Основные эколого-экономические принципы на которых базируется экологическая политика в развитых странах. Основные направления эколого-экономической политики развитых стран мира Организация экологической политики

Климат меняется - с этим утверждением мало кто поспорит. С изменениями климата связан целый набор проблем и противоречий современной мировой экономики: обостряющийся дефицит пресной воды и продовольствия, проблема стихийных бедствий и эпидемий и связанная с этим миграция. Будущий вектор развития и мировая конкурентоспособность ключевых отраслей в экономике каждой страны, таких как энергетика и энергостроение, автомобилестроение, самолетостроение и сельское хозяйство, также зависят от климатической политики правительства и конкретных программ поддержки, направленных на ее реализацию.


Кто виноват и что делать?
Попытки определить, виноват ли человек в изменении климата на планете, кажутся бесплодными. Один из ключевых принципов Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) гласит: недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия мер, направленных на предотвращение или сведение к минимуму причин изменения климата и смягчение его отрицательных последствий.
Последние 10–12 лет страны Евросоюза, Япония, а чуть позднее США, Китай, Индия попытались разработать механизмы государственной поддержки, выработать законодательную базу для развития «чистых» и ресурсосберегающих технологий и решений в энергетике, автомобилестроении, производстве строительных материалов, водообеспечении и переработке отходов.


Государственная политика – основа основ
Согласно словам Акима Штайнера, заместителя генерального секретаря ООН, общий эффект от постановки целей на государственном уровне, оказания законодательной поддержки и выделения средств на возобновляемые источники энергии выражается в продолжающемся росте альтернативной энергетики и приближает остро необходимую трансформацию мировой энергетической системы.
Значение государственной поддержки трудно переоценить, именно с первых программ, принятых в 1990-х годах в Японии, Германии, Дании, началось развитие коммерческого рынка альтернативной энергетики. Первые программы поддержки солнечной энергии появились в Японии, это программа «70 000 солнечных крыш» 1994 года, в Германии это программа «100 000 солнечных крыш» 1999 года, с тех пор обе страны уверенно держатся в пятерке стран с самым большим количеством солнечных батарей.
Основные формы поддержки сектора возобновляемой энергии перечислены в таблицах 1 и 2. Как показывают практика и анализ eвропейского опыта, «зеленые» тарифы являются наиболее эффективной мерой для придания ускорения сектору альтернативной энергетики.
Так называемая чистая индустрия, направленная на сокращение выбросов парниковых газов, включает в себя большое количество технологий и затрагивает множество отраслей. В настоящее время основное внимание уделяется энергетике и снижению выбросов СО2 за счет увеличения энергоэффективности, доли возобновляемых источников энергии и распространения «умных» технологий (концепция Smart Grid) в электросетях. Ведь именно на сектор энергетики приходится основная масса выбросов антропогенных парниковых газов.

Германия впереди планеты всей
Германию смело можно назвать первопроходцем в развитии возобновляемой энергетики. Немецкий закон о возобновляемых источниках энергии, введенный в действие в 2000 году, придал необходимый импульс развитию альтернативной энергетики не только в Европе, но и по всему миру. Основной механизм закона – «зеленые» тарифы, дифференцированные по технологиям и уменьшающиеся с течением времени. Закон выступает в качестве инструмента для реализации амбициозных целей, направленных на повышение:
– доли возобновляемого электричества до 35% к 2020 году и 80% к 2050 году;
– доли возобновляемой первичной энергии до 18% к 2020 году, до 30% к 2030 году и до 60% к 2050 году;
– энергоэффективности с тем, чтобы к 2050 году потреблять не более 50% от показателей 2008 года.
Германия комплексно подошла к решению проблемы, максимально упростив решение административных и юридических вопросов, таких как получение разрешения на присоединение к сетям, согласие экологов и органов местного самоуправления и т.д. В результате в 2010 году она занимала 1-е место по вводу мощностей солнечной и 3-е место – по ветряной энергии в мире.
Развитие альтернативной энергетики способствовало появлению новых рабочих мест, стимулировало экономическое развитие страны и закрепило лидерство немецких компаний в динамично развивающейся индустрии «зеленых» инноваций.

Великобритания приручает энергию ветра и моря
До 2010 года в Великобритании оперировала система квот (ROC – Renewable Obligation Certificate), согласно которой часть поставляемого энергетическими компаниями электричества должна быть «зеленой». Данная система была введена в 2002 году, но показала себя малоэффективной ввиду наличия бюрократических проволочек в процессе согласования проектов с населением, что могло затянуть начало строительства объектов на несколько лет.
В 2010 году для некоторых видов возобновляемой энергии были введены «зеленые» тарифы, что немедленно оживило рынок. Например, тарифы на солнечную энергию привели к буму на рынке солнечных батарей и услуг по их установке, несмотря на то что Великобританию нельзя назвать самой солнечной страной в Европе.
Море – один из самых значительных источников возобновляемой энергии в Великобритании. Развитие шельфовой ветроэнергетики, а также технологии по энергии волн, приливов и отливов – именно на эти направления альтернативной энергетики делает ставку правительство страны. В долгосрочной перспективе программа включает в себя создание новых рабочих мест в стране и экспорт технологий и ноу-хау.
США – действуй локально
Уклонившись от ратификации Киотского протокола, США тем не менее не остались в стороне от «зеленого» марша. Штаты, муниципалитеты и компании создавали собственные программы и инициативы по поддержке и развитию энергосбережения и возобновляемой энергетики. После прихода к власти Барака Обамы принципы климатической политики поднялись с регионального на федеральный уровень.
План Обамы–Байдена «Новая энергия для Америки» ставит целью достичь 10% уровня возобновляемого электричества от общего производимого в стране к 2012 году и 25% к 2025 году. На содействие частным инициативам по строительству «чистого» будущего планируется выделить 150 млрд. долл. из федеральных средств. Еще около 50 млрд. долл. планируется инвестировать в «чистую» энергетику в рамках антикризисного плана «Создание рабочих мест с использованием чистой эффективной американской энергетики».
Таблица 3 рассматривает типы законодательных инициатив в ключевых штатах.

Китай – время строить мельницы и солнечные батареи
Энергия солнца уже давно пользуется большой популярностью в Китае. Обеспечив весь мир солнечными батареями, а заодно снизив себестоимость их производства, китайские производители обратились к ветряной энергии. Насытив ветряными турбинами внутренний рынок, а заодно и приобретя опыт в производстве этого технологически непростого оборудования, китайские производители в скором времени будут готовы составить серьезную конкуренцию традиционным игрокам из Европы и США на их территории.
В марте 2011 года правительство Китая выпустило 12-й план развития страны на ближайшую пятилетку с 2011 по 2015 год. Согласно плану, уровень производства энергии из возобновляемых источников планируется довести до 9,5% от всех потребляемых энергоресурсов к 2015 году. Приоритетной является солнечная энергия, это подтверждается введением в 2011 году «зеленых» тарифов на этот вид энергии. Эта инициатива способна превратить Китай не только в самого крупного производителя солнечных батарей, но и в самого значительного их потребителя. Не менее агрессивные цели поставлены и для ветряной энергии. Согласно плану, планируется резкий рост проектов по ветряной энергии с текущих 13,9 ГВт до 100 ГВт в 2015 году.

Россия – робкие шаги к чистому будущему
На фоне стремительного развития новой модели энергетики в мире Россия выглядит спящим гигантом. В 2008 году Росгидромет совместно с Российской академией наук опубликовал «Оценочный доклад об изменениях климата на территории Российской Федерации и их последствиях», одним из выводов которого было признание необходимости расширения работ по созданию технологий, способствующих уменьшению глобального изменения климата, а также работ, направленных на повышение энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии и разработку технологий улавливания и захоронения антропогенных парниковых газов.
Потенциал сокращения энергоемкости экономики России огромен, по некоторым оценкам, реализация мер по увеличению энергоэффективности в энергетике, строительстве, недвижимости, промышленности и на транспорте может сэкономить значительную часть потребляемой энергии. Климатическая доктрина России, опубликованная в декабре 2009 года, лишь первый и очень маленький шаг на пути реализации данного потенциала. В апреле 2011 года был опубликован «План действий по выполнению климатической доктрины», однако он не обеспечен ни деньгами, ни ресурсами.
Государственная программа по энергосбережению может рассматриваться в качестве основного инструмента климатической политики России в настоящий момент. Лишь она поддерживается средствами из федерального и муниципального бюджетов и призвана снизить энергоемкость ВВП на 40% до 2020 года.
Также в 2009 году были разработаны шесть инициатив: «Считай, экономь и плати», «Новый свет», «Энергоэффективный город», «Энергоэффективная социальная сфера» и «Малая комплексная энергетика», в рамках которых были проведены пилотные проекты для отработки методологии, технических решений, организационных схем, типовых договоров и финансовых моделей.
Применения на практике опыта, приобретенного в рамках пилотных проектов, к сожалению, не произошло по ряду причин, среди которых: недостаток финансирования, координации, организации, мотивации, отсутствие опыта привлечения к проектам независимых финансовых институтов и низкая экологическая культура населения.
Для решения этих проблем было создано Российское энергетическое агентство, целью которого является всесторонняя поддержка и координация региональных усилий по практической реализации закона об энергоэффективности. Для преодоления проблем с финансированием проектов по повышению энергоэффективности планируется создать федеральную энергосервисную компанию, которая финансово поддержит проекты по энергосбережению.

Ряд общественных организаций, таких как Российский социально-экологический союз, наряду с региональными центрами по энергосбережению занимается образованием населения в вопросах экономии энергии. А это и является отправной точкой для качественных изменений – желание каждого из нас жить в чистой среде и знать, что наша деятельность не наносит вреда окружающей среде.


Таблица 1. Основные меры поддержки альтернативной энергетики

Таблица 2. Как работают механизмы поддержки

«Зеленые» тарифы

Объемы + сертификаты

Тендерные схемы

Финансовое стимулирование

Возобновляемая энергия может быть продана оператору по гарантированному на определенный период времени тарифу Тарифы могут быть фиксированными или определяться как премиум к рыночной цене

На каждую единицу выработанной «зеленой» энергии производитель получает «зеленый» сертификат, который может свободно продать, получив дополнительный доход

Устанавливается цель по введению новых мощностей или выработке энергии Посредством тендера участник с наименьшими планируемыми издержками получает финансовую поддержку (например, в форме долгосрочного «зеленого» тарифа)

Освобождение от налогов или их уменьшение Инвестиционные гранты (уменьшение капитальных затрат)

Таблица 3. Основные меры поддержки в некоторых штатах США

Система «объемы + сертификаты»

Обязательства по установке двунаправленных счетчиков

Обязательства по подсоединению к сетям

Калифорния

Коннектикут

Нью-Мексико

1-Ш, 1-Л, 1-К

Вашингтон

Программа на уровне: (число – кол-во программ) Ф – федеральном, Ш – штата, Л – локальная, К – на уровне компании

Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики. По существу, речь идет о новой модели экономического развития, соответствующей реалиям глобализированной экономики начала третьего тысячелетия.

Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран и крупных компаний. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне компаний, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей корпоративной стратегии развития.

В мире разрабатывается и осуществляется целый комплекс мер, направленных на решение задач нового этапа развития. Он включает принятие природоохранного законодательства, внесение соответствующих изменений в налоговые системы, применение различных инструментов экологической политики. В результате осуществления концепции устойчивого роста происходят глубокие изменения в структуре национальной экономики, ускоренно внедряются передовые ресурсосберегающие технологии, формируются новые отрасли производства. Все это приводит к снижению издержек производства.

Уже на нынешнем этапе развития экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту, не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. Последние исследования говорят о том, что аналогичная тенденция наблюдается и в движении капиталов - привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, подпадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. Есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор становится одним из определяющих при формировании международной конкурентоспособности страны.

На уровне государств экологически ориентированная экономика обеспечивает повышение конкурентоспособности нации в целом путем улучшения среды обитания, повышения качества и увеличения продолжительности жизни населения. Отдельная компания может не получить немедленной отдачи от вложений в охрану окружающей среды, тогда как в масштабе страны такие преимущества более очевидны, даже если они не всегда обретают четкую денежную оценку. К примеру, введение норм очистки сточных вод может повысить издержки отдельных фирм, но даст, в то же время положительный эффект в масштабах страны благодаря уменьшению заболеваемости населения из-за употребления загрязненной воды. В целом ряде случаев экологически ориентированное производство может повысить и конкурентоспособность отраслей и отдельных компаний.

На уровне отдельных отраслей промышленности влияние экологического фактора не столь однозначно и в значительной степени зависит от типа отрасли. Положительное влияние природоохранные мероприятия могут оказать на отрасли, использующие современные технологии. Например, сталелитейная отрасль, несмотря на сравнительно высокие издержки по выполнению природоохранных требований, может получить существенный выигрыш от внедрения ресурсосберегающих технологий, автомобилестроение от разработки моделей с пониженным потреблением топлива.

Однако для целого ряда "грязных" отраслей с высокими экологическими издержками (добывающие, химическая, нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная) получение конкурентных преимущества от соблюдения природоохранных мер гораздо более проблематично. Например, при создании современного металлургического предприятия стоимость очистных сооружений почти соответствует стоимости производственного оборудования. В таких производствах соблюдение экологических требований повышает себестоимость продукции на 30-40%. Но и в этих отраслях все сильнее ощущается давление со стороны потребителей, требующих повышения экологических характеристик производственных процессов.

Международная конкурентоспособность страны определяется наличием в структуре ее экспорта технически передовых экологических изделий. Германия, где действуют жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров, несмотря на ослабление позиций на рынке промышленной продукции в целом.

Практическим доказательством того, что благодаря учету экологии компании могут повысить конкурентоспособность, является участие многих крупных компаний в добровольных программах по снижению уровня загрязнения, позволивших одновременно снизить издержки производства.

Принятие экологического законодательства - важный шаг на пути реализации экологической политики. Однако наиболее сложным является не само установление стандартов, а их упреждающее принятие, постоянное ужесточение и контроль за выполнением, что и происходит в развитых странах Запада. Особенно этот процесс стал заметен в 90е годы. По мнению экспертов, одной из главных причин успеха Германии в экспорте экологических товаров и технологий является раннее принятие жесткого экологического законодательства. Оно вызвало изменение структуры внутреннего спроса раньше, чем в других странах, и дало таким образом Германии технологическое преимущество в борьбе с конкурентами.

Признавая приоритетное значение экологического законодательства для повышения конкурентоспособности бизнеса, следует отметить, что в ряде случаев более эффективным средством экологической политики являются экономические инструменты. Поэтому в последние годы центр тяжести переносится с директивного на экономическое регулирование. Главные инструменты - это экологические налоги и субсидии, квоты на выбросы, определение прав собственности на некоторые природные ресурсы (земля, вода, лес), обязательства об обратной приемке, требования в отношении содержания рециклированных материалов в той или иной продукции и ряд других.

В нашей стране вопросам экологической политики не уделяется достаточного внимания. В стране сложилась нерациональная для окружающей среды и отсталая по современным международным стандартам структура производства и потребления. Фактически отсутствует современная экологическая политика, которая учитывала бы реалии сегодняшнего дня, опиралась на передовой международный опыт и рассматривала экологический фактор как один из приоритетов экономического развития. Принятая стратегия устойчивого развития носит декларативный характер, не будучи подкрепленной соответствующими законодательными и финансовыми рычагами. Принимаемое в области охраны Окружающей среды законодательство, несмотря на довольно жесткие природоохранные нормативы, также не подкреплено рычагами его эффективной практической реализации, вводится со значительным отставанием от уровня наиболее продвинутых в этой области стран Запада. Однако, самая главная проблема заключается в том, что большинство российских компаний до сих пор не изменили своего отношения к экологии как к затратному механизму. Они далеки от понимания тех конкурентных преимуществ, которые могут быть получены в результате подключения к этому новому и перспективному направлению развития мировой экономики.

В нашей стране сложилось мнение, что учет экологического фактора это исключительно затратное мероприятие, которое может лишь снизить конкурентоспособность государства и компаний. Справедливости ради заметим, что даже в развитых странах, где уже осуществляется экологическая политика, на этот счет существуют достаточно противоречивые мнения. Однако учет экологической составляющей в экономической деятельности может быть выгодным и в масштабах отдельных стран, и для конкретных фирм. Это подтверждают многие исследования (например, М. Портера.), а также практическая деятельность крупнейших компаний. Жизнь свидетельствует, что природоохранные мероприятия способны даже повысить конкурентоспособность государств, отраслей и отдельных фирм.

Россия может и должна использовать международный опыт повышения конкурентоспособности для разработки новой экономической стратегии, учитывающей экологический фактор и возможности использования конкурентных преимуществ, открывающихся на рынке экологически чистой продукции.

Экология - очень распространенное понятие. Ее, как правило, называют хорошей или плохой. Она влияет на нашу жизнь, здоровье, самочувствие. Обывательское мнение об экологии тесно связано с загрязнением окружающей среды. Считается, что основная ее задача - сохранить наш мир. Это не совсем так: экология многогранна и имеет множество направлений своей деятельности.

Что такое экология?

Это наука о живых существах, их связях между собой и связях с неживой (неорганической) природой. Точнее, это представление о природе как о системе, изучение ее структуры и взаимодействий между частями этой структуры.

Основные направления экологии:

1. Биоэкология. Является основой, или базой, экологии. Она изучает естественные биологические системы и по степени организации всего живого делится:

  • на молекулярную экологию;
  • экологию тканей и клеток (морфологическую);
  • аутоэкологию (на уровне организма);
  • демэкологию (на уровне популяций);
  • эйдокологию (на уровне видов);
  • синэкологию (на уровне сообществ);
  • глобальную экологию, изучающую биосферу.

2. Геоэкология. Изучает геосферную оболочку Земли как основу биосферы и влияние на нее природных и техногенных факторов.

3. Прикладная экология. Не только научная, но и практическая часть экологии, результатом которой является проект по комплексному преобразованию экосистем. В таких проектах используются последние достижения в области экологии, например новые технологии по очистке воздуха, воды, почв.

4. Экология человека. Предметом исследования является взаимодействие человека и окружающей среды.

Почему же появилась потребность создания такой науки, как экология? Из-за несбалансированной деятельности человечества возникли и достигли угрожающих размеров изменения окружающей среды. Проблемы экологии приобрели глобальный масштаб.

Экологические проблемы

По некоторым подсчетам, за время существования человеческой цивилизации было нарушено около 70 % биологических систем, способных перерабатывать негативные продукты жизнедеятельности человека. По оценкам ученых через 40 лет возможно наступление так называемого необратимого процесса, когда доля загрязнения превысит возможности окружающей среды по нейтрализации вредных выбросов и наступит глобальная экологическая катастрофа.

Уже сейчас состояние окружающей среды характеризуется как глубокий кризис. Экологические проблемы приобретают глобальный, региональный и местный характер. Глобальные проблемы экологии представлены изменением климата, уменьшением озонового слоя, загрязнением Мирового океана, истреблением животного мира, а региональные и местные - загрязнением воды, почвы, воздуха на определенных географических пространствах.

Факторами, оказывающими пагубное влияние на экологию, являются:

  1. Чрезмерное и неконтролируемое расходование природных ресурсов.
  2. Создание оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое).
  3. Неравномерное экономическое развитие стран.
  4. Отрицательное (антропогенное) воздействие на природу (изменение ландшафта, вырубка леса, осушение болот, производственные выбросы и многое другое).

Для создания экологического равновесия в нашей жизни появилась экологическая политика.

Экологическая политика

В общем смысле экологическая политика - это комплекс политических, экономических, юридических, образовательных и иных мероприятий, направленный на урегулирование воздействия человечества на природу. В более узком смысле это мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Экологическая политика подразделяется на следующие виды (уровни):

  1. Глобальная (международная).
  2. Государственная.
  3. Региональная.
  4. Местная.
  5. Экополитика предприятия.

Экологическая политика имеет свои элементы: принципы, приоритеты, цели, субъекты, инструменты (механизмы реализации).

Принципы подразделяются на политические и социально-экономические. Политические принципы:

  1. Демократичность.
  2. Гласность.
  3. Добровольность.

Социально-экономические принципы:

  1. Соответствие экологии и экономического развития.
  2. Новые пути решения экологических проблем за счет научно-технического прогресса.
  3. Регулирование потребления.
  4. Планируемый прирост населения.

Основной целью экополитики является сбалансированное развитие экономики, общества и окружающей среды.

Глобальная экологическая политика

  • использование новых возобновляемых источников энергии;
  • прекращение вырубки тропических лесов;
  • сокращение потребления энергии;
  • уменьшение отходов.

2. Борьба с эрозией почв:

  • использование полей небольших размеров;
  • посадка деревьев и кустарников для борьбы с ветром и разрушающими водными потоками.

3. Борьба с наступлением пустынь:

  • применение орошения как метода борьбы с пересушиванием почвы;
  • посадка деревьев и кустарников;
  • использование новых сельскохозяйственных технологий, культур.

4. Восстановление популяций животных:

  • организация новых природных парков как среды обитания;
  • строгий контроль численности животных;
  • запрещение охоты на редких и вымирающих животных.

5. Борьба с кислотными дождями:

  • сокращение выбросов химических производств;
  • сокращение использования химических удобрений;
  • использование фильтров и других источников очистки.

Следует помнить: охрана природы - долг каждого, дальнейшее загрязнение планеты может привести к вымиранию очередного вида живых организмов - людей!

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Экологическая политика: теоретические основы……………………4

1.1.Экологическая политика: правовые аспекты………………………4

1.2.История формирования экологической политики………………….6

Глава 2. Экологическая политика ЕС……………………………………….….11

2.1. История принятия экологической политики в ЕС............................11

2.2.Основные направления экологической политики в ЕС……………13

Глава 3. Региональная экологическая политика в ЕС………………………....15

Заключение…………………………………………………………………….…24

Список использованной литературы………………………………………….25

Введение

Природопользование в мире сегодня требует новых подходов для решения назревших экологических проблем.

Неблагоприятное состояние современного природопользования связано во многом с неэффективным использованием природных ресурсов, что является следствием непоследовательной экологической политики правительства, игнорирования принятых экологических законов и федеральных программ, недооценки вопросов планирования и реального финансирования природоохранных мероприятий в бюджетах всех уровней.

Политика передовых зарубежных стран позволила им прочно завоевать мировые рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции, стать лидерами в экономике и в экологическом бизнесе, укрепить национальную безопасность.

Экологическая политика зарубежных стран отличается последовательностью, целенаправленностью, она является неотъемлемой составной частью общей государственной политики государств. «Зеленый» бизнес в этих странах стал главным механизмом ресурсосбережения, внедрения новых экологических технологий и оздоровления окружающей среды и населения.

Защита окружающей среды в СШÀ, Канаде, странах Евросоюза стала для ведущих корпораций и фирм выгодным бизнесом (на 1 вложенный доллар получают прибыль от 5 до 10 долл.).

Цель моейкурсовой работы - изучение региональной экологической политики.

Задачи, поставленные нами в моей курсовой работе:

    Изучить что такоеЭкологическая политика”;

    Рассмотреть и изучить Экологическая политику ЕС;

    Изучить и рассмотреть региональную экологическую политику в государствах ЕС.

Глава 1. Экологическая политика: теоретические основы

1.1.Экологическая политика: правовые аспекты

Экологическая политика - это система мероприятий, связанных с целенаправленным воздействием общества на природу с целью предупреждения минимизации или ликвидации отрицательных для человека и природы последствий такого воздействия.

Задачи государственной экологической политики:

    Сохранение восстановления природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции, как необходимого условия существования человеческого общества.

    Обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей.

    Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья.

Принципы формирования государственной экологической политики в области охраны окружающей среды и развития:

    Право на развитие;

    Общечеловеческое достояние;

    Ответственность государства;

    Общая, но дифференцированная ответственность;

    Равный доступ к правосудию;

    Запрет дискриминации в части размещения “ грязных производств”

Основные направления государственной экологической политики:

    Совершенствование государственного регулирования, природоохранной деятельности и природопользования;

    Развитие научного обеспечения государственной экологической политики;

    Обеспечение экологически безопасного развития промышленных комплексов народного хозяйства;

    • Реабилитация экологически неблагополучных территорий;

      Экологизация образования, воспитания, деятельности средств массовой информации;

      Обеспечение санитарно - эпидемологической безопасности населения;

      Международное сотрудничество.

Источники экологической политики:

    Всеобщая деклорация прав человека (1948 г. ООН в Нью-Йорке);

    Заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)

    Парижская партия для Новой Европы (1990 г.)

    Всемирная Хартия природы (1982)

    Отчет Брутланд – “Наще общее будущее”, опубликованное всемирной комиссией по проблемам окружающей среды;

    Документ и конференция ООН по проблемам окружающей природной среды;

    Межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды в СНГ (1992);

1.2.История формирования экологической политики.

В настоящее время человечество реально осознало необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым развивается природа, были всегда, и лишь в конце ХХ в. люди практически осознали их противоречие с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то делать, чтобы воскресить погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.

Сохранение экологического равновесия на планете требует от всех стран политической воли и больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом. Экологическое воспитание и образование - процесс длительный: необходимо изменить устойчивое «завоевательное» отношение к природе.

Ведь все, что человек может создать для удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Человек не может существовать как биологический вид, не потребляя природных ресурсов, а значит, он не может жить без окружающей природной среды как естественной основы его бытия.

Во второй половине ХХ столетия государственно-управленческий подход к охране природы занял прочные позиции в большинстве стран. Если в начале 70-х гг. ХХ в. Насчитывалось не более 10 стран, в которых имелись государственные органы регулирования различных аспектов взаимоотношений общества и природы, то в середине 1970-х гг. их уже было более 60, а к началу 1980-х гг. - более 100 стран. 1

Следует отметить, что одновременно увеличилось и число неправительственных организаций и учреждений экологического профиля: к началу 1990-х гг. в мире было более 15 тыс. «зеленых» организаций, представляющих десятки миллионов человек. Àктивно идет рост правовых средств регулирования: развитые в промышленном отношении страны имеют свои своды и кодексы экологического законодательства - отдельные страны насчитывают по 100-300 природоохранных актов. Достаточно строгие гocyдapcтвeннo- пpaвoвые меры в СШÀ, Германии, Японии и других странах вполне оправданы и необходимы в современных условиях быстро развивающейся экономики и ухудшения качества окружающей среды (ОС).

Эксперты ЮНЕП (при ООН) считают, что общее качество природной среды за период 1982-2000 гг. не улучшилось, а, наоборот, состояние ряда природных объектов и компонентов ОС (воздуха, воды, почвы) быстро и необратимо ухудшается.

Поэтому главная задача мировой цивилизации в настоящий период - XXI в. - найти золотую середину, которая позволила бы соединить в экологическом равновесии потребности природы и общества.

На Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. принят пакет важнейших документов о развитии человеческой цивилизации в XXI в. и впервые сделан вывод о том, что действующая рыночно-потребительская модель природопользования стремительно ведет к деградации природы и гибели человека как биологического вида на Земле.

Поэтому сейчас, как никогда в истории человечества на планете, важно проводить разумную эколого-экономическую политику в каждой стране, сочетающую макроэкономические цели развития с рациональным использованием природных ресурсов, проведением комплекса природоохранных программ и мероприятий, ресурсосбережением и внедрением экологического менеджмента, экологически безопасного для человека и окружающей среды управления природопользованием.

За XX в. население планеты увеличилось в 3,1 раза (с 1,9 до 6,1млрд чел.), валовой мировой продукт возрос в 350 раз (до 40 трлн долл.), объем потребления пресной воды - в 11 раз, площадь пашни- в 2 раза. За этот же период площадь пустынь увеличилась на 156 млн га, а площади лесов уменьшились на 7,5 млн кв. км, на 20 % сократилось число видов растений и животных. Не нарушенных человеческой деятельностью территорий на Земле осталось всего 37 млн кв. км (28 %), и человечество потребляет до 40 % чистой первичной продукции, из которой не более 10 % используется на потребление, а 30 % разрушается и идет в отходы. Техносфера увеличилась в 2 раза по площади и в 12-14 раз по мощности, а биосфера суши сократилась на 15 %. В ХХ в. человечество превысило допустимый предел- порог возмущения биосферы, доказательством этому служат коренные изменения окружающей среды (воздуха, воды, почвы, глобальные изменения климата). На Земле углубляется экологический кризис, а виной кризиса является человек, ставший мощной геологической силой, что предсказал еще академик В.И. Вернадский в учении «О ноосфере».

По данным ООН, число голодающих людей на планете за последние 5 лет увеличилось до 2 млрд чел. (1/3 всего населения), растет безработица и число беженцев, в основном по экологическим причинам. На планете в настоящий период сформировались 3 главных центра дестабилизации природной среды:

Североамериканский (СШÀ, Канада, Мексика), дающий 1/3 всех загрязнений ОС;

Евро-азиатский (1/3 всех загрязнений);

Юго-восточноазиатский (1/6 всех загрязнений).

Центром стабилизации состояния окружающей среды являются Канада и Россия (на Севере), Àмазония и Àвстралия (на Юге), где ненарушенные, девственные территории составляют 50-60 %.

Ежегодный ущерб от загрязнения воздуха во Франции -1 % ВНП, в Нидерландах - 2 %. В СШÀ расходы на лечение от загрязнения воздуха превышают 10 млрд долл. в год.

В Германии убытки от разрушения ОС в 1986 г. оценивались в сумму 103,5 млрд марок, а к 2000 г. ущерб составлял 180 млрд марок, или 10 % ВВП.

В Евросоюзе ущерб ОС оценивают в 3-5 % ВВП, а в Японии - 13,8 % ВВП.

По данным ЕС (Брюссель), природные катастрофы за период с 1965 г. по 1992 г. (27 лет) нанесли ущерб в целом по миру 340 млрд долл.

За последние 30 лет количество катастроф в мире возросло более чем в 4 раза. По оценкам экспертов ЕС, наибольший ущерб приносят наводнения (32 %), тропические штормы (30 %), засуха (22 %), землетрясения (10 %).

В развитых странах ущерб оценивают в размере более 1000 долл. на человека, в развивающихся - 9 долл./чел., что объясняется более высоким уровнем материальных ценностей в развитых странах.

В настоящее время в мире насчитывается около 1000 ядерных объектов мирного и военного назначения, более 5 ½ 104 ядерных боеприпасов, до 8 ½ 104 тонн химического оружия.

По данным МЧС РФ, с 1993 г. по 1999 г. в России ежегодно имели место 1350 техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, ущерб лишь в одном 1999 г. Превысил 21 млрд руб., 25 % ущерба относят на техногенные и до 80 %- на природные ЧС.

Ориентировочный социально-экономический ущерб в РФ оценивают за год: по гидрометеофакторам - в 30-48 млрд руб., по геологическим (эрозия почв, подтопление, разрушение берегов) - 80-90 млрд руб.

Общий ежегодный совокупный материальный ущерб в России от чрезвычайных ситуаций с учетом затрат на ликвидацию последствий оценивают в 100-125 млрд руб. (40 % от техногенных и 60 % от природных), что составляет 1 % ВВП.

Всемирный фонд охраны природы сообщил (2002 г.), что к 2050 г., если человечество не изменит своего отношения к природным ресурсам, нам (землянам) понадобится для переселения две планеты размером с Землю.

По заявлению специалистов Фонда, за последние 30 лет человечество потратило 1/3 имеющихся на Земле ресурсов. Так, если в 1970 г. объем запасов трески в Àтлантике оценивали в 274 тыс. т, сейчас он меньше в 4,5 раза - 60 тыс. т. За эти же годы леса планеты сократились на 12 %, а число видов живых организмов в реках и озерах Европы - на 55 %. Если принять качество экосистем Земли в 1970 г. за 100, то сейчас этот показатель упал до 65. Численность многих видов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и рыб снизилась более чем в два раза.

Государства катастрофе. «Глобальной экологической политики пока не существует, это... научно-исследовательской группы «Кайзер» в 2000г. в странах ЕС на разработку технологий по охране...

Экологическая политика развитых и развивающихся стран: сравнительный анализ

Сообразуясь со своими национальными интересами, каждая страна проводит собственную политику, в том числе экологическую. В наибольшей степени различается экологическая политика в двух группах стран - развитых и развивающихся.

В развитых странах экологические проблемы являются результатом достигнутого изобилия товаров и услуг. Они раньше других государств столкнулись с необходимостью выработки экологической политики. Еще в 1920-х гг. западные ученые обсуждали два пути выживания человечества, один из которых связан с созданием искусственной среды обитания, второй - с сохранением природных условий. С начала 1990-х гг. широкое распространение получила концепция устойчивого развития. Предпосылкой возникновения концепции устойчивого развития стала концепция «нулевого роста», которая была выдвинута в начале 70-х гг. Д. Медоузом и Дж. Форрестером в рамках исследований Римского клуба. Она заключается в признании объективного противоречия между интересами охраны среды и традиционными формами удовлетворения материальных потребностей. От высокоразвитых стран требуется, чтобы они перешли к минимальному (нулевому) экономическому росту. По существу эта концепция заключается в призыве к замораживанию потребностей и ограничению роста народонаселения.

Концепция устойчивого развития - модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением

окружающей среды. Впервые термин «устойчивое развитие» введен в докладе «Наше общее будущее», представленном в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под руководством Г.Х. Брунтланд. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро была принята Декларация, в которой провозглашены обязательства государств по основным способам достижения нашей цивилизацией устойчивого развития.

Большое значение в экологической политике развитых стран имеют индивидуальные права человека на проживание в благоприятной окружающей среде, в том числе право на свободу доступа к информации о ее состоянии. Законодательство развитых стран предусматривает участие населения в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды. Практически во всех западных странах значительным влиянием и поддержкой населения пользуются партии «зеленых». Особенно сильны их позиции в Германии, где партия «зеленых» в настоящее время является третьей по популярности.

Важнейшим направлением экологической политики развитых стран является ресурсосбережение. В силу высокой плотности населения в большинстве таких стран приоритет в охране природных ресурсов отдается землепользованию. Проводится инвентаризация и создание базы данных земельных ресурсов. Государство выплачивает компенсацию фермерам за отказ от продажи земли под застройку. Одним из альтернативных способов использования земельных ресурсов является их консервация. Проблема водосбережения решается путем создания системы повторного и многократного использования воды. Энергосбережению придается более широкий смысл, чем просто экономия энергии. Предпринимаются попытки перехода на возобновляемые энергоресурсы и альтернативные ис-

точники энергии - солнечной энергии, энергии из биомассы, энергии, ветра, геотермальной энергии, энергии Мирового океана (использования энергетического потенциала вертикальных перепадов температур), энергии морских приливов. В соответствии с концепцией устойчивого развития каждая последующая фаза экономического роста должна быть менее энергоемкая, чем предыдущая.

Регенерация и повторное использование отходов рассматриваются как реальный и прогрессивный способ одновременного решения экономических и экологических проблем, а также как стратегия предотвращения загрязнения окружающей среды. Наибольшая степень утилизации отходов (60%) достигнута в Японии. Для обозначения сфер деятельности, связанных с охраной окружающей среды, в развитых странах появилось понятие «экобизнес». Ведущим производителем экотехнологий является Германия.

Рассмотрим особенности экологической политики развитых стран - США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Швеции и Японии. В США экологическая политика становится важнейшим приоритетом начиная со второй половины 1970-х гг., когда загрязнение воды и воздуха достигло опасной черты. В 1980-х гг. к ним добавилась проблема токсичных веществ, негативно воздействующих на организм человека. 1990-е гг. характеризуются смещением центра тяжести на предотвращение загрязнения окружающей среды. В настоящее время значительная часть полномочий в области экологической политики в США сосредоточена в мощном централизованном органе -Агентстве по охране окружающей среды. В Канаде борьба за экологию началась еще раньше, чем в США. Если в 1960-е гг. канадские природоохранители выступали вообще против всякого развития общества, то в настоящее время в

Канаде придерживаются принципов устойчивого развития. Общая экологическая политика стран ЕС базируется на схожести многих экологических проблем, обязательности совместно принятых решений, единых мерах по борьбе с загрязнениями и согласованной позиции на международных переговорах. От ликвидации последствий загрязнения экологическая политика ЕС перешла к их предупреждению. Широко распространены налоги на загрязнение. Великобритания, которая всегда стояла особняком в вопросах европейской интеграции, имеет свои особенности экологической политики. Великобритания никогда не страдала от трансграничного загрязнения: господствующее направление ветров юго-западное, по территории страны не протекают международные реки. Островное положение делает ее менее чувствительной к проблемам загрязнения окружающей среды и менее зависимой от других стран. Основными принципами экологической политики Франции являются: отношение к качеству окружающей среды как элементу глобальной политики; сокращение издержек путем инноваций и предупреждения ущерба; децентрализация ответственности, широкое сотрудничество всех структур; соблюдение принципа «платит тот, кто загрязняет». Густонаселенная и высокоиндустриальная Германия обладает незначительными ресурсами, что вынуждает ее рационально использовать их, экономить электроэнергию, охранять почву, воду, атмосферный воздух. Экологическая политика Швеции ориентирована на разработку экологически чистых мало- и безотходных технологий и оборудования.

В Японии экологическая политика развивалась в три этапа. Первый начался до Второй мировой войны и характеризовался борьбой против профессиональных заболеваний. Второй этап вызван японским «экономическим чудом» 1960 - 1970-х гг. и проявился в концепции экополиса - создании благоприятных условий обитания в

городе, где человек проводит большую часть своего времени. Третий, современный этап связан с глобализацией экологического мышления.

В 1980-х гг. центр экологической напряженности стал перемещаться из развитых стран в развивающиеся, экологическая политика которых выглядит иначе. Если в развитых странах экологический кризис развивался постепенно, в течение нескольких столетий, то в развивающихся странах он разразился неожиданно и стал быстро нарастать1. Основной причиной экологических проблем в развивающихся странах является общая экономическая отсталость. Чем беднее страна, тем меньше ее заботят вопросы охраны природы. По словам И. Ганди, бедность - мощный загрязнитель окружающей среды. На состояние экологии в развивающихся странах негативное воздействие оказывает международное разделение труда, приводящее к размещению в них загрязняющих производств.

В последние годы лидером загрязнения окружающей среды стал Китай, стоящий перед лицом экологического кризиса. Китай лидирует в мире по общим выбросам диоксида серы, окиси углерода, происходит загрязнение рек, морей, подземных вод, продолжается вырубка лесов. Промышленное развитие Китая шло резкими скачками, и в таком режиме было трудно контролировать проблемы с окружающей средой. В настоящее время лишь 69,3% всего объема потребляемой питьевой воды соответствует экологическим нормам, а 500 млн. граждан КНР не имеют доступа к чистой воде. Коэффициент использования водных ресурсов превышает рациональный мировой уровень. Например, данный коэффициент по рекам Хуанхэ, Хуайхэ и Дяохэ превышает 60%, по реке Хайхэ - 90%, что гораздо выше

1 Environmental Implications of the Economic Crisis and Adjustment Reforms in East Asia. The World Bank Discussion Paper Series 1. Washington, January 1999, p. 3.

предопределенной экологической линии на 30-40%. На равнине Северного Китая появилась самая большая в мире воронка понижения уровня подземных вод. Только 1 % городского населения дышит воздухом, который считается чистым по стандартам ЕС. По данным Всемирного банка, уже сейчас 16 из 20 наиболее загрязненных городов мира находятся в Китае. Не в последнюю очередь это вызвано растущим количеством автомобилей. Только в Пекине за последние два года их количество увеличилось более чем в два раза - до 2,6 млн.

Уже сейчас состояние окружающей среды в Китае приводит к рождению детей с физическими недостатками, а в будущем предстоят более суровые испытания. В процессе индустриализации будут развиваться целлюлозно-бумажная, горнодобывающая,

электроэнергетическая, химическая отрасли промышленности. В процессе урбанизации отстает строительство городской экологической инфраструктуры, в результате чего большое количество сточных вод и мусора не сможет быть подвергнуто безопасной переработке. Будет долго сохраняться структура источников энергии при доминанте угля, что приводит к загрязнению земли. В процессе трансформации социального потребления произойдет стремительное увеличение количества разнообразных новых загрязняющих веществ, таких как отходы электронных аппаратов, вредных стройматериалов и т.п., что нанесет огромный ущерб здоровью человека.

Одним из самых впечатляющих примеров быстрого экономического роста в начале XXI в. является Тайвань. К 2004 г. рост его ВВП составлял 8-10% в год1. При этом

PROCESSING OF MUNICIPAL SOLID WASTE AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY IN A CRISIS CONDITION

BURLAKOV V.V., KRASNOSLOBODTSEVA E.D. - 2015 г.