Шелковые рубли. Хорезмийские шелковые деньги Купюра как средство агитации

СУРРОГАТНЫЕ ДЕНЬГИ ГОРОДА БИЛЕФЕЛЬД ИЗ ТКАНЕЙ

Город Билефельд находится в Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия. Билефельд был основан в 1214 году, как резиденция графа Равенсберга . Создавался город для охраны дорог в Тевтобургском лесу. В период средневековья Билефельд был известным центром производства солнечных часов, поэтому этот город называют «солнечный город». В 1866 году Фридрих фон Бодельшвинг основал в Билефельде приют для инвалидов и тех, кто нуждается в помощи. Название приюта - «Бетель» - заимствовано из иврита и означает «Дом Бога». Возникло поселение с более чем 4 000 больными и здоровыми, которые жили и работали сообща.

Илл.1. Билефельд. 25 марок 1921 год. Аверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

«Город сострадания» владел собственными мастерскими, жилыми домами, общественными учреждениями, собственным электро- и водоснабжением, школами, церквями. По сути это был город в городе. И в настоящее время в городе Билефельд находится, известный медицинский Центр по реабилитации больных с тяжелыми формами психических расстройств и больных эпилепсией .

Согласно историческим данным, в XIII веке половина жителей города были заняты производством льна. И естественно, что в данном городе строились ткацкие фабрики. В XV веке город входил в Ганзейский союз, и стал широко известен, прежде всего, как центр по изготовлению и продажи тканей изо льна .


Илл.2. Билефельд. 25 марок 1921 год. Реверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

В начале XIX века Германия воевала с Наполеоном Бонапартом и город Билефельд это тоже коснулось. Наполеон был в Билефельде в 1812 году. А чуть более чем через 100 лет, после Первой мировой войны в Германии разразился страшный экономический кризис. Очень интересное описание этого кризиса, а точнее жизнь конкретных людей в период этого кризиса описано в произведении Эриха Марии Ремарк «Чёрный обелиск». В период этого кризиса многие города Германии стали выпускать свои суррогатные деньги - нотгельды. Их делали из цинка, алюминия, алюминиевой фольги, бумаги, льна, шелка, кожи, дерева, фарфора, угля, хлопка, целлюлозы, желатина и др. материалов .

Лён и шёлк в 20-ые годы ХХ века был достаточно доступным в Билефельде, и поэтому эти материалы стали использоваться для изготовления нотгельдов (илл. 1, 2, 3, 4). Бургомистром города в тот период был Рудольф Штапенхорст.

В России более известны деньги на шёлке Хорезмской Народной Советской Республики (ХНСР). Кстати, они выпускались в 1920 - 1921 годах, в тот же период, как и эти нотгельды города Билефельда. Хорезмские деньги на шёлке называют «шелковки» (шелковые деньги), «хивинки» .

Нотгельды в Германии имели различные рисунки от библейских до изображений солдат и пейзажей. Удивительно, но в период этого кризиса Арнольд Келлер стал коллекционировать эти нотгельды. Более того он написал более 70 книг по нотгельдам. И его книги переиздаются в настоящее время . Конечно нотгельды города Билефельда, имели разные рисунки. На нотгельде (илл. 3, 4) изображение периода наполеоновских войн. Исход Наполеона из Германии в Париж был в 1814 году. И ознакомившись с историей города, нам становится понятным и обоснованным сюжет чудодейственного исцеления инвалидов на нотгельде из шёлка (илл. 1,2).


Илл. 3. Билефельд. 25 марок. Аверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.


Илл. 4. Билефельд. 25 марок. Реверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.

Эти нотгельды имеют неточные размеры и форму. Рисунок печатался на одной стороне ткани, потом две стороны с разным рисунком сшивались. На иллюстрациях отчётливо видны швы по краю бон.

Нотгельды из шёлка и льна, представляют интерес для коллекционеров-бонистов. А также интересны обычным людям с исторической точки зрения.

Источники информации:

1. Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918 - 1923). Санкт-Петербург, 2005.

2. Рябченко П. Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон, выпущенных в России, СССР, странах СНГ (1769 - 1994). Киев, 1995.

3. Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.

4. Arnold Keller Deutsches Notgeld, Bände 7 & 8 Das Notgeld der deutschen Inflation 1923. H.Gietl Verlag & Publikationsservice GmbH, Regenstauf, 2004.

5. World Paper Money, Krause Publication Inc., New York, 1994.

6. Энциклопедия Википедия -

Сколько стоит натуральный шелк?

  • Поделитесь данными о стоимости ▲ ▼
  • Натуральный шёлк, пожалуй, самая изысканная и благородная ткань, известная человечеству. Её появлению мы обязаны древнему Китаю, где долгое время бережно хранили секрет шелководства.

    До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

    Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

    Самые известные виды натурального шелка

    Шифон

    Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

    Атлас

    Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

    Бархат на шёлковой основе

    Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

    Шёлковый батист

    Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

    Газ

    Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

    Гладкокрашеный шелк

    Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

    Дюшес

    Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

    Креп

    В переводе с французского «crepe» – шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

    Муслин

    Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

    Парча

    Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

    Тафта

    Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

    Чесуча

    Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка – тусора.

    Шелковые мифы развеет зажигалка!

    Миф №1 Натуральный шёлк очень трудно отличить от ненатурального

    Это не так. Вытянув несколько ниточек из интересующей вас ткани, вы поджигаете их (стараясь не спалить весь магазин) и сразу же нюхаете — он должен пахнуть палёным рогом или шерстью. Полиэстер в отличие от шёлка плавится, а вискоза тлеет и пахнет жжёной бумагой. Запёкшийся комочек шёлка можно растереть в пальцах, как обычный уголёк. Вот и все. Любой уважающий себя магазин ткани позволит вам провести эту нехитрую экспертизу

    Миф №2 Натуральный шёлк стоит дорого

    Это тоже не совсем так. По 100$ за метр квадратный может стоить шёлк известных европейских дизайнеров, но в этом случае Вы платите за имя и модный дизайн. Сам по себе материал из коконов тутового шелкопряда (bombix mori) в России может стоить от 10 до 50$ в зависимости от плотности и фактуры. Такие ткани как туаль, эксцельсиор, газ-шифон, тонкие атласы и крепдешины для ручной росписи не могут стоить дорого, потому что большинству художников нужен дешёвый материал (150-350 рублей/метр). Из таких тканей также шьют недорогое постельное бельё, аксессуары и т.д. Так что смело можно сказать, что шёлк и шёлковая одежда стали в России позволительной роскошью.

    Миф №3 Шёлк всегда гладкий, блестящий и скользкий.

    Моя соседка купила шёлковое постельное бельё и говорит мне — «…деньги на ветер! Всю ночь с кровати скатывалась!». Шёлковый атлас действительно обладает гладкой поверхностью, которая, впрочем, после стирки в барабане стиральной машины становится больше похожей на нежную лайку. И, кстати, этот фокус не проходит ни с полиэстером, ни с вискозой. И потом, среди шёлковых тканей есть совершенно нескользкие и гораздо больше подходящие для постельного белья. Например, крепдешин (можно делать простыни на резинке, шёлковый креп даёт небольшую эластичность и вдоль, и по диагонали), мокрый шёлк (или шёлк с эффектом кожи персика) как нельзя лучше подойдёт для тех, кто много ворочается во сне – эту нежную матовую ткань не так-то просто стянуть с матраса!

    Органза

    • 640 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 5,5 м/м ≈24 г/м2

    Органза узбекская

    • 550 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Топленое молоко
    • Ширина: 145 см
    • Плотность: 14 гр/м2

    Креп-сатин

    • 1950 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 114 см
    • Плотность: 20 м/м ≈86 г/м2

    Крепдешин

    • 1080 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 12 м/м ≈52 г/м2

    Жоржет

    • 760 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 8 м/м ≈34 г/м2

    Жатый шифон

    • 570 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 5,5 м/м ≈24 г/м2

    Атлас стрейч «Anthracite»

    • 1500 руб/м
    • Состав: 95% шелк / 5% эластан
    • Цвет: Anthracite (Черный)
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 16 мм ≈69 г/м2

    Атлас стрейч «Red Wine»

    • 1500 руб/м
    • Состав: 95% шелк / 5% эластан
    • Цвет: Red Wine (Красное вино)
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 16 мм ≈69 г/м2

    Атлас 12 мм

    • 1170 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 12 м/м ≈52 г/м2

    Газ маргиланский

    • 320 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 90 см
    • Плотность: 7-8 гр/м2
    • 315 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 91 см
    • Плотность: 3,4 м/м ≈15 г/м2

Настроение сейчас - Грустное


О моём блоге.



  1. Я-коллекционер и я точно знаю, что у многих людей,

  2. у большинства коллекционеров и не обязательно коллекционеров,

  3. есть, наверное, какие-нибудь оригинальные или уникальные

  4. или прикольные вещи, на которых посмотришь и удивляешься:

  5. откуда это? что это? как так получилось? не может быть!!!--

  6. -- в-общем заставляющие задуматься.


  7. предметов и видов коллекционирования, т.е. это может быть и

  8. уникальная монета,и значок, и орден, и какое-нибудь знамя,

  9. и печать, и штамп, и марка, и книга, и пуговица и т.д. и т.п.

  10. - ведь несть числа предметам и видам коллекционирования и

  11. несть числа событиям происходящим вокруг этих предметов!!!

  12. У каждого есть ЧТО-ТО, о чём он может рассказать ЧТО-НИБУДЬ!

  13. И, по-моему глубокому убеждению, надо об этом рассказывать.

  14. Ведь эти предметы- немые свидетели Истории Человечества!

  15. Я сейчас обратил внимание на номер строки на котором остановился.

  16. 17-строка!! ! Ведь я хочу рассказать о событиях, происходящих

после 17-го года прошлого века! Случайно ли это? Конечно, случайно!

Но мог и намеренно подвести к этой строке- ведь это так просто:

убавить или прибавить несколько слов и всё изменится!

Иногда, оказывается, можно добавить несколько точек, чтобы всё


изменилось и самое главное, чтобы изменился весь смысл написанного!

Именно о таком случае я хочу рассказать в 1-й части своего блога,

блога, которого хочу завести и назвать: "Мои раритеты".

Речь пойдёт про знамёна ХССР (Хорезмская Советская

Социалистическая Республика )- республики, которая


просуществовала всего неполных 4 года с 1920-1924гг.

Напомню лишь будущему читателю что есть специальная

историческая дисциплина, которая называется "вексиллология"

и которая занимается изучением флагов и знамён.

Отличительной чертой флагов и знамён является то

обстоятельство,что флаги - это изделия массового производства,

а знамя - это единичное изделие! Итак:

1. Знамёна ХССР (1920-1924гг)

Это знамя приобрёл лет 40 назад будучи в командировке в Москве

мой друг старый хорезмский коллекционер Ростислав Чернявский

(царствие ему небесное!) - и по приезде обратно в Ургенч

показал мне чтобы похвастаться - ну как это обычно бывает

среди коллекционеров когда им в руки попадает не совсем

обычная вещь.

Оказывается он обменял эту вещь на 20 штук шелковых денег

ХССР (в то время за них давали хорошие деньги - да и сейчас

дают совсем неплохие - 500$ за каждую штуку!)

Я до сих пор помню эту нашу встречу - она кончилась крупной

ссорой и перепалкой и мы после этого целый год не

разговаривали друг с другом. Дело в том что 10 штук шелковок

из 20 были моими и он не мог ими распоряжаться без моего

согласия --ведь я их дал, чтобы он продал и принёс мне деньги.

И во-вторых... Вот в этом во-вторых и была загвоздка и причина

нашей вскоре разразившейся ссоры. Сначала всё было хорошо -

он мне сказал, что не смог за хорошую цену продать наши

шелковки- времени было в обрез, а тут ему предложили обменять

тряпочки на одну большую тряпку и он согласился, так как счёл,

что эта большая тряпка то бишь знамя - оригинальной

и уникальной исторической ценностью, а мне вместо 10 штук

отдаст 12 шелковок или любой другой обмен какой я пожелаю

(а ему было что предложить и на что я глаз положил и он знал

об этом - ему всегда везло на уникальные вещи!). Я согласился

и мы начали обмывать его приезд и его новое приобретение и

заодно начали осматривать это самое приобретение. Вот тут-то

и случилось!!! При первом же взгляде на надпись мне бросилась

в глаза первая буква и я понял скрытый смысл верхней строки

надписи на знамени. Ведь я же хорезмиец!

Какая трактовка знаменитого лозунга коммунизма! Какой прикол!

Это был настоящий прикол! Всем приколам прикол!!!

И я сказал Чернявскому:" Ростик, родной ты мой, ты что принёс?

Ты знаешь что тебе подсунули москвичи? Это же антисоветчина!"

Чернявский вскинулся: "Где ты видишь антисоветчину? Везде

тебе антисоветчина мерещится и это потому что в тебе глубоко

сидит сталинское наследие и ты сидишь и всё время дрожишь."

Тут уж вскинулся я: "Да ты прочти что там написано

и внимательно прочти, особенно,верхнюю дугообразную строку,

ты же знаешь арабскую графику

- точка есть, точки нет, меняется буква, меняется смысл.

"Да всё нормально там написано, - ответил Чернявский - я уже

давно прочитал, обычная стандартная надпись: "Пролетарии

всех стран,соединяйтесь!" Так пишется и сейчас на всех

флагах и знамёнах. Причём тут антисоветчина?"

"Прочитай, пожалуйста, вслух, что там написано - попросил я

настойчиво - и читай побуквенно."

И Чернявский раздраженно начал бубнить:

"Б-и-р-л-а-ш-н-г-и-з б-у-т-у-н д-у-н-й-а м-е-х-н-а-т-к-а-ш-л-а-р-и."

"Да посмотри ты внимательно на первую букву, разуй глаза пошире,

- уже раздражаюсь я - там внизу стоят три точки,

и это уже не буква "Б", как ты только что прочёл, а буква "П" и

вместе это получается не "бирлашингиз", а "пирлашингиз" и

здесь, именно зарыта собака и очень большая собака, а потом

Ростик, дорогой ты мой, где ты видишь слово "пролетарии"?

Слово "мехнаткашлар" имеет только одно значение "трудящиеся",

так что если фразу вместе перевести,

то получится, извини меня: Трудящиеся всего мира, обосритесь!!!

Чернявский вылупил на меня глаза: Что ошибки быть не может?

"Ростик, ты же знаешь, под буквой "Б" должна стоять только одна

точка, а здесь поставили даже не одну, не две а целых три - и этим

самым хотят подчеркнуть что это именно буква "п",

а не какая-нибудь другая, и это осознанная акция, понимаешь???

/В арабской графике можно недопоставить точки, это имеет место

Сплошь и рядом на старых монетах, на старых документах,

Рукописях и т.д. Из-за этого академики-востоковеды постоянно

Спорят друг с другом, один говорит надо читать так, другой

То этим самым идёт конкретизация буквы, т. е. читай так и

Никак иначе./

Чернявский сидел и мрачно глядел на пустые бутылки:

"Принеси, пожалуйста, ещё пару штук, а то голова что-то

Не варит, а я до этого посмотрю словари и подумаю."

"Хорошо, - сказал я - но ты,пожалуйста, глупостей не делай, а то

я знаю тебя, большевика, и большевицкие твои замашки, не рви

знамя, знамя не виновато, для чего-то его бог сохранил же

столько времени, а потом сам знаешь, восток - дело тонкое,

может быть, действительно, есть другой смысл; смотри

слово "пирлашингиз" в словаре, со словом "пролетарии" -

всё понятно - такого понятия в узбекском языке в то время не

существовало.Так что прошу тебя не рви знамя,

сейчас я быстро схожу к сторожу в магазин."

"Хватит тебе каркать, я ещё не дошёл до такого

состояния, всё будет нормально, иди" - сказал Чернявский и

начал рыться в книжном шкафу. Я быстро сходил в магазин и

вернулся обратно. Смотрю Чернявский довольный такой,

глаза сияют,а перед ним раскрытая книга...

"Давай наливай, за это стоит выпить, я тут нашёл ещё два

Значения слова "пирлашингиз" - первое, это

"станьте богатыми", и второе, это "станьте святыми " . Второе,

конечно, отбрасываем и в свете первого надпись на знамени

означает: "Трудящиеся всего мира, обогащайтесь!" - и, победно

смотрит на меня. Что делать? Восток - дело тонкое. В-общем

сели и выпили - налили и опять выпили. Потом я говорю:

"Ростик, пожалуйста, не обижайся и теперь посмотри нижнюю

часть надписи." Чернявский, чувствуя подвох с моей стороны,

раздраженно бросил взгляд на знамя и сказал: " Что ты там ещё

нашёл? Сам читай и говори."

"Тут написано - йашасун данглик ва адолат- то есть -

да здравствует равенство и справедливость. Видишь ли,

слово "данглик" (равенство)- это чисто хорезмийский

диалект узбекского языка - в литературном оно передаётся

в форме "тенглик", так что весь текст мы должны рассматривать

именно в хорезмийском ключе, и так как сам объединяющий

литературный узбекский язык появился после 1924 года то

есть после появления новообразованной УзССР, то опять же всё

написанное на этом знамени мы должны рассматривать именно

через призму хорезмийского языка, а в хорезмийском языке

слово "пирлашингиз" никогда не употреблялся в значении

"обогащайтесь", да и смешно и наивно желать всем нищим

обогощаться, если, конечно, это не сделать с большой иронией

и сарказмом, но ещё раз повторяю, извини меня,

"пирлаш" по-хорезмийски обозначает только одно, извини,

"обосраться", есть ещё одно значение - "пир-пир" - это исходить

животом у младенца (понос), но это то же самое;


может быть, именно это и имелось в виду, ведь коммунизм в то

время был действительно в младенческом возрасте. Так что

в любом случае, Ростик,ты эту вещь не можешь ни продать,

ни обменять, ни похвастаться перед кем-нибудь - а то

пойдёшь тропою отца в Сибирь-матушку лес валить."

Зря, конечно, сказал про тропу его отца, так как после моей

тирады Чернявский вскочил, взял знамя, бросил на пол

и давай его топтать и весь багровый начал кричать:

"Кость ты белая! Причём тут мой отец?

Его Хрущёв реабилитировал! Порву нахрен это знамя --это дело

рук младохивинцев - твоих родичей. Сталин правильно делал,

что расстреливал их, надо было их ещё больше расстрелять!

И сейчас одни контры и везде одно жульё! И тебя надо к стенке

поставить! Ходишь тут - точки лишние находишь!"


Ещё что-то кричал Чернявский и пытался знамя порвать, но я

остановил его, взывая к его коллекционерским

чувствам и что он не фашист же в конце концов чтобы

уничтожать культурное наследие и тут же добавил, что я купил

не 2 штуки, а на всякий случай 4 штуки и поставил на стол ещё

2 бутылки портвейна нр 24- это было лучшее вино того времени!

Тогда Чернявский бросил знамя

к моим ногам и сказал, что он дарит его мне и чтобы я

свои крёбанные шелковки тоже у него не требовал бы и что

он со мной в расчёте и чтобы я куда-то ушёл подальше и на

глаза его больше и лучше не попадался бы. Так мы с ним

поссорились и целый год после этого не виделись.

Но потом, думая, чем чёрт не шутит, может, действительно

там ошибка случилась, я уже целенаправленно стал

искать такую же надпись на монетах, на бумажных деньгах,

на печатях, в-общкм на всём где она может быть.

И наконец-то, через 7 лет нашёл! И опять на знамени!

Только другого назората (министерства) - назората

Верховного Суда Республики! А первое было знаменем

назората Юстиции! Во как надо издеваться!


Ещё через некоторое время умер Чернявский - сердце

честного коммуниста не выдержало перестроечных перемен.

Перед этим он вызвал меня к себе и мы, как обычно выпили, и

за гласность тоже выпили, и сказал он тогда грустным голосом,

что пролетариат действительно обосрался, и что я теперь

спокойно могу продать свои знамёна, ничего и никого не

боясь. Чернявский был честным коммунистом, но с "правым

уклоном", и поэтому он не был в официальных рядах партии

и на его могиле не было больших номенклатурных коммунистов

т.е. тех, которых он называл ВОРАМИ В ЗАКОНЕ ибо они

находясь у власти и прикрываясь неприкосновенностью

депутатов воровали миллионами, а не те, которых поймали

и сидели в тюрьмах и в силу своих особенностях характера

и остроты ума были прозваны ВОРАМИ В ЗАКОНЕ в противовес

официальным ВОРАМ, которых Закон ЗАЩИЩАЛ!!!

На его могиле было только три алкаша - одного из них звали

"Маяковским",так как он когда выпьет,всегда читал Маяковского;

другого звали "Есениным", так как он, когда выпьет, всегда

читал только Есенина, а третьего звали "Долларом"

- про третьего не будем вдаваться.

Первый прочёл про "серпастый и молоткастый", как будто

чувствовал, что этот самый "серпастый и молоткастый"

вскоре тоже исчезнет навсегда;

второй прочёл про какую-то одинокую берёзку, не то серебром

покрытою- не то золотом, хотя он в жизни не видел

этой самой берёзки, а видел только каракумские пески,саксаул

и ящерицы вокруг; а третий алкаш тоже что-то

прочёл, кажется, хутбу про доллар и мировой капитализм...

P.S. Вставляю:

Вставка 1-

фото обоих знамён и отдельно фрагменты с тремя точками.

Вставка 2-

Шёлковые деньги Хорезма

Вставка 3-

Бумажные деньги Хорезма

Вставка 4-

Хорезмийский "пролетарий"!!!----

видеофрагмент с моим внуком, который наглядно объясняет

что такое делать "пр-пр" по-хорезмийски!

Вставка 5-

песню Ю.Алешковского "Товарищ Сталин" в исполнении

В.Высоцкого- так как эту песню любили слушать и Чернявский

и упомянутые мной "алкаши"-- "Маяковский" и "Есенин"- так как

они тоже вскоре отошли в мир иной- царствие им всем небесное!


Сегодня во многих странах ученые работают над повышением долговечности бумажных денег, в результате чего появляются в том числе деньги пластиковые. Как показывает история, похожую задачу решали и в двадцатые годы прошлого века. В результате появились деньги на шелке. Впрочем, причиной использования шелка в качестве банкнотной основы стала не столько долговечность этого материала, сколько дефицит бумаги на отдельно взятой территории.

В апреле 1920 года в Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР). В этом же году правительство республики вынуждено было осуществить эмиссию местных денежных знаков, которые стали выпускаться на шелковой материи и лишь частично - на бумаге.

Решение о выпуске денег на шелковой материи, так называемых «шелковок», было принято по нескольким причинам. Во-первых, на территории республики была хорошо развита кустарная шелковая промышленность. Во-вторых, для массового выпуска денег отсутствовали необходимые запасы бумаги, даже плохого качества. В-третьих, была принята во внимание перспектива увеличения срока службы денег - благодаря большей, по сравнению с бумагой, долговечности шелкового материала.

Эмиссия денег республики, в соответствии с данными каталогов, состояла из купюр номиналом 250, 500, 750, 1000, 2000 и 5000 рублей, выпущенных двумя сериями в 1338 и 1339 годах по хиджре. Из сопоставления дат по хиджре с соответствующими интервалами григорианского календаря (так, 1338 год соответствует интервалу с 26 сентября 1919 по 14 сентября 1920 года) можно установить, что денежные знаки первой серии вводились в оборот в 1920 году в период между апрелем (когда была провозглашена республика) и серединой сентября. Знаки второй серии (1339 год соответствует интервалу с 15 сентября 1920 года по 3 сентября 1921 года) вводились в оборот в период с середины сентября 1920 года по март 1921 года.

Технология изготовления денег на шелке была удивительно примитивной. На специально вытканной кустарями-умельцами из натурального шелка ленте шириной 11 сантиметров ручным способом при помощи штампа наносились своеобразные рисунки, точнее - цветные художественные орнаменты на лицевой и оборотной сторонах денежных знаков. Штампы изготавливались из древесины растущего в Средней Азии дерева рода ильм (карагач), применявшегося при изготовлении резных художественных изделий. Полоса шелка после нанесения орнамента на обеих ее сторонах разрезалась на равные части, соответствующие ширине создаваемых купюр.

Это были одни из самых нарядных и оригинальных денег, когда-либо выпускавшихся в мире. Историки-бонисты отмечают, что особой нарядностью отличались «шелковки» достоинством 1000 рублей. С этим трудно не согласиться, рассматривая этот денежный знак. Текстовая часть тысячерублевки была отпечатана на шелке фиолетового, синего и голубого оттенков. Этонастоящая художественная миниатюра, удивительно напоминающая восточный ковер.

С помощью научных сотрудников восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета удалось с высокой достоверностью расшифровать содержание всех надписей на лицевой и оборотной сторонах купюры в 1000 рублей, выполненных по-тюркски.

Номинал денежного знака проставлен арабскими цифрами.

На лицевой стороне купюры справа и слева от виньетки с надписью «Тысяча рублей» проставлены по-восточному орнаментированные цифры номинала.

Над виньеткой надпись: «Бумажные деньги Хорезмской Народной Советской Республики». На рамке стоит год выпуска по хиджре - 1338. Над виньеткой выполнены надпечатки:
- Председатель Совета народных назиров Хаджи Палван Нияз Юсупов
- Назир финансов Мухаммед Пенах Мухаммед Рахимов
- Кассир
- Мухаммед Амин Ишджанов

Внизу на рамке проставлен год выпуска - 1920.

На оборотной стороне банкноты в верхней части рамки напечатано: «Эти бумажные деньги обеспечены всем имуществом правительства».

В нижней части рамки надпись: «Человек, подделывающий эти бумажные деньги, предается революционному уголовному суду». Здесь же год выпуска - 1920.

В центре оборотной стороны представлен герб республики. Слева от него напечатано: «Тысяча рублей», справа - цифровой номинал.

Шелковые боны Хивы представляют большую коллекционную редкость. В России в частных и государственных коллекциях насчитывается всего несколько сотен хивинских бон.

Ростислав Николаев

Натуральный шёлк — один из самых дорогостоящих материалов. Благородные полотна, несмотря на высокую цену, становятся выбором многих модниц. Шёлковые вещи не походят на «собратьев», они выглядят дорого, изысканно и шикарно. Приобрести готовое изделие высокого качества, которое бы соответствовало особенностям фигуры и личностным вкусовым предпочтениям, нелегко.

Если же госпожа удача на стороне покупателя, то стоимость заставляет сердце биться быстрее. Далеко не каждый готов отдать десятки тысяч рублей, поэтому ценители шёлка нередко пользуются услугами специалистов ателье.

Обратившись к швее, можно убить сразу четырёх зайцев:

  1. Стать обладателем вещи мечты.
  2. Получить эксклюзивное изделие, скрывающее недостатки и подчёркивающее прелести фигуры.
  3. Быть уверенным в натуральности ткани.
  4. Сэкономить приличную сумму.
Пункт № 3 остаётся под вопросом. Почему? На рынке всегда найдётся продавец, который выдаёт высококачественную синтетику за шёлковую ткань . Как разоблачить шарлатана и не попасться на его крючок? Давайте разберёмся.

Виды шёлка и признаки натуральности

Благородный и изысканный материал родом из Китая бывает лёгким и невесомым, слегка плотным и невероятно блестящим, шероховатым и волнистым. Технологии по производству шёлка идут вперёд.

Прогресс невозможно не заметить. На тканевом рынке существует масса разновидностей шёлка, среди них:

  • шифон;
  • бархат;
  • батист;
  • дюшес;
  • креп;
  • вуаль;
  • матлассе;
  • муслин;
  • парча;
  • тафта;
  • чесуча и др.
Немало разновидностей ткани из перечисленного списка бывают не только шёлковыми. К примеру, рынок переполнен шифоном из полиэстера. Упомянутые ткани можно отнести в шёлковой группе, если в их основе лежат соответствующие натуральные волокна. К одному из самых дорогих относят гладкокрашеный материал. Для его производства отбирают только лучшие коконы тутового шелкопряда. Именно эти гусеницы вьют высококачественные длинные нити, отличающиеся целостностью. Материя из такого сырья получается одновременно тонкой и невероятно прочной.

Могут ли синтетические аналоги походить на шёлк? Безусловно, но ценитель натурального полотна сразу определит подделку. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно покупать только у проверенных продавцов, которые дорожат репутацией.

Итак, при анализе материала учитывайте следующие факторы:

  1. Цена. Шёлк никогда не будет стоить копейки. Стоимость изысканных полотен, как правило, начинается от 3 тыс. рублей.
  2. Тактильные ощущения. Натуральные полотна невероятно приятные на ощупь, струящиеся, нежные и лёгкие. Кажется, что ткань стекает с рук. Искусственные аналоги, в свою очередь, отличаются жёсткостью и холодом.
  3. Термические свойства. Шёлк уникален! Да- да, он не походит на другие натуральные полотна, так как мгновенно адаптируется к температуре тела человека.
  4. Гигроскопичность. Шёлк пропускает воздух, а синтетика — нет.
  5. Блеск. Как сияет благородное полотно? Естественно, легко и приглушённо. Подделка, в свою очередь, переливается так, что впору ослепнуть.
  6. Внешний вид срезов. Что произойдёт с подделкой после разреза? Края ткани начнут сильно сыпаться. Шёлковые волокна отлично держаться между собой благодаря технологии плотного переплетения.
Глубокий анализ позволит купить материал высокого качества, избежав разочарований.

Доверяй, но проверяй!

Сомневаетесь в том, что сможете по внешнему виду и прощупыванию убедиться в натуральности шёлка? Проведите небольшой эксперимент. Добросовестный продавец не возразит, ведь заинтересован в продаже товара. Попросите его отделить от материала тонкую ниточку для проведения эксперимента.

Вам также понадобится зажигалка. Подожгите нитку, оцените вид и запах. Натуральные волокна будут гореть, а искусственные — плавиться. Первые пахнут, как жжёный человеческий волос либо шерсть, вторые — пластмассой. Шёлковая нить сгорит дотла, оставив после себя пепел, а синтетическая — скрутится в комок.

Как видите, всё просто! Теперь вы сможете купить 100% шёлк и не сомневаться в его натуральности.