Организационная структура цб рф и статус по конституции. Органы управления центральным банком рф Центральный банк рф схема

Принципы организации деятельности Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
- национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
- задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России,

утверждаемым Советом директоров;

Когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
- Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.

Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим, прежде всего качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.

В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 23 департамента:

Сводный экономический департамент;
-Департамент исследований, информации и статистики;
-Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
-Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
-Департамент методологии и организации расчетов;
-Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;
-Департамент пруденциального банковского надзора;
-Департамент по организации банковского санирования;
-Департамент иностранных операций;
-Департамент регулирования денежного обращения;
-Департамент эмиссионно-кассовых операций;
-Департамент информатизации;
-Юридический департамент;
-Департамент внутреннего аудита и ревизий;
-Административный департамент;
-Департамент подготовки персонала;
-Департамент операций на открытом рынке;
-Департамент контроля за деятельностью кредитных организации на финансовых рынках;
-Департамент валютного регулирования и валютного контроля;


Департамент инспектирования кредитных организаций;
-Департамент телекоммуникаций;
-Департамент полевых учреждений;
-Департамент общественных связей. Подразделениями Банка России являются:

Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;
-Главное управление безопасности и защиты информации;
-Главное управление недвижимости;
-Управление специальной связи.

Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.

Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.

Внутренние: организационная структура, где выделено 23 департамента; распределение ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений.

Внутренние принципы организации деятельности Центрального банка вытекают из функций Совета директоров, который во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.

Совет директоров - это высший исполнительный орган Центрального банка России, который отвечает за практическую реализацию его целей и задач. Он принимает решения по таким вопросам, как:

Создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;
- установление обязательных нормативов для кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке»;
- величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;
- изменение процентных ставок Банка России;
- определение лимитов операций на открытом рынке;
- участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
- применение прямых количественных ограничений;
- выпуск и изъятие банкнот и монет из обращения, общий объем выпуска наличных денег;
- внесение в Государственную Думу предложений об изменении уставного капитала Банка России;
- утверждение порядка работы Совета директоров и назначение главного аудитора Банка России;
- утверждение внутренней структуры Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
- определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

1.4. Основные задачи и функции Центрального банка РФ
В банковской системе Центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Центральный банк – экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.

Центральный банк – общественный институт, работающий на макроуровне экономических отношений. Эмитирование им наличных денег и платежных средств важно для отдельных экономических субъектов и для экономики в целом. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:


  • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

  • устанавливает правила осуществления расчетов в России;

  • устанавливает правила проведения банковских операций;

  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

  • принимает решение о госрегистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

  • осуществляет все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

  • устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;

  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует составление платежного баланса РФ;

  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, публикует материалы и статистические данные;

  • осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов; также выполняет иные задачи.

Центральный банк РФ в отличие от коммерческих банков – федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчинение банку. Банк России осуществляет государственное управление в форме денежно-кредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности, неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой. Главной же задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране.

Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк.

Функциицентрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции :


  • монопольная эмиссия банкнот;

  • «банк банков»;

  • банк правительства;

  • регулирование денежно-кредитной системы;

  • реализация валютной политики;

  • организация платежно-расчетных отношений;

Главный расчетный центр страны.

Рассмотрим перечисленные функции более подробно.

Функция эмиссии банкнот. В настоящее время во всех странах эмиссия банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств, обеспечивается главным образом задолженностью государства и экономики. Эмиссия банкнот (выпуск их в обращение) осуществляется путем передачи банкнот центральным банком коммерческим банкам и правительству в соответствии с их потребностями в обмен на обязательства. Эмиссия банкнот центральным банком может осуществляться также под увеличение золотовалютных резервов, т.е. через покупку иностранной валюты и золота на банкноты. Таким образом, эмиссия банкнот становится составной частью денежной политики.

Центральный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной эмиссии (рисунок 1). Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется автоматически – при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.

Рисунок 1 – Удельный вес отдельных купюр в общей сумме на 01.04.08г.
В настоящее время Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

В условиях золотого монометаллизма банкноты Центрального банка имели двойное обеспечение: золотом и коммерческими векселями. После отказа от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла.

Функция банка банков. Эта функция включает в себя два тесно взаимосвязанных между собой направления. Во-первых, каждый банк второго уровня располагает корреспондентским счетом в центральном банке. Через корреспондентские счета центральный банк осуществляет расчеты между коммерческими банками. На практике эти счета находятся в территориальных подразделениях центрального банка. Остатки на корреспондентских счетах служат кассовыми резервами коммерческих банков. В большинстве стран в соответствии с законодательством коммерческие банки обязаны поддерживать определенную величину резервов. Во-вторых, центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков. Если банки испытывают недостаток денежных средств или не могут привлечь ресурсы из других источников, им оказывает содействие центральный банк, и в этом смысле центральный банк является «кредитором в последней инстанции».

Функция банка правительства . Центральный банк является банком, обслуживающим государство. Это означает, что центральный банк осуществляет, во-первых, операции по кассовому исполнению бюджета, т.е. ведет счета правительства; во-вторых, осуществляет кредитование государства и управление государственным долгом. Под управлением государственным долгом обычно понимаются операции центрального банка по выплате доходов по ним. От имени правительства центральный банк регулирует и хранит государственные золотовалютные резервы. Центральный банк осуществляет регулирование платежных балансов, международных расчетов и представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях.

Денежно-кредитное регулирование. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Защита и обеспечение устойчивости рубля, и снижение темпов инфляции является важной задачей деятельности Банка России. Главной особенностью основных направлений денежно-кредитной политики является прогнозирование темпов инфляции.

Реализация валютной политики . Исторически сложилось, что для обеспечения банковской эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени правительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золотовалютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики и балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых учреждениях.

В целях поддержания объема валютных резервов на приемлемом уровне Центральные банки управляют ими, т. е. формируют их оптимальную структуру и осуществляют их рациональное размещение.

Центральные банки периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

Центральный банк практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей.

Организация платежно-расчетных отношений. Центральные Банки начали участвовать в организации платежей между коммерческими банками в период фундаментальных изменений в технологии платежей – перехода к бумажно-денежному обращению. Внедрение в повседневную жизнь не имеющих стоимости бумажных денег потребовало создания расчетных систем, пользующихся доверием. Ответственность за осуществление платежей взял на себя Центральный банк, имеющий безупречное финансовое положение и большой авторитет.

Задачами Центрального банка в организации платежной системы страны являются:

Поддержание стабильности финансовой структуры;

Обеспечение эффективного функционирования платежной системы;

Проведение денежно-кредитной политики.

Стабильность финансовой системы непосредственно связана со стабильностью внутренней платежной системы, т. е. обусловлена наличием надежного механизма платежей, который позволяет бесперебойно осуществлять межбанковские операции по взаимозачетам и платежам, и дает возможность устранять возникшие проблемы (например, неплатежеспособность одного из ее участников, вызывающую цепную реакцию неплатежей и создавшую угрозу для устойчивости всей финансовой системы в целом).

В случае неустойчивости и ненадежности платежей системы Центральный банк испытывает серьезные трудности при осуществлении эффективной денежно-кредитной политики, а кризис платежной системы целиком лишает его возможности проведения регулирующих мероприятия в этой сфере.

Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится создать такие условия проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бы системный риск и его последствия. Через банки проходят платежи предприятий, организаций и населения. Совершая по их поручению платежи, этим самым банк выполняет посредническую миссию. В руках банков эта функция становится значительно шире, чем элементарная посредническая деятельность. Банк может аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и, суммировав их, направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Также банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдавать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, или перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Так как банки находятся в центре экономической жизни, они получают возможность изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются ресурсы ЦБ, к активным – операции по размещению ресурсов. По состоянию на 1 апреля 2008г. баланс ЦБ РФ см. в Приложении 1.

Анализ деятельности Банка России по выпол­нению возложенных на него ст. 3 и 4 Закона о Банке России ос­новных целей, задач и функций показывает, что Центробанк и есть тот элемент системы, который непосредственно осуществляет го­сударственное управление банковской системой. При этом исполь­зуются преимущественно методы государственного регулирова­ния, экономические методы управления, которые призваны создавать благоприятные экономические, правовые, организаци­онные условия для функционирования кредитных организаций.


2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
2.1. Основные направления кредитно-денежной политики ЦБ
Кредитно-денежная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики, при этом он преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

В большинстве промышленно развитых стран политика Центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах.

1. Учетная политика заключается в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков.

Совет директоров Банка России в целях сдерживания инфляции и снижения динамики денежной массы принял решение о повышении с 29 апреля 2008года на 0,25 процентной ставки рефинансирования. В соответствии с указанием Центрального банка РФ устанавливается ставка рефинансирования в размере 10,5% годовых.

Основной формой кредитования коммерческих банков Центральным банком Российской Федерации на сегодня является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.

В феврале Банк России предоставил ломбардные кредиты в объеме 1,5 млрд. руб. (в январе - 0,6 млрд. руб.). С 4.02.2008 минимальная ставка на ломбардных кредитных аукционах составляет 7,25% годовых. Фиксированная ставка по ломбардным кредитам на срок 1 день равна 8,25% годовых. На этом же уровне устанавливается фиксированная ставка по ломбардным кредитам на срок 7 дней, если два ломбардных аукциона подряд признаются несостоявшимися.

2. Второй формой является определение Центральным банком нормы обязательных резервов.

Смысл этой формы заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя норму резервирования, Центральный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны. Нормативы устанавливаются в процентном соотношении к среднедневным остаткам на расчетных, текущих, депозитных и других клиентских счетах юридических и физических лиц за прошедший месяц и вносятся за счет средств на корреспондентском счете коммерческого банка на специальный резервный счет в ЦБ РФ в начале каждого месяца. Максимальная ставка норматива обязательных резервов не может превышать 20%.

Совокупные безналичные банковские резервы (включающие средства кредитных организаций на корреспондентских, депозитных счетах и счетах обязательных резервов в Банке России, а также в облигациях Банка России) на 1.03.2008 составили 1160,3 млрд. руб. и практически не изменились по сравнению с 1.02.2008 (1167,4 млрд. руб.). Средний дневной объем совокупных банковских резервов составил в феврале 1149,4 млрд. руб. (1362,6 млрд. руб. в январе).

Средства кредитных организаций на счетах обязательных резервов в Банке России возросли с 234,0 млрд. руб. на 1.02.2008 до 316,5 млрд. руб. на 1.03.2008, что было связано с произведенными перерасчетами в ходе очередного регулирования обязательных резервов после изменения нормативов с 15.01.2008. В феврале кредитные организации должны были поддерживать обязательные резервы в размере 4,0% от их обязательств перед физическими лицами в рублях и 4,5% от иных своих обязательств (в том числе перед банками-нерезидентами). Объем усредняемых обязательных резервов, поддерживаемых на корреспондентских счетах в Банке России, возрос со 130,8 млрд. руб. в январе до 178,5 млрд. руб. в феврале.

3. Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением кредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Для оживления экономики Центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определённое количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. Если же целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя тем самым контрактивную политику, которая приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

4. Четвертой формой является прямое воздействие Центрального банка на кредитную систему путем прямых инструкций, директив, предписаний и писем, а также применение санкций за их нарушение.

Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка России сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской, на межбанковском или биржевом рынках, для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Регулируя валютный курс, ЦБ РФ воздействует на экспорт, импорт, внешнеторговые и внутренние цены.

В феврале 2008г. на внутреннем валютном рынке сохранялся баланс спроса и предложения иностранной валюты: отток частного капитала был уравновешен положительным сальдо по внешнеторговым операциям. В этих условиях интервенции Банка России были минимальными. Золотовалютные резервы возросли с 483,2 млрд. долл. США на 1.02.2008г. до 490,7 млрд. долл. США на 1.03.2008г.

Банк России по-прежнему проводил политику управляемого плавающего валютного курса, используя в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика рублевой стоимости бивалютной корзины Банка России (руб.)

Курсы основных мировых валют к рублю в феврале колебались разнонаправленно. Со второй декады месяца наметилась повышательная динамика курса евро к рублю при понижательной динамике курса доллара США к рублю, обусловленная ослаблением доллара США на мировом рынке. По итогам рассматриваемого периода официальный курс доллара США к рублю снизился на 1,7% - до 24,0023 руб. за доллар США на 1.03.2008, курс евро к рублю повысился на 0,6% - до 36,5099 руб. за евро (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика официальных курсов иностранных валют к рублю (руб.)

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

В стремлении добиться стабилизации экономики центральные банки сталкиваются с дилеммой: что выбрать в качестве инструмента монетарной политики – контроль над денежным предложением денежной массы или контроль над динамикой процентной ставки. Так в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание прироста денежного предложения, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики. Структуру наличной денежной массы в обращении по состоянию на 01.04.2008 года см. в Приложении 2.
2.2. Эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ
По мнению директора Института новой экономики, члена-корреспондента РАН С.Ю.Глазьева денежные власти искусственно сужают объем денежного предложения более чем втрое, даже по сравнению с самой консервативной моделью денежной политики, известной как «валютное правление» (когда страна жестко привязывает объем денежной базы к величине валютных резервов).

Более чем трехкратное сокращение денежной базы по отношению к объему притекающих в страну доходов означает соответствующее ограничение возможностей экономического роста. Даже при самой осторожной и жесткой из известных в экономической теории модели денежной политики «валютного правления» величина денежного предложения должна была бы быть втрое выше сегодняшнего уровня. Это означает, что втрое больше были бы финансовые возможности для кредитования экономического роста, повышения инвестиций, роста занятости и доходов населения и обеспечения социальных гарантий. Неспособность денежных властей эффективно распорядиться обрушившимся на Россию потоком нефтедолларов стоит каждому гражданину России, как минимум, половины потенциальных доходов, оборачивается для предприятий завышенными процентными ставками и трудностями в получении кредита.

За некомпетентность руководителей Центрального банка и экономического блока правительства мы вынуждены расплачиваться колоссальными упущенными возможностями экономического роста и снижением доходов населения. Привязка денежной эмиссии к приросту валютных резервов при количественном ограничении денежной массы влечет отток денег из большей части производственной сферы, ориентированной на внутренний рынок, которая в отсутствие доступа к кредиту вынуждена изыскивать средства для развития за счет занижения оплаты труда.

Спад производства и хроническая депрессия в большей части отраслей обрабатывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве – прямой результат проводимой денежно-кредитной политики. Об этом свидетельствуют конкретные примеры многочисленных кризисных ситуаций, возникающих в экономике из-за искусственного ограничения ликвидности Центробанком и его неспособности организовать должную систему рефинансирования коммерческих банков, занимающихся кредитованием производства.

В частности, по вине руководства Центробанка «на пустом месте» возник кризис жилищного строительства в Центральной России. После легкомысленного заявления одного из руководителей Центробанка о ненадежности ряда коммерческих банков вкладчики панически стали забирать свои сбережения, а сам Центробанк ничего не сделал для преодоления возникшего по его же вине кризиса ликвидности. В результате несколько коммерческих банков, кредитовавших жилищное строительство, обанкротились, стройки остановились, а десятки тысяч людей не могут получить оплаченные ими квартиры.

Из миллионов граждан и сотен тысяч предприятий, занимающихся хозяйственной деятельностью, лишь ничтожная часть имеет доступ к кредитам. Последние предоставляются под завышенные проценты и требования залогового обеспечения, на короткие сроки и на невыгодных условиях. Подавляющее большинство предприятий вынуждены развиваться только за счет собственных средств – доля банковского кредита в финансировании инвестиций крупных и средних предприятий составляет не более одной пятой. Для малого бизнеса кредит остается вовсе недоступным. Неразвитость системы кредитования предпринимательской деятельности и практически полное отсутствие механизмов долгосрочного кредитования производственной сферы – прямое следствие заскорузлой политики финансовых властей, не выполняющих свою главную функцию в рыночной экономике по организации кредита.

Центральный банк вместо предложения денег для кредитования экономического роста занимается их изъятием из экономики, тормозя и искусственно сдерживая тем самым экономический рост. Если во всех странах с рыночной экономикой ломают голову над вопросом – в каких пределах использовать денежную монополию государства для нужд общества (направляя ее на финансирование бюджетного дефицита, уровень которого в странах «семерки», в последние годы колеблется от 2 до 5 процентов ВПП), то у нас все наоборот. Монополию государства на организацию денежного обращения используют для сокращения возможностей социально-экономического развития и снижения общественного благосостояния.

Некомпетентность денежных властей, примитивизм проводимой ими политики дорого обходится нашему народу. Вследствие искусственной привязки рубля к доллару, денежного предложения – к приросту валютных резервов, жесткого количественного ограничения прироста денежной массы произвольно задаваемыми параметрами, все не ориентированные на экспорт отрасли посажены на «финансовую мель». У них нет возможности долгосрочных заимствований, крайне ограничен доступ к кредитным ресурсам, отсутствуют механизмы рефинансирования производственной деятельности.
В результате проводимой денежно-кредитной политики мы лишились значительной части производственного и инвестиционного потенциала, вывоз капитала превысил полтриллиона долларов, произошла деградация экономической структуры страны с закреплением доминирующего положения сырьевых и монополизированных отраслей. Мы могли бы иметь сегодня вдвое больший объем ВВП и втрое больший объем инвестиций, гораздо более прогрессивную структуру экономики, если бы политика Центрального банка соответствовала ее главной цели – использованию монополии государства на денежное предложение для кредитования экономического роста.

Кроме огромного ущерба для социально-экономического развития страны по макроэкономическим последствиям проводимой политики денежных властей, последние наносят государству прямой ущерб бездарным управлением валютными резервами страны.

С присоединением России к ВТО иностранные банки быстро займут доминирующее положение на рынке капитала, лишив нас собственной финансовой основы. Это произойдет в течение нескольких лет, если мы не заставим Центральный банк должным образом выполнять свои функции по эффективному управлению государственной монополией на денежное предложение в целях обеспечения благоприятных условий экономического роста. А для этого необходимо обеспечить научную обоснованность денежной политики, что невозможно без кардинального повышения квалификации и ответственности руководства денежных властей. В этом направлении должен, наконец, заработать и Национальный банковский совет.

На основе анализа С.Ю. Глазьева о роли Центрального банка в экономике России, можно сделать вывод, что проводимая, руководством банка, денежно-кредитная политика не эффективна.

Первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев объясняет, что сейчас в российской экономике наблюдается некоторый «перегрев», который неразрывно связан с инфляцией. Причинами такого явления стали неразвитость финансовых рынков России, а так же недостаточно проработанная правовая база. Кроме того, сейчас платежный баланс «сильно положительный», по словам Улюкаева, что, в свою очередь, ведет к вмешательству Центробанка в экономику с целью ее урегулирования. Центральный Банк готовит две модели для дальнейшего существования экономики России. В трехлетний срок планируется перейти к инфляционному таргетированию. Такой способ урегулирования рынка позволит ЦБ удерживать приемлемый уровень инфляции, занимая при этом нейтральную позицию.

Сейчас, как заявил первый зампред ЦБ, используются некоторые элементы будущего инфляционного таргетирования, что, скорее всего, поможет до конца 2008 года снизить ожидаемую инфляцию до 10%.

Организационная структура ЦБ РФ определяется теми многообразными задачами, которые возложены на регулятора банковской системы законодательством РФ. Функции и структура ЦБ РФ постоянно расширяются, это отражается и на его правовом статусе. Подробности — в нашей статье.

Правовой статус ЦБ РФ и схема организации банковской системы РФ

Организационная структура ЦБ РФ (Центрального банка РФ, Банка России) определяется советом директоров Банка России в соответствии с принципами, установленными в гл. XIII закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (далее — закон о ЦБ РФ).

Система ЦБ РФ централизована, включает (ст. 83 закона о ЦБ РФ):

  • центральный аппарат;
  • территориальные учреждения;
  • расчетно-кассовые центры в регионах и др. организации.

ЦБ РФ возглавляет председатель, структурные подразделения центрального аппарата — департаменты. Управленческая структура ЦБ РФ и схема в формате PDF доступны для скачивания на его сайте (адрес: http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstructute).

Правовой статус ЦБ РФ определяется специальным законом (подробнее о его новеллах читайте в статье по ссылке: Федеральный закон о Центральном банке РФ - последняя редакция) и нормами о ЦБ Конституции РФ, в ст. 75 которой установлены властные полномочия Банка России:

  • исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1);
  • обязанность по защите и обеспечению устойчивости рубля (ч. 2).

В силу конституционного статуса ЦБ РФ находится в особом, независимом положении. В результате образуется банковская система страны в 2 уровнях:

  1. ЦБ РФ.
  2. Банки, небанковские кредитные организации, представительства иностранных банков.

ЦБ РФ наделен властными полномочиями по отношению к элементам второго уровня. Обратная связь имеет вид информационного взаимодействия в формах, предусмотренных ст. 77-79 закона о ЦБ РФ.

Юридическая природа статуса, полномочия, подотчетность ЦБ РФ

О юридической природе статуса ЦБ РФ в банковском праве ведутся дискуссии. Банк России является юридическим лицом в силу закона (ст. 1 закона о ЦБ РФ). Его организационно-правовая форма образована не в соответствии с ГК РФ, а полностью урегулирована Конституцией РФ, предусматривающей ряд приведенных выше властных полномочий, и специальным законом о ЦБ РФ, в котором оговариваются все необходимые параметры деятельности (уставный капитал, цели, полномочия, основы структуры и т. д.). Отсюда вытекает публично-правовой характер статуса ЦБ РФ как юридического лица.

Полномочия ЦБ РФ по ст. 4 закона о ЦБ РФ изначально включали:

  • разработку и проведение денежно-кредитной и валютной политики, регулирование порядка расчетов;
  • надзор в банковском секторе экономики.

В последующем (в основном в 2013 году) они расширились за счет включения:

  • контроля за рынком ценных бумаг, надзора за соблюдением корпоративного законодательства акционерными обществами;
  • надзора за некредитными финансовыми организациями (организаторами торговли, ломбардами, страховыми организациями, бюро кредитных историй и др., ст. 76.1 закона о ЦБ РФ);
  • мониторинга финансовых рынков, в том числе статистического анализа и прогнозирования и др. полномочий.

О результатах своей работы ЦБ РФ ежегодно отчитывается перед особым коллегиальным органом — Национальным финансовым советом (ст. 12, 13 закона о ЦБ РФ).

В отношении поднадзорных лиц ЦБ РФ наделен полномочиями по привлечению их к административной ответственности по ряду составов.

Административная юрисдикция ЦБ РФ

ЦБ РФ наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности по целому ряду составов (ст. 23.74 Кодекса об административных правонарушениях), таких как:

  1. Нарушения при выпуске и обращении ценных бумаг (ст. 15.17-15.22, 15.28 КоАП РФ).
  2. Незаконные действия с кредитными историями и отчетами (ст. 5.52-5.55, 14.29 КоАП РФ) и др.

Выполнение требований ЦБ РФ обеспечивается мерами административной ответственности:

  • По ч. 9 ст. 19.5 — за невыполнение предписания ЦБ РФ. Например, о представлении отчета об устранении нарушения законодательства об акционерных обществах (постановление АС МО от 09.02.2016 № Ф05-20480/15 по делу № А40-87050/2015).
  • Ст. 19.7.3 КоАП РФ — за нарушения при представлении обязательной информации. Например, в случае непредставления микрофинансовой организацией информации по запросу (постановление 9-го ААС от 19.02.2016 № 09АП-1807/16).

Санкции обеих норм предусматривают наказание в виде штрафа, размер которого может быть определен в диапазоне от 500 000 до 700 000 руб. При определении размера штрафа суды руководствуются постановлением КС РФ от 25.02.2014 № 4-П, согласно которому принятие решения о назначении организации штрафа ниже минимального предела допускается только в исключительных случаях.

Подобные нарушения не признаются малозначительными. При этом суд может сослаться на определение ВАС РФ от 27.11.2009 № ВАС-15176/09, согласно которому по такого рода формальным составам административных правонарушений угроза охраняемым отношениям состоит не в последствиях, а в пренебрежении своими обязанностями.

Таким образом, ЦБ РФ обладает сложным правовым статусом, который определен публично-правовыми нормами. В силу этого Банк России наделен обширными распорядительными, властными, контрольными и надзорными полномочиями. Исполнение его требований обеспечивается мерами административной ответственности в виде значительных сумм штрафов.

Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] Варламова Татьяна Петровна

90. Организационная структура Центрального банка России: центральный аппарат, территориальные Главные управления, РКЦ

Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему входят:

1) центральный аппарат;

2) территориальные учреждения;

3) расчетно-кассовые центры;

4) вычислительные центры;

5) полевые учреждения и учебные заведения;

6) хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в т. ч. подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.

Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения совета директоров Банка России.

Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым советом директоров. В настоящее время ЦБ РФ прорабатывается вопрос о том, что они могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Высший орган Банка России совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов совета.

Члены совета директоров работают здесь на постоянной основе. Они утверждаются Государственной думой по представлению председателя Банка, который является одновременно председателем совета директоров.

Совет директоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение.

Структуру и штаты центрального аппарата Банка России, а также уставы других его структурных подразделений утверждает этот совет.

К его полномочиям отнесены изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов; определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России; другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом. Каждое решение совета директоров считается принятым, если за него проголосовали большинство членов.

Таким образом, совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков страны

Наряду с ним функционирует вне банка Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек. Члены Совета утверждаются Государственной Думой по представлению председателя Банка России.

Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекомендации совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а также принимаются во внимание при подготовке решений совета директоров банка.

РКЦ – расчетно-кассовые центры, подчиненные органам управления Банка России. Через РКЦ поводятся межбанковские расчеты и осуществляются безналичные операции. Все коммерческие банки имеют счета в РКЦ и обязаны проводить операции с их использованием (по сути дела, это расчетные счета).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Основы организации деятельности коммерческого банка автора Иода Елена Васильевна

3.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА Создание коммерческого банка и других кредитных учреждений на паевых и акционерных началах осуществляется с целью аккумуляции временно свободных денежных средств предприятий, организаций и учреждений и их

автора

Глава 2 Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) Нормативная база1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».2. Положение Банка России от 29 июля 1998 г. № 46-П «О территориальных

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

3. Органы управления Банка России Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, Председатель и Совет директоров.Национальный банковский советВ соответствии с Законом о Банке России в состав органов входит Национальный банковский совет (НБС),

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

12. Территориальные управления и расчетно-кассовые центры ЦБ РФ Статус территориальных учреждений ЦБ РФ определяется Положением «О территориальных учреждениях Банка России».Территориальное учреждение– обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

104. Функции Центрального банка РФ Функции Центрального банка России регламентируются Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. Эти функции таковы:1. Во взаимодействии с

автора Кановская Мария Борисовна

28. Организационная структура коммерческого банка Организационная структура коммерческого банка определяется прежде всего его организационно-правовой формой собственности, что, безусловно, находит свое отражение в уставе банка. В уставе содержатся положения об

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

47. Функции Центрального банка РФ Функции ЦБ РФ заключаются в следующем: ?разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; ?монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать наличное

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

48. Компетенция Центрального банка РФ Компетенция ЦБ РФ – это его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. ЦБ РФ реализует пять направлений своей компетенции: ?как важнейший

автора Кановская Мария Борисовна

10. Функции Центрального банка РФ Функции ЦБ РФ заключаются в следующем: разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать наличное

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

11. Компетенция Центрального банка РФ Компетенция ЦБ РФ – это его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. ЦБ РФ реализует пять направлений своей компетенции: как важнейший

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

23. Организационная структура коммерческого банка Организационная структура коммерческого банка определяется прежде всего его организационно-правовой формой собственности, что, безусловно, находит свое отражение в уставе банка. В уставе содержатся положения об

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 18. Организационная структура коммерческого банка, роль и функции отдельных подразделений Коммерческие банки – кредитные организации негосударственного характера, осуществляющие на предпринимательской основе банковские операции по обслуживанию юридических и

автора Шевчук Денис Александрович

Функции Центрального банка ЦБ – государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Значение: он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. Эталон – Банк Англии.

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Организационная структура Банка России В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура Банка России включает Национальный банковский совет, председателя Банка России, совет директоров,

Из книги Деньги, банковский кредит и экономичские циклы автора Уэрта де Сото Хесус

Институт центрального банка Так началось длительное противостояние между защитниками свободы банковской деятельности и адептами центрального банка. Последние выдвинули следующие доводы против банковской школы и сторонников свободной банковской деятельности.Первый

Из книги ТСЖ. Организация и эффективное управление автора Гассуль Вениамин Абрамович

2.2. Организационная структура системы управления ТСЖ Исходя из изложенных принципов построения организационных систем управления и принимая во внимание особенности организации и функционирования ТСЖ, можно определить, что в конструкции системы управления ТСЖ

Организационная структура Банка России – единая вертикальная система управления ЦБ РФ. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, подразделения безопасности, Российское объединение инкассации и другие организации, которые необходимы для осуществления деятельности Центробанка.

Центральный аппарат ЦБ состоит из 27 подразделений, управлений и департаментов.

Территориальные учреждения - обособленные подразделения Банка России, выполняющие часть его функций на территории субъекта Российской Федерации.

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - структурные подразделения, действующие в составе территориального учреждения ЦБ РФ и осуществляющие банковские операции с денежными средствами.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также положением о полевых учреждениях ЦБ, утверждаемым совместно Центробанком и Министерством обороны РФ.

Вычислительные центры ЦБ занимаются информационно-вычислительным обслуживанием управлений Банка России.

Российское объединение инкассации – крупнейшая в России инкассаторская организация, созданная согласно закону о ЦБ как самостоятельное юридическое лицо. Осуществляет инкассацию для подразделений Банка России, но также оказывает услуги на коммерческой основе для организаций.

В соответствии со статьей 83 закона «О ЦБ РФ», Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Национальные банки республик в составе РФ являются территориальными учреждениями ЦБ РФ.

Территориальные учреждения Банка России не являются юр. лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ», другими федеральными законами, а также нормативными актами ЦБ РФ. Полевые учреждения ЦБ РФ являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях ЦБ РФ, утверждаемым совместно ЦБ РФ и Министерством обороны РФ.

Полевые учреждения ЦБ РФ предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юр. лиц, обеспечивающих безопасность РФ, а также физ. лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями ЦБ РФ, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБ РФ невозможны.

ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона РФ о поправке к Конституции РФ.

Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых 2 направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, 3 - Госдумой из числа депутатов Госдумы, 3 - Президентом РФ, 3 - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель ЦБ РФ.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета. Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в 7 человек.

Национальный банковский совет заседает не реже 1 раза в квартал.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года: общего объема расходов на содержание служащих ЦБ РФ; общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ; общего объема капитальных вложений; общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих ЦБ РФ, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решение вопросов, связанных с участием ЦБ РФ в капиталах кредитных организаций;

7) назначение главного аудитора ЦБ РФ и рассмотрение его докладов;

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности ЦБ РФ: реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; банковского регулирования и банковского надзора; реализации политики валютного регулирования и валютного контроля; организации системы расчетов в РФ; исполнения сметы расходов ЦБ РФ; подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухучета и отчетности для ЦБ РФ;

11) внесение в Госдуму предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий ЦБ РФ и порядка распределения прибыли ЦБ РФ, остающейся в распоряжении ЦБ РФ;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах ЦБ РФ на содержание служащих ЦБ РФ, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Председатель Банка России назначается на должность Госдумой сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ представляет Президент РФ не позднее, чем за 3 месяца до истечения полномочий действующего Председателя ЦБ РФ.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя ЦБ РФ Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение 2-х недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более 3-х сроков подряд.

В Совет директоров входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются Госдумой на должность сроком на 4 года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в 7 человек и обязательном присутствии Председателя ЦБ РФ или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров.

Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России. Совет директоров заседает не реже 1 раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Госдуму, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовую финансовую отчетность ЦБ РФ, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности ЦБ РФ и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБ РФ, на которые распространяется действие Закона РФ "О государственной тайне", и представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБ РФ в Национальный банковский совет и Госдуму;

3) утверждает отчет о деятельности ЦБ РФ, готовит анализ состояния экономики РФ и представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБ РФ в Национальный банковский совет и Госдуму;

4) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года: общий объем расходов на содержание служащих ЦБ РФ; общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ; общий объем капитальных вложений ЦБ РФ; общий объем прочих административно-хозяйственных расходов ЦБ РФ;

5) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам;

6) утверждает смету расходов ЦБ РФ, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов ЦБ РФ не позднее 31 декабря предшествующего года;

7) при необходимости утверждает смету дополнительных расходов ЦБ РФ после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов ЦБ РФ;

8) устанавливает формы и размеры оплаты труда всех служащих Банка России;

9) принимает решения: о создании, реорганизации и ликвидации организаций ЦБ РФ; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок ЦБ РФ; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии ЦБ РФ в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность ЦБ РФ, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБ РФ и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки); о применении прямых количественных ограничений; о выпуске банкнот и монеты ЦБ РФ нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБ РФ старого образца; о порядке формирования резервов кредитными организациями; об осуществлении выплат ЦБ РФ по вкладам физ. лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физ. лиц в банках РФ; о размещении облигаций ЦБ РФ;

10) вносит в Госдуму предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

11) утверждает порядок работы Совета директоров;

12) представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

13) утверждает структуру ЦБ РФ, положения о структурных подразделениях и учреждениях ЦБ РФ, уставы организаций ЦБ РФ, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций ЦБ РФ;

14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;

15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;

16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением Банка России;

17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение: предложения по правилам бухучета и отчетности для ЦБ РФ; предложения по порядку формирования провизии ЦБ РФ и порядку распределения прибыли ЦБ РФ, остающейся в распоряжении ЦБ РФ; отчет о расходах ЦБ РФ на содержание служащих ЦБ РФ, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ, капитальные вложения и прочие нужды;

17.1) утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России и т.д.;

Решения Совета директоров подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании ЦБ РФ - "Вестнике Банка России" в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Госдумы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства РФ, а также увольнение с государственной службы должны быть произведены в течение 1 месяца со дня назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей. Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председатель Банка России:

1) действует от имени ЦБ РФ и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты ЦБ РФ, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые ЦБ РФ, и вправе делегировать право подписания нормативных актов ЦБ РФ лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя ЦБ РФ, распределяет между ними обязанности;

5) вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

8) обеспечивает реализацию функций ЦБ РФ и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров.

  1. Цели деятельности и функции ЦБ РФ.

Целями деятельности ЦБ РФ являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы РФ;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Целью деятельности Банка России НЕ является получение прибыли.

Для реализации поставленных целей, Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (дополнено ФЗ от 12.06.2006 №85-ФЗ);

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физ.лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; (дополнено ФЗ от 29.07.2004 №97-ФЗ)

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Выполняя свои функции, ЦБ РФ вступает в отношения с кредитными организациями (коммерческими банками), которые осуществляют непосредственное денежно-кредитное обслуживание предприятий, учреждений, организаций и граждан в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, реализация которой возложена на ЦБ РФ.

При регулировании денежно-кредитных отношений, ЦБ РФ использует свои властные полномочия. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций он устанавливает обязательные для коммерческих банков: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер риска на одного вкладчика, минимальный размер резервов, подлежащих депонированию банками в ЦБ РФ и др.

Главным эмиссионным и денежно-кредитным институтом РФ является Банк России. Для успешного выполнения Банком России его функций, в том числе стабилизации рубля, Национальный финансовый совет и Председатель ЦБ РФ регулярно оптимизируют структуру Центрального банка, добавляя и упраздняя различные службы.

Структура Центрального Банка Российской Федерации

Функциональная структура Банка России представлена системой столичных и региональных подразделений, на каждое из которых возложено выполнение определённых задач. Если объем работ, доверенных подразделению довольно велик, внутри него создаются отделы.

Организационная же структура Центрального банка представляет собою вертикальную систему управления. В неё входят центральный аппарат (ЦА), Российское объединение инкассации, территориальные учреждения и РКЦ (расчётно-кассовые центры). Структура Банка России включает также и другие подразделения, необходимые для успешного осуществления его функций и контроля , в том числе полевые учреждения.

Возглавляет структуру Центрального банка Председатель, действия которого контролирует Национальный финансовый совет. Председатель Банка России руководит Советом директоров ЦБ РФ, а вместе они регулируют работу ЦА. Центральному аппарату в структуре Банка России в свою очередь подчинены все остальные подразделения системы. Главные управления и нацбанки контролируют РКЦ.

Всего в структуре Центрального Банка занято свыше 60 тыс. специалистов – за последние несколько лет штат департаментов и РКЦ был сокращён по инициативе Председателя более чем на 5 тыс. человек.

Структура Банка России: состав ЦА и территориальных учреждений

ЦА включает 39 основных подразделений, в том числе 28 различных департаментов. Кроме последних в структуру Банка России и его ЦА входят 5 главных управлений и 6 других подразделений:

  • Секретариат Председателя
  • Служба по защите прав потребителей финуслуг и миноритарных акционеров
  • Аппарат Центрального Банка Российской Федерации
  • Пресс-служба
  • Главная инспекция
  • Центральный каталог кредитных историй.

Территориальные учреждения, входящие в структуру Банка России, представлены главными управлениями, нацбанками и отделениями. Структура Центрального банка включает 31 главное управление, 11 Нацбанков и 2 новообразованных отделения.