнение государственных запасов и резервов;

Финансовая помощь бюджетам других уровней;

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных

договоров;

Мобилизационная подготовка экономики;

Исследование и использование космического пространства;

Прочие расходы;

Целевые бюджетные фонды.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды

Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов,

государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и

органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов

бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не

нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий

уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает

финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям

деятельности распорядителей средств.

9.4. Экономическая и ведомственная классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает

следующие разделы: 1)текущие расходы; 2)капитальные расходы; 3) капитальный

ремонт; 4) приобретение земли; 5) предоставление кредитов.

В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета,

бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей

распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по

разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной

классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов

экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных

распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом;

перечень распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов

утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации и

органом местного самоуправления.

6. В чем проявляются особенности бюджетных классификаций в РФ?

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ - важнейшая составляющая бюджетного устройства Российской Федерации - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и использования бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. В состав бюджетной классификации входят: 1) классификация доходов бюджетов - группировка доходов бюджетов по всем уровням бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными.актами; 2) функциональная классификация расходов бюджетов - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций. Первый уровень этой классификации составляют разделы, отражающие выполнение государством его важнейших функций; второй - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в рамках соответствующих разделов; третий -классификация целевых статей расходов федерального бюджета (финансирование расходов по основным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета); четвертый - виды расходов федерального бюджета (детализация направлений финансирования по целевым статьям); 3) экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию (текущие расходы, капитальные расходы, капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; предоставление кредитов и бюджетных ссуд за вычетом погашения и др.); 4) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, включая как внутренние, так и внешние источники; 5) ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям (прямым получателям) средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам бюджетов. Классификация целевых статей расходов бюджетов отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств и соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов Российской Федерации; 6) ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Федерации - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям бюджетных средств из бюджетов субъектов РФ по соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций могут вводить дополнительную детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая при этом общие принципы построения и единства бюджетной системы.

Решение задач.


Похожая информация.