Приостановление по счетам в банке. Как быть, если налоговой инспекцией приостановлены операции по вашему расчетному счету? Отмена решения о блокировке

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, либо в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 не применяются положения статьи Кодекса только в отношении текущих платежей в конкурсном производстве.

В отношении текущих платежей, начисленных в иных процедурах банкротства, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств налоговыми органами применяется с учетом особенностей Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Одновременно с принятием решения о взыскании принимается решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение о приостановлении) (по всем счетам) в соответствии со статьей Кодекса .

Решение о приостановлении заполняется по форме, утвержденной .

Копия решения о приостановлении передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии соответствующего решения налогового органа, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В целях соблюдения положений пункта 4 статьи Кодекса приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ предусмотрено направление налогоплательщикам решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, информацию о принятых налоговым органом документах, позволяет получать Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».

При направлении решения о приостановлении в электронном виде в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (зарегистрирован Минюстом России 25.11.2014 № 34911) (далее – Положение Банка России №440-П) по телекоммуникационным каналам связи, решение формируется в налоговом органе в соответствии со статьей Кодекса , подписывается и регистрируется как бумажный документ в установленном порядке. После подписания решения выполняется его формирование в электронном виде и отправление в МИ ФНС России по ЦОД для направления в банк. Бумажный экземпляр решения подшивается в дело налогоплательщика.

В целях реализации положений статьи Кодекса и Положения Банка России № 440-П были разработаны и утверждены Регламент взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), подразделениями Банка России и налоговыми органами (Описание форматов «Налог») (Версия от 23.05.2017)».

В целях обеспечения возможности исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с решением о принятии обеспечительных мер налоговый орган принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по всем его счетам в банке в порядке, предусмотренном статьей Кодекса только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 10 статьи Кодекса).

Решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по счетам в банке принимается на сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи Кодекса .

Налоговый орган не позднее одного дня, следующего за днем получения документов (их копий), подтверждающих факт исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, исполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налоговым агентом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом, а также при наличии основания, предусмотренного пунктом 11 статьи Кодекса , принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение об отмене приостановления).

Решение об отмене приостановления заполняется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ . Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме в соответствии с Порядком Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П .

Согласно пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения об его отмене (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94, абзац девятый пункта 1 статьи 126 Федерального закона № -ФЗ и абзац второй пункта 9.1 статьи Кодекса); кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган.

Решение об отмене приостановления хранится в налоговом органе.

Копия решения об отмене приостановления вручается, направляется (предоставляется) налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в порядке, установленном статьей Кодекса .

В целях недопущения нарушения прав налогоплательщиков в случае несвоевременной отмены решения о приостановлении операций или срока его вручения представителю банка (направления в банк), а также неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций начисляются проценты в порядке, установленном пунктом 9.2 статьи Кодекса , которые полежат уплате налогоплательщику.

При получении заявления налогоплательщика об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно средств для исполнения решения о взыскании в соответствии с пунктом 9 статьи Кодекса , в случае отсутствия документов, подтверждающих наличие денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, указанных в заявлении об отмене приостановления операций по счетам, до принятия решения об отмене операций необходимо в течение дня, следующего за днем получения соответствующего заявления должника, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

При получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса статьи Кодекса , в целях исполнения решения о взыскании предпринимаются действия по исполнению решения о взыскании с тех счетов или корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) или электронных денежных средств для исполнения указанного решения.

В целях исполнения решения о взыскании налоговый орган при получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса , статьей 86 Кодекса , а также до принятия решения об отмене приостановления в соответствии с пунктом 9 статьи 76 Кодекса , приостанавливает действие ранее направленных в рамках действующего решения поручений налоговых органов и в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от банка информации о наличии достаточных денежных средств (драгоценных металлов) на счете и электронных денежных средств, направляет поручения на те счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) для исполнения указанного решения.

В случае, когда отмена приостановления операций осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами в порядке пункта 9.1 статьи Кодекса , принятие налоговым органом решения об отмене приостановления не требуется.

В случае отмены (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании одновременно с этим принимается решение об отмене приостановления.

В случае приостановления исполнения (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании решение об отмене приостановления не принимается, действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках не приостанавливается (за исключением случаев, когда имеется прямое указание суда на осуществление соответствующих действий).

При наличии решения о приостановлении, банки не вправе открывать налогоплательщику-организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума (пункт 12

Для исполнения организацией или предпринимателем обязанности по уплате налогов, страхвзносов, сборов ИФНС может приостановить расходные операции по их банковским счетам. В каких случаях это возможно и какова процедура приостановления, расскажем в нашем материале.

Решение ФНС: приостановление по счету

Чтобы банк прекратил проведение расходов своего клиента-налогоплательщика по его счетам, он должен получить от ИФНС решение о приостановке операций по счетам и электронных денежных переводов, по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Такое решение возможно и для налоговых агентов.

Максимум на следующий день после того, как принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, оно направляется в банк электронными средствами связи, а его копия передается под расписку самому налогоплательщику. В ответ банк сообщает в ИФНС суммы электронных денег и остатков на счетах клиента. Отказаться от исполнения такого решения ИФНС банк не вправе (п. 4-6 ст. 76 НК РФ).

В период действия решения банки не могут открывать налогоплательщику новые счета (электронные средства платежа). Чтобы иметь актуальную информацию о клиенте, банки (а также и сами налогоплательщики) могут получать актуальные сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков через интернет-сервис «Банкинформ», расположенный на официальном сайте ФНС.

Решение будет действовать с момента получения его банком, пока приостановление операций не будет отменено инспекцией. Отменяется оно на основании документов, подтверждающих взыскание задолженности, копии которых банк направляет налоговикам, а те, не позднее следующего дня, направляют решение об отмене приостановления банковских операций (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Даже наличие приостановлений по счетам налогоплательщика не отнимает у него возможности осуществлять платежи, предшествующие по очередности уплате налогов (согласно ГК РФ): выплаты по исполнительным листам об алиментах, возмещении вреда жизни, здоровью, о выплате зарплаты, перечисление зарплаты работникам и т.д. С «приостановленных» счетов можно перечислять бюджету налоги, сборы, страхвзносы, штрафы и пени.

Если расходные операции приостановлены в пределах определенной суммы, средствами сверх нее налогоплательщик может распоряжаться как угодно (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Причины, когда возможно приостановление операций по счетам налогоплательщика

Руководство ИФНС может принять решение о блокировании банковских операций в случаях, когда:

  • организация не сдала налоговую декларацию вовремя и в течение 10 дней после окончания срока подачи (пп.1 п. 3 ст. 76 НК РФ),
  • налогоплательщик не исполнил требование ИФНС об уплате налоговой недоимки , страхвзноса, штрафа, пени (п. 2 ст. 76 НК РФ),
  • налоговый агент не отчитался по форме 6-НДФЛ вовремя и в течение 10 дней после установленного срока сдачи (п. 3.2 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС РФ от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515),
  • налоговики считают, что итоговое решение налоговой проверки налогоплательщик не исполнит, поскольку сумма выявленной недоимки и начисленных штрафов больше, чем общая стоимость его имущества; здесь приостановление операций по счетам налогоплательщика – обеспечительная мера, применяемая после запрета на отчуждение имущества (пп.2 п. 10 ст. 101 НК РФ),
  • у организации появилась обязанность сдачи налоговой отчетности электронно, но условий для этого она не обеспечила, например, договор с оператором ЭДО не заключен, а сертификат электронного ключа проверки подписи не приобретен (п. 5.1 ст. 23; пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС РФ от 29.06.16 № ЕД-4-15/11597),
  • организация, обязанная подавать электронную налоговую отчетность, получила электронно требование налоговиков о представлении документов или пояснений, либо уведомление о вызове в инспекцию, но в установленный срок не отправила в ИФНС электронную квитанцию о приеме документа (пп.2 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС РФ от 11.05.2017 № АС-4-2/8820).

Это все основания, по которым могут блокироваться счета налогоплательщика органами ФНС, в остальных случаях приостановление будет незаконным.

Приостановление операций по счетам налогоплательщиков является, пожалуй, самым неприятным моментом в деятельности любой организации: ведь невозможно вести операционную деятельность, рассчитываться с контрагентами и продолжать вести эффективно работу. Причем законодательство в этой части постоянно изменяется, так в прошлом году приняли поправки в отношении невозможности открытия счета в другом банке, а в этом ввели новые основания для закрытия счетов. Но фактически компании не застрахованы от ошибок налогового органа.

Основания приостановления операций по счетам

Согласно статье 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.

Право на приостановление операций на счетах возникает у налоговиков в следующих случаях. В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. Решение о приостановлении не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ). К конкретным случаям приостановки операций по счету можно отнести:

  1. Организация или предприниматель не исполнили в срок требование об уплате налога, пени, штрафа
  2. Организация или предприниматель не представили налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока ее подачи. В такой ситуации инспекция вправе вынести решение о блокировке всех открытых счетов организации (предпринимателя). При этом сумма остатка денежных средств на счетах налогоплательщика роли не играет, заблокированы будут все денежные средства, находящиеся на счетах и поступающие на них (п. 3 ст. 76 НК РФ). Десятидневный срок на основании п. 6 ст. 6.1 НК РФ исчисляется в рабочих днях.

Новые основания для прекращения расчетов по счетам

С 2015 года полномочия налогового органа расширяются.

Налоговый орган также сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не будет исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:

Требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);

Требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

Уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять соответствующее решение, если не представит квитанцию в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Напомним, что направить квитанцию необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Отмена решения осуществляется в следующем порядке.

Отмена решения налогового органа

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика предусмотрен пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ. Так, налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

День передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

День представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;

День явки в налоговый орган (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).

Информация на сайте налогового органа

В 2014 году Федеральная налоговая служба внедрила интернет-сервис "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков". Поэтому информацию о закрытых счетах можно получить на этом сайте. Но в письме ФНС России от 20.03.2014 N НД-4-8/5047@ "Об интернет-сервисе "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков" сообщалось о наличии проблем в отношении внесения изменений в картотеку сведений.

в случае обращения налогоплательщика в инспекцию в связи с отказом банка в открытии счета по причине наличия у него не отмененных решений о приостановлении операций по счетам, обязана сверить имеющиеся у нее данные с данными из картотеки федерального уровня и, при необходимости, внести изменения в картотеку.

В заключение нужно отметить, что для целей проверки контрагента целесообразно использовать материалы сайта налоговой службы, а если вы сами попали в беду, то обращайтесь как можно скорее в налоговый орган для разблокировки счетов.

Что делать, если у вас приостановили операции по счету

Принудительное взыскание со счета

Разблокировать счет

Отменить приостановление

Как уплатить налог при блокировке счета

Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович

Адвокатская Палата Московской области

Приостановление операций по счетам в банке

Практически каждый налогоплательщик, даже физические лица, сталкиваются с ситуацией, когда они не могут провести платеж со своего банковского счета, потому, что произошла «блокировка счета налоговой инспекцией». Действия налоговой в подобных ситуациях называются Приостановление операций по счету налогоплательщика в банке, или приостановление операций по счетам в банке. Эта процедура установлена статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации и является способом обеспечения исполнения налогоплательщиками и налоговыми агентами обязанностей по уплате налогов а так же исполнения и других налоговых обязательств .

Важно: Правила статьи 76 НК РФ помимо налогов распространяются и на сборы.

То есть, внешне сходная ситуация для налогоплательщиков (блокировка счета) возникает например если не подана налоговая декларация, если налогоплательщик нарушает порядок электронного документооборота с налоговой, а так же и при принудительном взыскании налогов, недоимок по налогам и штрафов. Во всех этих случаях возможно применением блокировки счета в порядке статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Владелец счета воспринимает приостановление по счету со стороны налоговой, как остановку банком обслуживания счета, в том числе и приостановку расходных операций по счету. В действительности, это не совсем так, поясним это ниже.

Внимание: Приостановку счета могут устроить и приставы (ФССП), по не исполненным налоговым платежам

Мы неоднократно сталкиваемся с ситуациями, когда клиенты не разобравшись при блокировке счетов тратят недели на переписку и походы для общения с налоговой по разблокировки счета. В действительности, налоговая взыскивает недоимки, пени, штрафы через приставов (ФССП), и приставы выставляют на счет инкассо. Уплата денег в бюджеты в такой ситуации нечего не даст. Разбираться нужно с приставами и снимать блокировку счета будут приставы.

Рекомендуем: При каждой блокировке счета прежде всего точно выясняйте причины блокировки, и только за тем действуйте.

Основания приостановление счета

Приостановление счета – строго формализованная процедура, право на применение которой налоговыми органами РФ прямо установлено в статье 31 Налогового кодекса РФ, а порядок проведения приостановления – в статье 76 кодекса. Приостановление счета возможно и у налогоплательщиков и у налоговых агентов.

Приостановление движения по счету у налогоплательщика возможно в случаях (Основания приостановление счета):

  • Начала процедуры принудительного взыскания недоимок, штрафов в случае не исполнения обязанности уплатить налог (сбор)
  • Принятие решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (часть 10 статьи 101 Налогового кодекса РФ)
  • Не представления организацией декларации в течение 10 дней по истечении установленного кодексом срока для ее представления
  • Не представления организацией деклараций в электронной форме по истечение 10 дней с даты установленного кодексом срока ее представления
  • Не представления в налоговый орган квитанции о получении требования о представлении документов или информации, или о вызове в налоговый орган.

Приостановление по счету у налогового агента возможно в случаях:

  • непредставления налоговым агентом расчета сумм налога НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Как узнать о приостановке счета

Опасность блокировки счетов со стороны налоговых органов или банками по другим основаниям очевидна. Приостановление счетов возможно у любого налогоплательщика, в том числе и у контрагентов. Как узнать о приостановке счета обязан знать квалифицированный бухгалтер, сотрудники юридических служб любой организации.

В настоящее время наличие блокировки счета (во всяком случае со стороны налоговой) можно проверить он-лайн на сайте ФНС России адрес страницы: https://service.nalog.ru/bi.do.

Электронный сервис называется: Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов(311-П, 365-П).

Для получения информации о блокировке счета требуется ввести Индивидуальный налоговый номер (ИНН) налогоплательщика — владельца банковского счета, и реквизит банковского счета «БИК», счета, который вас интересует. Таким образом возможно оперативно проверить и собственные счета налогоплательщика и счета контрагентов.

Блокировка расчетного счета налоговой

Как происходит приостановление движения по счету

Приведенные выше основания приостановления движения по счету предполагают разный порядок оформления приостановления, но документальное оформление должно быть в любом случае.

Приостановление счета в связи с неуплатой налогов:

Основание блокировки счета — часть 2 статьи 76 НК РФ. В данном случае блокировка счета выполняет конкретную обеспечительную функцию — обеспечить уплату конкретным налплатом конкретных сумм налога, пени, штрафа в бюджет. Учитывая возможность ограничения прав налогоплательщиков путем принудительного взыскания недоимок в порядке статьи 46 Налогового кодекса РФ, блокировка счета возможна и применяется при одновременном наличии двух обстоятельств : 1)При выявлении налоговым органом недоимки и 2) Неисполнение налогоплательщиком обязанностей по ее погашению.

Как известно, недоимка возможна при неуплате налога по сроку, или выявление недоимки при проведении налоговой проверки. По правилам Налогового кодекса налогоплательщик должен быть извещен налоговым органом об имеющейся у него недоимке, и ему должно быть предложено погасить недоимку в добровольном порядке. В каждом из случаев выявления недоимки налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате налога (Глава 10 Налогового кодекса РФ).

Вместе с тем, принудительное взыскание за счет денежных средств на счете оформляется отдельным решением налогового органа.

Таким образом, приостановлению движения по счету в связи с неуплатой налогов должны предшествовать оформление и направление налогоплательщику других документов:

  • Требование об уплате налога (сбора), пени, штрафа
  • Решение о взыскании налога (сбора), пени, штрафа
  • Решение о приостановлении движения по счету в банке.

Блокировка электронных платежей

Правила о приостановлении движения по счету в банке так же применяются для приостановления движения электронных платежей налогоплательщика.

Существенно осложняет положение налогоплательщика не одинаковые процедуры установления приостановления счета и снятие приостановления.

Приостановление направляется из налоговой в банк по электронным каналам и принимается налоговой по своим (имеющимся у налоговой) документам (формально) (часть 8 статьи 76 Налогового кодекса).

При этом выставить приостановление налоговая может на несколько счетов. А банк обязан бесспорно исполнять приостановление с момента получения решения о приостановлении до получения решения об отмене.

Снятие приостановления по счету так же производится по отдельному решению инспекции, и возможно не ранее получения налоговой документов об уплате налогов. (часть 8 статьи 76 Налогового кодекса РФ).

Учитывая время на уплату налога, а это возможно только загнав на счет деньги, получение подтверждающего документа – как минимум выписки по счету, срок подачи налплатом соответствующего заявления и приложения документов об оплате, день на рассмотрение в налоговой, получаем – около недели, от даты обнаружения приостановления счета налплатом.

И это, при наличии «свободных» денег для закачки на счет.

Как разблокировать счет

Если заблокировали несколько счетов

Если заблокировали счет выручит налплата только достаточная сумма для погашения требований налоговой на счетах налплата. В этом случае налплат вправе просить налоговую о разблокировании счетов, где находится средства сверх суммы недоимок, пеней и штрафов по решению о приостановке.

Изучая решение о приостановлении движения по счету, помимо прочих обязательных реквизитов — наименования, адреса, ИНН, ОГРН налогоплательщика, обратите внимание на точную сумму (если блокировка из-за взыскания недоимки, пени, штрафа), которая должна быть взыскана. Эта сумма должна быть в решении четко указана, с привязкой к другим документам — Требованию об уплате налога и Решению о взыскании налога со счета налогоплательщика.

Подтвердив выпиской по счету достаточность средств для взыскания на одном из счетов, у вас появляется основание просить налоговую снять блокировку с оставшихся.

А в случае отказа налоговой разблокировать счет — требовать уплаты соответствующих пеней, а, возможно и убытков.

Приостановление из-за декларации

Движение по счету может быть приостановлено в порядке части 3 статьи 76 Налогового кодекса в случае не представления налоговой декларации или истребованных у налогоплательщика документов — блокировка из-за декларации.

В этих случаях налоговой для блокировки счета так же необходимо соблюсти формальности, но в меньшем объеме. Ситуация для налплата усложняется, если налплат применяет электронный документооборот с налоговой. Тогда налоговой для решения о приостановлении счета достаточно имеющихся у нее сведений из компьютера. И блокировка в случаях не представления налоговой декларации происходит очень быстро.

Часто, блокировка счета происходит без достаточных оснований, формально. Налплат отправил сообщение в налоговую, а оно не прошло. Причины, почему сообщение (квитанция) не прошло в компьютер налоговой со стороны налплата, налоговую не интересует. Компьютерная программа не разбирается, ей достаточно самого факта отсутствия налоговой декларации в установленный срок.

Ответ на требование налоговой не получен по электронным каналам связи в течение установленного срока – все, формальные основания для приостановления движения по счету есть.

Получите соответствующее решение о приостановление счета.

Как разблокировать счет?

Как разблокировать счет зависит от оснований, по которым счет был заблокирован. Общее правило — устранить причину блокировки. При неуплате налогов и отсутствии средств теперь это станет проще.

29 ноября 2016 года в Налоговый кодекс внесены изменения, допускающие уплату недоимки, пени, штрафа третьими лицами — учредителями и руководителями налогоплательщика.

Отмена приостановления движения по счету при непредставлении документов

В отличие от процедуры снятия блокировки при неуплате налогов, снятие приостановления счета из-за непредставления налоговой декларации, не представления истребованных документов и т.д. (часть 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ) отменяется «формально», по прекращению причин (оснований) установления приостановления. То есть, при неподаче налоговой декларации – нужно подать налоговую декларацию, при не представлении документов – предоставить в налоговую истребованные документы, при не передаче квитанции – передать квитанцию, при не представлении документов (пояснений) – представить документы (пояснения) (часть 3.1 статьи 76 Налогового кодекса).

Аналогично (формально) отменяется решение о приостановлении движения по счетам налоговых агентов по НДФЛ. Решение должно быть отменено после представления налоговым агентом в налоговый орган соответствующего расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ.

Во всех случаях приостановления по причинам не представления документов (деклараций, пояснений и т.д.), решения о приостановлении должны быть приняты не позже следующего дня, после даты устранения допущенного нарушения. (части 3.1 и 3.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ).

Как платить при приостановлении счета

Приостановление движения по счету при неуплате налога построено таким образом, как принуждение к исполнению законных требований налогового органа. При этом предполагается соблюдение конституционного принципа защиты собственности, и ограничение причинения необоснованного ущерба налогоплательщику.

Статьей 76 НК РФ приостановление операций влечет не запрещение, а ограничение расходных операций. При этом поступление денег на счет вообще не ограничено. Да и расходные операции с банковского счета полностью не запрещены.

Допускаются расходные операции с «заблокированного налоговой» банковского счета, которые по очередности, стоят ранее, чем уплата налогов по гражданскому законодательству. (часть 1 статьи 76 НК РФ)

Например, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статья 855), при ограниченности средств на банковском счете и их недостаточности для удовлетворения всех требований к счету, эти требования удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь по исполнительным документам , предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов ;
  • во вторую очередь по исполнительным документам , предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности ;
  • в третью очередь по платежным документам , предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации , а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов ;
  • в четвертую очередь по исполнительным документам , предусматривающим удовлетворение других денежных требований ;
  • в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Учитывая приведенные правила статьи 855 ГК РФ, даже в случае приостановления операций по банковскому счету, статья 76 НК РФ разрешает списывать с заблокированного налоговой счета (проводить расходные операции) для:

  • Возмещения вреда жизни и здоровья
  • Взыскание алиментов
  • Выплата выходных пособий, установленных законодательством и оплату труда с работниками, оформленными по трудовым договорам
  • Выплата авторам

ВАЖНО: Все перечисленные выплаты возможны только по исполнительным документам . Понятие исполнительный документ дано в статье 12 закона РФ «Об исполнительном производстве». Применительно к рассматриваемой ситуации о блокировании банковского счета в качестве исполнительных документов могут быть приняты :

  • По возмещению вреда жизни и здоровья – исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов;
  • По взысканию алиментов – 1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, 2) судебные приказы; 3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
  • По взысканию выходных пособий и оплате труда – 1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, 2) судебные приказы;
  • По выплатам авторам — 1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, 2) судебные приказы.

Для взыскания денежных средств со счетов по исполнительным документам в момент приостановления расходных операций по счету соответствующие исполнительные документы должны быть предъявлены в банк. По правилам статьи 8 закона РФ «Об исполнительном производстве» предъявить исполнительны документ о взыскании денежных средств в банк вправе сам взыскатель или это делает судебный пристав-исполнитель.

В целях недопущения причинения необоснованного вреда налплату и охране частной собственности, налоговая инспекция НЕ ВПРАВЕ ограничивать использование налплатом денежных средств на счете в сумме, превышающей сумму требований к счету, указанную в Решении о приостановлении. Это правило прямо установлено частью 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Исполнение правил о «лимите расходных» требований зависит в первую очередь от банка, поскольку именно банк реализует запретительную функцию.

Снять приостановку по счетам

Снять приостановку по счетам возможно только административным путем: 1) Через соблюдение процедур, установленных Налоговым кодексом, 2) Через оспаривание действий и документов налогового органа.

Налоговый кодекс, как было показано выше, в статье 76 устанавливает и порядок приостановления счета и порядок отмены приостановки. Узнав о приостановлении движения по банковским счетам налогоплательщику необходимо получить в налоговой инспекции копию решения о приостановлении, форма решения – Приложение №1.

Из решения налогоплательщик узнает причины блокировки счета, и станут ясны необходимые для разблокирования счета действия.

На первом листе решения (слева) должны быть указаны основания блокировки счета – неуплата налога, не представление налоговой декларации и т.д.

  1. Для разблокирования счета налогоплательщику необходимо действовать в соответствии с правилами части 3.1 и 3.2 статьи 76 НК РФ:

— При взыскании недоимки по налогам – уплатить налог, получить подтверждающий документ, подать в налоговую заявление с приложением доказательств уплаты недоимки. счета должен быть принято инспекцией в течении следующего дня после подачи заявления, при условии оплаты недоимки.

ВАЖНО:

Не торопитесь уплачивать недоимку по налогам со счета другого юр лица или от имени собственника или генерального директора самого налогоплательщика. По правилам статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог самостоятельно! Эту норму планируют изменить, но пока она не изменилась.

Если вам кто-то одолжит необходимую сумму, используйте ее правильно. Если вы вспомните рассказанное выше о порядке приостановления движения по счетам, вы сможете просто перечислить заем на ваш заблокированный счет. При этом необходимо, что бы общая сумма на счете превысила сумму требований по решению о приостановлении. Необходимые средства будут списаны со счета на основании существующего решения о взыскании денег со счета.

После чего счет будет разблокирован.

— При не представлении документов – подать в налоговую соответствующие документы (налоговую декларацию, пояснения, и т.д.), подача осуществляется в соответствующей форме – в бумажной или по электронным каналам. Решение об отмене приостановления счета должен быть принято не позже следующего дня, после подачи в налоговую налоговой декларации, пояснений, или иных документов.

Если налоговая не разблокирует счета в установленные сроки, или необоснованно приостановит движение по счетам, налогоплательщик вправе требовать уплаты пени на зависшую сумму на счете за весь период приостановки. (часть 9 статьи 76 НК РФ)

Москва

Налоговый адвокат

Гордон Андрей Эдуардович

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Утверждено

приказом ФНС России

от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@

Решение N ____________

о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

(плательщика сбора, налогового агента) <*> в банке,

а также переводов электронных денежных средств

______________________ «__» ____________ 20__ г.

(населенный пункт)

Руководитель (заместитель руководителя) ___________________________________

(наименование налогового органа,

классный чин, Ф.И.О.)

рассмотрев обстоятельства, связанные с <**>

│ │ — неисполнением требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа,

└─┘ процентов;

│ │ — непредставлением налоговой декларации в налоговый орган в течение

└─┘ десяти рабочих дней по истечении установленного срока ее представления;

│ │ — обеспечением возможности исполнения решения о привлечении

└─┘ к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового

правонарушения;

│ │ — неисполнением налогоплательщиком-организацией установленной пунктом

Руководитель (заместитель руководителя)

___________________________________________________________________________

(наименование налогового органа)

__________________________________ _____________ __________________________

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)

Копию настоящего Решения получил:

___________________________________________________________________________

(должность и Ф.И.О. законного (уполномоченного) представителя налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)

___________________________________________________________________________

(полное наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя,

___________________________________________________________________________

нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) — налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), ИНН/КПП, адрес)

_________________ ____________

(подпись) (дата)

(в случае направления копии настоящего Решения заказным письмом с уведомлением делается отметка налогового органа о вручении налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) заказного письма согласно полученному уведомлению о вручении)

Реформирование налоговой системы связано в числе прочего с совершенствованием порядка приостановления . Очередные изменения налогового законодательства, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, затронули в том числе ст. 76 Налогового кодекса РФ, устанавливающую порядок блокировки банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей. Данный Закон вступил в силу со 2 сентября 2010 г., за исключением некоторых положений, для которых предусмотрен специальный порядок вступления в силу.

К сожалению, на практике блокировка счета из обеспечительной меры нередко превращается в меру карательную, приостановление операций по счету может использоваться налоговыми органами для воздействия на налогоплательщиков в целях, отнюдь не оговоренных налоговым законодательством, а борьба с налоговыми нарушениями превращается в борьбу с налогоплательщиками. Совершенствование законодательства в этой области имеет большое значение и для банков, которые невольно оказываются втянутыми в эту борьбу. Вынужденные подчиняться указаниям налоговых инспекторов, они ставят своих клиентов отнюдь не в лучшее положение, блокируя, к примеру, все их счета, указанные в решении налогового органа.
В течение июля - августа налогоплательщики традиционно ждут очередных изменений в налоговое законодательство. Не стал исключением и текущий год. 27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ). Среди многочисленных поправок, внесенных Законом N 229-ФЗ в НК РФ, остановимся на тех из них, которые затрагивают вопросы блокировки банковских счетов по инициативе налоговых органов.

Приостановление операций по счету до вынесения решения о взыскании налога

Напомним, что ст. 76 НК РФ предусматривает два случая, когда налоговый орган может приостановить операции по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в банке:
- неисполнение требований налогового органа об уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ;
- непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении срока ее представлени я.
Однако существует еще одна норма: в п. 10 ст. 101 НК РФ указано, что после вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) для обеспечения исполнения такого решения инспекция вправе принять обеспечительные меры. К таким мерам относится в том числе приостановление операций по счетам налогоплательщика, которое должно производиться в порядке, установленном ст. 76 НК РФ. В то же время в п. 2 ст. 76 НК РФ сказано, что налоговый орган до применения указанных обеспечительных мер должен вынести решение о взыскании налога, а это невозможно до тех пор, пока не вступило в силу решение о привлечении к ответственности и налогоплательщиком не выполнено требование об уплате налога.
В связи с этим возникает вопрос: может ли инспекция приостановить операции по счетам налогоплательщика до принятия решения о взыскании налога в целях исполнения решения, вынесенного по результатам проверки?
Четкий ответ на него в законодательстве до недавнего времени отсутствовал, правоприменительная практика также не была однозначной: часть судов приходили к выводу о том, что приостановление операций по счетам налогоплательщика до вынесения решения о взыскании налога правомерно. Обосновывалось это тем, что п. 2 ст. 76 НК РФ не применяется, если операции по счету приостанавливаются в порядке, предусмотренном п. 10 ст. 101 НК РФ, поэтому приостановление операций по счету налогоплательщика возможно и до выставления требования об уплате налога.

Однако существовала и другая позиция: в соответствии со ст. 76 и п. 10 ст. 101 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика возможно, если уже принято решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов. Соответственно, приостановление операций по счетам налогоплательщика до вынесения решения о взыскании налога неправомерно.

С вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 229-ФЗ в п. 1 ст. 76 НК РФ, эта проблема "двоякого толкования" потеряла актуальность. Согласно новой редакции данной нормы приостановление операций по счетам в банке в соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ признается исключением и выносить решение о взыскании налога инспекции не нужно. В п. 13 ст. 101 НК РФ теперь говорится о том, что копия решения о принятии обеспечительных мер, а также об их отмене вручается налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Возможности действовать "в обход" заблокированного счета сокращаются

Необходимо иметь в виду, что если в решении налогового органа указано несколько счетов налогоплательщика, то банк должен приостановить расходные операции в пределах обозначенной суммы по каждому счету . Как следует из Письма Минфина России от 10.11.2008 N 03-02-07/1-459, банк не может самостоятельно принимать решение о приостановлении операций только по одному или нескольким из указанных в решении счетов даже при наличии достаточного остатка денежных средств на каком-либо из них (Решение о приостановлении операций не распространяется на депозитные счета банковского вклада и ссудные счета по кредитному договору (см. Письмо Минфина России от 21.11.2007 N 03-02-07/1-497)).

Кроме того, согласно п. 12 ст. 76 НК РФ банк не вправе открывать организации и новые счета, если в отношении ее получено решение о блокировке счета. Более того, согласно официальной позиции финансовых органов банк не вправе открывать налогоплательщику новые счета даже в том случае, если решение о приостановлении операций вынесено в отношении ранее закрытых счетов (см. Письмо Минфина России от 17.12.2008 N 03-02-07/1-517).
Теперь требования к налогоплательщикам еще больше ужесточаются: согласно изменениям, внесенным Законом N 229-ФЗ в п. 7 ст. 76 НК РФ, банк обязан приостановить операции по счетам организации, даже если после принятия решения о блокировке изменились название компании и реквизиты счета. Указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившего свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.
Получается, что для осуществления расчетных операций организации остается лишь одно - попробовать открыть счет в другом банке.

Изменения в процедуре разблокировки счета

Согласно п. 7 ст. 76 НК РФ операции по счетам налогоплательщика приостанавливаются до тех пор, пока банк не получит от налоговой инспекции решение об отмене данной меры .
Однако теперь появятся исключения из общего правила об обязательности решения налоговой инспекции о разблокировке: п. 9.1 ст. 76 НК РФ гласит, что не требуется решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам организации, если данные обеспечительные меры прекращают действовать в соответствии с иными федеральными законами, а не НК РФ. Например, ограничения по распоряжению имуществом снимаются при введении процедуры наблюдения или открытии конкурсного производства при банкротстве. Подобные последствия предусматривает Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (п. 1 ст. 63) и с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 126).

Важный для налогоплательщиков момент заключается в сокращении сроков разблокировки счета, на котором находится денежная сумма, превышающая сумму, взыскиваемую по решению налогового органа.
Законодательство предусматривает право налогоплательщика при наличии у него нескольких расчетных счетов и достаточного количества денежных средств на них для погашения недоимки отменить приостановление операций по некоторым из счетов, чтобы не останавливать хозяйственную деятельность. Согласно п. 9 ст. 76 НК РФ налогоплательщик может подать в налоговую инспекцию заявление об отмене блокировки счетов. При этом он должен указать те из счетов, на которых достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налогов, пеней и штрафов. К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив такие документы, налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика в части превышения взыскиваемой суммы денежных средств.
Однако если налогоплательщик не представил доказательств наличия денежных средств на счете, налоговики могут обратиться в банк с запросом о балансе данного счета. Тогда срок будет исчисляться с момента получения налоговой инспекцией информации из кредитной организации. По общему правилу в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банк отвечает на такие запросы в течение пяти рабочих дней. Согласно изменениям, внесенным Законом N 229-ФЗ в п. 9 ст. 76 НК РФ, теперь этот срок сокращен: сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банке направляется банком в электронном виде в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.

Начисление процентов за неправомерное приостановление операций по счету

Если налогоплательщик столкнулся с незаконной блокировкой расчетного счета, то ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, обосновав свои требования. При этом прекращение расходных операций по счету может иметь место в течение длительного времени и стать серьезной проблемой для любой организации, поскольку затрудняет ее взаимодействие с контрагентами. Однако доказать, что в результате неправомерных действий налоговой инспекции налогоплательщику были причинены убытки, на практике бывает довольно непросто. Примеры положительных для налогоплательщиков решений встречаются довольно редко: так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2006 N А26-10592/2005-15 организации удалось доказать в суде, что по вине налоговых органов ей пришлось потратить незапланированные денежные средства на открытие нового расчетного счета. Но подобную судебную практику можно считать скорее исключением. В связи с этим большое значение приобретает законодательно установленная ответственность налоговых органов за неправомерные действия по блокировке счета.
Так, уже с 1 января 2010 г. действует положение п. 9.2 ст. 76 НК РФ, согласно которому налоговые органы должны уплачивать налогоплательщику проценты за каждый календарный день просрочки, если они нарушили срок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций либо срок направления в банк такого решения.
Согласно Письму Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128 проценты за нарушение срока отмены приостановления операций по счетам в банке должны включаться в доходы налогоплательщика на момент фактического получения, поскольку в целях налога на прибыль не учитываются лишь проценты, полученные из бюджета в случаях, предусмотренных ст. ст. 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). Как видно, ст. 76 НК РФ в этом перечне отсутствует.

С 1 января 2011 г. проценты будут начисляться также за незаконную блокировку счета: с этого момента п. 9.2 ст. 76 дополняется новым абзацем, согласно которому в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Во всех этих случаях проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, а процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России. Для этого берется ставка, действовавшая в дни неправомерной блокировки, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене блокировки счета.

Начисление пеней на недоимку

Необходимо отметить, что далеко не все изменения налогового законодательства имеют для налогоплательщиков положительное значение. Так, ранее п. 3 ст. 75 НК РФ предусматривал, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках. Теперь данное правило изменено. С вступлением в силу поправок, внесенных Законом N 229-ФЗ, если операции по счетам в банке были приостановлены по решению налогового органа, то на сумму недоимки, возникшей в результате такого приостановления, начисляются пени. Если же решение о приостановлении расходных операций было принято судом, то пеней не будет.
Ранее данная норма по-разному трактовалась судами. Со ссылкой на п. 1 ст. 76 НК РФ, которым установлено, что приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, пеней и штрафов, отдельные суды признавали начисление пеней на недоимку при приостановлении операций по счетам правомерным (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2010 N А21-5524/2009 и от 27.11.2008 N А42-1912/2008, ФАС Уральского округа от 27.04.2010 N Ф09-2769/10-С3). Налогоплательщик не представил доказательств того, что приостановление операций по его счетам повлекло несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов. Суд указал, что само по себе наличие решений инспекции о приостановлении операций по счетам в банке не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплатить пени.

Хотя существовали и решения, вынесенные в пользу налогоплательщика. Так, в Постановлении от 16.11.2009 N А55-16626/2008 ФАС Поволжского округа, руководствуясь п. 3 ст. 75 НК РФ, указал на то, что было произведено неправомерное начисление пеней на недоимку, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа были приостановлены операции налогоплательщика в банке. В решении суда отмечено, что инспекция не доказала, что налогоплательщик осуществлял хозяйственную деятельность за периоды начисления пеней и мог погасить недоимку. Аналогичные выводы содержит и Постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.2009 N А55-4678/2009.
Новая редакция анализируемой нормы позволяет сделать однозначный вывод и снять указанные противоречия. Таким образом, принятие Закона N 229-ФЗ способствует прояснению ряда спорных ситуаций, связанных с блокировкой расчетных счетов.