Бухгалтерский учет и налогообложение экспортных операций е.Ю. Третьякова. З.6. налогообложение экспортных операций Налогообложение экспортных операций

Территория науки. 2015. № 2

IT-специалисты - 14%;

Топ-менеджеры - 10%;

Рабочие - 6%.

Таким образом, применение аутстаффинга в качестве механизма оптимизации бизнес-процессов в условиях нестабильности внешеней среды является эффективным инструментом, особенно для крупного бизнеса с соответствующими штатными ресурсами. Но при выборе аутстаффинговой компании, необходимо сотрудничать только с проверенными предприятиями, работающими на протяжении длительного периода и положительно зарекомендовавших себя на рынке.

Список литературы

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие. - ИНФРА-М, 2011.

2. Ахмедов А.Э. Основные направления стимулирования труда в странах с рыночной экономикой// ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2007. № 5. С. 33-36.

3. Конова О.Ю., Кобелева С.В. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-1. С. 250-252.

4. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Современные методы управления персоналом в условиях нестабильности внешней среды// Территория науки. 2014. Т 5. № 5. С. 138-141.

5. Сафарова Е.И. Аутстаффинг, аутсорсинг, лизинг персонала: новые технологии в бизнесе.- М.: ЭКСМО, 2010.- 343 с.

6. Шаталов М.А., Мешкова Т.Р. Учет и анализ использования трудовых ресурсов в системе менеджмента организации// Территория науки. 2014. № 3. С. 84-91.

Перышкина Е. В.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Омск, Россия

Ключевые слова: Внешнеэкономическая деятельность, экспорт, налогообложение экспортных операций.

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена широкой распространенностью и активным развитием экспортных операций в деятельности российских организаций, а также необходимостью их правильного оформления с точки зрения налогообложения.

Территория науки. 2015. № 2

Key words: Foreign trade, export, taxation of export operations.

Abstract. Topicality of the article is due to high prevalence and rapid development of export operations in the activities of Russian organizations, as well as the need for their proper execution from the point of view of taxation.

Тот факт, что во всей внешнеэкономической деятельности российских субъектов хозяйствования значительную часть составляет экспорт, и политика нашей страны направлена на стимулирование данного вида внешнеэкономической деятельности, особое значение приобретает разработка и совершенствование методологии налогообложения экспортных операций. Так как наше государство применяет различные способы стимулирования экспорта, включая сокращение налоговой нагрузки, внешнеэкономическая деятельность становится привлекательной для инвесторов, и, возможно, объёмы поставок российских субъектов хозяйствования на экспорт будут со временем только увеличиваться. Следовательно, наличие ошибок при налогообложении экспортных операций могут привести к серьёзным последствиям для участников внешнеэкономической деятельности. Таким образом, актуальность темы статьи обусловлена широкой распространенностью и активным развитием экспортных операций в деятельности субъектов хозяйствования России, а также необходимостью их правильного оформления с точки зрения налогообложения.

Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе. Немалое значение в организации рационального учета экспортных операций играет действующий режим налогообложения экспортных операций и правильность организации налогового учета.

К экспортным операциям, как объекту активного стимулирования со стороны государства применяются льготные условия налогообложения, в частности, они освобождаются (при соблюдении установленного порядка оформления и подтверждения) от акцизов и НДС. Так, реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ освобождаются от налогообложения акцизами при условии выполнения требований, предусмотренных статьей 184 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ). А согласно п. 1 ст. 164 НК РФ продукция, реализуемая за рубеж, облагается НДС по ставке 0% при ее фактическом вывозе за пределы таможенной территории России и соблюдении условий ст. 165 НК РФ.

НДС по товарам, работам, услугам, приобретаемым для

Территория науки. 2015. № 2

осуществления экспортных операций, организации имеют право представить к вычету из бюджета, однако возврат «входного» НДС при этом имеет свои особенности, в отличие от НДС, выделенного по товарам, работам, услугам, приобретаемым для осуществления операций на территории РФ. Если же субъект хозяйствования реализует товары, работы, услуги как внутри страны, так и за ее пределами, то требуется разделение «входного» НДС. Но на данный момент не существует нормативных документов, определяющих методику организации раздельного учета НДС при осуществлении экспортных операций.

НК РФ содержит лишь норму-принцип об обязанности налогоплательщика организовать раздельный учет НДС при осуществлении экспортных операций, устанавливаемый учетной политикой, поэтому каждая организация - экспортер разрабатывает и закрепляет в своей учетной политике собственную методологию ведения раздельного учета. Соблюдение действующего режима налогообложения экспортных операций на уровне хозяйствующего субъекта во многом зависит от правильности организации налогового учета, в частности ведения раздельного учета по НДС .

К числу актуальных вопросов развития системы налогообложения экспортных операций на современном этапе относится оптимизация режимов внешнеэкономической деятельности в рамках международных организаций и направлений экспорта. Так актуальным направлением для РФ сегодня является совершенствование налогового режима экспорта в рамках Таможенного союза (далее -ТС) и формирование на территории стран-участниц ТС - России, Белоруссии и Казахстана, а с мая 2014 г. и Армении - единого экономического пространства.

Анализ налоговых систем государств - членов ТС и единого экономического пространства показывает, что в полной мере системы налогообложения трёх стран не могут быть унифицированы, поскольку решение этого вопроса зависит, прежде всего, от государственного устройства стран, которое определяет число её уровней, а также органа, осуществляющего согласование. Значительная степень унификации может быть достигнута в области сближения элементов налоговой системы, порядка исчисления и уплаты налогов, налоговых льгот и освобождения от уплаты налогов, системы контроля со стороны налоговых органов над налогоплательщиками.

Действующая в настоящее время система взимания НДС в

Территория науки. 2015. № 2

рамках ТС имеет определённые недостатки, связанные с большим документооборотом, сжатыми сроками предоставления подтверждающих документов. Данные расхождения в налоговых ставках значительно затрудняют осуществление операций участниками внешнеэкономической деятельности и, как следствие, снижают эффективность создания общей таможенной территории стран-участниц ТС. В ближайшем будущем государствам-членам ТС следует сблизить сферу действия налоговых кодексов этих стран в отношении регулирования взимания основных налоговых платежей.

Одной из значимых практических проблем в сфере налогообложения при осуществлении экспортных операций в РФ сегодня является возврат НДС, уплачиваемого с экспортируемых товаров. Как указывает в своей статье Ратушняк Е. С., основным препятствием при его возврате российские экспортёры называют сложность документального оформления и негласную установку налоговых органов на его невозврат. Зачастую, если экспортёр предоставил все надлежащие документы в налоговые органы, вернуть НДС получается только через суд. Проблема возврата НДС препятствует развитию экспортной деятельности как минимум в двух странах-членах ТС - Казахстане и России, перед которыми стоит задача диверсификации экспорта за счёт увеличения доли экспорта промышленных товаров, продукции более высокой степени переработки, а следовательно, эту проблему необходимо решить на основе изменения работы налоговых служб .

Представляется обоснованным в перспективе разработать идентичные нормы в отношении налогового учета, отчетности и налого -вого контроля, и закрепить их на уровне законодательства в государствах - членах ТС. Эксперты, учитывая особую важность НДС для стран-участниц ТС при осуществлении внешней торговли, в целях развития интеграции единого экономического пространства, в числе первостепенных направлений совершенствования методологии налогообложения экспорта выделяют следующие:

Использование единообразной терминологии при определении объектов обложения НДС;

Закрепление идентичного перечня составляющих объектов, облагаемых и не облагаемых НДС;

Определение унифицированных условий применения налоговых вычетов (зачёта) сумм НДС, а также использования унифицированных методов исчисления сумм НДС, подлежащих вычетам (зачёту);

Территория науки. 2015. № 2

Ввиду существования различных ставок по НДС, применяемых в государствах-членах ТС, осуществить меры по их постепенному выравниванию;

Закрепление в налоговых законодательствах всех госу -дарств-членов ТС унифицированных перечней документов, подтверждающих экспорта товаров (работ, услуг); осуществление унификации законодательств о бухгалтерском учёте и таможенных законодательств стран-членов ТС.

По мнению Ратушняк Е.С. «Гармонизацию законодательства в сфере налогообложения необходимо рассматривать как одно из основных направлений интеграции, которое обеспечивает рост экономической эффективности стран-участниц единого экономического пространства на основе свободного передвижения капитала, товаров, услуг и рабочей силы, а также равных конкурентных условий. Опыт европейской интеграции показывает, что изначально происходит гармонизация законодательства в сфере косвенного налогообложения, без чего невозможно создать условия для свободной торговли. Соглашаясь с высказанной в литературе точкой зрения о необходимости формирования в едином экономическом пространстве полностью унифицированной системы взимания косвенных налогов, необходимо отметить, что более целесообразно принятие единого консолидирующего акта в виде международного договора» .

Как отмечает Пузикова И.Г. в своей статье «Г лобализация и менеджмент в разрезе организации экспорта», «развитие частногосударственного партнерства, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляется с помощью совершенствования электронных технологий. В частности, создаются специализированные интернет-порталы, содержащие доступную в реальном режиме времени внешнеторговую информацию, необходимую для российских субъектов хозяйствования -экспортеров» .

С нашей точки зрения, можно выделить следующие основные перспективные направления совершенствования организации учета и налогообложения экспорта в субъектах хозяйствования, занимающихся внешнеэкономической деятельностью:

Организация электронного документооборота с налоговой таможенной службой;

Мониторинг текущего изменения законодательства РФ и стран Содружества независимых государств (СНГ);

Дальнейшее совершенствование системы раздельного налогового

Территория науки. 2015. № 2

учета НДС в соответствии со спецификой деятельности организации.

Экспортные операции, как активно стимулируемая государством форма экономической активности, имеют льготный режим налогообложения. Вместе с тем, для полноценного использования возможностей действующего налогового режима и успешного осуществления внешнеэкономической деятельности экономическими субъектами существенную роль играет правильная организация и ведение раздельного налогового учета налога на добавленную стоимость, а для ряда товаров и других участков налогового учета. Систематический контроль организации учета, анализ и использование рекомендаций экспертов по оптимизации бухгалтерского и налогового учета экспортных операций российскими экспортерами является основой достоверности и рациональности учета, обеспечения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на современном этапе.

Список литературы

1. Плотникова Л.А. Актуальные вопросы налогообложения экспортных операций // Казанский социально-гуманитарный вестник, 2013. - № 1.- С. 31-36.

2. Пузикова И.Г. Глобализация и менеджмент в разрезе организации экспорта // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития, 2013. - № 8. - С. 39-43.

3. Ратушняк Е.С. Об унификации внешнеэкономической политики в сфере налогообложения в странах ЕЭП: проблемы и перспективы // Вестник МГИМО Университета, 2014. - № 1.- С. 72-79.

Постолов В.Д.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж, Россия

Ключевые слова: аграрное производство, территориальная

организация, экономика землепользования, экономика агропредприятия, природопользование.

Аннотация: рассмотрены подходы к определению понятия,

«территориальная организация аграрного производства»; выявлены закономерности формирования, развития и функционирования

В соответствии со ст. 2 федеральною закона от № 164 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» под экспортом товаров понимается вывоз товаров по внешнеторговому контракту с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Исходя из этого определения, следует, что реализация товаров на экспорт есть реализация товаров на территории РФ в целях возмещения НДС, и в соответствии со ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

1) товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется, например, при условии поставки EXW (передача товара покупателю на территории продавца) «Инкотермс-2000»;

2) товар в момент начала отгрузки или транспортировки нахо­дится па территории РФ (условия поставки группы F, С, D по Инкотермс-2000»).

Операции по реализации на экспорт товаров, отраженных в статье 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаемые от налогообложения), и их обороты следует показывать в разделе 00004 декларации по НДС.

Товары, не поименованные в ст. 149 НК РФ, при реализации для целей налогообложения НДС следует разделить на две группы:

1) товары российского происхождения,

2) товары, произведённые не в Российской Федерации, другие товары, реализуемые в другие страны.

Первая группа товаров подпадает под международный договор, подписанный Правительством РФ и Пра­вительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 г. «О принци­пах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», в соответствии с которым рос­сийский продавец продает товар белорусскому покупателю с НДС по ставке «0 %» при условии представления в налоговые ор­ганы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (табл. 1.2), в срок не позднее 90 дней.

В отношении второй группы товаров в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налого­вой ставке «0 %» при реализации товаров, вывезенных в таможен­ном режиме экспорта, при условии представления в налоговые ор­ганы документов, предусмотренных п. 9 ст. 165 НК РФ (табл. 1.2), в срок не позднее 270 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта (с даты оформления региональным таможенным органом таможен­ной декларации о выпуске товаров в режиме «экспорта» – гр. Д «Таможенный контроль»).

Если по истечении сроков – 90 дней – для Республики Беларусь, 270 дней – для других стран – налогоплательщик не пред­ставил указанные в таблице 1.2 документы, то операции под­лежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 18 %.

Таблица 1.2 Документы, представляемые для подтверждения ставки «0 %» по НДС

в Республику Беларусь

Товары, произведённые не в Российской Федерации,

реализуемые в Республику Беларусь;

1. Договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров

1. Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара. Если продажа осуществляется через посредника также договор комиссии, договор поручения, либо агентский договор (копия договора)

2. Выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика.

В случае внешнеторговых (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их принятие на учет

2. Выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке (или на счет комиссионера (поверенного агента)).

В случае если выручка от реализации товара поступила на счет от третьего лица, наряду с выпиской банка представляется договор поручения по оплате за указанный товар, заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившим платеж.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций представляются документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям на территории РФ.

Продолжение таблицы 1.2

Товары российского происхождения, реализуемые

в Республику Беларусь

Товары нероссийского происхождения,

реализуемые в Республику Беларусь;

любые товары, реализуемые в другие страны

3. Третий экземпляр заявления о вводе товара, экспортированного с территории РФ на территорию Республики Беларусь, с отметкой налогового органа другой стороны, подтверждающий уплату НДС в полном объеме (о наличии освобождения товаров, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию)

3. Таможенная декларация (ее копия) с отметкой российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством – участником Таможенного союза, на который таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производящего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров, не произведённых в РФ, с её территории в таможенном режиме экспорта на территорию Республики Беларусь в налоговые органы представляется:

а) таможенная декларация (ее копия) с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей факт перемещения товаров под таможенный режим экспорта;

б) копия заявления об уплате налога при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с отметкой налогового органа этого государства, подтверждающей факт уплаты налога

4. Копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара


Копии транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством – участником Таможенного союза, на который таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров, не произведённых в РФ, с её территори в таможенном режиме экспорта на территорию Республики Беларусь представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа РФ, подтверждающей факт помещения товара под таможенный режим экспорта

5. Иные документы, предусмот­ренные законодательством РФ

Если впоследствии налогоплательщик представит документы, то уплаченные суммы налога подлежат возврату в по­рядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров.

Бухгалтерские проводки по начислению НДС должны быть сдела­ны следующим образом:

Дт 68 субсчет «НДС к возмещению»

Кт 68 субсчет «НДС к начислению».

В этой бухгалтерской проводке найдет отражение только кредит счета 68, а именно: в разделе 00003 «Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (paбoт, услуг), применение налоговой ставки «0 %» по которым не подтверждено» в графе 3 или 4. Сумма, отраженная по дебету счета 68, на расчеты с бюджетом в том периоде не влияет, поэтому ее следует отражать во втором разделе Актива баланса в течение всего срока, пока не решится вопрос с этим оборотом в части подтверждении ставки «0 %».

Если комплект документов будет представлен позднее, то эта задолженность закрывается проводкой:

Если комплект документов не будет представлен, то списание производится бухгалтерской проводкой:

Дт 91 субсчет 2 «Расходы»

Кт 68 субсчет «НДС к возмещению».

При этом на основании п. 77 Положения по ведению бухгалтер­ского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, спи­сание дебиторской задолженности, по которой срок исковой давно­сти истек, и других долгов, нереальных для взыскания, возможно на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

На основании ст. 154 НК РФ в налоговую базу включаются суммы оплаты, частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок това­ров, облагаемых по налоговой станке «0 %».

При реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом РФ установлен особый порядок вычета суммы НДС, относящийся к товарам (работам, услугам),

имущественным правам, приобретен­ным для производства и (или) реализации этих товаров. Вычет должен быть подтвержден комплектом документов (см. табл. 1.2).

В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ налогоплательщик обязан в своей учетной политике для целей налогообложения установить порядок определения суммы налога, относящийся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров, операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке «0 %» В момент отгрузки товаров в Беларусь или другие страны в данный налоговый период налогоплательщик обязан отдельно заполнить раздел «Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки «0 %», указав по стр. 090 итоговую сумму НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки «0 %», с расшифровкой по отдельным счетам фактурам и поставщикам.

Налогообложение экспортных отгрузок по налогу на прибыль имеет свои особенности.

На основании п. 3 ст. 248 НК РФ полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена и рублях . При этом пересчет указанныx доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания дохода в соответствии со ст. 271 и 273 НК РФ. У экспортеров доходы признается, так или иначе, в зависимости от метода начисления. Поэтому п. 8 ст. 271 НК РФ установлено, что доходы, выраженные в иностранной валю­те, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по офици­альному курсу, установленному ЦБ РФ на дату призвания соответст­вующего дохода. Доход от реализаций на основании п. 3 ст. 271 НК РФ признается на дату реализации товаров, т.е. на момент пере­хода права собственности, при этом величина дохода от реализации в связи с дальнейшим изменением курса рубля к иностранной валю­те, не меняется.

В момент признания дохода от реализации либо в момент по­лучения авансовых платежей от иностранного покупателя для целей налогообложения возникают требования или обязательства в ино­странной валюте. В соответствии с п. 8 ст. 271 НК РФ обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату прекращения (ис­полнения) обязательств и требований и (или) на последний день от­четного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше . При этом на

основании п. 11 ст. 250 НК РФ и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ возникающие курсовые разницы признаются внереа­лизационными доходами или расходами.

Многие экспортеры при вывозе из РФ товаров уплачивают вывозные таможенные тарифы (пошлины) и таможенные сборы. На основании подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ та­моженные пошлины и сборы признаются прочими расходами для целей налогообложения.

При продаже на экспорт акцизных товаров на основании п. 2 ст. 184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) и (или) передаче подакцизных товаров (за исключе­нием нефтепродуктов), произведенных из давальческого сырья, поме­щенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ при представлении в налоговый орган поручительства банка или бан­ковской гарантии. Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления в порядке и сроки, установленные п. 7 ст. 198 НК РФ, налогоплательщиком до­кументов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить ак­циз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подак­цизных товаров на территории РФ.

При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Перечень документов, поименованных в п.7 ст. 198 НК РФ, представляется в налоговый орган в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации данных товаров. Перечень документов аналогичен тому, который представляется для подтверждения ставки «0 %» по НДС (см. табл. 1.2).

Предприятия, ведущие экспортную деятельность, обязаны вести отдельный бухгалтерский учет по внешнеторговым операциям, налогообложение которых имеет свои особенности. Ниже рассмотрены основные положения законодательства РФ, регламентирующие учет экспорта товаров, а также приводятся ответы на часто возникающие в связи с ним вопросы.

Как вести учет экспорта товаров

Под экспортом в экономике понимают вывоз товаров за границу для продажи или переработки. Вывозимый за пределы государства товар фиксируется таможенной службой и оформляется соответствующими документами. Документы, учитывающие и сопровождающие экспорт товаров за границу РФ, должны быть оформлены в соответствии с действующими законами России.

Основными законами, регулирующими внешнеторговую деятельность, являются Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12 и закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ.

В законе № 173-ФЗ определены:

    права и обязанности лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях;

    органы валютного регулирования и органы валютного контроля;

    права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

В соответствии с Федеральным законом № 164-ФЗ товары попадают под таможенную процедуру экспорта, если соблюдены следующие условия:

    для сделок, на которые не распространяются установленные законом льготы, уплачены все экспортные таможенные пошлины;

    соблюдены все ограничения и запреты;

    для товаров, включенных в сводный перечень, представлен сертификат о происхождении.

Учет операций по экспорту товаров: необходимые документы

При экспорте из России товар вывозится за границу Российской Федерации для последующей его переработки или продажи, то есть без права на возврат. Экспорт сопровождается уплатой пошлин. Их размер зависит от разных причин и, в частности, определяется стоимостью экспортируемого товара, которая заявлена в таможенной декларации. При осуществлении экспортных операций существует определенный порядок действий.

Учет отгрузки и продажи товаров на экспорт ведется отдельно от учета деятельности предприятия на территории РФ. В документообороте используются первичные документы, подтверждающие отгрузку товара, его оплату, услуги посредников.

Все товары, перемещаемые за границу РФ, подлежат обязательному таможенному оформлению, которое может осуществляться:

    самим экспортером,

    его таможенным представителем,

    иным лицом на основании доверенности.

К предъявляемой таможенному органу декларации прилагается пакет подтверждающих документов. Допускается предоставление документов в копиях, при этом таможенный орган вправе проверить любую из них на ее соответствие оригиналу.

Бухгалтерский учет экспорта товаров

Для получения достоверной информации бухгалтерский учет экспорта товаров ведется на отдельных субсчетах, что позволяет разделить в учете обычную и внешнеэкономическую деятельности. К особенностям бухгалтерского и налогового учета экспорта товаров относятся:

1. Расчеты по экспортному контракту чаще всего проводятся в иностранной валюте. Для этого нужно:

    открыть валютные счета, на каждую валюту в отдельности, и использовать в учете счет 52 для расчетов с контрагентом: Дт 52 Кт 62;

    освоить операции купли-продажи валюты и отражать их в отчете, используя для этой цели счет 57 (или счет 91 в зависимости от принятой учетной политики):

    Дт 57 Кт 52;

    Дт 51 Кт 57;

    Дт 91 Кт 57 или Дт 57 Кт 91;

    вести учет расчетов по каждой сделке одновременно в двух валютах: иностранной и российской;

    проводить переоценку валютных остатков и задолженности контрагентов (в валютном выражении) как на дату совершения операции, так и на отчетную дату, с применением для этого счета 91: Дт 91 Кт 52, 62 или Дт 52, 62 Кт 91.

2. Учет экспорта товаров ведется предприятием отдельно от остального учета, что обусловлено, с одной стороны, требованиями законодательства, а с другой – необходимостью достижения следующих целей, которые включают:

    разделение данных по учету экспорта товаров от информации по деятельности, облагаемой НДС по другим ставкам или освобожденной от этого налога (п. 4 ст. 149 и п. 1 ст. 153 НК РФ);

    контроль над полнотой поступления оплаты от зарубежных контрагентов (п. 1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

    использование возможности не начислять НДС по авансам, которые поступили от зарубежных покупателей (п. 1 ст. 154 НК РФ);

    контроль соблюдения сроков, необходимых для подтверждения права на использование нулевой ставки (п. 9 ст. 165 НК РФ);

    отслеживание момента перехода права собственности на товар в том случае, если, согласно международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс», он не совпадает с моментом отгрузки;

    правильное соотнесение объемов отгрузок, что необходимо при вычислении НДС.

3. Возникают дополнительные операции по учету экспорта товаров:

    расчет по таможенным пошлинам и сборам (счет 76):

    Дт 76 Кт 51 (52);

    Дт 44 Кт 76;

    в случае несовпадения моментов перехода собственности на товар с моментом отгрузки, для ее учета применяется счет 45:

    Дт 45 Кт 41 (43);

    Дт 90 Кт 45;

    восстановление НДС, принятого к вычету, а затем отнесенного к экспортным операциям (п. 6 ст. 166 НК РФ);

    пени и штрафы за НДС по не подтвержденному в срок экспорту начисляются на Дт 91 Кт 68;

    для неподтвержденного экспорта НДС списывается в прочие расходы (Дт 91 Кт 19), спустя три года с даты завершения налогового периода, в котором была совершена соответствующая отгрузка.

Самое трудоемкое в бухгалтерском учете экспорта товаров – это проводки НДС. Правильность ведения учета НДС дает возможность получения вычета по налогу, в случае подтверждения права на применение нулевой ставки НДС. В связи с этим следует обратить особое внимание на:

    учет налога, относящегося к прямым затратам по экспорту;

    распределение НДС по косвенным затратам для определения его части, приходящейся на экспорт;

    правильность оформления документов, касающихся НДС;

    соблюдение сроков подготовки документов, подтверждающих право на налоговые вычеты;

    восстановление НДС, принятого к вычету, а затем отнесенным к экспортным операциям;

    соблюдение установленных сроков учета налога при экспорте товаров по неподтвержденным, а также по подтвержденным позднее поставкам;

    высокую вероятность несовпадения периодов учета отгрузки на экспорт для целей налога на прибыль и подтверждения права на вычет НДС по ней, что приводит к несоответствию налоговых баз по прибыли и НДС в одном и том же налоговом периоде.

НДС по экспортным затратам накапливается на счете 19 с его выделением на специальный субсчет: Дт 19 Кт 60.

Ранее принятый к вычету налог, при учете экспорта товаров, восстанавливается на момент их отгрузки проводкой: Дт 19 Кт 68.

Налог по косвенным затратам, перераспределяется на счете 19 с переносом экспортной части налога на субсчет: Дт 19 Кт 19.

Если появляются документы, подтверждающие возможность применения вычета, то со счета 19 производится списание налога в соответствующем документам размере: Дт 68 Кт 19.

Налог на неподтвержденный в срок экспорт начисляется на субсчет счета 19: Дт 19 Кт 68.

При этом налог по затратам, относящийся к нему, принимается к вычету: Дт 68 Кт 19.

Пени и штрафы по НДС по не подтвержденному в срок экспорту начисляются на Дт 91 Кт 68.

Если в дальнейшем экспорт подтверждается, то эта часть налога принимается к вычету (п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ): Дт 68 Кт 19.

Для неподтвержденного экспорта НДС списывается в прочие расходы – Дт 91 Кт 19 – спустя три года с момента завершения налогового периода, в котором была совершена соответствующая отгрузка.

Особенности налогового оформления

При пересечении товаром границы экспортер начисляет и уплачивает НДС по обычной ставке. Базой для расчета НДС является сумма, складывающаяся из стоимости товара согласно декларации, а также пошлины и акциз. Если НДС не уплачен, то товар не сможет покинуть зону временного хранения на таможне. При задержке платежа на невыплаченную сумму начисляется пени. При последующем подтверждении экспорта сумму уплаченного «неподтвержденного» НДС экспортер вправе принять к вычету, если выполняются следующие условия:

    Товар оприходован на учет.

    Выручка от операций с товаром облагается НДС.

    На товар и его транспортировку собраны все первичные документы.

    Таможенный НДС уплачен полностью.

Если используется упрощенная схема налогообложения, то при учете экспорта товаров НДС к вычету не применяется. В этом случае действия с НДС зависят от того, какой объект налогообложения используется. Если в качестве объекта налогообложения используются «доходы», то НДС включается в стоимость товара или основного средства. При применении схемы «доходы минус расходы» сумма налога включается в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Учет экспорта товаров за пределы Таможенного союза

Ниже приведена таблица с вопросами, касающимися экспорта товаров, налогового и бухгалтерского учета экспортных операций, наиболее часто возникающими в практической деятельности экспортеров. По каждому из них в таблице даются ссылки на соответствующие правовые акты, в которых можно найти ответы на них. Речь идет об учете отгрузки и продажи товаров на экспорт за пределы Таможенного союза.


Для детального анализа учета экспорта товаров требуется большой объема информации о рынке, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную . Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

1. Налоговая ставка 0 процентов

Порядок исчисления НДС – в том числе и при экспорте продукции, товаров, работ и услуг – регламентируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, работ и услуг на экспорт налогообложение производится по ставке 0 процентов. Правда, для применения данной ставки необходимо представить в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающий осуществление экспорта.

Обратим внимание на то, что речь идет не об освобождении от уплаты НДС при осуществлении экспортных операций, а о применении ставки, равной 0 процентов. На первый взгляд может показаться, что это одно и то же – ведь ставка 0 процентов подразумевает, что НДС с экспортных операций не уплачивается (ведь любая сумма, умноженная на ноль, равна нулю). Однако на самом деле наличие налоговой ставки как таковой – независимо от ее размера – дает организации право на получение налоговых вычетов.

Иными словами, организация-экспортер не взимает с иностранного покупателя ни копейки НДС, но имеет право предъявить суммы «входящего» НДС по сырью, материалам, товарам, работам и услугам, связанным с осуществлением экспорта (например, транспортным расходам), к вычету.

В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Налогового кодекса РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В остальных случаях при определении налоговой базы выручку пересчитывают в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), установленному статьей 167 Налогового кодекса РФ.

Обоснование права на применение налоговой ставки 0 процентов – отдельная декларация и пакет документов

Как мы уже отметили, для обоснования права на применение налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям организация обязана представлять в налоговые органы определенные документы. Какие именно – регламентирует статья 165 Налогового кодекса РФ. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 164 Налогового кодекса РФ по экспортным операциям в налоговые органы должна представляться отдельная налоговая декларация.

Согласно пункту 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ при реализации готовой проукции или товаров на экспорт, необходимо представить в налоговую инспекцию следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа (российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ);
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

В отдельных ситуациях вышеуказанный пакет документов может модифицироваться. Особенности представления документов в некоторых конкретных случаях также прописаны в статье 165 Налогового кодекса РФ. Так, при осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций вместо выписки банка налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование. При вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи можно не предоставлять копии транспортных или товаросопроводительных документов. А в случае осуществления экспорта через посредника предоставляется пакет документов, прописанный в пункте 2 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

В любом случае данный пакет документов должен быть представлен в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товара под таможенный режим экспорта. Этот срок установлен в пункте 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ. При этом согласно пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ моментом определения налоговой базы при осуществлении экспортных операций считается последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.

Указанный пакет документов согласно пункту 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ должен представляться в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией – причем речь идет об отдельной налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов. Иными словами, в случае, если организация реализует продукцию или товары и в России, и на экспорт, она подает две раздельные декларации. Формы деклараций и порядок их заполнения в настоящее время утверждены приказом Минфина РФ от 7 ноября 2006 года N 136н.

Срок подачи декларации по НДС по ставке 0 процентов – ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Если пакет документов не собран вовремя

В пункте 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ также прописано, что если по истечении 180 дней с даты выпуска товаров на экспорт региональными таможенными органами организация-экспортер не сможет собрать и представить в налоговую инспекцию вышеуказанные документы, она обязана исчислить НДС с осуществленной экспортной операции по ставкам 10 процентов или 18 процентов соответственно – в зависимости от того, какая ставка НДС должна применяться к вывезенным на экспорт товарам согласно пунктам 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

При этом согласно пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ в подобной ситуации моментом определения налоговой базы считается день отгрузки. Следовательно, в случае, если пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, операции по реализации данных товаров подлежат включению в декларацию по ставке 0 процентов за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров. Такие разъяснения даны и в Порядке заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденном приказом Минфина РФ от 7 ноября 2006 года N 136н.

Таким образом, если на 181-й день полный пакет документов не собран, необходимо подать уточненную декларацию за тот месяц, в котором была произведена отгрузка данных товаров на экспорт – а было это полгода назад. При этом нужно также учитывать, что уточненные декларации следует подавать не по той форме, которая действует в момент подачи декларации, а по той форме, которая действовала в том периоде, за который подается уточненная декларация.

Для отражения информации об экспортных операциях, по которым срок сбора документов истек, предназначен Раздел 3 «Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено» налоговой декларации по ставке 0 процентов. Например, если товар был отгружен на экспорт в мае 2008 года, срок представления документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 процентов, истекает в ноябре 2008 года, и если необходимый пакет документов так и не собран, необходимо начислить НДС и показать налоговые вычеты по этой реализации, но не в ноябрьской декларации, а в уточненной декларации по нулевой ставке за май 2008 года. Отражая суммы, подлежащие обложению НДС, следует также помнить о том, что «входящий» НДС по данной экспортной сделке можно предъявить к вычету.

Данные суммы также отражаются в разделе 3 уточненной декларации.

Однако это не означает, что право применения ставки 0 процентов потеряно навсегда. В случае, если впоследствии организация сможет собрать пакет документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченная сумма НДС подлежит вычету в порядке, предусмотренном в статье 176 Налогового кодекса РФ. Для этого необходимо включить данные операции в декларацию по ставке 0 процентов за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов. Возмещение НДС на основании данной декларации и приложенных к ней документов производится не позднее трех месяцев со дня ее представления. В течение этого срока налоговая инспекция проверяет обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и применяет решение о возмещении или отказе в возмещении. Мотивированное заключение об отказе должно быть представлено не позднее 10 дней после вынесения такого решения, в противном случае налоговый орган обязан принять решение о возмещении.

Само возмещение НДС производится в следующем порядке.

1. Если у организации есть недоимки и пени по НДС или другим налогам и сборам или есть задолженность по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Данный зачет налоговые органы производят самостоятельно и сообщают о нем налогоплательщику в течение 10 дней. При этом в случае, если недоимка по НДС образовалась в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм НДС, и она не превышает сумму, подлежащую возмещению, пеня на сумму недоимки не начисляется.

2. Если у организации нет недоимок и пеней по НДС и другим налогам или задолженности по присужденным налоговым санкциям, суммы, подлежащие возмещению:

– либо засчитываются в счет текущих платежей по НДС или иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ или в связи с реализацией работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами,
– либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

В последнем случае налоговые органы обязаны не позднее последнего дня трехмесячного периода, отведенного на проверку и вынесение решения, вынести и направить на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства решение о возврате сумм НДС. Федеральное казначейство обязано осуществить возврат в течение двух недель после получения решения налогового органа (причем в случае, когда такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом).

При нарушении вышеуказанных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

3. Применение налоговых вычетов

Как мы уже отметили выше, применение ставки 0 процентов по экспортным операциям означает, что «входящий» НДС, связанный с данными операциями, может быть предъявлен к вычету.

Согласно пункту 3 статьи 172 Налогового кодекса РФ такие вычеты производятся на основании отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов, причем только при представлении пакета документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ.

Иными словами, предъявлять НДС по материалам, товарам, работам и услугам, связанным с осуществлением экспортных операций, можно только после фактического осуществления экспорта и сбора всех документов, о которых мы уже поговорили выше. На практике это приводит к некоторым сложностям.

Во-первых, в случае, если организация предъявила НДС, уплаченный поставщикам товаров, к вычету сразу после оплаты этих товаров – например, если она не предполагала реализовывать их на экспорт – а впоследствии все же отгружает данные товары на экспорт, ей необходимо восстановить соответствующие суммы НДС, приходящиеся на товары, отгружаемые на экспорт. Эти суммы показываются по строке 170 раздела 2.1 «обычной» налоговой декларации по НДС за тот месяц, в котором произошла реализация товаров на экспорт. И хотя напрямую в главе 21 Налогового кодекса РФ момент восстановления НДС в подобной ситуации не прописан, в письме Минфина России от 11 ноября 2004 года № 03-04-08-117 разъяснялось, что сделать это нужно не позднее того налогового периода, в котором была оформлена на экспорт грузовая таможенная декларация. А уже после подтверждения права на применение ставки 0 процентов данные суммы НДС будут снова предъявлены к вычету, но отражаться они будут уже в декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, причем за тот месяц, в котором собран полный пакет документов, прописанный в статье 165 Налогового кодекса РФ.

Во-вторых, в случае, если организация осуществляет одновременно реализацию продукции (товаров) как на территории России, так и на экспорт, ей придется вести раздельный учет «входящего» НДС. При этом порядок его осуществления применительно к экспортным операциям в Налоговом кодексе не прописан (в п. 4 ст. 149 и п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ речь идет о раздельном учете операций, облагаемых и не облагаемых НДС, что не имеет места в нашем случае – ведь при экспорте речь идет об осуществлении операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов). Однако в пункте 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ указано, что порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, должен быть установлен принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Следовательно, для обеспечения правильности заполнения налоговых деклараций и осуществления расчетов по НДС в связи с осуществлением экспортных операций организации следует самостоятельно разработать и закрепить в своей учетной политике порядок раздельного учета сумм НДС по приобретаемому сырью, товарам, работам и услугам. При этом можно производить распределение «входного» НДС не только пропорционально выручке, но и пропорционально себестоимости реализованной продукции, стоимости закупленных товаров или иной базе.

Если экспортным контрактом предусмотрено получение аванса

В соответствии с пунктом 9 статьи 154 Налогового кодекса РФ суммы оплаты (полной или частичной), полученные в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, в налоговую базу не включаются вплоть до момента определения налоговой базы в порядке, предусмотренном статьей 167 Налогового кодекса РФ. Напомним, что согласно пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ моментом определения налоговой базы при осуществлении экспортных операций считается последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.

Таким образом, в настоящее время с сумм полученных от иностранных покупателей авансов начислять НДС не нужно.

4. Особенности исчисления НДС при экспорте работ и услуг

При экспорте работ и услуг действуют те же правила, что и при экспорте товаров. В частности, согласно пункту 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ при реализации услуг, связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, в т.ч. с сопровождением, транспортировкой, погрузкой, перегрузкой экспортируемых и импортируемых товаров, а также при оказании услуг по международным перевозкам пассажиров и багажа, при выполнении работ в космическом пространстве, при реализации товаров и услуг дипломатическим представительствам и их персоналу и выполнении некоторых других работ и услуг на экспорт применяется налоговая ставка 0 процентов.

Для подтверждения права на применение ставки 0 процентов при выполнении работ или оказании услуг, указанных в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, необходимо представлять документы, перечень которых для каждого вида услуг и работ установлен в статье 165 Налогового кодекса РФ. Как мы уже отметили, если пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, операции по реализации данных товаров подлежат включению в декларацию по ставке 0 процентов за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров. При реализации работ (услуг) – в частности, предусмотренных статьей 164 Налогового кодекса РФ – в подобной ситуации нужно учитывать, что днем отгрузки будет считаться день выполнения работ (оказания услуг).

В случае, если организация получает аванс в счет выполнения работ или оказания услуг на экспорт, она обязана уплатить НДС – так же, как и при экспорте товаров. Исключение составляют случаи получения авансов в счет предстоящего выполнения на экспорт работ или услуг, включенных в Перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также при осуществлении комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых составляет свыше шести месяцев, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.07.03 № 432.

Осуществляя выполнение работ или оказание услуг по договору с иностранными заказчиками необходимо обращать особое внимание на то, что является местом реализации данных работ или услуг. Ведь если местом выполнения работ или оказания услуг будет признана территория РФ, они должны облагаться НДС в общеустановленном порядке – т.е. по ставке 18 процентов (или по ставке 10 процентов в зависимости от вида услуг).

Для того, чтобы определиться с местом реализации работ или услуг, необходимо изучить статью 148 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 1 данной статьи территория РФ признается местом реализации работ или услуг в следующих случаях:

1) если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ – например, если речь идет о строительных, монтажных, строительно-монтажных, ремонтных, реставрационных работах или работах по озеленению объектов, принадлежащих иностранцам, но расположенных на территории РФ;
2) если работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ (например, если речь идет о ремонте автомобиля иностранного гражданина во время его путешествия по России);
3) если услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (например, если иностранцы приехали в российский санаторий или дом отдыха и оплатили путевки в валюте);
4) если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ – например, если заказчиком является постоянное представительство или филиал иностранной организации в России, этот принцип применяется в отношении услуг по продаже патентов, лицензий, авторских прав, консультационных, юридических, бухгалтерских, рекламных услуг, НИОКР и некоторых других работ и услуг;
5) если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ (в части выполнения работ или оказания услуг, не предусмотренных вышеуказанными принципами).

В соответствии с пунктом 4 статьи 148 Налогового кодекса РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг) – например, акт сдачи-приемки работ или услуг.

5. Особенности исчисления акцизов при экспорте готовой продукции и товаров

Специфика экспорта подакцизных товаров

Организациям, осуществляющим экспортные операции со спиртом, спиртосодержащей и алкогольной продукцией, пивом, табачной продукцией, легковыми автомобилями и мотоциклами, бензином и моторными маслами – иными словами, с товарами, признаваемыми подакцизными согласно статье 181 Налогового кодекса РФ – необходимо обратить особое внимание на главу 22 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса РФ реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ (с учетом потерь в пределах норм естественной убыли), а также отдельные операции с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта (предусмотренные в подп. 2, 3 и 4 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ) освобождаются от налогообложения акцизами.

Правда, для того, чтобы воспользоваться данным освобождением, необходимо исполнить все требования, предусмотренные статьей 184 Налогового кодекса РФ. В частности, в данной статье предусмотрено следующее.

1. Вообще не уплачивать акциз при экспорте подакцизных товаров согласно пункту 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ можно только в том случае, если организация может представить в налоговую инспекцию поручительство банка или банковскую гарантию, предусматривающую обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления данной организацией в порядке и сроки, которые установлены пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

2. Если же организация получить такую гарантию или поручительство банка не может, ей необходимо уплатить акциз по экспортной сделке в общеустановленном порядке – т.е. так же, как при реализации подакцизных товаров на территории РФ. Правда, уплаченные таким образом суммы акциза подлежат возмещению на основании пункта 3 статьи 184 Налогового кодекса РФ и в порядке, предусмотренном статьей 203 Налогового кодекса РФ, после представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

Какими документами необходимо подтверждать факт экспорта для получения освобождения от уплаты акцизов

В соответствии с пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза организация-экспортер обязана представить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в течение 180 дней со дня реализации данных товаров следующие документы:

1) контракт или копию контракта организации-экспортера с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
2) платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет организации-экспортера в российском банке;
3) грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа (т.е. российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ);
4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ (а при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством – участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров).

Обратите внимание – мы привели общий перечень документов для ситуации, когда организация экспортирует подакцизные товары, не являющиеся нефтепродуктами, самостоятельно и получает выручку непосредственно от покупателя. На практике возможны различные частные ситуации, порядок действий в которых также прописан в пункте 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ. В частности, в случае, если экспорт осуществляется через посредника, необходимо по первому пункту представлять посреднический договор или его копию, контракт или копию контракта между данным посредником и зарубежным контрагентом, а по второму пункту – платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают поступление выручки на счет посредника. Или если, например, выручка от экспорта поступила не от иностранного покупателя, с которым заключен контракт, а от третьего лица, то помимо платежных документов и выписки банка дополнительно представляются договоры поручения по оплате товаров между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж. А если валютная выручка не поступила на валютный счет организации, но это произошло в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством РФ, организация-экспортер должна представить в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию РФ. Также в пункте 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ особо прописан порядок оформления документов при экспорте подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья, а также при вывозе нефтепродуктов трубопроводным и морским транспортом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 198 Налогового кодекса РФ в случае, если организация не может представить вышеуказанные документы или предоставляет их в неполном объеме, она обязана уплатить акциз с данной сделки в порядке, установленном в отношении операций с подакцизными товарами на территории РФ.

Правда, если впоследствии организация сможет предоставить в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие освобождение от налогообложения, уплаченные суммы акциза подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 203 Налогового кодекса РФ.

Как получить вычет по акцизам

Как мы уже выяснили, если организация не смогла получить банковскую гарантию или поручительство или вовремя собрать документы, подтверждающие факт экспорта для получения освобождения от уплаты акциза, она обязана заплатить акциз, но имеет право на его возмещение (вычет).

Порядок получения данного вычета прописан в статье 203 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 4 статьи 203 Налогового кодекса РФ суммы акциза должны быть возмещены на основании документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса РФ, перечень которых приведен выше в данной статье, в срок не позднее трех месяцев со дня представления данных документов. Этот срок дается налоговым органам для проведения проверки обоснованности налоговых вычетов, и по истечении данного срока налоговый орган должен принять решение либо о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм, либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае отказа в возмещении налоговый орган обязан предоставить организации мотивированное заключение в течение 10 дней с момента вынесения решения. Если же по истечении трех месяцев налоговый орган не вынес решение об отказе или не представил соответствующее заключение организации-налогоплательщику, он обязан принять решение о возмещении данных сумм акциза и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.

Сумма акциза, подлежащая возмещению, в первую очередь зачитывается в счет погашения задолженности организации по недоимкам и пеням по акцизам, а также по другим налогам или по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого осуществляется возврат. Этот зачет налоговые органы производят самостоятельно и сообщают о нем налогоплательщику в течение 10 дней. При этом при наличии недоимки по акцизу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм, размер которой не превышает сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.

При экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Товары, помещаемые под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ облагаются НДС по ставке 0% (за исключением нефти (включая стабильный газовый конденсат) и природного газа, которые экспортируются на территорию государств-участников СНГ, а также товаров, реализуемых хозяйствующими субъектами Российской Федерации на территорию Республики Белoруссии). Понятие "нулевая ставка" НДС было введено гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Согласно данному понятию товары, помещенные под таможенный режим экспорта, НДС не облагаются, а НДС, уплаченный по материальным ресурсам производственного назначения, принимается к вычету. При осуществлении операций по реализации товаров, указанных в п. п.1-3 и 8 п.1 ст.164 НК РФ, организации, осуществляющие вывоз товара за пределы территории РФ, представляют в налоговые органы отдельные налоговые декларации, а также документы для обоснования правомерности применения нулевой ставки по экспортируемым товарам. Так при реализации товаров, предусмотренных п. п.1 и (или) п. п.8 п.1 ст.164 НК РФ, в налоговые органы должны представляться следующие документы:

1) Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории РФ.

Следует обратить внимание на то, что при представлении в налоговый орган данного документа копия контракта должна быть выполнена на русском языке (переведена на русский язык). В случае представления данного документа на иностранном языке налоговые органы имеют право отказать в применении налоговой ставки в размере 0%. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то вместо копии полного текста представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля.

Выписка должна содержать информацию об условиях поставки, сроках, цене и виде продукции.

Кроме того, при осуществлении операций по реализации товаров на экспорт контракт на поставку товаров должен быть заключен с иностранным лицом. Также российским организациям при заключении контрактов с предприятиями, фактически находящимися и осуществляющими деятельность на территории Республики Казахстан, следует обратить внимание на место регистрации покупателя. Операции по реализации товаров из Российской Федерации хозяйствующим субъектам, зарегистрированным на территории комплекса "Байконур", признаются операциями, совершаемыми на территории Российской Федерации, и порядок их обложения НДС регламентируется гл.21 НК РФ. Иными словами, в данном случае поставка товаров на территорию Республики Казахстан не относится к экспортной, а работы (услуги) признаются осуществленными на территории РФ.

2) Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица на счет налогоплательщика в российском банке.

Следует иметь в виду, что положениями НК РФ не предусмотрено обязательное поступление всей выручки на расчетный счет экспортера в российском банке в размере, соответствующем полной сумме оплаты поставки товаров по контракту. В случае частичной оплаты экспортных товаров российский налогоплательщик имеет право на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, используемых при производстве и реализации экспортной продукции. Данные вычеты сумм НДС определяются исходя из удельного веса оплаченной продукции, экспорт которой фактически подтвержден в общем объеме стоимости контракта на поставку товаров.

Освобождение организаций-экспортеров от уплаты НДС и возмещение налога, уплаченного поставщикам, без поступления выручки от иностранного покупателя на расчетный счет экспортера в российском банке может производиться в следующих случаях:

· расчет осуществляется наличными денежными средствами. В этом случае в налоговые органы представляется копия выписки банка, подтверждающая внесение налогоплательщиком полученных сумм на свой счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое получение выручки от иностранного покупателя товаров;

· незачисление валютной выручки от реализации товаров осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае в налоговые органы должны представляться документы или их копии, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ (лицензия Банка России);

· осуществление внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций. В этом случае в налоговые органы представляются документы, подтверждающие факт ввоза товаров на территорию РФ и их оприходования на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

· поступление выручки от иностранного лица - покупателя экспортируемых товаров - на счет российской посреднической организации. В этом случае в налоговые органы представляется выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя экспортного товара - на счет посреднической организации в российском банке.

3) Грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками регионального таможенного органа, осуществлявшего выпуск товара в режиме экспорта (отметка "выпуск товара разрешен"), и пограничного таможенного органа (отметка "товар вывезен").

Если товар вывозится через границу с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (в настоящее время таким государством является только Республика Белoруссия), то представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров. В некоторых случаях, определяемых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области экономического развития и торговли, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа РФ. При вывозе с территории РФ припасов (в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов) предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения. При вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ.

4) Копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ.

Если товар вывозится судами через морские порты, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ в налоговые органы должны представляться следующие документы:

· копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой пограничной таможни РФ "Погрузка разрешена";

· копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, где в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ.

При вывозе товаров через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза. При вывозе товаров воздушным транспортом для подтверждения вывоза в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ.

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, могут не представляться в случае вывоза трубопроводным транспортом или по линиям электропередач.

При вывозе припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания. . Ильин А.В. НДС: экономическая природа, проблема обоснованности возмещения и механизм ее разрешения // Финансы, 2007, № 7, с. 20.

Таможенным кодексом РФ установлен порядок декларирования и таможенного контроля за вывозом товара в режиме экспорта.

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В связи с этим налоговые органы для подтверждения правомерности применения ставки налога 0% и налоговых вычетов в отношении экспортируемых товаров вправе затребовать документы, не перечисленные в ст.165 НК РФ, в том числе паспорта сделок, а также нотариально заверенные переводы каких-либо документов. Кроме того, для подтверждения налоговых вычетов помимо документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, налоговыми органами должны быть проанализированы:

· договор купли-продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, реализующим товары на экспорт, и организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров;

· документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров.

· Документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, представляются налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией.

Налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Исключение составляют налогоплательщики с ежемесячными суммами выручки в течение квартала (без НДС и налога с продаж), не превышающими 1 млн. руб. Для них налоговый период - квартал.

Момент определения налоговой базы определяется с учетом положений ст.167 НК РФ (последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ).

Наиболее часто организации задают вопрос, как определить налоговую базу при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. По этому вопросу МНС РФ в своем Письме от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@ еще раз подтвердило позицию, высказанную ранее в письмах от 19.06.2003 N ВГ-6-03/672@ и от 24.09.2003 N ОС-6-03/994.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг). Порядок определения даты реализации товаров (работ, услуг) предусмотрен п.9 ст.167 НК РФ13: моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.