Внешние угрозы экономической безопасности россии и ее регионам. Угрозы экономической безопасности россии

Основные угрозы экономической безопасности - это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность для национальных ценностей и образа жизни.

В самом общем виде экономические угрозы подразделяются на внешние и внутренние.

К внутренним угрозам экономической безопасности можно отнести следующие:

нарастание структурной деформации экономики страны;

снижение инвестиционной и инновационной активности;

разрушение научно-технического потенциала страны;

действие устойчивой тенденции к превращению страны в топливно-сырьевую периферию развитых стран;

усиление имущественного расслоения общества;

криминализация экономики и общества.

К внешним угрозам экономической безопасности относятся следующие:

«утечка умов» за границу;

«бегство капитала» за рубеж;

рост государственного долга;

нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам;

излишняя открытость экономики;

утрата рынков сбыта военной продукции;

скупка иностранным капиталом предприятий в целях вытеснения национальной продукции и с внешнего, и с внутреннего рынков;

низкий уровень развития транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций.

Внешние угрозы воздействуют на усилие опасности некоторых внутренних угроз. Внешние угрозы экономической безопасности охватывают:

экономическую;

социальную;

экологическую;

информационную и другие сферы общественной жизни.

Из названных выше внутренних угроз экономической безопасности особо нужно выделить нарастание структурной деформации экономики, ибо чтобы обеспечить экономический рост в стране, необходимо прежде всего провести структурные модификации в экономике, суть которых заключается в соответствии структуры производства и структуры спроса. Основные направления перестройки экономики следующие:

признание целесообразности сохранения функционирующих предприятий в экономике;

определение предприятий, работающих по военному заказу и не подлежащих конверсии;

использование зарубежного капитала в тех сферах и отраслях экономики, которые в значительной степени влияют на структурные сдвиги;

определение в законодательном порядке тех сфер и отраслей экономики, которые содействуют созданию оптимальной структуры народного хозяйства.

Серьёзной угрозой экономической безопасности является снижение инвестиционной и инновационной активности. Известно, что без значительных инвестиционных вложений в стратегические сферы и отрасли экономики нельзя обеспечить экономический рост. Между тем экономическая политика последнего десятилетия в нашей стране не только не создала условий для инвестиционного процесса, а наоборот, не способствовала восстановлению экономического потенциала.

Серьезной угрозой экономической безопасности выступает разрушение научно-технического потенциала. Обеспечение экономической безопасности предполагает ускоренное развитие наукоемких отраслей и производств (приборостроение, электронное машиностроение, электротехническая промышленность), способствующих укреплению материально-технической базы организаций науки, создание тем самым предпосылок для развития естественнонаучного и технического знания.

Одной из существенных угроз экономической безопасности является действие устойчивой тенденции к превращению страны в топливно-сырьевую периферию. Эта угроза может быть снята на основе стратегии структурной перестройки экономики. Речь, разумеется, не идет о резком сокращении экспорта топлива и сырья в настоящее время, ибо это также резко снизит поступления средств в государственный бюджет.

Наиболее опасной угрозой экономической и социальной безопасности является усиление имущественного расслоения общества, глубокая поляризация благосостояния и дезинтеграция общества. В нашей стране ежегодно, по данным налогового ведомства России, число миллионеров оценивалось в сотни тысяч. Наряду с этим примерно треть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Базой воспроизводства бедного населения является низкий уровень развития экономики. Поэтому для снижения уровня бедности и необходимо повысить темпы экономического роста.

Как свидетельствуют данные, абсолютное большинство населения России является бедными. Значительная многомиллионная часть населения России является, по мировым стандартам, нищими, и, это не только бомжи и попрошайки. Нищими можно назвать те семьи, доход которых не достигает 5500 рублей на человека в месяц (на эту сумму теоретически возможно выживание человека в условиях РФ). Соответственно, к нищим можно отнести многих пенсионеров, жителей сел, провинциальных, граждан работающих на малооплачиваемых работах и имеющих при этом детей или же нетрудоспособных членов семьи, а кроме того студентов.

В настоящее время большую угрозу экономической безопасности представляет криминализация экономики. Криминализация экономики - это процесс формирования экономики, в которой существенную роль играют преступные элементы и формы хозяйствования, мафиозные структуры, занимающиеся, например, наркобизнесом, торговлей людьми, вывозом за рубеж запрещенных веществ, подпольной добычей и торговлей драгоценными металлами и камнями, осуществляющие махинации и спекуляции на биржах, в банках и т.д. Сенчагов В. К., Экономическая безопасность России, Москва, 2005, с. 243

Опасность расширения криминальной экономики для общества состоит в том, что она значительно сокращает налогооблагаемую базу и сумму собираемых налогов. Для борьбы против криминализации экономики необходима эффективная законодательная база.

Из внешних угроз экономической безопасности выделим некоторые.

Начнем с одной из важных опасностей - «утечки умов» или «утечки мозгов», эмиграцию населения, как правило, его интеллектуального потенциала, и, следовательно, к сдерживанию экономического роста. Основными причинами интеллектуальной эмиграции являются:

крайне низкая оплата научного труда в стране выбытия;

очень низкий уровень оснащенности научных исследований;

политическая нестабильность в странах, из которых выбывают квалифицированные кадры.

В процессе “утечки мозгов” наносится ущерб экономике России, которая, затратив большие средства на подготовку своих ученых и специалистов, теряет значительное их число, чем снижается уровень её экономической и технологической безопасности. Согласно недавним расчетам американских социологов, стоимость подготовки одного высококвалифицированного специалиста научно-технического профиля обходится примерно в 800 тыс. долларов. С учетом того, что среднегодовые темпы эмиграции научных работников из России в последние годы оценивались в 5-5,5 тыс. человек, она ежегодно терпит ущерб в 4-4,5 млрд. долларов. Если же к категории научных работников добавить высококвалифицированных инженерно-технических специалистов, представителей медицинских профессий, учителей и деятелей культуры, то, по некоторым данным, общий годовой ущерб России от “утечки мозгов” доходит до 50-60 млрд. долларов. http://www.eprussia.ru/epr/69/4675.htm - статья из газеты «Энергетика и промышленность России»,

Важным обстоятельством, негативно воздействующим на экономическую безопасность, является так называемое «бегство капитала» за рубеж. Эта одна из ключевых угроз экономической безопасности. Что и понятно, ведь инвестиции в национальную экономику способствуют развитию народного хозяйства данной страны, ее экономическому росту, повышению уровня и качества жизни ее населения. То есть вывезенный за границу капитал «работает» на ту страну, в которую он ввезен.

Специфика «бегства капитала» из России состоит в следующем:

коренной характер ускоренной трансформации экономической и политической системы;

низкий уровень доверия инвесторов к национальной валюте, обусловивший «бегство» от рубля к доллару;

высокий уровень инфляции в стране.

Таблица 1. Чистая утечка капитала из России в 2011 г (млрд.долл)

По данным таблицы можно сделать вывод, что в 2011 году ввоз капитала в Россию составил 86,5 млрд. долл., а вывоз составил -183,8 млрд. долл. Вычитая из вывоза капитала ввоз капитала, получаем чистую утечку капитала в размере 97,3 млрд. долл. Почти 100 млрд. долл. Таков результат участия России в истекшем году в международном инвестиционном сотрудничестве.

Важной угрозой экономической безопасности выступает внешний государственный долг.

Государственный долг - это сумма накопленной задолженности государства, образовавшейся в результате кредитного финансирования его бюджетных расходов. Экономическая безопасность: Вечканов Г. С. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007, с.164 Государственный долг ложится дополнительным бременем на экономику и увеличивается по мере ухудшения экономической конъюктуры. Однако выделяют и его стабилизирующую роль в стимулировании экономического роста. Вместе с тем чрезмерная внешняя задолженность, не учитывающая реальной возможности его обслуживания, грозит государству банкротством, утратой государственного суверенитета. Таблица 2 показывает структуру и размер государственного внешнего долга Российской Федерации.

Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 ноября 2012 года

В процессе создания и поддержания национальной экономической безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние по отношению местоположения причин их возникновения – вне национальной экономики и внутри нее.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

1) усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе – тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию;

2) деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост;

3) усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

4) криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса;

5) резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста – научно-технический потенциал – за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики – за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве;

7) усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;

8) усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России;

9) повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

10) снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;

11) демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

1) снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2) снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

3) усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

4) наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

5) повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

6) ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

7) создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

8) территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

9) международный терроризм;

10) ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

11) активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

12) резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства – национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.

Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.

К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

К внешним факторам

Преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

Зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

Увеличивающаяся внешняя задолженность;

Недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

Неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;

Неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.

Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.

Большую опасность для экономики представляет ситуация, когда более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что такая структура экспорта при серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань катастрофы. Необходимо наряду с экспортом традиционных товаров создавать более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности страны.

К внутренним факторам , представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

Унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

Низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

Высокий уровень монополизации экономики;

Высокий уровень инфляции;

Недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

Слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

Ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

Вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

Тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

Низкая инвестиционная активность;

Предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

Потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования;

Несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;

Низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;

Криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;

Массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;

Незаконный перевод финансовых средств за границу.

Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на: 1) связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и 2) не связанные с циклическими закономерностями развития. Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:

В состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;

В экономических отношениях хозяйствования и управления;

В социальной сфере;

В состоянии окружающей среды;

В системе федеративных отношений и в региональной экономике.

Нарастающий спад производства и потеря рынков . Продолжающийся в России глубокий экономический кризис привел к резкому сокращению производства. Уже сами по себе масштабы спада представляют серьезную угрозу. Но более существенно то, что сокращение объемов производства ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. Развитие процессов в данном направлении может приобрести необратимый характер, при котором производство даже при мощной финансовой и иной поддержке уже нельзя будет восстановить вследствие отсутствия рынка сбыта. Тем самым исчезает возможность возрождения и подъема отечественной экономики, а страна лишится шанса вернуться в число высокоразвитых держав.

Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертывание фундаментальных исследований, распад научно- исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию, «утечка мозгов» из страны. Не менее серьезной опасностью, хотя и не привлекшей к себе достаточного внимания, является уход высококвалифицированных специалистов и рабочих из сферы своей профессиональной деятельности в оказавшиеся более престижными и высокооплачиваемыми секторы экономики.

Существенно меняется структура промышленного производства, в котором все больше начинают преобладать сырьевые отрасли - топливная промышленность и металлургия - при сокращении удельного веса финишных отраслей - машиностроения, химической промышленности, а также легкой и пищевой промышленности. Не оправдались надежды на то, что рынок сам по себе, вне государственного регулирования и проведения целенаправленной селективной политики, в состоянии обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре производства. Не оправдались и расчеты на зарубежных инвесторов, поскольку сферы их интересов не совпадают с приоритетами экономической политики государства.

Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием . Постановка вопроса о самообеспеченности страны продовольствием отнюдь не означает проведение курса на автаркию и изоляцию от мирового рынка. Гибкая и эффективная защита отечественных производителей, регулирование соотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания, возможности производства которых в стране крайне ограничены или вообще отсутствуют, покрывать экспортом таких продуктов питания, производство которых более эффективно. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство продовольствия неэффективным, ведут к увеличению доли ручного труда. Объем и удельный вес торговой части продовольственных ресурсов неуклонно снижаются, усиливается натурализация производства.

Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов с целью нахождения наиболее безболезненных и эффективных путей развития общества.

Внешние угрозы, на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития.

Это, прежде всего, изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан.

Проведенные в последние годы исследования внутренних и внешних угроз показали, что наибольшую опасность для нового российского государства представляют ее внутренние угрозы. Выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективного экономического политики делает страну более уязвимой для внешних угроз. Это связано, во-первых, с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз. Очевидным это стало при агрессии НАТО против Югославии и вооруженном противостоянии Чечни федеральному центру РФ. Во-вторых, экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например, выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга. В-третьих, внутренние угрозы, неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведут к большей зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов. В-четвертых, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать экспорту конкурентоспособной про- дукции, завоевывать новые товарные рынки. Поэтому Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций.

Так что же понимается под угрозой?

Под угрозой понимается совокупность условий и факторов, стечение обстоятельств, значительно увеличивающих риски жизнедеятельности субъекта. Угрозы возникают в результате целенаправленных или неосознанных действий людей, органов власти и управления, других звеньев экономики, а также природных процессов. Источники угроз могут возникать в ходе неблагоприятного развития экономических, социальных, политических и других процессов во внешней или внутренней среде любого хозяйствующего субъекта.

Угрозы экономической безопасности России целесообразно классифицировать по основным сферам жизнедеятельности.

Ниже приведена структура основных внутренних (рис. 1) и внешних (рис. 2) угроз экономической безопасности России, которые наибольшим образом проявляются в настоящее время или проявят себя в ближайшей перспективе.

Внутренние угрозы экономической безопасности

Расчет завышенной трансфертной цены, используемой для оптимизации налогообложения ТНК Производственного и технологического характера

Организационно

правовые

Социальные

Финансовые

Экологические

Глубокий спад производства

Деформиров анн ос ть структуры российской экономики

Разрушение научно- технического потенциала

Изношенность ОФП и аварийная опасность

конкурентоспособность

экономики

Сырьевая ориентация экономики и тд

Низкая инвестиционная активность

Кризис денежной и финанс ово-кре- дитной системы

С охр аня ющийся высокий уровень инфляции

Высокий уровень криминал из ации российской экономики

Низкая эффективность деятельности предприятий и т.д.

Высокий уровень мон оп олиз ации экономики

Несовершенство механизмов формирования экономической политики

Нес ов ер ш енств о з акон од ательной базы и слабость институтов власти

Недостаточная развитость объектов ин фр а стру кту р ы

Отсутствие механизмов побудительной мотивации для эффективного производства

Низкий уровень жизни населения

Усиление иму щ еств енной дифференциации населения

Рост безработицы и снижение трудовой мотивации

Отриц ательны е тенденции в приросте населения

Ухудшение здоровья населения и т.д.

Низкий уровень природоохранной деятельности

Снижение показателей экономической э ф фективности производства

Высокий уровень износа специализированных технологических и очистных сооружений

Постоянно увеличивающееся количество техногенных катастроф с ущербом для окружающей среды Рис. 1

Рассмотрим наиболее опасные угрозы экономической безопасности РФ, которые проявлялись в последние 10 лет. 1.

Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов.

Износ машин и оборудования находится сейчас на критической отметке, составляя более 60%. В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 раз меньше, чем в 1980-х гг.

Например, по оценочным данным физический износ основных фондов ЖКХ в целом по России составляет по отдельным направления 55-65%, по отдельным муниципальным образованиям достигает 80%.

Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основного капитала на базе качественной структуры инвестиций с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей. 2.

Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма долга, которую озвучил в феврале 2008 г. на экономическом форуме "Россия” глава Сбербанка Г. Греф составила 431 млрд. долларов. Из них внешний долг российских компаний - 392 млрд. долларов. 3.

Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. в России впервые произошел существенный прост инвестиций - 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. - до 2,6%, а в 2003 г. - вновь повысились до 12,5%.

По итогам 2007 г. следует отметить рекордный приток капитала в Россию - порядка 80 млрд. долларов при прогнозе 41 млрд. долларов. Приток инвестиций связывают прежде всего с ростом российской экономики в последние 8-9 лет. 4.

Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что после резкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994- 1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импор- тозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2003 г. - 44%.

В последние года рост импорта продолжается, о чем говорили данные МЭРП 2005 г. - 125 млрд. долларов, 2007 г. - 198,7 млрд. долларов.

Главное, не в лучшую сторону изменилась его структура. Она становится все более и более потребительской. 5.

Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10 % наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних лет на уровне 14. 6)

Утечка капитала. По данным "Интерпола” за последние 15 лет из России вывезено 250 млрд. долларов. Согласно информации Всемирного банка, только в 2006 г. гастарбайтеры отправили домой из России 11,4 млрд. долларов. Это пятый показатель в мире после США, Саудовской Аравии, Швейцарии и Германии. 7.

В производственной сфере одной из главных угроз экономической безопасности является спад производства, сопровождающийся недогрузкой производственных мощностей. Следствием этого является уступка внутреннего рынка зарубежным производителям, закрытие отдельных производств, а в дальнейшем тяжелые социальные последствия - снижение уровня жизни трудящихся, рост безработицы.

Так, например, за последние годы Россия резко сократила собственное производство металлообрабатывающего оборудования. Выпуск продукции снизился в 12 раз и составляет около 5000 ед. Сегодня за один год в России производится столько металлообрабатывающего оборудования, сколько в Китае за 2 недели. Вот такая удручающая статистика. 8.

Не менее важной угрозой производственной безопасности является ухудшение структуры промышленного производства. Динамика структуры характеризуется тенденцией к сокращению числа "переделов”, уменьшением удельного веса обрабатывающей промышленности. Этот процесс идет параллельно с ростом импорта готовой продукции. Подобное развитие ситуации способствует спаду собственного производства в регионах, росту неконкурентоспособ- ности. 9.

В сфере внешнеэкономической деятельности основной угрозой экономической безопасности России, возникшей в ходе реформирования российской экономики, является завоевание иностранными предприятиями и фирмами внутрироссийского рынка по многим видам товаров и, как следствие, зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения.

Еще одной опасной угрозой экономике России и ее регионов в сфере внешнеэкономической деятельности является преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, а также потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции. В результате Россия постепенно превращается в страну "третьего мира”, поставляющую в развитые страны сырьевые ресурсы (в первую очередь, топливно-энергетические), с одной стороны, а с другой стороны, становящуюся с каждым годом все более зависимой от этих стран в части импорта высокотехнологичной продукции.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что все перечисленные угрозы в 2001-2005 гг. не привели к системному кризису, что связано с очень выгодной для России мировой конъюнктурой цен на энергоносители. В ближайшие годы эти угрозы будут продолжать действовать, хотя, на наш взгляд, влияние одних снизится по причине усиления инвестиционной активности, а других (износ основных фондов и нарастание техногенных катастроф) - усилится.

Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.

К внешним относятся прежде всего факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во- первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

К внешним факторам , представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: - преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

Зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

Увеличивающаяся внешняя задолженность;

Недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

Неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;

Неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.

Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики. Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства. Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.

Большую опасность для экономики представляет ситуация, когда более половины экспорта приходится на два-три товара. Из опыта многих развивающихся стран известно, что такая структура экспорта при серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань катастрофы. Необходимо наряду с экспортом традиционных товаров создавать более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности страны.

Переход к открытой экономике предполагает отказ от крайнего протекционизма. Однако защита отраслей и производств, перспективных с точки зрения формирования новой модели включения стран в мировое хозяйство, то есть селективный протекционизм, необходим. С точки зрения экономической безопасности надо стремиться к диверсификации рынков сбыта для отечественных товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.

Учитывая глобальный характер интеграционных процессов в мире, внешнеэкономическая политика призвана искать пути к сотрудничеству не только с Европейским союзом, но и с другими интеграционными группировками, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В условиях глубокого кризиса экономики и катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором экономического подъема в некоторых областях, следовательно, улучшения экономического положения страны в целом, тем самым способствуя укреплению экономической безопасности. Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранцами финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок части национального богатства. Таким образом, принимая меры к широкому привлечению иностранных инвестиций в экономику, необходимо регулировать этот процесс так, чтобы соблюдались национальные интересы и иностранные компании, вкладывая минимальные средства, не могли устанавливать контроль над целыми отраслями отечественного производства.

Состояние национальной валюты во всем мире считается индикатором экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах ("бегство капитала") - одна из самых серьезных угроз национальной экономической безопасности. Легальной формой утечки средств является, например, перевод огромных сумм коммерческими банками на счета в зарубежных банках. К нелегальным каналам относятся занижение цен при экспорте и завышение цен при импорте (разница между фиктивной и настоящей ценой переводится иностранными партнерами на счета отечественных бизнесменов в западных банках), перевод "авансом" под импорт, за которым никакого импорта не следует, и т. д. Настоящий масштаб утечки капитала трудно определить.

По данным ООН, каждый год в мире "отмывается" 300 млрд долл., полученных от нелегальной торговли наркотиками, оружием, подпольного игрового бизнеса, проституции и т. д. В 1990 г. Совет Европы принял Конвенцию об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, однако ратифицировали ее пока 6 государств.

Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы не только экономическому, но и политическому положению страны, является проблема внешнего долга. Сам по себе высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение возможность проводить вполне самостоятельную внешнюю политику с полным учетом собственных национальных интересов, поскольку страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для покрытия внешнего долга надо использовать задолженность зарубежных государств, которая зачастую превышает внешнюю задолженность самого государства. Что касается новых кредитов и займов, то их можно использовать только для финансирования производственных проектов, гарантирующих оплату кредитов в оговоренные сроки за счет расширения экспорта продукции, производимой на создаваемых объектах.

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико- технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам , представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

Унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

Низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

Высокий уровень монополизации экономики;

Высокий уровень инфляции;

Недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

Слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

Ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

Вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

Тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

Низкая инвестиционная активность;

Предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

Потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования;

Несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;

Низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;

Криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;

Массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;

Незаконный перевод финансовых средств за границу.

Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на: 1) связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и 2) не связанные с циклическими закономерностями развития. Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы, а именно:

В состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;

В экономических отношениях хозяйствования и управления;

В социальной сфере;

В состоянии окружающей среды;

В системе федеративных отношений и в региональной экономике.

Нарастающий спад производства и потеря рынков . Продолжающийся в России глубокий экономический кризис привел к резкому сокращению производства. Уже сами по себе масштабы спада представляют серьезную угрозу. Но более существенно то, что сокращение объемов производства ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. Развитие процессов в данном направлении может приобрести необратимый характер, при котором производство даже при мощной финансовой и иной поддержке уже нельзя будет восстановить вследствие отсутствия рынка сбыта. Тем самым исчезает возможность возрождения и подъема отечественной экономики, а страна лишится шанса вернуться в число высокоразвитых держав.

Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертывание фундаментальных исследований, распад научно- исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию, "утечка мозгов" из страны. Не менее серьезной опасностью, хотя и не привлекшей к себе достаточного внимания, является уход высококвалифицированных специалистов и рабочих из сферы своей профессиональной деятельности в оказавшиеся более престижными и высокооплачиваемыми секторы экономики.

Существенно меняется структура промышленного производства, в котором все больше начинают преобладать сырьевые отрасли - топливная промышленность и металлургия - при сокращении удельного веса финишных отраслей - машиностроения, химической промышленности, а также легкой и пищевой промышленности. Не оправдались надежды на то, что рынок сам по себе, вне государственного регулирования и проведения целенаправленной селективной политики, в состоянии обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре производства. Не оправдались и расчеты на зарубежных инвесторов, поскольку сферы их интересов не совпадают с приоритетами экономической политики государства.

Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием . Постановка вопроса о самообеспеченности страны продовольствием отнюдь не означает проведение курса на автаркию и изоляцию от мирового рынка. Гибкая и эффективная защита отечественных производителей, регулирование соотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания, возможности производства которых в стране крайне ограничены или вообще отсутствуют, покрывать экспортом таких продуктов питания, производство которых более эффективно. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство продовольствия неэффективным, ведут к увеличению доли ручного труда. Объем и удельный вес торговой части продовольственных ресурсов неуклонно снижаются, усиливается натурализация производства.

Все это создает угрозу потери производственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные меры по ее отражению.

К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Конфликтность ситуации обостряется и тем, что растущая безработица накладывается на специфическую российскую ментальность населения. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.

В условиях нарастающего экономического кризиса и искусственного сдерживания деловой и инвестиционной активности руководство России все шире использует внешние заимствования для "латания дыр" в финансовой системе. Использование иностранных займов само по себе не является чем-то предосудительным и опасным. Напротив, оно может стать важным рычагом подъема экономики, ее технического перевооружения, повышения конкурентоспособности производимой продукции. Весь вопрос - в целевом использовании займов и в масштабах государственного долга. О неэффективности внешних заимствований наглядно свидетельствует сам ход экономического развития: продолжающийся спад производства, ухудшение его структуры, снижение инвестиционной активности в ряде стран с переходной экономикой. Резко повышается тяжесть бремени, связанная с ростом масштабов внешнего долга и расходов по его обслуживанию. Особую тревогу вызывает ориентация на покрытие дефицита бюджета за счет внешних займов.

Все это происходит на фоне масштабного и слабо контролируемого оттока валютных средств, размещаемых в западных банках. Таким образом, налицо развитие процессов, представляющих серьезную угрозу независимости и экономической безопасности страны.

В последние годы резко ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.

В дополнение к нерешенным проблемам в последние годы добавились новые кризисы - бюджетный, неплатежей, расчетов, инвестиционный, долговой, банковский.