Экологический аудит предполагает подготовку. Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения. Экологический аудит включает

Аудит – современный и эффективный подход организации менеджмента на предприятиях, который позволяет объективно оценить деятельность компании в определенном направлении. В качестве контроля и усовершенствования природоохранной деятельности хозяйствующего субъекта применяется экоаудит.

Понятие экологического аудита

Современное промышленное производство не только обеспечивает общество продукцией, но и оказывает негативно воздействует на здоровье человека и окружающую среду: токсичные выбросы отравляют воздух, опасные отходы захламляют территорию, неочищенные сточные воды губят водоемы. Во многих государствах предприятия несут юридическую ответственность за соблюдение природоохранных требований.

Для оценки степени воздействия на биосферу, соблюдения требований законодательства и соответствия мировым экологическим стандартам, солидные и ответственные компании вводят в систему менеджмента экологический аудит. Значение термина «экологический аудит» сформулировано в федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды».

Экологический аудит — комплексная, независимая, документированная оценка деятельности предприятия на соответствие экологическим требованиям законодательства РФ, нормативам, нормативной документации и мировым стандартам, по результатам которой разрабатываются рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недоработок.

Аудиторскую проверку имеют право проводить:

  • специалисты, обладающие соответствующим квалификационным свидетельством;
  • специализированные фирмы, имеющие в наличии штат экоаудиторов и лицензию на право осуществлять аудиторскую деятельность.

История развития экопроверок — откуда все пошло?

Впервые экоаудит в качестве внутреннего самоконтроля предприятия был применен в начале 80-х годов прошлого века в странах с развитым промышленным производством, таких как США, Канада, Великобритания и др.

Основы экоаудита были заложены в 1989 году Международной торговой палатой (МПТ), как инструмент управления и процедура самоконтроля деятельности компаний. Экоаудит представлял собой тщательный анализ природоохранной деятельности на добровольной основе. Такая система контроля была признана руководителями промышленных предприятий: она позволяла объективно оценить воздействие деятельности компании на окружающую среду и соответствие требованиям закона.

Первый проект обязательных правил экоаудита был разработан и представлен в 1990 году Комиссией европейских сообществ (КЭС). Документ в то время не получил одобрения со стороны международных и национальных организаций, которых возмутила возможность вмешиваться в процесс хозяйственной деятельности объектов, обязательность мероприятия и раскрытие итогов проверки экоаудита общественности.

Документ был исправлен и доработан. В 1991 КЭС представили обновленный перечень правил экоаудита. В 1993 году Директивой Европейского Союза были разработаны и утверждены правила и стандарты экологического аудита. Предприятия, использующие такие правила при осуществлении своей деятельности, имеют возможность на произведенной продукции устанавливать специальный знак (эмблему).

Вместе с правилами экоаудита в Англии был сформирован и введен Стандарт менеджмента в области экологии BS 7750. Всемирная организация по стандартизации представила окончательный вариант международных правил менеджмента в сфере экологии на производстве ISO 14000.

Цели и принципы экологического аудита

Каждое предприятие ставит перед собой конкретные цели проведения экологического аудита, в зависимости от специфики производства и вида экоаудита.

Существуют основные цели, которых придерживаются все компании при проведении аудиторской проверки:

  • оценка природоохранной деятельности организации и соответствие законодательным нормам;
  • выявление уровня негативного воздействия предприятия на природные объекты;
  • выявление участков, подверженных загрязнению, а также величины и видов негативного воздействия;
  • анализ состояния оборудования и применяемых технологий по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду;
  • оценка степени негативного воздействия окружающей среды на жизнь и здоровье работников предприятия.

При организации проверки руководству проверяемой компании и аудиторам необходимо руководствоваться следующими принципами:

Что дает экологический аудит бизнесу?

Экоаудит – важный инструмент эффективного административного управления, так как это мероприятие позволяет руководителю предприятия:

  • определить стратегию и экологическую политику предприятия;
  • получать налоговые льготы в случае использования ресурсосберегающих технологий;
  • сократить вероятность возникновения чрезвычайно опасных экологических рисков;
  • наладить взаимоотношения с надзорными органами, местными властями и населением;
  • увеличить спрос на производимую продукцию и услуги на внутренних и внешних рынках;
  • повысить уровень привлекательности компании для инвесторов;
  • выдвинуть предприятие на мировой уровень экологических стандартов.

Как вести на предприятии? Наши советы помогут вам в этом.

Поможет быстро вернуть утраченные позиции. вы узнаете, как его провести.

Без налогового аудита велики шансы сделать серьезные ошибки в отчетах. собрана вся информация по налоговому аудиту.

Виды экологического аудита

Экоаудит подразделяется на два вида: добровольный и обязательный.

Обязательный необходимо проводить в случаях:

  • процедуры банкротства объекта хозяйственной деятельности;
  • поручения органов государственной власти;
  • выполнения международных обязательств в сфере охраны экологии;
  • приватизации государственных предприятий, чья деятельность оказывает негативное воздействие для окружающей среды;
  • экологического страхования;
  • подготовке инвестиционных программ, когда это предусмотрено требованиями инвестирования;
  • кредитования организации госбанками;
  • получения или продления лицензии на осуществление деятельности с использованием экологически опасных технологий (обезвреживание опасных отходов).

Добровольное экоаудирование проводится по желанию предприятий, которые заинтересованы в получении объективной оценки деятельности организации и рекомендаций в сфере охраны окружающей среды.

В большинстве случаев добровольное экологическое аудирование проводят при:

  • смене собственника объекта хозяйственной деятельности;
  • оформлении договора аренды;
  • планировании технического перевооружения производственной базы;
  • значительном превышении нормативов негативного воздействия на биосферу.

Этапы проведения экологического аудита

Экоаудит включает в себя комплекс согласованных с руководством проверяемого предприятия мероприятий, которые проводятся поэтапно. Стадии проведения аудиторской проверки представлены в таблице.

№№ п/п Стадия Описание
1 Предварительная
  • Постановка приоритетных задач аудирования; разработка стратегии достижения установленных целей, формирование графика исследования, сбор предварительной информации (отчетности и другая имеющаяся документация предприятия).
  • Подбор аудиторов для проведения проверки.
  • Предварительное ознакомление со спецификой деятельности предприятия и его географической расположенностью.
2 Основная
  • Анализ отчетностей, сертификатов, нормативной документации, лицензий.
  • Анализ экологической политики организации.
  • Проверка эффективности экологического управления, компетентности персонала и персональной ответственности.
  • Конфиденциальное интервьюирование.
  • Технический контроль производственного и административного оборудования, систем энергетики, организации рабочих мест с целью выявления особо опасных источников загрязнения (утечка опасных веществ для окружающей среды).
3 Заключительная
  • Коллегиальная оценка итогов проверки и их обсуждение.
  • Предоставление отчета по результатам проверки и рекомендаций по устранению недоработок и улучшению эффективности природоохранного менеджмента на предприятии.
4 Принятие решений
  • Возложение персональной ответственности на исполнителей по необходимым усовершенствованиям.
  • Формирования графика выполнения работ.
  • Предложение рекомендуемых мероприятий для следующего экоаудита.

Экологический аудит – эффективное и значимое мероприятие в административном управлении предприятия, так как позволяет:

  • получить объективную оценку природоохранной деятельности предприятия;
  • выявить экологические риски и предотвратить их;
  • избежать административного и уголовного наказания за несоблюдение природоохранного законодательства;
  • повысить эффективность производственной деятельности;
  • конкурировать предприятию на международном уровне;
  • привлекать инвесторов;
  • повышать качество производимой продукции.

Вконтакте

?Напишите пропущенное слово
*Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, - это… .:вариант = экологическая экспертиза
?Членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут быть:
*штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации
!разработчик объекта государственной экологической экспертизы
*внештатные эксперты
!представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе
*штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы
?Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств:
!бюджета субъекта РФ
!экспертов государственной экологической экспертизы
*заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе
!федерального бюджета
?Финансирование общественной экологической экспертизы не вправе осуществляться за счет:
!целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций
!собственных средств общественных организаций (объединений)
*заказчика документации на проведение государственной экологической экспертизы
!средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления
!общественных экологических и других фондов
?Решение о выдаче лицензии в сфере природопользования должно быть принято в срок, не превышающий:
!10 дней
!3 месяца
*45 дней
!6 месяцев
!30 дней
?Экологическая сертификация может быть:
*обязательной и добровольной
!общественной и государственной
!только обязательной
!только добровольной
?Законодательство РФ предусматривает возможность проведения … экологического аудита.
!только обязательного
!добровольного и обязательного
*только добровольного
!некоммерческого
?Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования выступает:
!приказ директора предприятия
*договор страхования
!протест прокурора
!акт государственного органа исполнительной власти
?Стадия ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, предусматривает проведение … экологического контроля.
!текущего
!общественного
*предупредительного
!последующего
?Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, является:
!мерами пресекающего характера
!экологической ответственностью
*экологическим правонарушением
!экологическим правоотношением
?Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться:
!только на уровне субъектов РФ
*как на федеральном, так и на региональном уровне
!на уровне субъектов РФ в соответствии с природоохранным законодательством
!исключительно на федеральном уровне
?Напишите пропущенное слово
*Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение … лет.:вариант = двадцати
?Нормативный правовой акт, не являющийся источником отрасли экологического права, - это:
!Лесной кодекс РФ
!Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
!Водный кодекс РФ
*Воздушный кодекс РФ
!Градостроительный кодекс
?Зоны экологического бедствия - это участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности:
!нарастают процессы разрушения экологических систем, истощаются природные ресурсы, увеличиваются заболеваемость и смертность населения
*произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды
!выявлен хронически повышенный уровень загрязнения
!наблюдается повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду
!происходит сильное загрязнение окружающей среды, многократно превышающее экологические нормативы
?Территории, призванные создать барьер между застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных воздействий на состояние окружающей среды, называются:
!зонами отчуждения
!санитарными зонами
!санитарно-гигиеническими зонами
!особо охраняемыми природными территориями
*санитарно-защитными зонами
?Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:
*особо охраняемые природные территории
!обеспечение государственной безопасности
*природопользование
!регулирование и защита прав человека и гражданина
*охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
?Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов - это:
!природа
!природный объект
!природная среда
*окружающая среда
?Эколого-правовые отношения - это:
!общественные отношения в сфере власти и подчинения
!общественные отношения в области управления сельским хозяйством
!общественные отношения в области природоохранной деятельности предприятия
*урегулированные нормами экологического права общественные отношения, складывающиеся в области взаимодействия общества и природы
?Государственной собственностью на природные ресурсы управляет:
!Совет Безопасности РФ
!Совет Федерации Федерального Собрания
*Правительство РФ
!федеральное министерство
*администрация области
?Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, - это:
!право окружающей среды
*право природопользования
!сервитут
!право собственности на природные ресурсы

Экологический аудит – это независимая проверка, которая выполняется для выявления ошибок относительно соблюдения норм по охране окружающей среды при работе какого-либо предприятия. Производится тщательное обследование, которое позволяет выявить существенные недостатки или ошибки, отрицательно влияющие на экологию окружающей среды по национальным и международным нормам. Также при экологическом аудите составляется список рекомендаций и требований по улучшению работы предприятия относительно экологических норм.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

  • Провести полную и тщательную документированную проверку субъекта хозяйственной деятельности для определения возможных нарушений экологических норм в данном регионе.
  • Наладить работу предприятия на его территории и устранить возможные ошибки в соответствии с экологическими нормативами и стандартами.
  • Составить документ со списком необходимых мероприятий для устранения всех возможных нарушений.
  • Произвести анализ расходов природопользования.
  • Максимально снизить риск возможного загрязнения окружающей среды от работы компании.
  • Выявить стратегию и потребности для установления экологической политики предприятия.

В связи с быстроразвивающимися технологиями человечество часто пренебрежительно относится к ресурсам природы. Многие производства наносят серьезный ущерб экологии всей планеты. В данном случае экологический аудит имеет одну глобальную цель, которая связана с обеспечением безопасности окружающей среды при работе различных предприятий и компаний.

ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Существует два вида аудита по экологии – обязательный и добровольный.

  • Обязательный аудит организовывается специально назначенными структурами на государственном уровне. Органы по природопользованию и защите окружающей среды проводят обязательную независимую экспертизу необходимого предприятия и его документов. Данная кампания реализуется в случае приватизации и банкротства юридических и гражданских лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а она в свою очередь экологически опасна для окружающей среды. Также экологический аудит проводится в обязательном порядке, если срок выданной лицензии этим лицам истекает. Если производство имеет отношение к выполнению требований защиты окружающей среды по международным нормам и соглашениям, это также является причиной для проведения аудита. Существует масса причин, по которым данное мероприятие является неизбежным, все они устанавливаются нормативными актами.
  • Добровольный экоаудит чаще всего проводится по решению руководства самого предприятия или по согласованию с ним. Часто в аудите заинтересованы третьи лица, которые намерены приобрести или финансировать предприятие.Э

Обязательный экологический аудит проводится:

  • при оформлении приватизации или банкротства предприятия;
  • для установления ставки и суммы выплат при экологическом страховании предприятия;
  • при оформлении кредита в государственных банках;
  • для оценки деятельности предприятия в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий;
  • при продлении действия лицензии, разрешающей осуществление экологически опасной деятельности;
  • для подтверждения выполнения международных обязательств в сфере природопользования, экологической безопасности и защиты окружающее среды.

Добровольный экологический аудит проводится:

  • при продаже предприятия;
  • при оформлении аренды;
  • при сдаче предприятия под залог;
  • при проведении перепланировки помещений предприятия и модернизации технологического процесса.

Этапы проведения экоаудита

Проведение данного мероприятия проводится в несколько заходов. Совокупность этих этапов направлена на получение максимально достоверной оценки соответствия соблюдения всех необходимых нормативов, установленных государственными и международными организациями по защите окружающей среды.

  1. Сбор и проверка документации предприятия, которые имеют отношение к природоохранной деятельности.
  2. Установка контакта с работниками предприятия и сбор общей информации.
  3. Проведения аудита «на месте». Анализ окружающей среды и выявление нарушений.
  4. Фиксация и документирование записей в течение проведения экоаудита.
  5. Подготовка и формирование вывода и отчета по совершенному аудиту.
  6. Составление списка рекомендаций и предложений по улучшению работы предприятия.
  7. Формирование заключения по совершенному аудиту.

Большая часть этапов направлена на оценку и исследование общей картины экологического влияния работы компании на окружающую среду.

Преимущества проведения аудита и консалтинга по экологии для владельцев предприятий

Руководства предприятий, которые планируют воспользоваться услугами проведения экологического аудита, смогут получить большое количество полезной информации. Она поможет разработать правильную политику компании в отношении защиты окружающей среды и экологической безопасности. Также те, кто провёл экологический аудит, смогут получить:

  • Всю необходимую достоверную информацию от независимых экспертов о работе предприятия, которая имеет экологическое влияние на окружающую среду.
  • Информацию о соблюдении всех необходимых норм и правил, относящихся к экологическим вопросам работы предприятия.
  • Конструктивный план по уменьшению негативного влияния от производственного учреждения на природу.
  • Ряд советов и рекомендаций, направленных на поиск компромиссных решений между предприятием и населением.
  • Все необходимые сертификаты качества по государственным и международным стандартам для последующей беспрепятственной работы.
  • Упрощенное получение кредита или финансирования для дальнейшего существования.

Помимо того, что экологический аудит в первую очередь помогает защищать окружающую среду, он также приносит массу положительных изменений, которые благотворно влияют на дальнейшую деятельность всего предприятия. Неоспоримые плюсы и выгоды, которые приносит данное мероприятие, необходимы практически для каждого добросовестного предпринимателя. Ряд нужных документов и разрешений можно получить только после проведения экоаудита, это делает его несомненно важной процедурой для создания налаженной работы любой организации.

Результатом проведенного экологического анализа является разработка плана мероприятий и технологических решений, вследствие проведения которых будут устранены выявленные экологические несоответствия и достигнуты требуемые экологические показатели.

Экологический аудит и консалтинг на предприятии сегодня является очень актуальной и востребованной услугой, особенно при работе с иностранными заказчиками и инвесторами, которые уделяют большое внимание вопросам экологии и решению проблем загрязнения окружающей среды. На российском рынке интерес к аудиту в сфере экологии также растет, и с каждым днем становится все более востребованным, особенно в свете вступления России в ВТО.

Подробная информация по всем экологическим услугам представлена в разделе Услуги.

* Все документы можно предоставить в отсканированном виде по электронной почте –

Экологический аудит – это оценка независимыми экспертами общеустановленных правил соблюдения предприятиями и организациями за сохранностью окружающей среды, а также вынесение предписаний по улучшению действий, касающихся экологической сферы.

Иными словами, экологический аудит представляет собой рекомендации и осмотр организаций на предмет влияния рабочей деятельности на окружающую среду, например, не превышают ли выбросы с заводов установленные нормы, правильно ли происходит утилизация отходов и т.д.

История возникновения

Считается, что возникновение экологического аудита произошло в 70-80-х годах ХХ века. Первые документы о создании и правовой силе данной организации были приняты в 1982 году Европейским Экономическим Сообществом. Уже в 1984 году в Соединенных Штатах Америки специализированная организация по охране окружающей среды внедрило некоторые рекомендации и правила для проверки существующих предприятий по данному вопросу.

В России впервые было зафиксировано проведение экологического аудита в конце IXX века. Основным документом для проверки организаций были Правила «Порядок при открытии и содержанию химических заводов» — этот документ, впоследствии, стал отправной точкой для развития норм и правил, касающихся экологического аудита.

В Современной России экологический аудит стал официально действовать с 90-х годов ХХ века. В 1998 году Госдума приняла несколько поправок в сфере экологических проверок, а также ввела новые критерии оценки. На сегодняшний день в России агентствам, чтобы начать эколого-аудиторную деятельность, нужно пройти аттестацию. Право давать лицензию на осуществление таких работ имеется лишь у некоторых организаций некоммерческого типа.

Цели и задачи экологического аудита

Проведение экологического аудита реализуется:

  • при приватизации организаций, которые относятся к государственному статусу;
  • на начальном этапе принятия организацией статуса банкротства;
  • в процессе проведения обязательного страхования экологического состояния организации;
  • в процессе приготовления программ инвестирования, учитывая, что данный пункт прописан в договоре.

Основные цели и задачи экологического аудита:

  • обосновать политическую и стратегическую стороны в охране окружающей среды;
  • проанализировать и оценить экологические возможности организаций;
  • проанализировать и оценить нормативные документы, касающиеся окружающей среды;
  • найти экологические проблемы на предприятии;
  • обосновать и запустить экологическую программу.

Экологический аудит бывает обязательного и инициативного видов, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько подвидов:

  • выявление компетентности предприятий к правилам охраны окружающей среды;
  • определение соответствия действующей экологической системы на предприятии;
  • определение экологической сохранности материалов, которые реализуются в процессе производства;
  • определение экономического вреда от производства;
  • определение вреда от выбрасываемых паров и отходов для окружающей среды;
  • оценка целесообразности проведение производственной деятельности на выбранной территории;
  • определение норм энергетических затрат и разработка рекомендаций для их снижения;
  • выявление количества выбросов и реализация мер для их снижения;
  • выявление экологической опасности в случае технической, человеческой или природной аварии;
  • определение экологических неполадок и применение мер для их решения;
  • аргументация нормативно-правовых документов, которые применяются при осуществлении экологического аудита, и необходимости их применения.

Обязательным экологическим аудитом является, к примеру, страховка экологических угроз. Но также этот вид страхования может быть и на добровольной основе, подразумевая страхование организаций, которые только хотят вступить на рынок и избежать большого количества конкурентов. Например, такая страховка может устранить часть экономических препятствий и дать спокойно развиваться в выбранной сфере.

Именно экологический аудитор может дать «добро» на получение экологического сертификата на реализуемые продукты, чтобы организация смогла стать более самодостаточной и успешной, как на российском рынке, так и на рынках международного масштаба. Экологический аудит помогает качественно реализовывать различные методы и программы в сфере экологии, которые дают организациям и их потребителям уверенность в том, что окружающая среда в процессе работы предприятия не пострадает.

Экологический аудитор

Представитель данной сферы – экологический аудитор, должен:

  1. быть объективным и иметь собственную независимую оценку о предприятии, которое необходимо проверить (сотрудники, руководство и иные действующие лица);
  2. быть профессионалом в своей сфере и компетентным по всем вопросам, касающихся окружающей среды, использования природных ресурсов, а также специальных возможностей организации;
  3. собирать достоверную и проверенную информацию, которая касается проверяемой организации;
  4. распланировать структуру работы для реализации экологического аудита на предприятии;
  5. уметь комплексно охватить все действия организации, влияющие на состояние окружающей среды;
  6. сохранять секретность информации, которая была получена в ходе экологической проверки;
  7. быть ответственным за результаты экологической проверки предприятия.

Экологический аудитор имеет право заниматься эколого-аудиторской деятельностью, используя специальное удостоверение, которое выдается после успешно пройденного курса обучения. Данные о специалисте, который прошел аттестацию, вносятся в государственный реестр экологических аудиторов Министерства природопользования Российской Федерации, корректируемый специальным комитетом.

Экологический аудит всегда реализуется посредством заключенного договора между организацией, оказывающей эколого-аудиторские услуги, и организацией, которой данные услуги необходимы.

При экологической проверке главным является Стандарт аудиторской работы «Порядок при заключении договоров на исполнение аудиторских услуг», который был принят Комиссией по аудиторской работе 20 октября 1999 года по протоколу №6.

Основываясь на данный стандарт, выявляются основные постулаты и отношения аудиторской организации или аудитора, который может работать сам на себя и выполнять работу как юридическое лицо, и обследуемого предприятия в процессе заключения договоренности на реализацию услуг аудиторской компании (или аудитора).

Этот стандарт характеризует основные условия и соответствующий порядок реализации договора на исполнение эколого-аудиторских услуг, а также на реализацию дополнительных услуг между аудитором и организацией, которые смогут регламентировать права, обязанности и ответственность обеих сторон заключенного договора. Требования, которые указаны в Стандарте, не являются обязательными, а лишь играют роль неких рекомендаций для организаций и аудиторских компаний.

Права и обязанности сторон договора прописаны в Стандарте аудиторской работы «Права и обязанности аудиторских компаний и проверяемых экономических субъектов», который был принят также в 1999 году.

Организация, которая проводит экологический аудит в компании, должна самостоятельно выбирать виды и методы экоаудита, основываясь на требованиях нормативных документов Российской Федерации, и на индивидуальных условиях, касающихся изучаемой организации. Аудитор имеет право собирать консилиумы экологических аудиторов для обсуждения спорных вопросов, заключать договора с другими аудиторами для совместной работы, собирать дополнительную информацию посредством запросов в государственные органы и т.д.

Помимо нормативной документации, регламентирующей экологический аудит, в работе экоаудиторов используется Российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14012-98, который был основан на базе международного стандарта ИСО 14012. Помимо этого стандарта широко применяются стандарты раздела ИСО 14000, а также иные международные стандарты, которые позволяют проводить качественную и эффективную работу по изучению и исследованию влияния организации на окружающую среду.

Все экологические работы проводятся только под руководством общепринятых стандартов, которые используются внутри организации. Предприятие обязано постоянно соблюдать данные стандарты и рекомендации по их использованию, чтобы при аудиторской проверке не было никаких нареканий.

Обязанности аудита

Обязанностями экологического аудита являются:

  1. Предоставлять достоверную информацию о соответствии лицензии и аттестации своих сотрудников до момента подписания договора с организацией, нуждающейся в эколого-аудиторских услугах;
  2. Постоянное повышение качества работы экологических аудиторов, посредством прохождения курсов и дополнительного обучения;
  3. Снабжение необходимыми документами и актами экоаудиторов для успешной и качественной работы.

После оказанных услуг пишется отчет по экологическому аудиту компании, который вмещает в себя вводную, аналитическую и итоговую части:

  • В первой части описываются основные данные об аудиторской организации: фактический и юридический адрес, расчетный счет, необходимые телефонные номера, контактные данные экологических аудиторов, проводивших проверку, индивидуальный номер порядка, номер лицензии на реализацию аудиторских услуг со сроком действия и сроки, в которые экологический аудит должен провестись;
  • Во второй части описываются данные об организации, которой нужны эколого-аудиторские услуги, сроки проведения экологического аудита, полученные результаты исследования о влиянии предприятия на окружающую среду, нарушения, выявленные в ходе проверочных работ, которые оказывают негативные действия на природу и анализ последствий;
  • В третьей части приведены выводы о влиянии предприятия на состояние окружающей среды, которые доказываются собранной информацией, оценка современного законодательства по этому вопросу, описываются меры и способы уменьшения негативного влияния на состояние природы, а также указываются меры пресечения при невыполнении организацией рекомендаций, приведенных эколого-аудиторской компанией.

Основываясь на существующие нормативные акты, ведение аудиторской деятельности, не имея лицензионных документов, подразумевает штраф, который формируется представителем судебных органов, основываясь на исковых документах от прокурора, представителя казначейства или представителя налоговой службы.

Данные штрафные санкции могут изыматься из доходов, которые были получены при реализации деятельности без лицензии, а также при помощи составления фиксированного штрафа, который может состоять от пятиста- до тысячекратной суммы минимальной величины оплаты труда, который будет перечислен в государственный бюджет.

На сегодняшний день остается ряд вопросов, которые не способны урегулировать проведение экологического аудита на предприятии:

  • не прописаны рекомендации на право, основания и нормативные результаты после обязательного установления и проведения экологической проверки;
  • не прописаны положения для сохранности информации и способы ее реализации при проведении экологического аудита;
  • не определены конкретные правила и запросы к экологическим аудиторам;
  • не определена система расходов, которая связана с оказанием эколого-аудиторских услуг, в сферу налоговых отчислений;
  • проведение экологического аудита не является самостоятельной сферой деятельности, которая может реализовываться как отдельная экономическая ячейка.

Стоит сказать, что до 1998 года экологический аудит в России проводился исключительно зарубежными компаниями или их представителями. Сегодня Российская Федерация стоит на этапе нового развития экологического аудита. Данный факт подкрепляется наличием повышенной потребности в услугах компаний такого профиля.

Некоторые российские организации, которые способны выходить на иностранный рынок, должны выполнять обязательный международный экологический аудит, чтобы иметь определенный сертификат по безопасности производственной деятельности для окружающей среды. Если организация одобрена стандартом ИСО 14000, то ее конкурентоспособность на рынке повышается и увеличивается спрос продукции на международном рынке.

Такими предприятиями являются завод «РУМО» в Нижнем Новгороде, который производит дизельные моторы, Рыбинский завод по производству моторов в Ярославле, Алюминиевый завод в Красноярске, завод «Сокол», занимающийся производством авиастроительства в Нижнем Новгороде, Нижегородский машиностроительный завод и другие.

Экологический аудит является важнейшим рычагом для повышения эффективности предприятия на базе управления, поскольку такая проверка дает возможность руководству:

  • определиться со стратегической и экологической направленностью организации;
  • при использовании технологий, которые позволяют экономить исчерпаемые природные ресурсы, организация может получить льготу при уплате налогов;
  • уменьшить число вероятных опасных угроз, связанных с экологией;
  • найти общий язык с органами местного самоуправления и жителями города;
  • расширить количество нуждаемости в производимом продукте на внутреннем и на внешнем рынке;
  • увеличить спрос на компанию для инвестирующих организаций;
  • повысить уровень компании для будущего вхождения на мировой рынок, опираясь на стандарты в области экологии.

На сегодняшний день не зафиксировано ни одной организации, которая не проходила экологический аудит. Дирекция предприятий прекрасно понимает надобность данной процедуры, которая имеет массу положительных качеств и функций.

Экологический аудит проводится постоянно, и такие проверки позволяют наиболее быстро решать проблемы, связанные с влиянием предприятий на окружающую среду, и сэкономить денежные средства, использованные для решения подобных проблем. Также данная процедура помогает не допустить повторения негативных последствий в будущем.

Для начала работ по проведению экологической аудиторской проверки для определения стоимости работ необходимо определить область и объем экологического аудита.

Сбор и анализ данных об аудируемой организации:

— местоположение и тип промышленных объектов (площадочный, линейный и т.д.), входящих в состав организации;

— организационно-штатная структура административного управления (наличие филиалов, обособленных структурных подразделений и т.д.);

— вид основной деятельности (производство и передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление, ремонт, сервис и т.д.), общие технологические схемы, включая оборудование и промышленные средства;

— состав и технологические процессы вспомогательных систем, обеспечивающих жизнедеятельность организации;

— организация деятельности в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций;

— состояние техногенной обстановки и окружающей среды на близлежащей территории.

Объем экоаудита — это совокупность взаимоувязанных аудиторских процедур, документированных правилами, стандартами экоаудиторской деятельности, применение которых обязательно в соответствии с планом и программой аудита для сбора аудиторских доказательств и подготовки экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения и для достижения цели экоаудита в конкретных условиях его проведения.

Методические основы экоаудита

Методология проведения экоаудита основана на:

— представлении аудируемой организации как «продукционной системы»;

— использовании «процессного подхода» к анализу деятельности аудируемой организации путем анализа основных производственных технологических процессов и технологических процессов обеспечения жизнедеятельности предприятия (водо-, тепло-, энергоснабжения, молниезащиты, электрохимзащиты и т.д.), выполняемых с использованием соответствующего оборудования, средств, устройств и т.д. и оказывающих воздействие на окружающую среду;

— использовании результатов инвентаризации воздействия на окружающую среду и источников воздействия со стороны окружающей среды на персонал, сырье, производственные процессы, оборудование и т.д.;

— использование результатов производственного контроля (экологического; земельного; обращения с отходами; состояния атмосферного воздуха и водных объектов и т.д.);

— использование результатов государственного экологического контроля, актов, заключений и предписаний надзорных органов.

Формирование экоаудиторской группы

Для проведения аудита формируется аудиторская группа с учетом компетентности аудиторов, необходимой для достижения целей аудита. Если аудит проводит один аудитор, он должен выполнять обязанности руководителя аудиторской группы.

Экоаудиторская группа может состоять из следующих лиц:

— руководитель экоаудиторской группы — аудитор-эколог, имеющий дополнительные знания и навыки по руководству аудитом для его результативного и эффективного проведения и подготовленный к выполнению процедур аудита;

— аудитор-эколог — лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита;

— технический эксперт — лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания по специальным вопросам, которые могут возникнуть в процессе проверки;

— наблюдатель (при необходимости) — представитель проверяемой организации (или вышестоящей организации), свидетельствующий соответствие процедур аудита руководящим указаниям по аудиту;

— аудитор-стажер — лицо, прошедшее требуемую теоретическую подготовку по специальной образовательной программе и приобретающий необходимый практический опыт под руководством руководителя аудиторской группы;

— сопровождающие лица — специалисты, назначенные проверяемой организацией, оказывающие помощь аудиторской группе: обеспечивать контакты и время для бесед, свидетельствовать в ходе аудита от имени проверяемой организации; предоставлять разъяснения при сборе информации, а также обеспечивать соблюдение членами аудиторской группы правил по безопасности.

При формировании аудиторской группы необходимо учитывать:

а) вид, цели, область, объем, критерии и предполагаемую продолжительность аудита;

б) необходимость обеспечения независимости аудиторской группы от проверяемой организации;

в) возможности для сотрудничества с персоналом проверяемой организации;

г) понимание специфики деятельности и прежний опыт организации.

Заказчик имеет право требовать замены аудиторов по объективным причинам (аудитор ранее работал в проверяемой организации или же оказывал ей услуги по консалтингу; предыдущее неэтичное поведение аудитора и т.д.).

Состав аудиторской группы и назначение ее руководителя закрепляются приказом руководителя экоаудиторской организации.

Планирование экоаудита

Экоаудиторская организация и индивидуальный аудитор-эколог обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование экоаудита предполагает формулировку его цели, конкретизацию области, объема, методологического обеспечения, критериев, последовательности проведения для того, чтобы он был выполнен с минимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между аудиторами.

Затраты времени на планирование зависят от масштабов деятельности аудируемой организации, сложности аудита, опыта работы аудиторов с организациями, ранее проверяемыми аудиторами, а также знания ими специфики ее деятельности.

Руководитель аудиторской группы (аудитор) вправе обсуждать план аудита с руководством аудируемой организации для повышения эффективности аудита и координации выполнения аудиторских процедур с работой персонала.

Ответственность за качество и своевременность разработки плана несет руководитель аудиторской группы.

Получение предварительной информации о деятельности аудируемой организации является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить факторы, которые могут оказывать существенное влияние на документацию организации и на формирование его суждения о соответствии ее деятельности законодательству.

План аудита должен быть достаточным для разработки программы и планов-графиков аудита.

а) экономические факторы и условия в отрасли (корпоративном объединении), специфику деятельности, финансовое состояние; структура управления деятельностью организации;

б) возможность (в том числе по опыту ранее проведенных аудитов) существенных искажений или недобросовестных действий персонала организации;

в) уровень компьютеризации системы документооборота и ее особенностей;

г) возможность и целесообразность привлечения других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемой организации;

д) возможность и целесообразность привлечения технических экспертов в связи с уникальностью и сложностью технологических процессов и оборудования производства;

е) возможность и целесообразность оказания аудируемой организации сопутствующих экоаудиту услуг.

План аудита утверждается заказчиком, подписывается руководителем аудиторской группы.

В случае, если аудируемая организация не является заказчиком аудита, план также согласовывается с ее руководителем.

Программа экоаудита

Руководителю аудиторской группы (аудитору) необходимо составить и документально оформить программу аудита, конкретизирующую план проведения аудита.

Программа аудита является основой для выбора процедур аудита, а также средством проверки надлежащего выполнения аудита.

В процессе подготовки программы аудитор обязан принимать во внимание:

требования законодательства в области производственной деятельности организации природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности и защиты от ЧС;

требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки;

временные рамки выполнения процедур проверки;

необходимость координации взаимодействия с персоналом аудируемой организации;

целесообразность привлечения технических экспертов;

специфику условии деятельности организации.

План аудита и программа аудита конкретизируются планом-графиком аудита и при необходимости уточняются в ходе аудита.

Планирование аудитором собственной работы осуществляется с учетом обстоятельств или неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур.

Причины внесения значительных изменений в план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

определяется многофункциональностью и масштабностью деятельности проверяемой организации, количеством аудируемых подразделений, требованиями к их природоохранной деятельности, природопользованию, обеспечению безопасности и защиты от ЧС с учетом состояния экологической обстановки в регионах; наличием особо охраняемых природных объектов, памятников культурного наследия, ограничений на промышленно-хозяйственную деятельность в местах проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

зависит от частоты аудитов, заключений по результатам предыдущих аудитов, существенных изменений видов деятельности организации, мнения заинтересованных сторон, в частности, граждан и их объединений, высказанных в ходе общественных обсуждений (слушаний, сходов, местных референдумов и т.д.).

Критерии экоаудита и представляемая аудируемой организацией (предприятием) документация

Критерии экоаудита — совокупность требований, закрепленных нормативными правовыми актами и стандартами в области природопользования, охраны окружающей среды, техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС природного и техногенного характера, устойчивого развития, а также принятых организацией экологически ориентированных обязательств, декларируемых ею в экологической политике.

Ресурсы для программы экоаудита.

При подготовке предложений по ресурсам для обеспечения проведения аудита руководство организации учитывает:

цели, объем и область аудита;

требуемые финансовые ресурсы для проведения аудита;

степень разработки методов проведения аудитов;

наличие аудиторов-экологов из числа специалистов организации, имеющих сертификаты на право проведения внутренних аудитов и обладающих необходимой компетентностью;

возможности привлечения технических экспертов;

степень подготовленности персонала к проведению аудита;

время на переезд аудиторов, их обустройство и необходимые условия обеспечения их деятельности.

Внедрение программы экоаудита состоит в следующем:

подготовка проекта распоряжения руководства проверяемой организации о сроках проведения, цели, объеме и области аудита, предполагаемом руководителе и составе аудиторской группы;

установление сроков подготовки организации к проведению планового аудита;

подготовка необходимых ресурсов для проведения аудита.

Ответственность за управление программой экоаудита.

Ответственность за управление программой аудита возлагается на:

представителя высшего руководства организации — за несвоевременное утверждение программы, не обеспеченность необходимыми ресурсами (финансовыми, техническими, кадровыми и т.д.);

аудиторов — за некачественное выполнение ими процедур аудита вследствие недостаточности записей для подготовки обоснованных отчета и экоаудиторского заключения;

руководителя аудиторской группы — за отсутствие надлежащего руководства аудиторской группой и недостаточную обоснованность выводов по результатам аудита;

персонала аудируемой организации — за несвоевременное представление и недостоверность документации о деятельности организации в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной и экологической безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций;

наблюдателя — за «невскрытие» отступлений участников аудита от установленных процедур аудита, программы, плана;

технических экспертов — за недостаточно обоснованные заключения по специальным вопросам, возникающим в ходе аудита;

сопровождающих лиц — за необеспеченность аудиторской группы необходимыми условиями для проведения аудита (контактов с персоналом, посещения рабочих мест, оказания помощи при сборе информации).

Проведение экоаудита

Установление первоначального контакта с аудируемой организацией.

При проведении внешнего аудита первоначальный контакт с организацией устанавливает руководитель аудиторской группы в процессе вводного (вступительного) совещания с руководством организации.

Вводное совещание проводит руководитель экоаудиторской группы.

Цель вводного (вступительного) совещания:

подтверждение полномочий проведения экоаудита;

определение правил обеспечения безопасности аудиторами при посещении производственных подразделений;

определение каналов обмена информации и объема информации, которую следует сообщать руководству аудируемой организации, включая:

а) организационно-методический подход аудитора к проведению аудита; обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемой организации;

б) выбор или изменение руководством аудируемой организации технологических операций, состава оборудования и т.д., которые могут оказать существенное влияние на соответствие деятельности организации законодательству;

в) возможное влияние на документацию и отчетность аудируемой организации каких-либо значимых рисков и внешних факторов, (например, судебных разбирательств);

г) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемой организации обеспечить соответствие деятельности требованиям законодательства;

д) разногласия аудитора с руководством аудируемых подразделений по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

е) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

установление порядка доступа к информации, в том числе, содержащей сведения конфиденциального характера;

согласование присутствия наблюдателей и сопровождающих;

согласование критериев принятия решения о значимости выявленных отклонений, об оценке эффективности аудита, о форме заключения по результатам аудита;

определение регулярности и целесообразности встреч руководства с экоаудиторской группой;

согласование даты заключительного совещания.

Анализ документации, представляемой аудируемой организацией.

Цель анализа: подтвердить наличие документации, необходимой для проведения аудита, оценить ее полноту, достоверность и правильность оформления.

Анализ документации проводится в соответствии с учетом вида и масштаба деятельности организации (подразделения), целей и области аудита, отчетов по предыдущим аудитам.

Результаты анализа документации могут быть представлены в виде раздела отчета.

Если документация признана неадекватной требованиям по ее содержанию и оформлению, то руководитель аудиторской группы информирует об этом представителя высшего руководства организации.

Принимается решение о продолжении экоаудита или о приостановлении его до устранения выявленных отклонений (несоответствий).

Подготовка к проведению аудита «на месте» (в структурном подразделении).

Подготовка состоит:

в корректировке планов-графиков аудита с руководителями аудируемых подразделений;

в уточнении разграничения ответственности аудиторов за аудит подразделений, технологических участков или технологических процессов;

в подготовке рабочих документов для регистрации материалов аудита. Использование ранее подготовленных рабочих документов не должно ограничивать объем проверок, которые могут быть скорректированы по результатам анализа собранных во время аудита данных.

Проведение аудита «на месте» (экспертиза документации).

Основные элементы аудита:

Предварительное совещание с руководством проверяемого подразделения в целях: обсуждения и подтверждения скорректированного плана-графика аудита; времени проведения опросов; ознакомления с методами и процедурами аудита, включая классификацию отклонений (несоответствий); информирования о порядке рассмотрения апелляций по процедурам проведения аудита или выводов по его результатам;

В случаях проведения анализа документации и экспертизы документации на месте без длительного перерыва между ними допустимо не проводить предварительного совещания с руководством подразделений при условии, что соответствующие вопросы обсуждены в процессе вводного совещания;

Обмен информацией в ходе аудита (относительно рисков, связанных с безопасностью и охраной окружающей среды, о выходе из области аудита, об обстоятельствах, затрудняющих проведение аудита, о невыполнимости плана аудита и т.д.) в целях корректировки плана аудита или прекращения аудита;

уточнение роли и обязанностей сопровождающих лиц, наблюдателей и технических экспертов;

Сбор и верификация информации в соответствии с планом-графиком и анализ соответствия показателей деятельности подразделения критериям экоаудита, подтверждаемого представленной документацией.

Документирование и поддержание записей по программе экоаудита.

В целях обоснованности результатов экоаудита аудитор обязан иметь достаточно представительные свидетельства экоаудита — ссылки на информацию, содержащуюся в документации организации, характеризующую ее деятельность в перечисленных выше областях и имеющую отношение к критериям аудита.

Аудитор должен документально оформлять записи, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и корпоративным стандартом.

Под документацией понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, получаемые и хранимые аудитором на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Документация экоаудиторской группы должна содержать:

План аудита;

Программу аудита;

План-график аудита;

Результаты проверки документации и отчетности аудируемой организации (рабочие записи аудитора);

Протоколы выявленных отклонений (несоответствий);

Статус мероприятий по устранению отклонений (срочность их выполнения);

Протоколы вводного и заключительного совещания аудиторской группы с руководством аудируемых подразделений.

Рабочие записи используются аудитором:

При осуществлении текущего контроля выполненной работы (итоги которой обычно подводятся в конце рабочего дня на совещании аудиторов);

Для фиксирования аудиторских доказательств, подтверждающих выводы аудитора.

Аудитор должен составлять рабочую документацию в форме и объеме, необходимых и достаточных для понимания выполненных им аудиторских процедур, их результатов и сделанных выводов.

В случаях, когда аудитор оценивал сложные принципиально важные вопросы деятельности или высказывал по ним профессиональное суждение, в рабочую документацию следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

Аудитор вправе определять состав и объем документации, руководствуясь своим профессиональным мнением. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае передачи работы другому аудитору он смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять результаты проделанной работы и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Допускается использовать графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемой организацией. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы оформлены надлежащим образом.

Рабочие документы обычно содержат:

Информацию, касающуюся организационно правовой формы деятельности и административной структуры аудируемой организации;

Копии юридических документов, соглашений и протоколов или извлечения из них;

информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемая организация осуществляет свою деятельность;

Информацию, отражающую процесс корректировки плана-графика аудита;

Доказательства понимания аудитором документации госстатотчетности и результатов -производственного экологического контроля;

Иллюстрацию наиболее важных экологических показателей деятельности организации и тенденций их изменения;

Сведения о характере, временных рамках, объеме ранее проведенных аудиторских процедур и результатах их выполнения;

Копии сообщений, направленных другим аудиторам, техническим экспертам и третьим лицам, и полученных от них ответы;

Копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемой организации или обсуждавшимся с ними, выявленные существенные отклонения, письменные заявления, полученные от аудируемой организации;

Выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе аудита, и сведения -о действиях, предпринятых им в связи с этим;

Отклонения (несоответствия) и подтверждающие их свидетельства аудита, классифицированные и ранжированные, проанализированные руководителем аудиторской группы и руководителем аудируемого подразделения для подтверждения объективности свидетельств аудита.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать целям аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведе­ния. Рекомендуется использовать разработанные аудиторской организацией типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения, отчета, заключения, протоколов, совещаний и т.д.).

В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации.

Рабочие документы являются собственностью аудитора.

Они могут быть предоставлены аудируемой организации по усмотрению аудитора, но не должны служить заменой каких-либо записей и документации аудируемой организации.

После подготовки экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения (завершения экоаудита) и при отсутствии каких-либо разногласий по форме принятого экоаудиторского заключения рабочие документы передаются экоаудиторской организации для проведения технического контроля (при необходимости) и уничтожения в надлежащем порядке.

Формирование выводов экоаудита.

Выводы экоаудита — это результаты анализа собранных свидетельств аудита в целях формирования заключения экоаудита о соответствии деятельности аудируемой организации законодательству, положениям, стандартам в области аудита.

Выводы аудита:

а) указывают на соответствие (или несоответствие) критериям аудита;

б) должны определять направления улучшения деятельности проверяемой организации.

Разработка предложений по улучшению деятельности организации

Предложения формируются с учетом выявленных отклонений и потенциала для улучшения деятельности.

В процессе аудита возможны следующие ситуации:

а) отклонений не выявлено;

б) отклонений не выявлено, но имеется потенциал для улучшения экологически ориентированной деятельности организации (подразделения);

в) выявлено отклонение, классифицируемое как несущественное (которое может быть устранено в ходе аудита);

г) выявлено отклонение, классифицируемое как существенное.

Отклонения, требующие для их устранения дополнительных ресурсов, могут рассматриваться как основа для разработки мероприятий, включаемых персоналом аудируемой организации в плановые документы (по модернизации основных технических средств, внедрению новейших технологий, разработки очистных сооружений и т.д.).

В целях выполнения мероприятий может быть рекомендовано включение в краткосрочные планы, предусматривающие необходимое финансирование работ.

В качестве направления улучшения деятельности организации может быть рекомендовано оказание сопутствующих экоаудиту услуг. Однако хозяйственное решение по реализации выданных рекомендаций принимает руководство аудируемой организации.

Заявления и разъяснения руководства аудируемой организации

До завершения аудита по вопросам, существенным для аудиторских выводов (в случае невозможности получения достаточных аудиторских доказательств другим путем), аудитор должен получить надлежащие заявления и разъяснения:

руководства аудируемой организации о признании им своей ответственности за достоверность документации и отчетности;

официальные заявления руководства в письменной форме или заверенную соответствующими подписями документацию и отчетность;

решения органа, осуществляющего руководство деятельностью аудируемой организации.

Аудитор должен:

а) получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъяснения руководства, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемой организации источники информации;

б) оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства достаточными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства по аналогичным вопросам;

в) определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заявления и разъяснения.

Заявления и разъяснения руководства, как правило, не могут заменить другие аудиторские доказательства, доступные аудитору. Если аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по существенному вопросу, помимо таких доказательств, как заявления и разъяснения руководства, и можно ожидать, что такие доказательства существуют, то данную ситуацию надлежит рассматривать как ограничение области аудита.

В определенных случаях заявления и разъяснения руководства могут оказаться единственными существующими аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не оформленных документально планов и намерений руководства).

Если заявления и разъяснения руководства противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства по аналогичным или другим вопросам.

Документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемой организации

Аудитор, как правило, включает в свои рабочие документы доказательства, подтверждающие факт получения им заявлений и разъяснений от руководства, в форме:

краткого изложения бесед с руководством или материалов, предоставленных руководством в письменной форме;

писем-представлений руководства;

подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором позиции руководства по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается руководством;

документов, подтверждающих результаты деятельности аудируемой организации (например, экземпляра отчетности, подписанного руководством).

Запрашивая у руководства письмо-представление, аудитор должен потребовать, чтобы оно было адресовано аудитору, датировано, подписано теми руководителями, которые несут ответственность за деятельность организации (в частности, генеральным директором, главным инженером или техническим директором, руководителем проверяемого подразделения).

Отказ руководства представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, считается ограничением области аудита. В указанном случае аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения, критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать влияние на аудиторское заключение.

Проведение заключительного совещания

Целью заключительного совещания является представление предварительных выводов и экоаудиторского заключения, направлений улучшения деятельности организации таким образом, чтобы они были однозначно поняты участниками совещания, а также фиксация выполнения экоаудита в полном соответствии с программой.

Участниками совещания являются представители высшего руководства организации, руководители подразделений, экоаудиторская группа и другие стороны (наблюдатели, аудиторы-стажеры, технические эксперты).

Председателем совещания является руководитель экоаудиторской группы, что подчеркивает независимость аудиторов.

Совещание должно оформляться протоколом, содержащим список присутствующих с указанием их должностей.

Подготовка отчета по экоаудиту.

Отчет об аудите составляет руководитель экоаудиторской группы (с участием аудиторов), который несет ответственность за полноту, достоверность и доступность для понимания отчета.

Отчет должен быть подписан всеми аудиторами и утвержден руководителем экоаудиторской организации.

Срок подготовки отчета определяется в зависимости от объема аудита заказчиком и руководителем аудиторской организации.

Экоаудиторское заключение

Экоаудиторское заключение: официальный документ, разрабатываемый по результатам экоаудиторской проверки, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение экоаудиторской организации или индивидуального аудитора-эколога о соответствии деятельности проверяемой организации в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС природного и техногенного характера требованиям законодательства, правилам, инструкциям и стандартам, а также о достоверности ее государственной статистической отчетности в указанных областях деятельности.

Экоаудиторское заключение имеет следующую структуру:

а) название: «Экоудиторское заключение о деятельности»; организации»;

б) сведения об аудируемой организации и адресате (собственник аудируемой организации, акционеры, совет директоров и т.д.);

в) сведения об экоаудиторской организации (индивидуальном аудиторе) с указанием членства в профессиональном объединении аудиторов-экологов;

г) введение;

д) область и объем аудита;

е) мнение аудиторов, представленное в одной из установленных федеральными правилами (стандартами) форм — положительное; модифицированное; отрицательное;

ж) дата аудиторского заключения;

з) подписи аудиторов.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Экоаудиторское заключение должно:

Включать заявления о том, что ответственность за ведение отчетности и ее достоверность возложена на аудируемую организацию, ответственность аудитора заключается только в выражении мнения о соответствии деятельности аудируемой организации и порядка ведения государственной статистической отчетности законодательству;

Описывать область, объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо стандартом корпоративного объединения, в состав которого входит аудируемая организация;

Для выражения аудиторского мнения используются слова: «По нашему мнению, документация и отчетность организации отражают достоверно ее деятельность в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС».

Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был выполнен план аудита. Данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на документацию, отчетность и экоаудиторское заключение события и операции, известные аудитору, и возникшие до этой даты.

Аудиторское заключение должно быть утверждено руководителем экоаудиторской организации или уполномоченным им лицом. Подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, аудиторское заключение должно быть подписано только аудитором.

Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном экоаудиторской организацией (аудитором) и аудируемой организацией, но и экоаудиторская организация и аудируемая организация должны получить не меньше чем по одному экземпляру аудиторского заключения.

В соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности мнения аудиторов о соответствии деятельности аудируемой организации, ее документации и отчетности законодательству представляется в одной из следующих форм:

Безоговорочно положительное мнение, если экоаудиторская группа аудитор приходит к заключению о том, что документация и отчетность дают достоверное представление о

деятельности аудируемой организации в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС;

Модифицированное аудиторское заключение, если возникли факторы:

не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемой организации и раскрытой в документации и отчетности;

Влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на документированную отчетность, но рассмотренной в пояснениях к отчетности.

Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

Аудитор не в праве выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) ограничен объем работы аудитора;

б) имеется разногласие с руководством относительно:

допустимости осуществляемой деятельности, способов и приемов ее проведения;

адекватности раскрытия информации в документации и отчетности.

Обстоятельства, указанные в подпункте «а», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.

Обстоятельства, указанные в подпункте «б», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

Мнение с оговоркой должно быть выражено, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: «за исключением влияния обстоятельств…» (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).

Отказ от выражения мнения имеет место, когда ограничение области и объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности документации и отчетности.

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда наличие какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для документации и отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер документации и отчетности.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к документации или отчетности.

Завершение экоаудита

Информация представляет собой сведения, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемой организации.

Руководством аудируемого организации являются лица, отвечающие за повседневное руководство ею, а также осуществление производственно-хозяйственных операций, ведение госстатотчетности (например, генеральный директор, технический директор, главный инженер и т.д.).

Представителями собственника являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемой организации, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность ее руководства, в том числе назначать или освобождать от должности соответствующих лиц из состава руководства.

Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для проверяемых организаций. Это усложняет задачу по универсальному определению круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемой организацией. Аудитор основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемой организации, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства, учитывая права и обязанности соответствующих лиц.

В договоре о проведении экоаудита (оказании сопутствующих услуг) может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать информацию, представляющую интерес для управления, на которую он обратит внимание в результате аудита, и что он не обязан разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемой организацией, а также могут быть указаны форма, в которой будет сообщаться информация, надлежащие получатели информации, другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области производственного экологического контроля, вопросы, касающиеся порядочности руководства аудируемой организации, а также случаи недобросовестных действий руководства).

Взаимоотношения между аудитором и руководством организации или представителями собственника аудируемой организации должны основываться на требованиях профессиональной этики, независимости и объективности аудиторов.

Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме.

Если информация сообщается в устной форме, аудитору следует документально отразить ее в рабочих документах.

Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемой организации, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.

Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, иметь значение для достоверности документации и отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемой организацией, он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемой организации.