Аудит в сфере закупок по 223 фз. Обязательный аудит. Штрафы за невыполнение закупки в электронной форме

Сейчас поступает много вопросов, касающихся закупки аудиторских услуг организациями, обладающими статусом заказчика согласно Федеральному закону от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Расставить все точки над «i» в этом вопросе мы попросили доктора юридических наук, ведущего научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Ольгу Беляеву.

Несколько слов об истории всех сомнений заказчиков

В соответствии с п. 7 ч.4 ст.1 Закона о закупках из сферы его действия исключены отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора ауди- торской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее -т Закон об аудиторской деятельности).

Буквальное толкование указанной нормы приводит, на мой взгляд, к выводу о том, что все отношения по выбору заказчиом контрагента для проведения обязательного аудита выведены из сферы действия Закона № 223-ФЗ. Однако сейчас среди многих юристов бытует мнение, что данную норму следует толковать ограничительно по следующим соображениям.

Сама по себе ст. 5 Закона об аудиторской деятельности состоит из нескольких частей:

  • первая часть содержит перечень случаев, при наличии которых требуется обязательное проведение аудита;
  • вторая часть устанавливает срок проведения обязательного аудита - ежегодно,
  • третья часть перечисляет организации, обязательный аудит отчетности которых проводится только аудиторскими организациями,
  • четвертая часть требует заключения договора некоторыми организациями только по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

Таким образом, об «отборе аудиторской организации» (а именно такая формулировка заключена в п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках) речь идет только в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Отсюда следует, что из сферы действия Закона о закупках выведены только те отношения, которые связаны с отбором аудиторской организации по правилам Закона о размещении заказов.

Дополнительным аргументом в пользу того, что норма п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках касается не всех организаций, перечисленных в ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, является указание на отбор именно аудиторских организаций, а не просто на отбор аудитора. Ведь именно аудиторские организации как раз и проводят обязательный аудит организаций, поименованных в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.

Исходя из приведенных соображений, многие специалисты полагают, что целью законодателя при введении в Закон о закупках изъятия, касающегося отбора аудитора, было исключение коллизии с нормами именно Закона о размещении заказов; и маловероятно, что законодатель намеревался таким образом исключить коллизию с нормами корпоративного законодательства.

Иное понимание анализируемой нормы Закона о закупках будет означать, что порядок закупки услуг при проведении обязательного либо инициативного аудита, а также при привлечении индивидуального аудитора либо аудиторской организации будет кардинально различаться, что не отвечает целям Закона о закупках. Кроме того, представители государственных органов, в частности, Минэкономразвития России и ФАС России, называют Закон закупках «законом об информационной открытости расходов», отмечая, что в этом и состоит его основная направленность.

ФАС России в письме от 24.12.2012 г. № ИА/44025/12 отмечает, что если утвержденными и размещенными на официальном сайте правовыми актами (правовым актом), устанавливающими правила закупки, не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении таких закупок положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Законом о закупке. Следовательно, при проведении таких закупок заказчик должен руководствоваться положениями Закона о размещении заказа. Иными словами, если из сферы действия положения о закупке будут изъяты отношения по отбору аудиторской организации, а государственные органы сочтут, что эти отношения, тем не менее, входят в сферу действия Закона о закупках, получится, что положением о закупке вопрос отбора аудитора (аудиторской организации) не урегулирован. Тем самым при заключении договора с аудитором (аудиторской организацией) заказчику придется руководствоваться нормами Закона о размещении заказов.

Как следует адекватно толковать Закон № 223-ФЗ?

Все вышесказанное напоминает мне русскую поговорку «Обжегшись на молоке, дуют на воду». Парадоксально, но даже прямое указание в Законе о закупках на то, что в сферу его действия
не входит отбор аудиторской организации, не убеждает заказчиков в том, что они могут ограничиться соблюдением своих корпоративных процедур. Давайте разберемся с тем, как адекватно толковать рассматриваемые нормы, адекватно - значит наиболее близко к их буквальному смыслу.

Итак, обязан ли заказчик проводить отбор аудиторской организации в соответствии с процедурами, установленными Законом о закупках? Не приведет ли изъятие из положения о закупке заказчика норм об отборе аудиторской организации к необходимости руководствоваться нормами Закона о размещении заказов?

Отношения, которые не регулируются Законом о закупках и, соответственно, к которым нет оснований применять само положение о закупке, перечислены в ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, их перечень является закрытым, оснований для его расширительного толкования нет.

В приведенной норме предусмотрено восемь изъятий из сферы регулирования Закона о закупках, причем стоит отметить, что к общему знаменателю привести их невозможно - не ясно, какая идея законодателя лежит в основе этих изъятий, поскольку речь идет о разных правовых отношениях.

В первом случае основой изъятия служит объект договора (ценные бумаги и валютные ценности), во втором - специфика заключаемых сделок (биржевой рынок), в третьем - особенности правового статуса заказчика, руководствующегося в своей деятельности положениями Закона о размещении заказов, в четвертом - особая сфера деятельности (военно-техническое сотрудничество), в пятом - приоритет международного права над национальным законодательством; в шестом случае изъятие обусловлено видом оказываемой услуги - обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика, проводимый аудиторскими организациями в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.

Два последних изъятия представляют собой комбинированные случаи, где сходятся вместе и субъекты, и отношения в которые они участвуют (заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности; осуществление кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в т.ч. с иностранными банками).

Специализация норм, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, нет единой, универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам. Так, норма подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках является бланкетной, поскольку ее диспозиция отсылает к статье другого нормативного правового акта.

Норма права и статья нормативного правового акта не тождественны друг другу, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

В ст. 5 Закона об аудиторской деятельности одновременно включено несколько правовых норм, связующим звеном которых является то обстоятельство, что все они относятся к проведению обязательного аудита:

  • в первой части статьи определяется круг субъектов, подлежащих обязательому аудиту;
  • во второй - указывается на периодичность проведения обязательного аудита;
  • в третьей - перечисляются лица, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которых проводится только аудиторскими организациями;
  • в четвертой названы лица, обязанные для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности провести открытый конкурс по правилам Закона о размещении заказов.

Бланкетная диспозиция подп. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, хотя и упоминает такие понятия, как «аудиторская организация» и «отбор», отсылает не к части 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (где речь идет об аудиторских организациях) и не к части 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (где говорится о заключении договора по итогам открытого конкурса, что можно было бы соотнести с понятием «отбор»), а к статье целиком - без каких-либо исключений.

Толкование подобной диспозиции может быть представлено следующим образом: в ч. 4 ст. 1 Закона о закупках установлено шесть изъятий из сферы его регулирования, необходимо проанализировать в системной взаимосвязи два из них - подп. 3 и 7 приведенной нормы.

Так, в подп. 3 ч. 4 ст. 1 отмечено, что Закон о закупках не распространяется на отношения, связанные с размещением заказчиком заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом о размещении заказов. Несмотря на использование одного и того же термина, Закон о закупках в ч. 2 ст. 1 и Закон о размещении заказов в ст. 4 регулируют деятельность разных заказчиков.

Причем точек соприкосновения между этими заказчиками нет, за некоторыми исключениями, когда заказчик в смысле Закона о закупках обязан в своей деятельности применять Закон о размещении заказов.
Таких исключений по действующему законодательству Российской Федерации три:

  1. заказчик не утвердил и не разместил на официальном сайте свое положение о закупке (ч. 4 ст. 8 Закона о закупке);
  2. заказчик является федеральным государственным унитарным предприятием, которому переданы полномочия государственного заказчика в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 1456 «О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации»;
  3. заказчик является государственной компанией, государственной корпорацией, государственным унитарным предприятием, хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля государственного участия более 50% процентов, и заключает договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой отчетности) по итогам открытого конкурса, проводимого по правилам Закона о размещении заказов (ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).

Таким образом, открытый конкурс по правилам Закона о размещении заказов для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика относится к изъятию, установленному в подп. 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, а бланкетная норма подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках имеет самостоятельное и конкретное содержание: речь в ней идет о заказчиках вообще, то есть обо всех юридических лицах, которые именуется таким образом для целей Закона о закупках. Иными словами, норма ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности соотносится с нормой подп. 3 ч. 4 ст. 1, а не подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках.

Если сравнить круг заказчиков, названных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, с перечнем лиц, обязательный аудит которых должны проводить аудиторские организации, приведенным в ч. 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, становится очевидным, что и они не совпадают. В частности, не имеют прямого отношения к Закону о закупках организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, кредитные и страховые организации, а также негосударственные пенсионные фонды.

Другой пример: в уставном капитале хозяйственного общества имеется доля государственного участия в размере 30%, такое общество не имеет статуса заказчика в смысле Закона о закупках, однако обязано проводить открытый конкурс по правилам Закона о размещении заказов и вправе допускать до участия в таком конкурсе лишь аудиторские организации. Подобных примеров можно привести еще довольно много, все они будут демонстрировать несовпадение субъектного состава лиц, со статусом которых определенные правовые последствия связывают три разных нормативных правовых акта: Закон о закупках, Закон о размещении заказов и Закон об аудиторской деятельности.

Что касается понятия «отбор», упомянутого в подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, то уместно обратиться к так называемому золотому правилу толкования. Оно выражается в том, что словам и выражениям, употребленным законом, следует давать распространенное, обычное их значение. Отбор - это выделение кого-нибудь или чего-нибудь из какой-либо среды. Проведение открытого конкурса для целей заключения договора - это разновидность отбора, выбора будущего контрагента.

Однако понятия «конкурс» и «отбор» не тождественны друг другу, отбор - значительно более широкое по своему смыслу понятие, поэтому и словосочетание «отбор аудиторской организации» не может быть сведено к проведению конкурса, иной формы торгов или иного способа закупки.

Выводы

  1. Норма подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках устанавливает общее исключение из сферы действия Закона о закупках, касающееся деятельности всех заказчиков, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках. Нет оснований полагать, что названная норма касается каких-либо заказчиков выборочно.
  2. Порядок выбора аудиторской организации для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, обладающей статусом заказчика на основании ч. 2 ст. 1 Закона о закупках и являющейся субъектом обязательного аудита на основании ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, не подлежит регламентации в положении о закупке.
  3. Мнение о том, что Закон о закупках предполагает информационную открытость любых расходных обязательств заказчиков, распространено в современной практике, однако оно расходится как с названием, так и с текстом самого Закона о закупках. Изъятие в отношении порядка отбора аудиторской организации для обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности четко установлено в подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках. Что касается возможных правовых коллизий нормами Закона о размещении заказов, то на их устранение направлена другая норма, а именно подп. 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках.
  4. Исключение порядка отбора аудиторской организации из положения о закупке заказчика не может обязать заказчика руководствоваться положениями Закона о размещения заказов по двум причинам:
    • такое исключение основано на прямом предписании самого Закона о закупках;
    • иных оснований применять Закон о размещении заказов в своей деятельности у заказчика нет.
  5. На порядок заключения договоров на проведение инициативного аудита, а также договоров, заключенных с аудиторами, а не с аудиторскими организациями, норма подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках не распространяется.

Реформирование законодательства в сфере закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»и ужесточение правоприменительной практики контролирующих органов вынуждают организации предпринимать меры предосторожности в части нарушений антимонопольного и «закупочного» законодательства. Одним из инструментов снижения рисков для организаций является проведение аудита (проверки) закупок.

ООО «Аукцион Консалтинг» предлагает услугу Аудит (проверку) закупок : диагностирование и определение проблем, выявление зон риска.

Целью «закупочного аудита» является снижение вероятности нарушений и, как следствие,
риска санкций (штрафы варьируются от 3 000 до 300 000 рублей в соответствии со ст. 7.29 — 7.32.3 КоАП).

Эксперты компании «Аукцион Консалтинг» являются признанными в профессиональном сообществе юристами-практиками в области закупок. У каждого члена экспертного состава имеется подтвержденная квалификация, непрерывный многолетний стаж работы в закупках не менее 10 лет, опыт работы в контрольных и надзорных органах и регулирующих ведомствах. В ходе аудита (проверки) закупок наши специалисты проведут экспертную, аналитическую, информационную и другую работу посредством проверки, анализа и оценки данных о закупках Вашей организации. В своей работе компания «Аукцион Консалтинг» гарантирует качество и конфиденциальность.По итогам проведенного аудита (проверки) закупок предоставляется:

  1. детальный отчёт;
  2. перечень рекомендаций по оптимизации закупочной деятельности, устранению выявленных нарушений, минимизации последствий нарушений (рисков) при их наличии, консультации по принятию мер в целях их недопущения и пресечения в последующей деятельности;
  3. заключение.

Аудит закупок - это проверка независимыми экспертами системы организации закупочной деятельности учреждения, проводимой в соответствии с законодательством о контрактной системе, законодательством о закупках отдельными категориями юридических лиц, системы планирования и контроля закупочной деятельности, образовавшейся в результате закупочной деятельности документации, оценка личностного потенциала занятых в процессе закупок сотрудников.

Аудит системы закупок учреждения на соответствие требованиям 44-ФЗ/223-ФЗ

Очный аудит:

  • Проводится в учреждении заказчика.
  • Срок проведения от 5 до 10 рабочих дней.

Изучается документация заказчика и доступные ресурсы: ЕИС (http://zakupki.gov.ru), электронные торговые площадки.

Стоимость

от 90 000,00 рублей

Заочный аудит:

Проводится на основе доступных ресурсов:

Срок проведения 5 рабочих дней.

Стоимость

от 40 000,00 рублей

Отчет по аудиту выдается в течение 5 календарных дней. Отчет содержит информацию о состоянии системы закупок в учреждении, нарушения, если таковые выявляются. В отчете будет представлена максимальная стоимость рисков организации, выраженная в рублях, а также рекомендации по устранению нарушений или минимизации рисков. Кроме того, заказчик получит рекомендации организационного характера, если это потребуется.

В течение 1 месяца с момента проведения диагностики (аудита) будет оказана необходимая методическая помощь по приведению системы закупок в соответствие законодательству Российской Федерации.

(«поправим все что можно»)

В течение 3 месяцев консультации по организации закупочной деятельности по телефону и электронной почте

Провести новую закупку, обязательной формой для нее является открытый конкурс.

Текст совместного письма Минфина Российской Федерации N 24-04-06/3691, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации N РП/4072/18 от 24.01.2018

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 24-04-06/3691

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

N РП/4072/18

ПИСЬМО

О ПОЗИЦИИ

МИНФИНА РОССИИ И ФАС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ

"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,

УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный аудит) Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. По вопросу применения Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ юридическими лицами, которые осуществляют закупку услуг обязательного аудита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ).

Закон N 223-ФЗ регулирует осуществление закупок широким кругом юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного закона. При этом в соответствии с пунктами 3, 7 части 4 статьи 1 Закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с:

осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ;

осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.

Статья 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законов N 44-ФЗ, N 223-ФЗ.

Учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ исключает из сферы применения Закона N 223-ФЗ только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ, Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

1) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок;

3) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.

2. По вопросу отбора аудиторской организации юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.

Закон N 44-ФЗ устанавливает различное содержание терминов "закупка" и "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)". Термин "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)", установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, включает совокупность действий, которые осуществляются, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и завершаются заключением контракта, - то есть по существу предполагают непосредственно отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ) применяются положения Закона N 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

1) часть 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, которым в свою очередь предусмотрено согласование заключения контракта с соответствующим контрольным органом в сфере закупок в зависимости от уровня обеспечиваемой государственной, муниципальной нужды;

3) часть 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых закупка впоследствии осуществляется путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ или иным образом в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор исключительно по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что юридические лица, указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ Закона N 44-ФЗ):

1) заключают контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок, поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает осуществление указанного согласования с таким контрольным органом лицом, не являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ;

2) не применяют положения частей 2, 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения закупки иным способом кроме открытого конкурса, в связи с установлением Законом N 307-ФЗ обязанности осуществления закупки исключительно путем проведения открытого конкурса;

3) не применяют положения части 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения запроса предложений в связи с указанным выше обстоятельством.

3. По вопросу закупки на оказание услуг обязательного аудита юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ унитарные предприятия включены в число заказчиков, которые осуществляют закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (за исключением случаев, установленных в части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, по общему правилу Закон N 44-ФЗ регулирует все указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ отношения при осуществлении закупок унитарным предприятием.

Следует отметить, что согласно части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ при заключении договора на оказание услуг обязательного аудита установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ, который содержит специальные требования к обеспечению заявок, исполнения контракта, их размерам.

Минфин России и ФАС России приходят к выводу о том, что заказчики, указанные в пункте 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, в том числе унитарные предприятия, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита применяют положения Закона N 44-ФЗ, устанавливающие требования к обеспечению заявок, исполнения контракта.

4. По вопросу о порядке обжалования, а также контроля в отношении действий (бездействия) юридических лиц, осуществляющих закупку услуг обязательного аудита.

Глава 6 Закона N 44-ФЗ устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Глава 5 Закона N 44-ФЗ устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения Глав 5, 6 Закона N 44-ФЗ распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

Часть 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона N 223-ФЗ установлено содержание контроля за соблюдением Закона N 223-ФЗ.

На основании системного анализа положений указанных Федеральных законов Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

1) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом N 307-ФЗ);

2) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Главами 6, 5 Закона N 44-ФЗ соответственно;

3) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в соответствии с частью 10 статьи 3, статьей 6 Закона N 223-ФЗ;

4) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, не являющихся заказчиками ни в соответствии с Законом N 223-ФЗ, ни в соответствии с Законом N 44-ФЗ, но указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом N 307-ФЗ).

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Заместитель министра финансов

Российской Федерации

А.М.ЛАВРОВ

Заместитель руководителя

Федеральной антимонопольной службы

Р.А.ПЕТРОСЯН

Расскажем, какие компании должны проводить обязательный аудит, об обязательном аудите ФГУП, об обязательном аудите закупок по 223-ФЗ и использовании электронной цифровой подписи.

Проблема проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности знакома большинству компаний, которые проводят закупки по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с этим законом, заказчик должен провести закупку обязательного аудита бухотчетности с помощью открытого конкурса в рамках Федерального закона 44-ФЗ.

Какие компании должны проводить обязательный аудит

Итак, как уже отмечалось выше, выбор аудиторской фирмы, ответственной за проверку бухгалтерии, находится вне рамок закона 223-ФЗ. Выбор компании, осуществляющий аудит, проводится в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с ним, обязательную закупку аудита должны проводить организации в случае если:

  • Организационно-правовая форма компании определена как «открытое акционерное общество» (ОАО);
  • Ценные бумаги компании имеют допуск для обращения на торгах;
  • Компания является участником рынка ценных бумаг; страховой, кредитной, клиринговой компанией; организатором торговли; частным пенсионным, паевым или акционерным инвестиционным фондом; управляющей компанией частного пенсионного, паевого или акционерного инвестиционных фондов;
  • Объем выручки организации от реализации своих товаров и услуг превысил за отчетный год 400 млн рублей, а также если сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн рублей по состоянию на конец предыдущего отчетного года;
  • Компания публикует (или предоставляет) сводную бухгалтерскую отчетность;
  • В других случаях, регламентированных федеральным законодательством.

Согласно 307-ФЗ, обязательный аудит должен проводиться ежегодно.

Обязательный аудит ФГУП

В части 3 и части 4 статьи 5 Федерального закона 307-ФЗ указывается нормативная база для проведения аудита государственных компаний.

  • Если доля государственной собственности в организации составляет более 25%, аудит должен проводиться исключительно аудиторскими компаниями;
  • Если доля государственной собственности в организации составляет более 25%, то аудит бухгалтерской отчетности ФГУП, ГУП и МУП по 223-ФЗ может проводиться одной компанией на протяжении 5 лет, по одному договору, заключенному по нормам 44-ФЗ.

Пункт 4 статьи 5 устанавливает следующее требование: закупка обязательного аудита должна быть проведена только с помощью открытого конкурса . Этот же пункт предусматривает возможность заказчику установить финансовое обеспечение контракта. Эта норма обеспечивает заказчика защитой от недобросовестных исполнителей.

Аудит закупок по 223-ФЗ

Отметим, что 223-ФЗ не регулирует только закупки по отбору исполнителя обязательного аудита бухотчетности . Закупку других услуг аудита заказчики проводят по Закону № 223-ФЗ.

Как было сказано выше, в соответствии с законом 44-ФЗ необходимо провести только саму процедуру, а размещение закупки обязательного аудита должно проводиться в рамках 223-ФЗ. То же самое касается и отчета по закупке: если организация работает в правовом поле 223-ФЗ, то и отчет должен быть составлен по 223-ФЗ. В случае, если проводится открытый конкурс по определению исполнителя на проведение обязательного аудита в рамках закона 223-ФЗ, а не 44-ФЗ, заказчику грозит административный штраф от 15 до 30 тыс. на должностных лиц.

Электронная цифровая подпись

Не меньше вопросов по части электронной подписи для работы в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Электронная подпись, предназначенная для работы в рамках 223-ФЗ, не подходит для работы с 44-ФЗ. Поэтому для оформления электронной цифровой подписи необходимо обратиться в Казначейство. Читайте о том, как получить ЭЦП, в статье .

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»