Влияния долга на экономическую безопасность страны. Государственный долг и экономическая безопасность Государственный долг как угроза экономической безопасности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего и внешнего долга РФ и его влияния на экономическую безопасность

1.1 Внутренний долг России

1.2 Внешний долг России

1.3Характеристика экономической безопасности применительно к внешнему и внутреннему долгу

Выводы по главе 1

Глава 2.Анализ современного состояния внутреннего и внешнего долга России

2.1 Анализ современного состояния внутреннего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность

2.2 Анализ современного состояния внешнего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность

Выводы по главе 2

Глава 3.Пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего долга России

3.1 Пути решения проблем внутреннего долга и совершенствования в управлении им

Выводы по главе 3

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ Правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний, поэтому тема курсовой работы: «Внутренний и внешний долг России и его влияние на экономическую безопасность», привлекла мое внимание.

Страны, проводя экономические преобразования, всегда прибегают к внешним заимствованиям, поэтому проблемы, связанные с управлением внешним и внутренним государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики сегодня очень актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований в России очень изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Теоретическое значение данной темы курсовой работы для экономики состоит в том, что величина внешнего и внутреннего государственного долга России (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой внутреннего и внешнего государственного долга важная социально-экономическая задача, требующая хорошего теоретического обоснования.

Практическое значение данной темы для экономики состоит в том, что анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга России и определение уровня его влияния на состояние финансовой системы, денежного обращения и экономической безопасности страны делают дальнейшее исследование темы необходимым и своевременным для выявления лучших путей решения возникших экономических проблемных аспектов.

Целью данной курсовой работы является выявление значения внутреннего и внешнего долга России и его влияния на экономическую безопасность, анализ и определение проблем, связанных с его функционированием в современной России, и путей их решения.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

Изучить, проанализировать и обобщить литературу по теме работы;

Раскрыть роль и значение внутреннего и внешнего долга РФ;

Охарактеризовать экономическую безопасность, применительно к государственному долгу;

Проанализировать современное состояние внутреннего и внешнего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность;

Предложить и рассмотреть пути решения проблемных аспектов данного вопроса темы.

Глава 1 . Теоретические аспекты внутреннего и внешнего долга РФ и его влияни е на экономическую безопасность

Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имелабольшое значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть понятие «государственный долг».

Государственный долг - неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д. Экономическая теория: учеб. пособие. - М.: РИОР, 2008. - С. 154.

В научной литературе под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Рассмотрим их подробнее.

1.1 Внутренний долг России

1. 1.1 Понятие и значение внутреннего государственного долга РФ

Внутренний государственный долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

В Бюджетном кодексе РФ дается более узкое понятие - внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

В объем государственного внутреннего долга России включаются:

Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

Объем основного долга по кредитам, полученным Россией;

Объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Россией от бюджетов других уровней;

Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе, сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 15.02.2008 г.- М., 2008. - с.67- 68.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их консолидации, т.е. изменению условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займу или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России -- это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.

Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.

Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств России, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

1.1.2 Формы и виды внутреннего долга РФ

В России определены следующие формы внутреннего долга:

государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Можно условно определить следующие виды внутренних долговых обязательств: рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. К рыночным внутренним долговым обязательствам России сегодня можно отнести:

Ш государственные краткосрочные облигации (ГКО) - именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме, их выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России;

Ш облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) - первые среднесрочные ценные бумаги, появившиеся в России;

Ш облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)- являются именными купонными среднесрочными и долгосрочными государственными ценными бумагами. Одно отличие от ранее выпущенных погашение их номинальной стоимости осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций.

Ш государственные сберегательные облигации (ГСО) - доступны для физических и юридических лиц, их цель -- привлечение свободных денежных средств населения для покрытия дефицита бюджета.

К нерыночным долговым обязательствам можно отнести: векселя

Министерства финансов, задолженность Центральному банку и пр. Ковалева А.М. Долговые обязательства. М., 2006. - с.24 - 25.

1. 2 Внешний долг России

Внешний государственный долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный внешний долг складывается из двух частей: основной долг (капитальный) и непогашенный долг (текущий), включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы.

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

· задолженности странам - участницам Парижского клуба;

· задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;

· задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

· задолженности перед международными финансовыми организациями;

· задолженности бывшим странам СЭВ (Совета экономической взаимопомощи);

· еврооблигационных займов (Еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента);

· ОВГВЗ (облигаций внутреннего государственного валютного займа) - государственных ценных бумаг, выпущенных с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке;

· кредитов Центрального Банка России.

Внешняя задолженность РФ в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

ь Международный валютный фонд (МВФ);

ь Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

ь Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН.

1.3 Характеристика экономической безопасности применительно к внешнему и внутреннему долгу

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикатора может выступать предельно допустимый уровень внешнего и внутреннего государственного долга.

Рост внутреннего и внешнего государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия, т. е. негативно влияет на экономическую безопасность страны.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Выводы по главе 1

Можно сказать, что рынок внутреннего и внешнего долга России является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи, с чем его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики страны. Главной выгодой для государства, обосновывающей полезность внутреннего и внешнего госдолга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл)

Следовательно, отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.

Здесь установлено, что рост внешнего и внутреннего долга России негативно влияет на экономическую безопасность страны - сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны. Эффективная система обеспечения экономической безопасности -- вопрос жизни любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Глава 2 . Анализ современного состояния внутреннего и внешнего долга России

2.1 Анализ современного состояния внутреннего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность

Проследим за динамикой роста внутреннего государственного долга России от 1 ноября 2003 года до 1 октября 2008 года (рис. 1)

Рис. 1. Рост внутреннего долга России от 01.11.2003 до 01.10.2008 в млрд. руб.

Из графика видно, что внутренний долг растет с каждым годом, причем довольно быстрыми темпами. С 1 ноября 2003 года до 1 октября 2008 он увеличился на 718,13 млрд. руб. С одной стороны, это может свидетельствовать о повышении долговой нагрузки по его обслуживанию на государственный бюджет, но, с другой стороны, внутренние государственные долговые обязательства выполняют очень важные функции: во-первых, операции на внутреннем рынке являются очень важным инструментом государственной политики макроэкономического регулирования, в связи с этим обслуживание внутреннего долга - своего рода «плата» за пользование этим инструментом; во-вторых, государственные долговые обязательства во всем мире считаются наиболее важным средством вложения денег (хотя и малодоходным), поэтому наличие возможности такого вложения позволяет инвесторам более эффективно контролировать свои финансовые риски.

Стремительный рост объема долга, критической величины расходов на его обслуживание заставляет искать первопричины подобной динамики. Отметим три фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.

В законе о федеральном бюджете РФ на 2008 год предельный размер государственного внутреннего долга на 1 октября 2008 года установлен в сумме 1378,5 млрд. руб.

На 1 января 2008 года внутренний долг РФ составлял 1 триллион 248,848 миллиарда рублей. Таким образом, внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился с Нового года к 1 октября на 129,652 миллиарда рублей, что видно из рис. 2.

Рис. 2. Государственный внутренний долг Российской Федерации в млрд. руб.

Сегодня в России задолженность по государственным ценным бумагам занимает наибольшую долю в государственном внутреннем долге (рис. 3.)

Как видно из рис. 3. на 1 октября 2008 года на рынке ценных бумаг РФ в обращении отсутствуют ГКО (государственные бескупонные краткосрочные облигации), и все рыночные ценные бумаги представлены исключительно ОФЗ (облигациями федерального займа) и ГСО (государственными сберегательными облигациями).

Рис. 3. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 октября 2008 г.

госдолга в ценных бумагах принадлежит ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) - 64% (882,24 млрд. руб.). Доля ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) оценивается в 23,79% (327,95 млрд. руб.); ГСО с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) - 9% (124 млрд. руб.); ОФЗ с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) - 2.45% (33,77 млрд. руб.); ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) - 0, 76% (10,48 млрд. руб.).

По данным Минфина РФ, рост внутреннего государственного долга в октябре произошел по большей части за счет размещения ГСО-ФПС на 8 миллиардов рублей. Кроме того, было размещено ОФЗ-ПД на 0,253 миллиарда рублей и погашено ОФЗ-АД на 0,303 миллиарда рублей

Увеличение внутреннего долга можно связать со стерилизацией денежной массы в государственных облигациях. По мнению аналитиков, следствием увеличения внутреннего госдолга может быть и то, что с ростом предложения государственных бумаг будут расти ставки в целом на рынке облигаций. В результате, можно добиться снижения инвестиционной активности и охладить экономику.

Рассмотрим значения показателей внутреннего долга РФ на 2008 год и сравним их с пороговыми значениями показателя экономической безопасности: приведенная стоимость совокупного государственного внутреннего долга к объему ВВП - 24% (а пороговое значение - 52,0%); приведенная стоимость совокупного внутреннего государственного долга к доходам государственного (федерального) бюджета - 58,3% (пороговое значение - 200%).

Таким образом, значения показателей внутренней долговой устойчивости Российской Федерации не выходят за пороговые значения долговых показателей, но и не далеки от них.

Однако рост внутреннего долга - один из факторов, негативно влияющих на экономическую безопасность страны.

Рассмотрим основные существующие проблемы внутреннего государственного долга в России:

Ш Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга.

Ш На государственный внутренний долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.

Ш Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

Ш Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики РФ в области управления внутренним государственным долгом.

2.2 Анализ современного состояния внешнего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность

В 2004--2008 годах Президент РФ Путин В. В., учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 октября 2008 года составил 40,4 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе.

Рассмотрим динамику внешнего долга России от 1 января 2000 года до 1 октября 2008 года (рис. 4.).

Рис. 4. Динамика внешнего долга России от 01.01.2000 до 01.10.2008 в млрд. долл.

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4% ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84%ВВП) - самый высокий показатель состояния внешнего долга на рис. 4. А в последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации: по состоянию на 1 октября 1008 года он снизился до 40,4 млрд. долларов.

Для федерального уровня государства Бюджетным кодексом РФ устанавливается, что предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Это делается с целью недопущения неограниченного роста долговой зависимости государства от внешних кредиторов и роста негативного влияния на экономическую безопасность страны.

Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2008 г. - 7, 12%.

Динамика этого показателя представлена на рис. 5.

Рис. 5. Отношение внешнего государственного долга к ВВП в %.

В перспективе, по принятому трёхлетнему бюджету на период 2008 - 2010 гг., госдолг должен сократиться до 2,5 % от ВВП.

Рассмотрим структуру государственного внешнего долга России по состоянию на 1 октября 2008 года. (табл. 1.)

Таблица 1

Структура внешнего государственного долга России по состоянию на 1 октября 2008 г. РИА Новости - Экономика // Финансы.- 2008 - №8. - с. 5.

Наименование

Сумма, млрд. долл.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность бывшим странам СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по еврооблигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

Из таблицы 1 следует, что задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба составила на 1 октября 2008 года 1,4 миллиарда долларов против 1,8 миллиарда долларов на 1 января, перед странами, не входящими в Парижский клуб, - 2,0 миллиарда долларов (2,2 миллиарда долларов на начало года), бывшими странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) - 1,5 миллиарда долларов (сохранился неизменным с начала года). Также коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 октября текущего года оценивается в объеме 0,8 миллиарда долларов (0,7 миллиарда на 1 января), долги перед международными финансовыми организациями - в 4,6 миллиарда долларов против 5,0 миллиарда на начало года.

Обязательства РФ по еврооблигационным займам на 1 октября составили 27,7 миллиарда долларов (на начало года - 28,6 миллиарда), по облигациям внутреннего государственного валютного займам (ОВГВЗ) - 1,8 миллиарда долларов (4,5 миллиарда на 1 января). Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте на 1 октября 2008 года составило 0,6 миллиарда долларов, как и на начало года, сообщает Минфин.

Мы видим, что сегодня в России самой большой задолженностью в структуре внешнего государственного долга является задолженность по еврооблигационным займам а наименьшими - коммерческая задолженность бывшего СССР и предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

По данным мирового банка общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 октября 2008 года составляет 540,5 млрд. долларов, по сравнению с данными на 1 января 2008 года - 463,5 млрд. долларов, он увеличился на 77 млрд. долларов.

Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 г. началось быстрое увеличение внутреннего государственного долга. Если на начало 2004 г. внутренний долг - составлял 19,4% внешнего, то на конец 2008 г. эта величина увеличилась до 92,3%.

Планомерное замещение внешнего долга внутренним является положительным фактором для экономики по той причине, что долг, деноминированный в национальной валюте, легче управляем со стороны денежных властей, что особенно важно в периоды кризисов.

Рассмотрим значения показателей внешнего долга РФ на 2008 год и сравним их с пороговыми значениями показателя экономической безопасности: приведенная стоимость совокупного внешнего долга страны к объему ВВП в 2008 году - 21,4% (а пороговое значение - 43%);приведенная стоимость совокупного внешнего долга страны к объему экспорта товаров и нефакторных услуг- 110,2% (пороговое значение - 190%).

Таким образом, значения показателей внешней долговой устойчивости

Российской Федерации не выходят за пороговые значения долговых показателей, но и не далеки от них.

Однако рост внешнего долга - один из факторов, серьезно осложняющих экономическое "выздоровление" страны и негативно влияющих на ее экономическую безопасность.

Рассмотрим основные существующие проблемы внешнего долга в России.

Ш Сейчас акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на «нулевой» вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга.

Ш Другим составным элементом, требующим серьёзной проработки, является формирование оптимальной структуры внешних заимствований. Следует обратить внимание на структуру заимствований по срочности и на проблему неурегулированности вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности.

Ш Также трудности возникают и при реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее ликвидных активов.

Ш Имеющаяся в распоряжении исполнительной власти информация о долге по большей части закрыта для общественности, что вызывает затруднения при анализе, а следовательно, и разработке предложении по смягчению долговой проблемы.

Ш Финансовая система испытывает недостаток высококвалифицированных

специалистов по работе с внешним государственным долгом, имеющиеся кадры нуждаются в необходимом инструментарии и современной технике.

внутренний внешний долг безопасность

Выводы по главе 2

В этой главе было показано, что размер внутреннего долга России на 1 октября 2008 года установлен в сумме 1378,5 млрд. рублей, а размер внешнего долга России на 1 октября 2008 года - 40,4 млрд. долларов.

Проанализировав современное состояние внешнего и внутреннего долга России во второй главе работы, можно сказать, что внутренний долг страны растет с каждым годом, причем довольно быстрыми темпами, а внешний долг России заметно снижается, в связи с тем, что он погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. Но на сегодняшний день размер внутреннего долга составляет чуть более 4% ВВП и, следовательно, он не создает значительной нагрузки на экономику и бюджет. Более того, темпы роста внутреннего долга вполне сопоставимы с темпами роста ВВП. Из этого следует вывод, что планомерное замещение внешнего долга внутренним является положительным фактором для экономики по той причине, что долг, деноминированный в национальной валюте, легче управляем со стороны денежных властей, что особенно важно в периоды кризисов.

Здесь было отмечено, что в современной России существует много экономических проблем и угроз, связанных с внешним и внутренним долгом, анализ которых позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание экономических угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики государства в области управления внутренним и внешним долгом и разработки продуманной концепции обеспечения экономической безопасности страны.

Глава 3 . Пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего долга России

Из анализа современного состояния внешнего и внутреннего долга России можно сказать, что действующая система управления внешним и внутренним долгом требует совершенствования, поэтому необходимо наметить и рассмотреть пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего долга России.

3.1 Пути решения проблем внутреннего долга и совершенствования в управлении им

Государственный внутренний долг - очень важный показатель, его параметры тесно связаны с макроэкономическими характеристиками и управление государственным внутренним долгом оказывает на них непосредственное влияние. Поэтому необходимо уделять больше внимания долговой политике управления государственным внутренним долгом.

F продолжать брать пример с зарубежных стран в преобладании внутреннего долга над внешним, т. е. увеличивать долю внутреннего долга, снижая при этом затраты по обслуживанию;

F расширять перечень инструментов, посредством которых, будут привлекаться финансовые ресурсы на внутреннем рынке;

F необходимо определиться с классификаций сроков обращения государственных ценных бумаг на финансовом рынке;

F необходимо обеспечивать стабильное обслуживание внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

F гибко реагировать на изменяющиеся условия внутреннего финансового рынка и использовать наиболее благоприятные источники и формы заимствований;

F необходимо вводить инновации для привлечения инвесторов на рынок государственных ценных бумаг;

F совершенствовать учет и мониторинг государственного внутреннего долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени;

F необходимо пересмотреть систему налогообложения. Изменение системы налогообложения в соответствии с потребностями того или иного класса инвесторов является сильнейшей мерой стимулирования, направленной на привлечение определенной группы инвесторов на рынок государственных ценных бумаг. Наиболее интересной, с точки зрения стимулирования инвестиционной деятельности, представляемая американская система налогообложения. (Американская система налогообложения стимулирует приобретение ценных бумаг населением. Во многих штатах ценные бумаги выведены из под обложения налогом на имущество. Проценты по ценным бумагам, эмитенты которых оговорены в налоговом законодательстве, также не предусматривают уплаты подоходного налога. Кроме того, налогоплательщик может исключить 50% дохода, полученного от реализации находящегося в его распоряжении ценных бумаг, из своего валового дохода в том случае, если указанные ценные бумаги находились в его собственности 6 и более месяцев. Подобные налоговые льготы стимулируют приобретение ценных бумаг населением на длительный срок. Благодаря этим мерам государственные и муниципальные заемщики могут получать дополнительные инвестиционные ресурсы.)

В области налогообложения можно использовать опыт США, но надо отметить, что применение опыта США в условиях России в настоящее время возможно в крайне ограниченных масштабах. Но, в то же время, разумность и адресность мер налогового регулирования государственных ценных бумаг может служить идеальным примером для выстраивания аналогичных систем в Российских условиях.

Реализация предложенных выше мер поможет смягчить проблемы внутреннего долга России, повысит эффективность управления им на ближайшую и отдаленную перспективу.

3.2 Пути решения проблем внутреннего долга и совершенствования в управлении им

Проблемы внешнего долга делают практически невозможным конструктивный диалог между Россией и развитыми странами мира по вопросам списания внешнего долга и создают условия для серьезного кризиса в отношениях между ними.

F Совершенствовать систему обслуживания государственного долга путем ее коммерциализации. Для этого может использоваться упомянутое агентство по управлению долгом, зарплата сотрудников которого зависела бы от результатов их деятельности. Кроме того, какая-то часть государственного долгового портфеля может временно передаваться в контролируемое управление нескольким независимым менеджерам, что позволит Министерству Финансов сопоставлять методы и результаты их деятельности с операциями своих сотрудников.

F Передать функцию оперативного управления государственным долгом от Минфина России в ведение самостоятельной государственной структуре, аналогичной "автономным агентствам" ряда европейских стран. В печати прошли сообщения, что готовятся документы по созданию на базе ВЭБ коммерческого банка и агентства по обслуживанию внешнего долга. После реализации этих проектов, у Правительства рФ, видимо, появится структура, которая сможет оперировать на рынке в качестве автономной единицы, что позволит решить проблему выкупа долга, не затрагивая двусторонний государственный уровень.

F Улучшить состояние источников обслуживания внешнего долга. В бюджетной сфере целесообразно установление ограничений на размер дефицита федерального бюджета. Практика формирования профицитного бюджета демонстрирует твердое намерение Правительства РФ рассчитываться по долгам. Необходим поиск дополнительных источников дохода бюджета, в частности следует обратить внимание на доходы от приватизации, которые зачастую используются для снижения долга. Отметим, что при проведении приватизации существует возможность выпуска государственных конвертируемых облигаций. Они размещаются на международных финансовых рынках конвертируемых государственных облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениваться на акции приватизируемого предприятия.

F Возможен выпуск мобилизационного внутреннего валютного займа в объемах, необходимых для последовательного покрытия выплат по внешнему долгу (или их части). Таким образом, изменится природа долга путем перехода из внешней формы во внутреннюю, что обусловит распределение доходов в пользу российского населения, а не иностранцев. Но для этого необходима система твердых гарантий по займам.

F Совершенствовать российское законодательство в плане расширения и уточнения актов о государственных внешних заимствованиях, а также с целью формирования надежного национального рынка производных финансовых инструментов. В условиях продолжающегося оттока капитала из страны необходимо ужесточение норм валютного законодательства.

F Необходимо обеспечивать стабильное обслуживание внешних обязательств страны при любой кризисной ситуации.

F Организовать подготовку квалифицированных специалистов в области управления внешним долгом. Для этого необходимо введение соответствующих дисциплин в ВУЗах страны.

F Организовать более тесную координацию государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств.

F Необходимо гибко реагировать на изменяющиеся условия внешнего финансового рынка и использовать наиболее благоприятные источники и формы заимствований.

На взгляд экономистов, реализация предложенных выше мер поможет смягчить проблему платежей по внешнему долгу, повысит эффективность управления государственным внешним долгом на ближайшую и отдаленную перспективу.

Выводы по главе 3

При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом. Поэтому, в данной главе были предложены практические рекомендации по совершенствованию и оптимизации российской системы управления государственным внешним и внутренним долгом

Я считаю, что все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы не допустить потери Россией своей национальной и экономической независимости.

На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что дальнейшими основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований, должны является: снижение объемов и изменение структуры внешнего и внутреннего государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг, независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах; совершенствование российского законодательства в плане расширения и уточнения актов о государственных внутренних и внешних заимствованиях, а также с целью формирования надежного национального рынка производных финансовых инструментов.

Подобные документы

    Понятие государственного долга. Разработка предложений по совершенствованию управления государственным внешним долгом в Республике Кыргызстан. Состояние внешнего долга государства, перспективы его снижения. Особенности политики управления внешним долгом.

    реферат , добавлен 24.11.2014

    История возникновения государственного долга России. Понятия внешнего и внутреннего долга. Государственный долг в настоящее время. Внешний государственный долг. Внутренний долг. Методы управления государственным долгом.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2006

    Сущность экономической безопасности в сфере управления внешним корпоративным долгом в современных условиях. Динамика формирования и структура внешнего корпоративного долга РФ. Риски неконтролируемого привлечения средств на международном рынке капитала.

    дипломная работа , добавлен 29.09.2014

    Сущность и виды государственного долга. Методы управления государственным внутренним и внешним долгом Украины. Сбалансирование бюджета как ключевая проблема бюджетной системы государства. Проблемы долговой политики Украины, пути и способы их решения.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2016

    Экономическое содержание государственного долга, его понятие, сущность, структура. Сущность внутреннего долга. Государственный долг РФ, его влияние на функционирование экономики, текущее состояние. Проблемы управления этой сферой и пути решения.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2017

    Особенности внешнего долга РФ и его влияние на экономическую деятельность страны. Способы обслуживания и погашения внешней задолженности. Механизм регулирования внешнего долга в рыночных условиях, его реструктуризация, консолидация и секьюритизация.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Экономическая сущность государственного долга, его виды, основные тенденции и специфические особенностей формирования. Управление внутренним и внешним долгом. Проблемы и пути усовершенствования долговой политики Украины в условиях переходной экономики.

    реферат , добавлен 06.10.2014

    Классификация государственного долга Российской Федерации. Состояние внутреннего и внешнего долга. Способы управления государственным долгом. Роль стабилизационного фонда в управлении государственным долгом. Международные финансовые организации.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2011

    Роль внешнего государственного долга в экономике страны. Изучение проблемы эффективности внешних заимствований. Характеристика бюджетной, денежно-кредитной, курсовой политики государства. Пути повышения эффективности внешних вложений Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2015

    Изучение сущности, основных причин и механизмов формирования государственного долга. Обзор особенностей управления государственным долгом в современной рыночной экономике. Анализ расходов на обслуживание и покрытие внешнего и внутреннего долга России.

Государственный долг -это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качество одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. Обязательства государства перед банками - кредиторами, физическими и юридическими лицами - владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами, накапливаясь, превращаются в государственный долг. Его приходиться выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы - это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и процентов.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают к новым займам, покрывая старые долги, они делают еще большие новые. В результате государственные долги растут в разных странах различными темпами.

Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Виды государственного долга

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами.

Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечением новых заемных средств.

Внешний государственный долг - это долг, который возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Внутренний государственный долг - это долг, который возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. О размерах государственного долга позволяет судить его доля по отношению к внутреннему валовому продукту или сумме бюджетных расходов. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

Введение

1. Финансовая безопасность государства и методические подходы к её оценке 13

1.1. Сущность и значение финансовой безопасности в системе экономической безопасности государства 13

1.2. Основные этапы становления и развития системы финансовой безопасности Российской Федерации 39

1.3. Методические основы оценки угроз финансовой безопасности России 47

2. Государственный долг России как угроза финансовой безопасности государства 86

2.1. Государственный долг как фактор угроз финансовой безопасности России 86

2.2. Анализ финансовой политики Российской Федерации и государственного долга за период 1992 - 2003 гг 129

2.3. Воздействие государственного долга на систему обеспечения финансовой безопасности России 140

3. Управление государственным долгом в системе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации 158

3.1. Возможности оптимизации финансовых потоков при реализации долговой финансовой политики государства 158

3.2. Совершенствование процесса управления государственным долгом в системе обеспечения финансовой безопасности России 169

Заключение 188

Библиографический список 200

Приложение 1 215

Приложение 2 216

Приложение 3 221

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Мощь и национальная безопасность государства характеризуются, прежде всего, состоянием экономики страны, а значит и её финансовой системы. Основными условиями обеспечения безопасности являются повышение управляемости финансовыми процессами и эффективное регулирование экономического развития. Финансовая система и финансовые отношения в РФ недостаточно надёжно защищены от влияния различного рода угроз. Так, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации выделяются угрозы, непосредственно касающиеся финансовых отношений, а именно - рост внешнего и внутреннего государственного долга, снижение инвестиционной активности и другие.

Система государственного заимствования представляет собой наиболее цивилизованную форму привлечения свободных финансовых ресурсов в распоряжение органов государственной власти и управления для выполнения ими своих функций и государственного инвестирования при недостатке собственных финансовых ресурсов. Однако их влияние на экономику страны не однозначно. При неэффективном использовании государственные займы перекладываются долговым и налоговым бременем на хозяйствующие субъекты и население страны как в настоящем, так и в будущем. К тому же, государственная финансовая задолженность может существенно ограничивать экономический рост и усиливать социальную напряженность, так как сокращается объём средств, направляемых на инвестирование и развитие социальной сферы; усиливается зависимость государства от кредиторов, в частности, иностранных государств и международных валютно-финансовых организаций, при принятии экономических и политически самостоятельных решений.

В связи с этим, современная экономическая реальность выдвинула задачу сохранения финансовой безопасности России для обеспечения устойчивого развития экономической системы посредством определения и мониторинга угроз финансовой безопасности, распределения финансовых ресурсов для поддержания необходимого уровня воспроизводства, независимости и конкурентоспособности в системе международных финансов.

Указанные предпосылки обусловили необходимость создания действенного государственного механизма, защиты, от угроз финансовой безопасности, определения - необходимых мер снижения отрицательных последствий воздействия угроз финансовым интересам страны. В настоящее время основные направления долговой политики России требуют, на наш взгляд, оценки с позиции их соответствия задачам снижения уровня угроз финансовой безопасности государства.

Большая часть работ; опубликованная по проблемам безопасности, в основном носит теоретический характер и только косвенно затрагивает проблемы финансовой безопасности, так как посвящена общеэкономической безопасности. Те же, которые имеют практическую значимость, не учитывают особенности долгового фактора, связанного с ослаблением финансовой безопасности государства. Проблема обеспечения безопасности, учитывающая долговую составляющую как угрозу, прежде всего, требует научных и практических решений в этой сфере;

В связи с этим выделенные проблемы являются актуальными определяют основное содержание данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики формирования и развития системы экономической, и финансовой безопасности в разное время раскрывались в трудах российских учёных: Л.И. Абалкина, К.Л. Астапова, С.А Афонцева, П.Я. Бакланова, В.В. Бурцева, СЮ. Глазьева, АН. Илларионова, В.Г. Новикова, АА Прохожева, В.В. Рудько-Силиванова, В.К. Сенчагова и др.; проблемами управления государственным долгом- и денежно-кредитной политики занимались: К.Л. Астапов, Е.В. Балацкий, АП. Вавилов, АЛ. Ведев, Е.А. Звонова, АН. Илларионов, К.Г. Калинкин, Е.А. Ковалишин, А.Г. Саркисянц, А.В. Третьяк, Г.Ю. Трофимов, Б.А. Хейфец, Е.Г. Ясин и др.

Вопросам взаимосвязи государственного долга и денежно-кредитной политики посвящены работы зарубежных учёных - Э. Аткинсона, П. Даймонда, Э. Добсона, Дж.М. Кейнса, Ф. Махлупа, Д. Рикардо, Т. Сарджента, Д. Стиглица, Н. Уоллеса, М. Фельдстейна, Дж. Ферпоссона М. Хайса, П. Элворта и др., которые были использованы соискателем в диссертационном исследовании.

Вместе с тем проблемы обеспечения финансовой безопасности государства с учётом государственного долга как фактора угроз являются

недостаточно разработанными и поэтому представляют интерес для дальнейшего исследования.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является исследование современной системы, обеспечения финансовой безопасности России и обоснование концепции управления государственным долгом для снижения угроз финансовой безопасности РФ.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:.

исследовать и уточнить сущность понятий «финансовая безопасность, государства» и «система обеспечения финансовой безопасности государства»;

определить и проанализировать основные этапы формирования и развития системы финансовой безопасности России;

изучить возможности применения методов оценки угроз финансовой безопасности, проанализировать и систематизировать угрозы в сфере государственных финансов, а также определить их влияние на финансовые интересы государства;

проанализировать финансовую политику РФ, динамику и структуру госдолга для его характеристики как угрозы финансовой безопасности РФ, оценки влияния на устойчивость и эффективность системы государственных финансов;

охарактеризовать воздействие государственного долга на финансовую безопасность России;

выявить и обосновать возможности оптимизации финансовых потоков при реализации долговой финансовой политики государства;

проанализировать существующие подходы к управлению государственным долгом и определить пути повышения эффективности управления долгом в рамках проблематики обеспечения финансовой безопасности РФ.

Предметом исследования диссертационной работы является государственный долг, его качественная и количественная оценка в системе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.

В качестве объекта исследования выступает система финансовой безопасности государства.

Теоретическую и методологическую базу исследования составил

диалектический подход к изучению государственного долга в системе обеспечения финансовой безопасности России; эволюционно-системный подход к анализу экономических ситуаций и явлений, теоретического и практического материала с применением принципа единства исторических и логических подходов. Анализ данных проведён с использованием методов сравнительного экономического и экономико-статистического анализа, метода анализа иерархий, группировки и других общенаучных методов экономических исследований.

Нормативно-правовой и информационной базой исследования явились федеральные законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Совета Федерации ФС РФ, постановления Государственной Думы РФ; статистические и аналитические материалы Совета Безопасности РФ, Государственного комитета РФ по статистике (Федеральной службы государственной статистики РФ), Министерства финансов РФ, Банка России и Счётной Палаты РФ. Исследование базируется на нормативно-методических документах, публикациях международных организаций, информации, размещенной на официальных и информационных сайтах, а также материалах международных конференций, посвященных, проблемам обеспечения финансовой и экономической безопасности, результаты исследований учёных и специалистов за 1992-2003 гг.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором:

уточнено понятие «финансовая безопасность государства» на основе характеристик устойчивости финансовой системы (государственных финансов) и соблюдения интересов государства в финансовой сфере;

раскрыты конкурентные преимущества системы государственных финансов как факторы обеспечения финансовой безопасности, основанные на делении элементов, позитивно и негативно формирующих инвестиционный образ экономики России;

исследован государственный долг России с позиции фактора угроз её финансовым интересам; дана оценка долговой политике Российской Федерации с позиции её соответствия задаче снижения уровня угроз

финансовой безопасности, а также определены практические рекомендации по этой проблеме;

разработана модель оценки показателя «государственный долг», основанная на авторском подходе к учёту «виртуализации» государственного долга России, иррационального увеличения долгового бремени;

К элементам научной новизны в диссертационном исследовании относятся следующие:

уточнено понятие «система обеспечения финансовой безопасности государства», а также «государственный виртуальный долг» как теоретический образ факторов, учитываемых в модели оценки государственного долга;

обоснован подход к определению финансовых интересов и угроз финансовой безопасности, в соответствии с которым определено, что государственный долг является угрозой финансовой безопасности России на современном этапе развития государства;

предложены теоретическая модель финансово безопасного долгового сотрудничества и концепция управления накопленным долгом в рамках системы обеспечения финансовой безопасности как способы разрешения финансовых противоречий в достижении Парето оптимального состояния системы государственных финансов.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в развитии научных основ системы обеспечения финансовой безопасности РФ, включающих методические подходы, принципы организации, возможности её совершенствования для эффективного функционирования системы государственных финансов в условиях ограниченности денежных ресурсов, а также в том, что выводы и предложения могут служить базой для дальнейшего исследования проблем, связанных с включением в систему обеспечения финансовой безопасности страны процесса управления государственным долгом РФ.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов федеральными и региональными органами власти и управления для развития и совершенствования системы

обеспечения финансовой и экономической безопасности России при управлении государственным долгом.

Рекомендации по результатам исследования, направленные на повышение эффективности государственного долга в системе финансовой безопасности, переданы в Департамент финансов Администрации Приморского края и приняты к внедрению.

Результаты проведённых исследований могут быть использованы в преподавании дисциплин «Экономическая безопасность», «Экономическая безопасность России», «Финансы и кредит» и «Национальная экономика» студентам экономических специальностей высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, выводы и предложения по теме исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного государственного университета, на заседании Учёного Совета Владивостокского филиала Российской таможенной академии, а также на ежегодных конференциях молодых ученых Института менеджмента и бизнеса Дальневосточного государственного университета (Владивосток, 2001 - 2004 гг.), Дальневосточной государственной академии экономики и управления (Владивосток, 2004 г.), Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН (Хабаровск, 2002 г.), Дальневосточного государственного технического университета (Владивосток, 2004 г.), Дальневосточной академии государственной службы при Президенте РФ (Хабаровск, 2004 г.), Биробиджанского государственного педагогического института (2004 г.).

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основной текст работы изложен на 214 страницах машинописного текста, включает 26 рисунков, 19 таблиц, 3 приложения. Библиографический список содержит 165 наименований.

Сущность и значение финансовой безопасности в системе экономической безопасности государства

В условиях реформирования рыночных отношений развитие экономики все больше определяется действием рыночных механизмов; со стороны государства уделяется существенное внимание проблемам безопасного управления экономическими процессами. С экономической безопасностью государства тесно связаны такие фактора как производительность экономики, её устойчивость и развитие, эффективность и конкурентоспособность на мировом и внутреннем рынке. Экономически эффективная деятельность государства подразумевает под собой наличие системы экономической безопасности.

Целостность выступает фундаментальным основанием устойчивости систем, под которой будем подразумевать сохранение свойств при изменении внешних условий. Из теории систем следует, что государство представляет собой сложно организованную открытую систему, состояние целостности которой определяется действием множества внешних и внутренних факторов. Мы поддерживаем утверждение о том, что понятие целостности системы тесно связано с понятием её безопасности, ведь безопасность - состояние или условия, при которых кому-либо или чему-либо не угрожает опасность. Под безопасностью также можно понимать наличие защиты от опасности или способность системы развиваться в соответствии с поставленными перед ней задачами, независимо от влияния внешних и внутренних сил; но совокупное действие на систему внутренних и внешних факторов нужно своевременно учитывать, постоянно адаптируя к нему как систему в целом, так и отдельные её элементы. Свойство неопределённости экономических систем, вытекающее из принципа системности, представляет собой следующее утверждение: полное описание составляющих системы не определяет полным образом системы, при этом справедливо и обратное - полное описание системы как целого не определяет полным образом её отдельных частей . Таким образом, первоначально необходимо выделить некоторые наиболее важные составляющие экономической системы, в частности, систему государственных финансов, обосновать её роль в финансовом и экономическом развитии и текущей деятельности государства, её влияние на способность сохранения целостности государства и государственного суверинитета.

Государство как экономическая система и экономический субъект функционирует в соответствии с поставленными перед собой целями. В первом случае это может быть достижение определённых макроэкономических показателей, обеспечение решения социально-экономических проблем, во втором случае -получение инвестиций, привлечение финансово-кредитных ресурсов, их эффективное распределение. У любого экономического субъекта, как и у системы, существует определённый набор целей, структура которых в большинстве случаев уникальна, и субъект функционирует в соответствии с определенным алгоритмом для достижения поставленных целей. Неопределённость факторов внешней среды может также влиять на устойчивость структуры самого алгоритма, что делает некоторые государственные цели вообще недостижимыми. В этом случае говорят об отсутствии определённой надежности системы. Под надежностью понимаются определённые свойства системы, которые позволяют ей достигать поставленной цели при определённых отклонениях параметров внешней среды, оказывающих влияние на систему, то есть от тех, будущие значения которых были определены на момент принятия решения .

Государственный долг как фактор угроз финансовой безопасности России

Государственный долг разделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг государства образуется в связи с привлечением средств предприятий и населения для выполнения государственных программ и заказов в валюте Российской Федерации. Основной акцент российского бюджетного законодательства ставится на то, в какой валюте произведено заимствование. Именно национальная валюта Российской Федерации является основанием для отнесения долговых обязательств к внутренним независимо от того, кто является кредитором. Как нам представляется, внутренний государственный долг в настоящее время несет почти одинаковую смысловую нагрузку при рассмотрении проблем и вопросов финансовой безопасности. Если, теоретически угрозу существования внутреннего государственного долга можно нивелировать при использовании средств и инструментов денежно-кредитной политики, то основной критерий отнесения долга к внешнему или внутреннему не дает возможности утверждать, кто именно (резидент или нерезидент) является кредитором по внутреннему долгу. Таким образом, нивелируя внутренний долг и огораживая себя от гражданско-правовых санкций, государство может предопределить своими действиями государственно-правовые международные политические, экономические, финансовые санкции, которые могут быть рассмотрены как угрозы экономической и финансовой безопасности государства.

Существенные отличия государственного внешнего долга от государственного внутреннего долга заключаются ещё и в том, что внутренний долг способствует перераспределению финансовых ресурсов в основном внутри государства, а внешний - предполагает изъятие и передачу части национального дохода и национального богатства иностранным кредиторам, и довольно часто - выполнение определённых политических и экономических условий.

Как нам представляется, существенной опасностью государственного долга является его переложение на будущие поколения. Общество становится заложником проводимой правительством финансовой политики. Следует различать понятия «долг государства» и «долг экономики». Как отмечено в «Концепции стратегического развития России до 2010 года», российская экономика, в отличие от российского государства, является платежеспособной уже в настоящее время (положительное сальдо платежного баланса порядка 50-60 млрд. долларов в год, постоянное улучшение инвестиционной позиции кредитных организаций, сокращение долговых обязательств российских корпораций) .

Таким образом, общество в принудительном порядке (независимо от своей воли) принимает дополнительную финансовую нагрузку помимо принятия своего собственного долга, хотя и не всей, а определённой его частью - предпринимательскими структурами.

Существует мнение, что увеличение государственного долга в принципе не может привести к банкротству государства по ряду причин. Достаточно лишь финансировать государственный долг, а необходимость его погашения может отсутствовать. Государство всегда имеет источники для погашения или рефинансирования долга. Для того, чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собирать в виде налогов сумму, не меньшую, чем величина выплат по обслуживанию долга. Мы не разделяем данную точку зрения. Подобный подход к государственным заимствованиям и рефинансированию долга в конечном итоге приводит к дефолту, так как кроме рефинансирования долга у государства существует ещё ряд расходов, требующих исключительного государственного финансирования.

Возможности оптимизации финансовых потоков при реализации долговой финансовой политики государства

Современная мировая финансовая система в условиях глобализации характеризуется возрастающей взаимосвязанностью финансовых систем отдельных государств, а также определённой степенью их автономности, т.е. независимости от внешнего окружения, степени вовлеченности в международные финансовые связи.

По мнению Н.П. Гусакова, «для глобальной системы не существует внешнего окружения. Ее безопасное развитие требует только одного - устойчивого развития всех составляющих ее звеньев. И чем теснее и более интенсивны взаимосвязи, тем сильнее зависит общая безопасность от «здоровья» каждого органа единого глобального организма. Для каждого же такого органа его «здоровье» - это функция не только его структурных звеньев, но и внешнего окружения, т.е. безопасность каждой финансовой системы глобальной системы - это производная величина зависит также от характера и динамики его внешней зависимости. Поэтому экономическую безопасность, а значит и финансовую безопасность следует анализировать не только в параметрах устойчивости и развития, но и качества внешней зависимости. Именно от качества внешней зависимости, характера взаимосвязи хозяйствующих субъектов зависит их собственная экономическая безопасность, и в не меньшей мере безопасность всей глобальной экономической системы» .

Нам представляется важным отметить, что при рассмотрении безопасности необходимо остановиться на категориях «части» и «целого». Противоречие заключается в том, что целое может развиваться через подавление интересов части, что наиболее часто это можно встретить в современном мире, однако может происходить и наоборот - система предоставляет своей части возможность развиваться. В первом случае часть, стремясь освободиться от давления «целого», вырабатывает иммунитет, в котором выражается смысл обеспечения как финансовой, так и экономической безопасности. Однако в системе международной интеграции, когда мировое сообщество характеризуется взаимопроникновением и всеобщностью мирохозяйственных связей, трудно ответить на вопрос, где кончается одна «часть» и начинается другая.

Многие исследователи согласны с тем, что в современных условиях структурных преобразований в развитых странах понятие финансовой безопасности приобретает в качестве своего важнейшего объективного критерия конкурентоспособность национальной финансовой системы или ее ведущих звеньев на мировом рынке, обеспечивающую жизнеспособность национальных финансовых отношений в условиях мирового развития. Таким образом, финансовая безопасность всегда является производной от избранного страной экономического и политического курса. Поэтому и меры, направленные на достижение финансовой безопасности различными странами, могут не только различаться, но часто быть противоположными по своему характеру.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны. Рост внутреннего и внешнего государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия, т. е. негативно влияет на экономическую безопасность страны, в чём мы и убедились, рассмотрев подробную динамику государственного долга Российской Федерации.

Рост внутреннего и внешнего государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия, т. е. негативно влияет на экономическую безопасность страны.

Поэтому можно сделать некий вывод, что:

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего и внешнего долга РФ и его влияния на экономическую безопасность

1 Внутренний долг России

2 Внешний долг России

3Характеристика экономической безопасности применительно к внешнему и внутреннему долгу

Выводы по главе 1

Глава 2.Анализ современного состояния внутреннего и внешнего долга России

1 Анализ современного состояния внутреннего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность

2 Анализ современного состояния внешнего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность

Выводы по главе 2

Глава 3.Пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего долга России

1 Пути решения проблем внутреннего долга и совершенствования в управлении им

Выводы по главе 3

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ Правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний, поэтому тема курсовой работы: «Внутренний и внешний долг России и его влияние на экономическую безопасность», привлекла мое внимание.

Страны, проводя экономические преобразования, всегда прибегают к внешним заимствованиям, поэтому проблемы, связанные с управлением внешним и внутренним государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики сегодня очень актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований в России очень изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Теоретическое значение данной темы курсовой работы для экономики состоит в том, что величина внешнего и внутреннего государственного долга России (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой внутреннего и внешнего государственного долга важная социально-экономическая задача, требующая хорошего теоретического обоснования.

Практическое значение данной темы для экономики состоит в том, что анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга России и определение уровня его влияния на состояние финансовой системы, денежного обращения и экономической безопасности страны делают дальнейшее исследование темы необходимым и своевременным для выявления лучших путей решения возникших экономических проблемных аспектов.

Целью данной курсовой работы является выявление значения внутреннего и внешнего долга России и его влияния на экономическую безопасность, анализ и определение проблем, связанных с его функционированием в современной России, и путей их решения.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

Изучить, проанализировать и обобщить литературу по теме работы;

Раскрыть роль и значение внутреннего и внешнего долга РФ;

Охарактеризовать экономическую безопасность, применительно к государственному долгу;

Проанализировать современное состояние внутреннего и внешнего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность;

Предложить и рассмотреть пути решения проблемных аспектов данного вопроса темы.

Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего и внешнего долга РФ и его влияние на экономическую безопасность

Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имелабольшое значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть понятие «государственный долг».

Государственный долг - неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

В научной литературе под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Рассмотрим их подробнее.

1.1 Внутренний долг России

.1.1 Понятие и значение внутреннего государственного долга РФ

Внутренний государственный долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

В Бюджетном кодексе РФ дается более узкое понятие - внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

В объем государственного внутреннего долга России включаются:

Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

Объем основного долга по кредитам, полученным Россией;

Объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Россией от бюджетов других уровней;

Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе, сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их консолидации, т.е. изменению условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займу или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.

Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.

Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств России, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

1.1.2 Формы и виды внутреннего долга РФ

В России определены следующие формы внутреннего долга:

  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Можно условно определить следующие виды внутренних долговых обязательств: рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. К рыночным внутренним долговым обязательствам России сегодня можно отнести:

Øгосударственные краткосрочные облигации (ГКО) - именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме, их выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России;

Øоблигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) - первые среднесрочные це