Понятие и система государственных расходов. Государственные расходы Расход бюджетных средств

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

  • расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
  • средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
  • расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
  • расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
  • другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим "бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов :

  • органов исполнительной власти
  • органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе па проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом голу, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах :

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами но государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (склалочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставных (склалочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли участия в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ. Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектпо-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объекта инвестиций. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества перелаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставления:

  • дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • субвенции и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
  • бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условий, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязаны осуществить блокировку расходов до выполнения укапанных условий. Направление расходов различных бюджетных уровнен жестко регламентировано.

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня:

  • обеспечение деятельности Президента РФ. Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:

  • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальное! собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в управлении;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  • обеспечение социальной зашиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер их непосредственно связаны с функциями государства ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Объем и структура государственных расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике и др. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Однако по мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпевает изменение. За государством остается роль координатора экономических процессов, выполнять которую оно будет с помощью экономических методов. Переход к финансовому регулированию экономики создает принципиально новый режим расходования финансовых ресурсов и коренным образом перестраивает весь бюджетный механизм.

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ –это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня.

Организационное построение системы государственных финансов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

    целевое направление средств;

    безвозвратность расходования ресурсов;

    бесплатность;

    соблюдение режима экономии;

    контроль за использованием государственных ресурсов.

При использовании государственных расходов из любых источников, при использовании любых способов всегда должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

Виды государственных расходов

Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды. Одна из возможных классификаций представлена на рис. 3.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:

    расходы, обусловленные внутренними проблемами;

    расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др.

Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий. По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.

Расходы на социальные нужды – один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста, ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, такие как атомная, космическая; финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства); финансирование научно ―исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточение финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходов. В их состав включаются расходы на:

    вооружение;

    материально-техническое оснащение;

    строительство военных объектов, на военные исследования и разработки;

    пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;

    подготовку кадров;

    создание запасов и резервов на случай войны и др.

Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны, на восстановление разрушенного хозяйства.

При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Расходы на управление – это самая противоречивая статья государственных расходов. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности – с другой.

В состав этих расходов входят:

    расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти;

    расходы на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры.

Структурно в расходах на управление преобладают расходы на заработную плату, командировочные и служебные разъезды, оплату транспортных, коммунальных услуг и услуг связи, на пенсии и пособия.

Для обеспечения экономического расходования средств на содержание аппарата управления разработана система мер их государственного регулирования:

    лимитирование расходов; сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию аппарата управления; нормирование численности работников аппарата управления и расходов на его содержание.

По характеру потребностей расходы делятся на две группы. Обыкновенные отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. В финансовой науке признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.), а чрезвычайные ― посредствам чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или выпуск государственных займов).

По уровням управления

Расходы местных бюджетов

Расходы бюджетов субъектов федерации

Расходы федерального бюджета

По целевому назначению

Капитальные

Связанные с образование и обслуживанием страховых и резервных фондов

По общественному назначению

По характеру потребностей

По экономическим результатам

По участию в общественном воспроизводстве

Финансирование расходов в непроизводственной сфере

Расходы на социальные цели

Внешнеэкономические расходы

Экономические расходы

Расходы на оборону страны

Расходы на управление

Обыкновенные

Чрезвычайные

Производственные

Непроизводственные

Финансирование расходов в производственной сфере

По отраслям

Внутри отраслей

На управление

На военные цели

На социально -культурные мероприятия

Рис.4. Классификация государственных расходов

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Формами привлечения заемных средств для финансирования государственных расходов могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

Классификация государственных расходов по признаку участия в общественном воспроизводстве характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.

В области государственных расходов имеют место существенные недостатки:

    бюджетные средства используются малоэффективно;

    не решены многие насущные проблемы социальной политики;

    широко распространена практика нецелевого расходования средств;

    продолжается списание долгов в аграрном и других секторах экономики.

Основные задачи в области государственных расходов:

    сократить число федеральных целевых программ с целью концентрации средств на наиболее эффективных проектах;

    снизить расходы на содержание государственного аппарата;

    продолжить децентрализацию инвестиционного процесса;

    повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

    обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Государственные расходы обеспечивают такие сферы деятельности, как экономическую, военную и социальную. Основные расходы местных бюджетов приходятся на финансирование муниципального строительства, затрат на образование, медицинское обслуживание, общественный транспорт.

Государственные расходы бывают двух видов:

  • капитальные — средства, направленные на расширение капитала;
  • текущие — обеспечивают функционирование уже существующих предприятий.

Основным методом осуществления расходов государства является финансирование. Ключевым принципом государственного финансирования является обеспечение денежными средств безвозвратно, и именно это отличает его от кредитования.

Виды государственных расходов

В экономической сфере расходы подразделяются на производительные и непроизводительные. Производительными считаются такие расходы, которые увеличивают или укрепляют достояние государства. Непроизводительными принято считать расходы, которые не дают заметных результатов, но при этом не являются бесполезными.

По структуре расходы государства делятся на чрезвычайные и обыкновенные. Чрезвычайными являются ситуации, когда финансирование носит спонтанный характер и крайне необходимо в конкретной ситуации. Обыкновенные расходы обусловлены постоянством, это те потребности, которые оплачиваются по плану ежегодно.

Рассматривая текущий и капитальный виды, стоит разобраться, куда именно расходуются средства.

Текущее расходование средств

Текущий вид подразумевает обеспечение необходимыми финансами бюджетные организации, расходы при этом направлены на содержание органов государственной власти, затраты на науку, оборону, предоставление коммунальных услуг жителям и т.д.

Капитальное расходование средств

Капитальные расходы предполагают финансирование строительства в введение в эксплуатацию новых объектов, а также реконструкцию и расширение сущесвующих. По назначению государственные расходы распределяются на следующие группы:

  • затраты на социальные цели;
  • внешнеэкономические затраты;
  • экономическое финансирование;
  • расходы на перевооружение и укрепление обороны;
  • расходы на управление.

Принципы финансирования

В РФ действуют несколько принципов, по которым государство осуществляет расходы:

  • плановость — все расходы должны соответствовать государственной программе, быть в соответствующем плане;
  • целевая направленность — все выделенные ресурсы направлены на получение определенных результатов;
  • законодательство — финансирование осуществляется согласно закону, их направленность связана со статьями о защите прав гражданина, а также интересов организаций;
  • соблюдение норм — все расходы распределяются согласно соблюдению всех экологических, санитарных и иных норм.

Нормирование расходов

Нормами расходования считаются единые измерения расходных ресурсов на конкретное предприятие. Существуют несколько нормированных видов:

  • обязательные нормы — связаны с затратами на заработные платы, обслуживание командировок, питание и т.д.;
  • расчетные нормы — все затраты, связанные с приобретением услуг;
  • материальные нормы — подобные затраты связаны, например, с единицей затрат средств на питание одного осужденного;
  • денежные нормы — нормы, имеющие выражение как стоимость натуральных затрат;
  • индивидуальные — нормы, где предусматриваются затраты лишь на одну цель, например, медикаменты на одного конкретного больного.

Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией видов расходов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  • 1. Принцип целевого использования средств;
  • 2. Безвозвратность государственных расходов;
  • 3. Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.

В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджетной системы включает:

  • Ш классификацию расходов по функциональному признаку;
  • Ш классификацию расходов по экономическому содержанию;
  • Ш классификацию расходов по ведомственному признаку;

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (включая расходы на приобретение акций действующих организаций), средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности, соответственно, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Этот уровень содержит 11 разделов и 84 подраздела.

Целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов, а также по целевым программам (подпрограммам) в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Виды расходов бюджетов Российской Федерации образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

По функциональной классификации в расходах федерального бюджета выделены расходы:

1. Общегосударственные вопросы. Раздел предусматривает 15 подразделов.

По указанному разделу отражаются расходы на:

  • -функционирование главы государства - Президента Российской Федерации. Отражаются расходы на содержание Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Полномочных представителей Президента Российской Федерации, их заместителей в федеральных округах и соответствующих аппаратов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и его аппарата, аппарата Управления делами Президента Российской Федерации, обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж, выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений Европейским Судом по правам человека.
  • -функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. Отражаются расходы на содержание президентов республик в составе Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и аппаратов, указанных выше должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  • -функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления. Отражаются расходы на содержание Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
  • -функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
  • -судебная система. Отражаются расходы на содержание федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации и их аппаратов, а также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов. В настоящем подразделе также отражаются расходы на развитие судебной системы России.
  • -обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в установленной сфере, контрольных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
  • -проведение выборов и референдумов. Отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, а также расходы на содержание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных (районных, городских и других) комиссий, а также участковых комиссий и соответствующих аппаратов.
  • -международные отношения и международное сотрудничество. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах, представительств Российской Федерации при международных организациях, представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.

Подраздел также включает расходы на обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген, расходы по уплате взносов в международные организации, оценке недвижимости, признанию прав и регулированию отношений по федеральной собственности, находящейся за рубежом, приобретению, строительству и реконструкции недвижимости за рубежом, реализации межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, реализации договоров (контрактов) с иностранными фирмами в области научного сотрудничества, государственным гарантиям по внешним заимствованиям, а также расходы по международным культурным, научным и информационным связям.

  • -международная экономическая и гуманитарная помощь. Отражаются расходы на оказание экономической и гуманитарной помощи другим государствам, включая расходы на доставку грузов гуманитарного характера и эвакуацию российских граждан. Кроме того, на данный подраздел относятся расходы по оказанию гуманитарной финансовой помощи другим государствам.
  • -содержание и пополнение государственного материального резерва. Отражаются расходы на содержание Федерального агентства по государственным резервам, его территориальных органов и организаций, образующих единую систему государственного материального резерва, а также расходы на проведение операций с государственным материальным резервом.
  • -фундаментальные исследования. Отражаются расходы, связанные с проведением фундаментальных научных исследований, осуществляемых в целях получения новых знаний об основных явлениях и наблюдаемых фактах, не преследующие какой-либо прикладной и практической цели.
  • -обслуживание государственного и муниципального долга. отражаются операции, связанные с гарантированием правительственных займов или их размещением, выплатой процентов по долгу Российской Федерации, долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  • -резервные фонды.
  • -прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности государственных научных учреждений, а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области общегосударственных вопросов по государственным контрактам.
  • -другие общегосударственные расходы;
  • 2. Национальная оборона. Состоит из восьми подразделов. По указанному разделу отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области;
  • 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Состоит из тринадцати подразделов. В данном разделе отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний.

В настоящем разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другим мероприятиям в данной области;

  • 4. Национальная экономика. Этот раздел состоит из 11 подразделов, отражающих расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики.
  • 5. Жилищно-коммунальное хозяйство. Предусматривает 4 подраздела. По данному разделу отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования и другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.
  • 6. Охрана окружающей среды. Раздел состоит из 4 подразделов и отражает направление расходов на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области охраны окружающей среды; государственный расход бюджет смета
  • 7. Образование. Состоит из девяти подразделов и отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства;
  • 8. Культура, кинематография и средства массовой информации. Раздел состоит из шести подразделов и отражает расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
  • 9. Здравоохранение и спорт. Раздел состоит из четырёх подразделов и отражает направление расходов государства на финансирование здравоохранения, спорта и физической культуры.
  • 10. Социальная политика. Раздел состоит из шести подразделов и отражает расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
  • 11. Межбюджетные трансферты. Раздел состоит из четырёх подразделов. Отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования фондов денежных средств органов государственной власти и органов местного самоуправления по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства.

При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

1) общегосударственные вопросы

2) национальная оборона

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4) национальная экономика

5) жилищно-коммунальное хозяйство

6) охрана окружающей среды

7) образование

8) культура, кинематография

9) здравоохранение

10) социальная политика

11) физическая культура и спорт

12) средства массовой информации

13) обслуживание государственного и муниципального долга

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Такая классификация наглядно отражает роль государства в управлении экономической и социальной сферы общества.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.


Объем расходных полномочий, закрепляемых за органом государственной власти или местного самоуправления, должен соответствовать объему финансовых ресурсов, предоставляемых в его распоряжение.

За счет средств федерального бюджета обеспечивается реали-зация полномочий органов государственной власти РФ по пред-метам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Из федерального бюджета финансируются сле-дующие виды расходов:

Деятельность Президента РФ, федераль-ных органов законодательной и исполнительной власти ;

Функционирование федеральной судебной системы ;

Международная дея-тельность (реализация межгосударственных договоров);

Нацио-нальная оборона (содержание Вооруженных Сил РФ);

Утилизация и ликвидация вооружений;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (содержание учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность таможенных ор-ганов, содержание органов прокуратуры, деятельность органов пограничной службы, обеспечение органов государственной безо-пасности);

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Исследование и использование косми-ческого пространства;

Государственная поддержка атомной энер-гетики ;

Конверсия оборонной, угольной промышленности;

Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

Деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в федераль-ной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

Деятельность средств массовой информации Российской Фе-дерации;

Обеспечение миграционной политики;

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

Обслуживание государственно-го долга РФ;

Пополнение государственных запасов и резервов;

Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны РФ, которая затем включается в состав федерального бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется общим объемом расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством обороны централизованно (оплата вооружения, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).

Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства». Планирование и финансирование этих расходов осуществляются в сметном порядке.

Косвенные военные расходы в бюджете включают в основном выплаты пенсии и пособий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям.

Эти затраты финансируются по разделам «Социальная политика».

5. Расходы на управление включают следующие группы расходов:

На проведение выборов и референдумов. Включают все затраты на выборы народных депутатов, президента, народных судей и проведение референдумов;

Прочие расходы проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

Планирование и финансирование расходов на управление осуществляется так же, как и расходов на социальные нужды.

Бюджетный кредит. Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны, в отличие от бюджетного финансирования эти кредиты выдаются с условием возвратности и возмездности, а с другой стороны, процента по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем по кредитам банков.

Бюджетные кредиты могут предоставляться как государственным и муниципальным предприятиям, так и частным юридическим лицам. В первом случае бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Во втором случае бюджетный кредит предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщикам обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредитов.

Способами обеспечения и исполнения обязательств по возврату кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее ста процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита являются проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органам и отсутствия просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам.

При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по возможным субъектам - заемщикам.