Базовые и местные отрасли экономики региона. Городское хозяйство как объект муниципального управления Предприятия лесной, химической отраслей

Ведущая отрасль муниципального хозяйства – ЖКХ. Она в свою очередь, делится на ряд отраслей: а) жилищное хозяйство (эксплуатационные организации, организации по капитальному и текущему ремонту зданий, санитарно-технические и санитарно-гигиенические предприятия – водопровод, канализация, бани, прачечные); б) энергетические предприятия (электрические подстанции и городские электрические сети, газовое хозяйство, районные и квартальные отопительные котельные); в) городской транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, такси и другие виды местного транспорта); г) внешнее благоустройство (дорожное хозяйство, санитарная очистка улиц, озеленение, уличное освещение); д) гостиничное хозяйство (гостиницы, кемпинги, мотели).

Элементы муниципального хозяйства.

1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства

Федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области управления муниципальным хозяйством.

В ст. 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"№131, записано о формировании муниципальной собственности в связи с реализацией закона, что субъекты Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в собственности субъектов Федерации, необходимые для решения вопросов местного значения в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

Собственность является объектом гражданских прав, а право собственности – базовым в гражданских правоотношениях, в связи с чем все отношения по поводу собственности регулируются ГК РФ и в соответствии с ГК РФ федеральными законами.

Специальный закон по данным вопросам не принят. При этом надо отметить, что соответствующие нормы могут быть включены и в ГК РФ. До введения специальных норм по названным вопросам следует руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства.

Таким образом, правовую основу муниципальной собственности составляют федеральные правовые акты и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы формирования, владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной собственностью.

Кодексы РФ

В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Литература

1. Структура правленческой деятельности муниципального хозяйства

Для того, чтобы раскрыть содержание изложенного выше понятия, необходимо рассмотреть вопрос о структуре муниципального хозяйства и провести некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами. Прежде всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем привести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия "муниципальное хозяйство", предлагает подход, исходящий из того, что:

1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей. И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

· муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

· иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

· органы местного самоуправления.

2. Общии черты, функции, формы, методы правленческой деятельности

В управлении муниципальным хозяйством используются три модели.

1. Коммунальная модель. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на удовлетворение потребностей МО несут сами жители. Органы власти осуществляют процесс накопления и распределения ресурсов для нужд территории. Основным источником ресурсов являются налоги. Недостатком этого подхода является то, что ресурсы для решения проблем МО восполняются государством. Организационными формами управления выступают коммуны и общины. В нашей стране этот подход еще не получил своего развития.

2. Коммунально-рентная модель. Для этой модели характерно то, что органам местной власти предоставляются ограниченные полномочия в финансово-кредитной деятельности и ресурсной ренты, т.е. налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории МО.

3. Муниципально-рентная модель. При этой модели ведение муниципального хозяйства (обслуживание населения и решение проблем местного характера) возлагается на органы местной власти, так как они являются полноценным хозяйствующим субъектом МО.

3. Организационная структура правленческой деятельности муниципального хозяйства

Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

) органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения данной территории;

) предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 31 Закона "Об общих принципах …". Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;

) предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.ст. 32, 33 Закона "Об общих принципах …". Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения данной территории. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в настоящее время получает все более широкое распространение. Различные субъекты федерации принимают свои законы, регулирующие этот вопрос. В Санкт-Петербурге, например, принят закон "О заказе Санкт-Петербурга", хотя формально Санкт-Петербург - это субъект Российской Федерации, так что, строго говоря, закон регулирует введение государственного заказа, но, фактически, речь идет о самом настоящем муниципальном заказе, если муниципальное образование - это крупный город. Целями данного закона являются обеспечение эффективного расходования средств городского бюджета и поддержка производства товаров, работ и услуг петербургскими организациями. Основными принципами формирования, размещения и исполнения заказа Санкт-Петербурга являются поддержка конкурентоспособных производств (заказ размещается по итогам конкурса) и создание благоприятных условий для их развития в городе, обеспечение приоритетности именно петербургских производителей (путем предоставления льгот и квот).

Рассмотрим теперь виды муниципального хозяйства: Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

муниципализация;

муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;

муниципально-концессионная;

концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство осуществляется при муниципализации, когда местное самоуправление по существу становится собственником предприятия, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием. Следует иметь ввиду, что книга Велихова вышла в свет в 1928 г., и некоторые из ее положений все-таки устарели.

В настоящее время реализуются следующие виды муниципального хозяйства:

Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценным хозяйствующим субъектом на территории муниципального образования (эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А.Велихова).

Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать налогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.

Коммунальная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов с жителей муниципального образования. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова).

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но, несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

Примером важности данного ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности.

Не менее важным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности.

Так, наличие богатых природных ресурсов еще вовсе не означает богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без наличия права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления рассматриваться не может. Значительную роль в структуре управления муниципальным хозяйством играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и т.п.

Общепринято выделять следующие основные ресурсы местного самоуправления:

Правовая (законодательная) основа, включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления.

Финансовые основа местного самоуправления, включающая в себя весь комплекс финансовых ресурсов и проявляющаяся наиболее ярко в бюджетном процессе.

Экономическая основа, включающая в себя ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевым вопросом здесь является управление муниципальной собственностью.

Управленческие основы. Включающие в себя структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

Ресурсы муниципального хозяйства должны быть:

Во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования;

Во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач.

Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и т.д.), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления.

управленческий муниципальный хозяйство коммунальный

4. Стадии управленческой деятельности и понятия управленческой технологии

Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности в зависимости от цели управленческого решения и раскладываются на определенные этапы. Этапы управленческой деятельности с особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Эти стадии имеют логическую взаимосвязь между собой и определенную последовательность. Существует несколько подходов в определении стадий управленческой деятельности, один из них предполагает семь этапов:

Анализ и оценка управленческой ситуации, качеств управляемого объекта.

Прогнозирование и моделирование действий по преобразованию ситуации.

Принятие решения и разработка управленческих актов.

Организация исполнения (правовых и организационных) решений.

Контроль выполнения и оперативное информирование.

Оценка результатов управленческого воздействия.

Процесс управления любого уровня и особенно в муниципальном образовании носит динамичный характер. Изменения, которые происходят в окружающей среде требуют от управляющего субъекта принятия соответствующих решений и практических мер. Задачи, с решением которых субъекту управления приходится постоянно сталкиваться условно можно разделить на две группы:

a) функциональные - обусловленные спецификой деятельности системы, подсистемы или звена управления;

b) ситуационные - возникающие в управляемых системах, в результате взаимодействия и различных связей.

Понятие термина "решение" включает в себя три значения:

Найденный, но еще не осуществленный вариант поведения;

Собственно процесс устранения каких-либо трудностей, разрешение задач;

Практический результат и итог деятельности.

Управленческое решение можно рассматривать как концентрированное выражение процесса управления, как поступающую от управляющей системы команду, подлежащую исполнению.

У правленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций: разработка вариантов действий, выбор оптимального варианта, его принятие, утверждение и оформление, осуществление. На качество управленческого решения оказывают влияние различные факторы, в том числе: правильное определение цели, методика разработки решения, объема и качества информации по рассматриваемому вопросу, объективная оценка состояния объекта воздействия, профессионализма должностного лица и др.

¦ по источнику возникновения: инициативные, по предписанию, по предложению "снизу".

¦ по юридическому оформлению: приказ, распоряжение, указание, инструкция, план и др.

¦ по субъектному признаку: индивидуальные и коллективные (коллегиальные)

¦ по степени уникальности: рутинные и новаторские.

¦ по методу разработки: количественные, экономико-статистические, эвристические.

¦ по количеству целей: одноцелевые, многоцелевые.

¦ по степени регламентации: регламентирующие, ориентирующие, рекомендательные.

¦ по функциональному признаку: экономические, социальные, политические, технические, организационные; финансовые, кадровые и др.

¦ по сроку действия: оперативные, долгосрочные.

¦ с учетом стереотипности ситуации: программируемые, непрограммируемые.

¦ по внутреннему построению: структурированные, неструктурированные.

У правленческая деятельность предполагает не только принятие решения, но проведения комплекса мероприятий по его осуществлению, выполнению. Этой цели служит организационно-распорядительная деятельность управляющего субъекта, которая представляет собой форму осуществления принятых управленческих решений.

К организационно-распорядительной деятельности относится:

оформление организационной документации по принятому решению и доведение ее до исполнителей;

разъяснение содержания и направленности управленческого решения, объективной необходимости, причин вызвавших принятие решения.

конкретизация задач в условиях изменения функционирования объекта управления;

определение ответственных исполнителей;

организация контроля за ходом выполнения решения;

практическая оценка, подведение итога выполнения решения и качества работы исполнителей.

Понятие управленческой технологии

Развитие управленческой мысли и практики в течение XX века, особенно второй его половины, привело к формированию управленческих технологий. Обычно в обобщающее понятие технологии включают такие содержательные моменты: социальная технология - это определенный способ достижения поставленных общественных целей; сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности, операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний; при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом; социальная технология - элемент человеческой культуры, она возникает двумя путями: вырастает в культуре эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование, главная функция которого сегодня - соединение науки и практики. Управленческая технология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающее непосредственно управленческие процессы. Ее суть, кратко говоря, состоит в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности. Она расчленяется на последовательно взаимосвязанные процедуры и операции, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Операция является непосредственно практическим актом решения определенной задачи в рамках соответствующей процедуры управления. Операция - это однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели, она выполняется одним или несколькими исполнителями.

Следует вместе с тем понимать, что распределение, специализация, сочленение, интеграция различных проявлений (элементов) управленческой деятельности представляют собой только часть, в какой-то мере формализованную, управленческих технологий. Если этим ограничиться, то мало будет пользы от управленческих технологий, разве что употребление модного слова. Становление управленческих технологий есть следствие усиления системности государственного управления, его научного осмысления и попытка широкого использования типичного, выверенного опытом, дающего высокие результаты. Ее смысл заключается в обязательном (принудительном) массовом использовании в управленческой деятельности лучших, передовых достижений науки, искусства и опыта государственного управления. Поэтому в качестве управленческой технологии стоит рассматривать лишь ту организацию управленческой деятельности, которую отличают рациональность и эффективность.

Литература

Система государственного управления Пикулькин А.В. 2004г.

Система муниципального управления Зотова В.Б. 2007г.

Государственное управление в области финансов и кредитов в России Тосунян Г.А. 1997г.

Государственное и муниципальное управление Глазунова Н.И. 2007г.

Местное самоуправление Российской практики и за рубежный опыт Игнатов И.Г. 2007г.

Система государственного и муниципального управления Койгель Я.Я. 2009г.

Разработка правленческого решения Саак А.К., Тюшняков В.Н. 2007г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Хозяйственная деятельность местного самоуправления в Европе, в Соединенных Штатах и в России. Три модели муниципального хозяйства: коммунальная, коммунально-рентная, муниципально-рентная. Преимущества и недостатки муниципальных хозяйств перед частными.

    реферат , добавлен 05.11.2015

    Муниципально-правовые нормы. Источники отрасли муниципального права. Европейская Хартия местного самоуправления. Конституция Российской Федерации в системе источников муниципального права. Классификация муниципально-правовых отношений, их субъекты.

    презентация , добавлен 27.09.2014

    Понятие местного самоуправления. Разграничение вопросов местного значения между муниципальными образованиями. Компетенция представительного органа муниципального образования. Статус главы местной администрации. Формы планирования работы руководителей.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2011

    История развития местного самоуправления в России. Компетенция органов исполнительной власти местного самоуправления, их организация, права, обязанности и специфика их деятельности в области исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2014

    Органы местного самоуправления. Понятие муниципального хозяйства в системе муниципальных отношений. Инфраструктура муниципального хозяйства. Связь между государством, населением и мелким собственником. Финансовые средства муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2016

    Понятие, порядок формирования муниципальной собственности, как основы местного самоуправления. Описание основных способов ведения муниципального хозяйства: прямое управление; муниципально-подрядная, муниципально-арендная система; муниципальная концессия.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2011

    Общие принципы организации и правовая основа местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Особенности регулирования местного самоуправления. Устав муниципального образования, как основной правовой акт местного значения.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2008

    Система и источники муниципального права. Муниципально-правовые отношения, нормы и институты. Концепции, правовые акты и модели построения местного самоуправления в РФ, ответственность его органов. Управление объектами муниципальной собственности.

    шпаргалка , добавлен 15.01.2011

    Определение понятия муниципального управления как вида управленческой деятельности, его особенности и технологии. Выявление эффективности структуры местного самоуправления. Система государственного и народного контроля за соблюдением законности в городе.

    аттестационная работа , добавлен 28.11.2013

    Понятие и виды муниципально-правовых отношений. Субъекты местного самоуправления. Группы общественных отношений, составляющие предмет муниципального права, его функции. Пределы федерального подзаконного регулирования вопросов местного самоуправления.


1. Экономика города


Слово-«экономика» происходит от древнегреческого слова «ойкос», что означает хозяйство. Если руководствоваться этим подходом, то экономика города - это городское хозяйство. В таком случае экономику города следует, рассматривать с точки зре­ния состояния производительных сил и производственных отношений. В первом случае речь идет о материально-технической базе городского хозяйства, а если говорить конкретно о системе средств производства (средств труда и предметах труда), технологиях, с помощью которой производятся материальные блага и услуги.

Городское хозяйство - хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

В настоящее время существует тенденция преобразования крупных городов из промышленных центров, в центры оказания работ и услуг.

Существует классификация городов:

Классификация городских поселений по численности населения, тыс. чел. в Градостроительном кодексе РФ

Группы

Города, тыс. чел.

Поселки, чел.

Сверхкрупные

Свыше 3000

Крупнейшие

Свыше 1000 до 3000

Крупные

Свыше 250 до 1000

Свыше 5000

Большие

Свыше 100 до 250

От 1000 до 5000

Средние

Свыше 50 до 100

Свыше 200 до 1000

Малые

Менее 50

Менее 200

В Красноярске на сегодняшний день численность населения составляет 921 тыс.чел.

По характеру функций могут быть выделены населенные пункты, специализирующиеся на промышленном производстве, строительстве и транспорте.

По административно-политическому, значению выделяют столичные города, центры краев и областей, автономный республик, центры низовых административных районов.

Три указанных признака лежат в основе функциональной типологии городов. По совокупности, этих признаков можно выделить:

Многофункциональные столичные города (Москва, Санкт-Петербург); Такие города обычно относятся к крупным или крупнейшим. Наряду с развитием промышленности, транспорта и других сфер для этих городов характерна высокая степень развития административно-политических и культурно-просветительных функций

Многофункциональные центры автономных республик и областные центры . Как правило это большие и средние города.

Индустриальные центры. Они относятся преимущественно к большим и средним городам. Индустриальным центрам, присущ наибольший удельный вес занятых в промышленности, строительстве и на транспорте.

Малые города. Для них Характерно преимущественное развитие организационно - хозяйственных; торгово - распределительных, административно - культурных функций. Промышленность и транспорт здесь, как правило, имеют местное значение.

Транспортные города. Это преимущественно малые и средние города.

Города - оздоровительные центры , где высокий удельный вес занятых в здравоохранении.

Города - научно-экспериментальные центры. Ведущей функцией является научное обслуживание. По численности населения они относятся к группе средних и малых.

Наряду с перечисленными функциональными типами городов возможно выделение и других - промежуточных типов по отношению к перечисленным и новых (например, города-спутники, выполняющие функции «жилых филиалов» близлежащего крупного города, агрогорода, города - центры туризма).

В Градостроительной практике наряду с централизованным расселением большее развитие получают групповые системы населенных мест.

Групповая система расселения - это совокупность городских и сельских поселений различной величины и народнохозяйственного профиля, объединенных развитыми территориально-производственными связями, общей инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения.

При использовании экономических критериев существует другая группировка населенных пунктов.

В этом случае в первую группу входят города с относительно развитой и крупной экономической системой. Промышленные и промышленно-транспортные города составляют в этой группе около 90%, а транспортные и транспортно-промышленные центры в основном сосредоточены в Северном, Дальневосточном, Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном и Поволжском экономических районах.

Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой. Так называемые экономические центры. Среди них города:

С относительно развитыми промышленными, промышленно-транспортным и функциями

С преобладанием функций по организационно-хозяйственному и социально-культурному обслуживанию прилегающих территорий;

С выраженными сельскохозяйственными функциями;

С невыраженными функциями (2%).

В третью группу объединены города, всех других функциональных типов. Это города-новостройки, центры науки и научного обслуживания,- рекреационные центры, прочие города.


2. Состав городского хозяйства.


Экономика всякого города представляет собой определенное единство градообразующих и градообслуживающих предприятий.

Градообразующие объекты являются первоосновой его возникновения и развития. Градообразующая база представляет собой совокупность отраслей, предприятий, учреждений и организаций, результаты деятельности которых в основном направлены на выполнение функций, выходящих за пределы данного города, а также функций по обеспечению занятости, производства, товаров для населения.

Градообслуживающие объекты в основной своей части относятся к непроизводственной сфере. Составной частью является городское хозяйство. Оно включает предприятия жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, пассажирский транспорт, учреждения здравоохранения и социального обеспечения, просвещения, культуры и искусства. Градообслуживающие объекты выполняют внутренние функции, связанные с производством продукции (услуг) для удовлетворения потребностей населения.

Город развивается в процессе взаимосвязей градообразующих и градообслуживающих отраслей. Градообразующие и градообслуживающие предприятия должны дополнять друг друга, так как конечные результаты их деятельности зависят друг от друга. В противном случае город будет страдать в экономическом и социальном отношении.

В состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:

  • жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного содержанияжилищногофонда, текущего и капитального ремонта жилых зданий;

водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение;

благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов, пляжей и других городских объектов;

городской пассажирский транспорт и организация транспортных потоков;

градостроительное регулирование и землеустройство;

управление городским имуществом;

городские информационные системы и пр.

Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов социально-культурной сферы города - школ, поликлиник, больниц, библиотек, спортивных объектов и т.п.;

коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением канализационных стоков, услугами по благоустройству городской территории предприятий торговли и общественного питания, правоохранительных и военных организаций, промышленных предприятий, коммерческих организаций различного профиля и прочих объектов, находящихся на территории города.

Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги

Городское хозяйство имеет ряд особенностей. Во-первых, многоотраслевой характер (жилищное и коммунальное хозяйство, энергетика, просвещение, здравоохранение и др.); наиболее крупной частью является жилищное и коммунальное хозяйства, которые представляют самостоятельную отрасль.

Во-вторых, местный характер (деятельность предприятий направлена на удовлетворение потребностей, как правило, местного населения). Состав городского хозяйства и стоимость его элементов определяются размером города, численностью населения, особенностями городской планировки, природными условиями.

В-третьих, тесная связь с промышленностью. Его размеры определяются численностью населения, зависящей главным образом от размеров промышленности, развивающейся в данном городе. Промышленность снабжает городское хозяйство материалами и оборудованием. Городское хозяйство обеспечивает нормальную работу промышленных предприятий, снабжая их водой, газом, обслуживая канализацией, транспортом и др. Исключение составляют курортные, административные и научные города, развивающиеся благодаря иным градообразующим факторам.

В-четвертых, совокупность взаимосвязанных отраслей и предприятий, что вызывает необходимость пропорционального их развития. Какая-либо отрасль не может развиваться в отрыве от других. Например, развитие городского транспорта требует одновременного благоустройства улиц и дорог; объем работы канализации зависит от мощности городского водопровода и т.д.

В-пятых, особенности процессов производства и потребления продукции большинством предприятий городского жилищно-коммунального хозяйства – они либо совпадают по времени (услуги пассажирского транспорта, бань и т.п.), либо непосредственно следуют друг за другом (электроснабжение, водопровод и т.д.). В связи с этим большинство предприятий не может накапливать продукцию и должно производить ее столько, сколько требуется в данное время. Это приводит к неравномерности производства в течение суток (часы пик) и года (летом, зимой).

3. Муниципальная собственность. Экономика города это сложная система социально-экономических, организационно-экономических и управленческих отношений. Говоря о социально-экономических отношениях, прежде всего, следует иметь в виду основополагающее значение форм собственности. В современном городе представлены все формы собственности - государственная, частная и муниципальная.

Особо следует остановиться на муниципальной форме собственности, так как ее объекты напрямую влияют на развитие города.

Перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности:

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов (местной администрации):

Жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной власти Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт 5-7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

Жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты;

Объекты инженерной инфраструктуры города (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

Другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

Оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

Учреждения и объекты-здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети).

Муниципальная собственность связана с развитием не только текущих, но и долговременных интересов населения территории, объем и структура которых не идет в сравнение с интересами частных собственников.

Муниципальная собственность определяет содержание всего комплекса экономических отношений, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена, потребления, которые возникают по поводу производства товаров и услуг. Она определяет объемы, направление, скорость движения товарных и денежных, потоков. Муниципальная собственность является основой всей финансовой системы территории. Все это в совокупности позволяет считать, что администрации городов, опираясь на такую свою основу, как муниципальная собственность, правомочны разрабатывать и приводить в жизнь свою социально-экономическую политику.

Экономика города - это также система организационно-экономических отношений, которые выражаются в специализации производства, типичных формах кооперации труда, комбинировании производства.

Многообразна и система управленческих отношений. Это отношения между федеральным центром, субъектом Федерации и муниципалитетом, а также между последним и субъектами - физическими и юридическими лицами; внутри территории.

4. Предмет «Экономика и планирование городского хозяйства».

Предметом экономики и планирования городского хозяйства является выявление содержания и динамики системы взаимодействия экономических отношений, которые обеспечивают развитие градостроительного процесса. В конечном итоге научные исследования в этой области должны дать ответы на вопросы:

Что строить?

В каких объемах?

За счет каких средств?

Как повлияет развитие строительства на экономику города?

Каждый из этих вопросов требует конкретизации. Так, при ответе на первый следует продумать возможное соотношение высотного и малоэтажного строительства. Каковы должны быть приоритетыотношений одного и другого исходя из реальных условий? Каково должно быть соотношение различных видов строительства панельного домостроя и кирпичного. Такого же уточнения требуют и другие вопросы.

Если говорить более конкретно о содержании предмета «экономика и планирование городского хозяйства», то он включает в себя:

  • Выяснение условий возникновения городских поселений и факторов, влияющих на их развитие
  • Определение научных и методологических основ градостроительного проектирования
  • Обоснование размещения градостроительных объектов производственной и непроизводственной сферы в процессе районной планировки.
  • Нахождение научного обоснования подходов к управлению процессом застройки городов и их реконструкции
  • Выяснение принципов территориального развития городов.

Основу городского хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

· жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое, в свою очередь, состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде это жилищное хозяйство, которое включает с одной стороны жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения, а так же предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п.

· городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;

· комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;

· учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;

· службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.

Особенности городского хозяйства

Городское хозяйство как объект управления имеет ряд особенностей:

1 Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий.

2 Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

3 Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

4 Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферы, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

Территориально-административное образование на основе города может выполнять одну или несколько основных функций. По функциональному назначению можно выделить следующие группы городов:

Города как административно-территориальные центры и столицы. В случае развитие города и его муниципального хозяйства будет определяться не только экономическими, но и социально- политическими требованиями.

Город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия различных отраслей, являясь наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом и муниципальным хозяйством при этом должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления.

Многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления муниципальным хозяйством городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ.

· одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, на которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и муниципального хозяйства обуславливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития.

· особую категорию одноотраслевых городов составляют наукограды, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние муниципального хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований. муниципальный образование городской хозяйство

· специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона. Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например Кисловодск, Сочи, Анапа - центры отдыха; Суздаль, Кижи - туристические центры. Здесь стратегическое управление муниципальным хозяйством обуславливается необходимостью развития города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса.

5 Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

6 Зависимость размера предприятий муниципального хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития муниципального хозяйства и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации муниципального хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления:

Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта - в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.

Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.

Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг. На предприятиях широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

Большинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.

Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и т.д.), или занимают олигопольное положение (организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и т.д.), что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства.

Базовые включают в себя:

- эк.активность домашних хозяйств

Эк.активность ком. предприятий

И правовых учреждений, которые приносят доход в регион из-за его пределов

Это экспортоориентированные пр-я или органы упр-я(+таможня), доходы которых поступают из федерального бюджета.

К базовым отраслям относятся (традиционно):промышл,с/х

Местные – отрасли эк., ориентированные преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка (в том числе и инфраструктура)

Хар -ка данных отраслей:

1. деньги,исп. Для покупки товаров и услуг в местном секторе поступают прежде всего от доходов, полученных в экспортном секторе (т.е. в базовых отраслях)

2. чем выше уровень дохода, произв. в экспортном секторе, тем выше уровень спроса на товары и услуги в местном секторе

3. в доходы базовых отраслей входят:з/п, амортизация, налоги и прибыль.

4.работники базовых отраслей расходуют полученный доход в местном секторе

5. особенностью базовых отраслей является то,что они обеспечивают поступление в регион первичного дохода

Основой территориального разделения труда и специализации региональных экономик являются факторы размещения, под которыми понимаются совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойства, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий базовых и местных отраслей и развития хозяйства регионов.

Рациональное использование территориальных факторов создает условия для привлечения инвестиций и развития экономики регионов.

Различают следующие основные группы факторов:

Природные ресурсы и условия;

Экономические условия;

Экологические условия.

Важную роль играют факторы размещения, связанные с территориальный ми различиями в природных ресурсах и условиях.

К их числу, в первую очередь, относятся природные ресурсы: .

Другая группа факторов размещения, связанных с территориальными различиями в природной среде, именуется природно-климатическими условия.

К ним относятся:

§ климат,

§ рельеф местности,

§ характер грунтов и др.

3. Экологичес­кие факторы

Особую роль при размещении производительных сил на современном этапе экономического развития играет группа экологических факторов.

К экономическим факторам размещения относятся:

§ население и трудовые ресурсы

§ существующий производственный аппарат,

§ инфраструктура,

§ а также агломерационный эффект, отражающий результирующее влияние различных экономических факторов при их высокой территориальной концентрации.

Размещения предприятий местных отраслей.

К их числу, как уже ранее отмечалось, относятся торговля, ЖКХ, образование, здравоохранение и т.д.



Основным фактором, оказывающим влияние на размещение предприятий данной группы отраслей, оказывается численность населения.

Водные ресурсы при современном уровне развития производительных образуют исключительно важный фактор не только для водоемких отраслей промышленности (химическая, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная), но также и для сельского хозяйства и развития городов.

Несмотря на близость к Европе, Псковская область является одним из беднейших регионов России: валовой региональный продукт за 2009 год составил 74 миллиарда рублей (70-е место).

Объём отгруженных товаров за первое полугодие 2010 года составил 22,2 миллиарда рублей, продукция сельского хозяйства в 2009 году - 9,3 миллиарда рублей, объём работ в строительстве в 2009 году - 6,1 миллиарда рублей.

Структура экономики Псковской области:

1. Аграрный сектор является важнейшей сферой экономики области. Доминирующие отрасли сельскохозяйственного производства - молочное и мясное животноводство, птицеводство, Переработка местного

2. 2.среднее машиностроение (пр-во электродвигателей, моторредукторов, электросварочного оборудования, аппаратура связи, высоковольтное оборудование)

3. пр-во строительных материалов(пр-во кирпича, железобетонных конструкций)

4. топливная промышленность(добывается топливного торфа до 800 тыс.тонн в год.)

7. Система показателей соц-экономического развития региона.

Система количественных измерений: 1)стоимостные показатели (на макроуровне) . Основные из них: а)ВРП – результат деятельности институционных единиц, являющихся резидентами данного региона. В состав ВРП не включается оценка результатов экономической деятельности, относимых к функциям национальной экономики(оборона, ЦБ, общегосударственное управление); б)региональный доход – сумма первичных доходов, полученных резидентами данного региона(з/п, прибыль, расходы, доходы).Региональный доход отличается от ВРП на величину сальдо первичных доходов, переданных и полученных из-за пределов региона. 2)натуральные показатели(на микроуровне). В целом система показателей должна давать обобщающую оценку: соц. параметров региона, характеризовать экон-кие условия, отражать характеристики инфраструктуры. Базовый перечень показателей развития региона должен включать следующие блоки: демографические, общеэкономические, промышленность, с/х, транспорт и связь, малое предпринимательство, труд и занятость, инвестиции, финансы, ден. расходы и доходы населения. Индикаторы – плановые ориентиры, используются в качестве инструментов управления хозяйством. Примерная система индикаторов: 1.индикаторы экон-го развития(объем и темпы роста производства, структуры производственных затрат, инвестиционная актуальность), 2)соц. индикатор(уровень развития непроизводственной сферы, занятость и безработица, показатели соц. поддержки нас-я, его доходы и расходы), 3)общие индикаторы(уровень инфляции), 4) основные параметры экон-го регулирования. Интегральные показатели позволяют оценить результат деятельности органов власти и управления и динамику развития региональной системы. Используются для оценки инвестиционного потенциала и риска и условий развития тех или иных видов экономической деятельности. 2 методики: 1я)расчет интегрального показателя уровня жизни населения. Состав частных показателей: демографические, экон-ие, показатели обеспеченности нас-я объектами и услагами соц. сферы; 2я)расчет интегрального показателя соц-экон-го развития тер-рии. Состав частных показателей: демографические(только продолжительность жизни), соц-е, благосостояние нас-я, экон-ие(ВРП на душу нас-я). Показатели качества жизни нас-я: а) уровень жизни – категория, определяемая



объемом благ, обеспечиваемый уровень развития и степень удовлетворения потребностей чела. б) образ жизни, в)здоровье, г)продолжительность жизни.

8. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения

Экономический рост- увеличение масштабов регионального производства, кот. обеспечивается как за счет роста количества применяемых факторов производства, так и на основе повышения их качества, кот. характеризует интенсивный тип этого роста. 2 подхода стимулирования экономического роста: 1. В условиях неполного использования регионом своих экономических ресурсов(теория занятости): через бюджетные инвестиции и инвестиционный мультипликатор «запустить» производство, вовлечь в него свободную рабочую силу, повысить доходы и платежеспособность населения, увеличить ВРП.(реципиенты) 2. В условиях полного задействования производственных мощностей(доноры) дальнейшее развитие регионального хозяйства связано с повышением его конкурентоспособности, структурной перестройкой, повышением производительности труда и общей эффективности производства за счет использования организационных инноваций и новых технологий. Источником роста здесь также являются инвестиции, но не бюджетные, а капиталовложения, осуществляемые предприятиями – «точками роста ». 2 определения точек экон-го роста: а)самостоятельно действующие предприятия, способные к развитию и полному обеспечению собственных финансовых потребностей без помощи из вне; б)предприятия, имеющие хороший экономический потенциал и способные его реализовать при внешней финансовой поддержке. Части совокупности всех возможных точек экон-го роста: территории, отрасли, предприятия, программы. Способы определения (.) экон-го роста: 1)по уд. весу отрасли в общем объеме продукции, произведенной в области в определенный период:2)по доле убыточных предприятий в отрасли;3)по уровню рентабельности отраслей;4)по денежному выражению полученной отраслями прибыли;5) по совокупности ведущих предприятий;6) по бюджетной эффективности отраслей(по размеру налоговых платежей). На практике прежде всего, устанавливают отрасли приоритетного развития региона, а затем определяют круг предприятий внутри этих отраслей. Типы эк-го роста: - преимущественно экстенсивный(расширение); - преимущественно интенсивный(внутри); инновационный (наука).

Основные факторы экономического роста, способствующие развитию экономики:

· факторы спроса;

· факторы предложения;

· факторы распределения;

· внутренние;

· внешние;

· смешанные.

Сущность и содержание государственного регулирования территориального развития. Субъект и объект регулирования. Государственная селективная поддержка регионов.

Одним из путей преодол-я рег. противоречий явл-ся использ-е мех-ма гос. регулир-я тер. разв-я. В наст. время ни в одном вопр. внутр. пол-ки нет таких разногласий м/у существом проблемы и методами ее реш-я, м/у теорией и практикой, как в вопр. орг-ции и провед-я рег. пол-ки гос-ва. Содерж-ем гос. регулир-я должна стать сис-ма орг-ционно-прав. мех-мов, способн. реально воздейст-ть на процессы тер. разв-я в интересах центра и регионов. Целью гос. регулир-я тер. развития явл-ся: 1.стимулир-е разв-я тер-рий не способных ф-онировать в режиме саморазв-я; 2.поддержка и активиз-я соц. мобильн-ти насел-я отдельн. регионов; 3.созд-е усл-й для возник-ния гос-венно значимых "точек роста" (свободных эк. зон, и т.д.).

Гос. селективная поддержка тер-рий может осущ-ся в форме: -трансфертов , напр-ных в бюджеты суб. РФ из бюджетн. фед. фонда фин. поддержки регионов с целью выравн-я бюджетной обеспеч-ти суб. фед-ии; - доп. фин. поддержки депрессивных рег-ов. Осн. критерием для опред-ия депрессивности рег-а служат расчетные превыш-я расх. над дох.; - фед. целевых программ реш-я рег. проблем (достиж-е ускорен. роста приоритетных отраслей, рост экспортн. потенциала рег-на и т.д.); - бюджетн. инвестиций и конкретн. инвестицион. проектов. С 1998 г. в фед. бюджете предусматр-ся так наз. бюджет разв-я; - отдельн. регионам (Крайний Сев.) из фед. бюджета м. б. предоставл. субсидии для пересел-я граждан из закрывающихся городов и поселков, для строит-ва жилья для переселенцев; - содействие соц. сфере рег-а; - специфич. формой гос. поддержки явл.ся устан-ние особых орг-ционно-прав. режимов на тер-рии отдельн. суб. РФ; - передача в собств-ть суб.РФ находящихся в фед. собств-ти акций АО, образован. в процессе приватиз-и; - товарн. кредиты , предоставл. за счет фед. бюджета суб.РФ для фин-вания поставок горюче-смазочн. материалов и комбикормов с/х товаропроизв-лям; - фед. гарантии по кредитам коммерч. банков, привлекаемым субъектами РФ для авансир-я текущ. расх. регион. бюджетов по обеспеч-ю соц. гарантий насел-ю; - фин. помощь регионально-отраслевым промыш. комплексам , к-ая оказывается пред-тиям, расположен. на опред. тер-рии (напр., угледобывающ. пред-тиям Печорского угольного бассейна), в целях повыш-я их конкурентоспос-ти (т.е. прибыльн-ти), а =>, и для увелич-я занятости, налоговых отчисл. в бюджет рег-а и внебюджетн. фонды; - поддержка рег-нов ч/з внебюджетн. фонды - занятости, пенсион., соц. страх-я и др., по каналам к-ых происх- перераспр-е ср-в и дотирование "проблемных" рег-ов.

Наиболее рацион. способом разреш-я противоречий м/у рег-ами и центром явл-ся предоставл-е рег-ам макс. хоз. самостоят-ти. Бюджетн. пол-ка на ур-не региона должна стать фактором, определяющ. ур-нь жизни насел-я и экон. разв-я рег-а. Регион. власти также должны иметь макс-но полную свободу во внешнеэк. деят-ти. Гос. регулир-е тер. разв-я не должно предполаг. созд-е усредненной картины разв-я рег-ов. Целью пол-ки должно стать построение России как гос-ва многообразн. взаимодействующ. рег-ов, образующих единство страны.

10Диспропорции и политика выравнивания.

Обязательной задачей любого государства явля­ется недопущение особо острых кризисных социальных, экономи­ческих, экологических и иных ситуаций в отдельных регионах (или снятие их остроты) как повода к появлению аномально высокой тер­риториальной дифференциации, нежелательной ни в одном нор­мально функционирующем государстве.

Подчеркнем, что речь идет именно об аномалиях, поскольку территориальная дифференция как таковая - явление обычное и распространенное.

Наиболее остро территориальная дифференциация ощущается то­гда, когда прежнее благополучие сменилось безнадежным упадком (кризис производства, экологическая катастрофа и т.д.), а люди не имеют возможности изменить место жительства или работы и перебраться в другой, более благополучный регион. Именно в этих случаях начинают говорить о депрессивных территориях и о необ­ходимости государственной селективной поддержки определенному региону.

Аномальные (резко отличающиеся от средних) территориальные различия в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатически­ми, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования многими государствами политики так называемого «выравнивания».

Ее результатом считают последовательное приближение па­раметров уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню.

Политика «выравнивания» как идеология государственного воздей­ствия на параметры функционирования отдельных регионов ис­пользуется в различных масштабах и применительно к разным группам таких параметров (в том числе и весьма неполно характеризующим территориальное развитие).

Так, например, крупномас­штабная политика «выравнивания» осуществляется в:

ФРГ, Италии и т.д.

В России по­литика «выравнивания» проводится преимущественно селективно, применительно к отдельным территориям (например, путем разра­ботки и реализации соответствующих программ), а на общегосударственном уровне - применительно к уравниванию «бюджетной обеспеченности» населения, т. е. по важному, но не определяющему параметру территориального развития.

Аномально высокая территориальная дифферен­циация и территориальная дезинтеграция России, их причины, параметры и последствия были исследованы нами еще в начале 1992 года4. К сожалению, и сама ситуация

Если что постепенно «выравни­вается» по регионам, то это - уровень экономического

Анализ ситуации.

и ее параметры с тех пор существенно не изменились.

спада, - и не потому, что из кризиса выходят экономически депрессивные территории, а потому, что кризис становится регионально всеоб­щим.