Пути и методы энергосбережения в сфере жкх. Возможные пути решения проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Тарифообразование как системная ошибка

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” собственники помещений обязаны за свои средства проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Пример экспериментального, безопасного дома в Хабаровске доказывает возможность повышения энергетической эффективности многоэтажных жилых домов.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) собственники помещений обязаны за свои средства проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Пример экспериментального, безопасного дома в Хабаровске (пока единственного в России) доказывает возможность повышения энергетической эффективности многоэтажных жилых домов.

Экономия энергоресурсов невозможна без учета их потребления, в связи с этим важным и неотъемлемым мероприятием по повышению энергоэффективности многоквартирного дома (МКД) является установка общедомовых и индивидуальных приборов учета воды, газа, электроэнергии, тепла. При этом сами по себе приборы учета ничего не экономят – они лишь позволяют увидеть реальную (фактическую) картину энергопотребления и принять соответствующие меры по его снижению.

  • собственники помещений в МКД экономят на платежах за коммунальные ресурсы, экономия по разным видам ресурсов составляет от 10 до 30%;
  • ресурсоснабжающие организации уменьшают издержки на выработку и передачу энергии путем снижения потерь на собственные нужды и потерь в сетях при передаче энергии; при этом улучшаются режимы, а также повышается качество поставляемых ресурсов;
  • управляющие организации при правильном взаимодействии с собственниками помещений в МКД получают значительную прибыль, размер которой зависит от различных факторов.

Наиболее целесообразно с точки зрения получения максимального эффекта, т.е. максимальной экономии потребляемых энергоресурсов, одновременно устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учета энергоресурсов. В этом случае каждый из собственников помещений в МКД видит реальную картину собственного энергопотребления и сам принимает решение по поводу экономии энергоресурсов. Это дает наибольший психологический эффект, так же как таблички типа “Уходя – погаси свет” или “Уходя – выключи воду”. Во времена СССР такие таблички, вывешенные в подъездах, позволяли снизить до 5% потребляемых МКД энергоресурсов.

При установке приборов учета энергоресурсов управляющая организация собирает с собственников помещений в МКД плату за их потребление по показаниям индивидуальных приборов учета, а сама платит поставщику энергоресурсов согласно показаниям общедомовых приборов учета. При этом количество потребленных энергоресурсов, рассчитанное по показаниям индивидуальных приборов учета тепла, практически никогда не совпадает с количеством потребленных ресурсов согласно показаниям общедомовых приборов.

Чтобы свести баланс, необходимо учесть множество дополнительных факторов:

  • неучтенные общедомовые расходы;
  • погрешность приборов учета;
  • несинхронность снятия показаний с приборов и т. д.

Сведение баланса – довольно сложная и громоздкая задача, но она легко решается, если использовать автоматизированную систему сбора данных с индивидуальных приборов учета, «привязанную» к общедомовому прибору учета. Так, в Хабаровске используется система “ЛЭРС-УЧЕТ”, занесенная в Госреестр средств измерений Российской Федерации. Наибольший в денежном отношении эффект дает установка общедомового прибора учета тепла в МКД. В таблице 1 приведен ориентировочный расчет стоимости установки общедомового прибора учета тепла в 60-, 80-, 120- и 200-квартирных жилых домах Хабаровска.

Наличие общедомового теплосчетчика очень выгодно для управляющей организации, но только при его грамотной эксплуатации, что обеспечивается заключением договора на обслуживание со специализированной организацией, имеющей лицензию на ремонт средств измерений.

В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ собственники жилья за счет своих средств должны установить общедомовой прибор учета тепла. Причем оплата за внедрение и эксплуатацию общедомового теплосчетчика может производиться как с привлечением, так и без привлечения средств энергосберегающей организации (ЭСО) или УО. Также возможна оплата с рассрочкой. Далее приведены различные варианты платы за общедомовой теплосчетчик:

  • без привлечения средств ЭСО;
  • за счет средств собственников жилья:

– единовременная оплата с эксплуатацией до конца года (два месяца);

– с рассрочкой на три года;

– с рассрочкой на пять лет;

  • за счет средств УО:

– единовременная оплата с эксплуатацией до конца года (два месяца):

– с рассрочкой на три года.

– с рассрочкой на пять лет;

  • с привлечением средств ЭСО:

– за счет средств собственников жилья;

– с рассрочкой на три года;

– с рассрочкой на пять лет;

  • за счет средств УО:

– с рассрочкой на три года;

– с рассрочкой на пять лет.

В таблице 2 приведены два варианта расчетов за общедомовой теплосчетчик:

  • установка за счет собственников жилья без привлечения средств УО, но с привлечением средств ЭСО;
  • установка за счет собственных средств УО без привлечения дополнительных средств с собственников жилья и с привлечением или без привлечения средств ЭСО.

В обоих вариантах собственники жилья платят УО за тепло по нормативам. Плата рассчитывается с ЭСО по показаниям общедомового прибора. Кроме того, в первом варианте жильцы дополнительно оплачивают услуги по внедрению и эксплуатации общедомового теплосчетчика. Эта услуга включается в квитанцию на оплату за коммунальные платежи отдельной строкой и поступает в адрес УО. Как видно из таблицы, размер дополнительной оплаты зависит от количества квартир в МКД и периода рассрочки платежа, но не более 230 руб./мес. Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что размер дополнительной оплаты находится в пределах 90–230 руб./мес.

Во втором варианте собственники жилья не затрачивают дополнительных средств на установку и обслуживание общедомового теплосчетчика. Они оплачивают услуги теплоснабжения по нормативу УО, при этом перерасчет по показаниям общедомового теплосчетчика (13-я квитанция) не производится. Об этом УО договаривается с собственниками жилья, и это положение в виде дополнительного соглашения вносится в договор управления МКД. После окончания срока оплаты установки и обслуживания общедомового теплосчетчика собственники жилья рассчитываются с УО не по нормативам, а по показаниям общедомового теплосчетчика, что позволит в дальнейшем при правильной эксплуатации системы теплоснабжения и общедомового теплосчетчика сэкономить 20% платежей за тепло и более.

Из табл. 2 видно, что наименее выгодным для собственников жилья и наиболее выгодным для УО является первый вариант. При рассрочке на пять лет жильцы дополнительно выплатят УО в течение пяти лет от 5,5 тыс. до 13,5 тыс. руб. с квартиры в зависимости от числа квартир в доме, а УО за пять лет получит чистую прибыль в размере от 900 тыс. до 270 тыс. руб.

Однако при втором варианте жильцы не затратят дополнительных средств в течение пяти лет и бесплатно получат общедомовой теплосчетчик. При этом чистая прибыль УО составит от 500 тыс. до 2,15 млн руб. – если она использует собственные средства на установку и обслуживание прибора, или от 100 тыс. до 1,6 млн руб. – если она привлечет средства ЭСО.

Наиболее “пострадавшей” стороной во всех вариантах является ЭСО, так как она несет убытки за пять лет в размере от 900 тыс. до 2,7 млн руб. на один МКД. Однако в этом случае снижаются ее собственные затраты на прокачку теплоносителя, уменьшаются диаметры трубопроводов теплоснабжения и теплопотери в сетях, стабилизируется гидравлический режим теплосетей, уменьшается подпитка и т. д.

Из изложенного следует, что наличие общедомового теплосчетчика очень выгодно для УО, однако только при его грамотной эксплуатации, что возможно при заключении договора на обслуживание со специализированной организацией, имеющей лицензию на ремонт средств измерений, входящих в состав теплосчетчика. Неквалифицированное обслуживание чревато негативными последствиями, в результате чего УО может потерять всю свою прибыль.

После установки общедомового прибора учета тепла можно реализовать мероприятия по снижению энергопотребления, которые позволят дополнительно увеличить прибыль УО. Перечень этих мероприятий приведен ранее.

В первую очередь необходимо реализовать малозатратные мероприятия, которые при вложениях до 100 тыс. руб. дают максимальный эффект, а именно:

  • замену устаревшей запорно-регулирующей арматуры на современную шаровую;
  • промывку и регулировку систем теплоснабжения;
  • установку регуляторов расхода и температуры в системе горячего и холодного водоснабжения;
  • установку теплоотражающих экранов за отопительными приборами;
  • установку термостатических клапанов на радиаторах отопления;
  • теплоизоляцию трубопроводов систем теплоснабжения;
  • утепление подвалов с внутренней стороны;
  • замену ламп накаливания на энергоэффективные и пр.

Это позволяет снизить теплопотребление дома на 5–10% и при затратах от 10 тыс. до 100 тыс. руб. получить дополнительную прибыль в размере от 40тыс. до 250 тыс. руб. в год. Данные мероприятия окупаются в течение одного-двух месяцев.

В качестве примера можно привести ТСЖ “Гарант” в Хабаровске, которое в 2008 г. установило общедомовые приборы учета тепла на десяти десятитэтажных домах. При этом в семи из них экономия по теплу составила около 30%, а в трех – 20%. После проведения дополнительных работ на этих трех домах (замены сопел, регулировки систем теплоснабжения и т. д.) экономия составила +30%, а затраты – от 20 тыс. до 60 тыс. руб. на дом.

Следующим этапом идут среднезатратные мероприятия (100–500 тыс. руб.), которые позволяют снизить теплопотребление на 10–15% и окупаются в течение 3–5 лет:

  • установка общедомовых приборов учета энергоресурсов;
  • замена окон на пластиковые или деревянные с многокамерными стеклопакетами;
  • замена и уплотнение дверных косяков, уплотнение дверей;
  • устройство дополнительных входных тамбуров;
  • теплоизоляция чердачных перекрытий;
  • теплоизоляция плоских крыш;
  • теплоизоляция подвалов с внутренней стороны;
  • использование энергоэффективных газовых плит с керамическими ИК-излучателями.

Крупнозатратные мероприятия позволяют не только экономить тепло, но и создавать комфортные условия для жильцов.

Крупнозатратные мероприятия требуют вложения свыше 500 тыс. руб.:

  • установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) с погодным регулированием;
  • использование тепловых насосов для нужд отопления и горячего водоснабжения (ГВС) с использование тепла Земли;
  • применение солнечных коллекторов для нужд ГВС в межотопительный период;
  • теплоизоляция наружных стен теплозащитными штукатурками или дополнительными утеплителями;
  • использование автоматизированной механической приточно-вытяжной системы вентиляции с рекуперацией тепла;
  • дополнительное отопление с использованием теплового насоса, работающего за счет утилизации тепла сточных вод и обратной сетевой воды.

Эти мероприятия позволяют не только экономить тепло, но и создавать комфортные условия для жильцов. Например, установка АИТП с погодным регулированием и с одновременной установкой радиаторных термостатов в квартире позволяет отказаться от “форточного” регулирования температуры в квартире и создать в ней комфортные условия для проживания. Если при этом имеются индивидуальные приборы учета тепла в квартире, то жилец данной квартиры может создавать себе комфортные условия в зависимости от своего кошелька: чем выше температура в квартире, тем больше он платит, и наоборот. Так, если в квартире никого нет, то можно установить температуру 10–12 0 С, а при появлении жильцов увеличить ее до 20–25 0 С. Отметим, что внедрение АИТП – довольно дорогостоящее мероприятие (от 1–3 млн руб.), и срок его окупаемости составляет 5–10 лет.

Следующим этапом идут крупнозатратные (“экзотические”) мероприятия, которые на сегодняшний день не нашли широкого применения в России:

  • использование гелиоколлекторов на нужды ГВС;
  • применение тепловых насосов на нужды ГВС и отопления.

Данный вид энергосберегающих технологий не прижился в нашей в стране из-за относительно низких тарифов на электроэнергию. Сегодня экономически выгодно нагревать воду за счет электроэнергии, а не альтернативных источников теплоты. Также в России нет системы стимулирования при использовании возобновляемых источников энергии в отличие от Европы и Америки. Поэтому в настоящее время эти технологии в сфере ЖКХ РФ не используются.

Большинство современных энергосберегающих технологий сегодня внедрено на экспериментальном энергоэффективном безопасном восьмиквартирном жилом доме в Северном районе Хабаровска. Первая очередь жилого четырехэтажного восьмиквартирного дома сдана в эксплуатацию в 2007 г., сдача второй очереди из четырех квартир запланирована на конец 2010 г. Экспериментальным дом называется потому, что в процессе эксплуатации здесь проходят “обкатку” современные энергосберегающие технологии за счет использования:

  • тепловых насосов, использующих тепло Земли для нужд кондиционирования;
  • гелиоустановок, используемых для нужд горячего водоснабжения;
  • рекуперации тепла в системах вентиляции и др.

В 2009 г. жильцы энергоэффективного дома заплатили за отопление на 60% меньше норматива.

В дальнейшем ТСЖ планирует использовать на данном объекте солнечные фотоэлектрические панели и ветроустановки для оценки эффективности их работы в регионе. В этом доме энергопотребление значительно меньше, чем у аналогичных по площади домов в Хабаровске, даже при условии поддержания в квартирах комфортной температуры 23–25 0 С. Так, в 2009 г. жильцы данного дома заплатили за отопление на 60% меньше, чем по нормативу (т. е. на 60% меньше, чем заплатили жильцы в аналогичной по площади квартире типового хабаровского дома, не оснащенного общедомовым прибором учета тепла).

Энергопотребление снизилось вследствие использования:

  • современных энергосберегающих ограждающих конструкций типа “сэндвич”;
  • энергоэффективных деревянных окон со стеклопакетом и встроенным между пакетами жалюзи, что позволило регулировать солнечную инсталляцию;
  • современных систем отопления на базе медных труб и со стальными радиаторами, оборудованными термостатическими клапанами;
  • автоматизированного домового индивидуального теплового пункта с погодным регулированием;
  • тепла вентиляционных выбросов (рекуперации тепла);
  • общедомового и поквартирного учета всех энергоресурсов (воды, тепла, электроэнергии).

Таков дом повышенной комфортности, аналогов которому на территории России нет. Комфортные условия проживания (температуру, воздухообмен, влажность) жильцы поддерживают и изменяют во времени не только в каждой отдельной квартире, но и в каждой комнате. Кроме того, в каждой квартире имеется встроенный пылесос и система двойной очистки воды. Техническая вода питьевого качества используется в ванной и туалетных комнатах, а питьевая вода тонкой очистки, прошедшая через специальные дополнительные фильтры, – для приготовления пищи. Также в доме предусмотрены системы резервного электро- и водоснабжения, благодаря которым он может бесперебойно функционировать в автономном режиме в течение двух суток при возникновении аварийной ситуации и отключении централизованных систем тепло-, водо- и электроснабжения. Жильцы при этом ничего не заметят, и комфортность их проживания не пострадает.

Немаловажно и то, что на каждую квартиру приходятся два теплых места для автомобилей в подземной части дома. Отметим, что даже зимой температура на подземной автостоянке не опускается ниже +12 0 С.

Кроме того, в доме предусмотрены две системы безопасности: внешняя и внутренняя. Внешняя состоит в том, что дом надежно защищен от разбойного нападения и краж. Его территория ограждена забором и оборудована камерами наблюдения, выведенными на пульт консьержа, который, в свою очередь, снабжен тревожной кнопкой для вызова вневедомственной охраны.

Внутренняя безопасность означает, что каждая квартира оснащена системой внутренней сигнализации, сигналы с которой выведены на пульт консьержа, и специальными “трапами” для удаления воды при аварийных ситуациях, что позволяет защитить жильцов нижних этажей от затопления со стороны проживающих выше. При возникновении аварийных ситуаций сигнал об этом поступает на пульт консьержа, и он может дистанционно отключить данную квартиру от водоснабжения. Все узлы управления инженерными коммуникациями квартир вынесены в специальное техническое помещение на лестничной клетке, поэтому обслуживающему персоналу нет необходимости заходить в квартиры.

В каждой квартире дома имеется технический компьютер, на дисплей которого выводится следующая информация:

  • сведения о состоянии микроклимата (влажность, температура, СО 2 ) в каждом квартирном помещении;
  • данные об энергопотреблении (горячей и холодной воды, тепла, канализации) как в текущем, так и в архивном режиме (в часах, сутках, месяцах);
  • данные об оплате энергоресурсов как в текущем, так и в архивном режиме, благодаря чему жилец может выбрать тот или иной уровень комфорта;
  • показания с видеокамер, установленных на лестничной клетке, во дворе дома, позволяют контролировать посетителей и автоматически открывать им ворота для въезда во двор и входные двери;
  • сигнализация (с помощью специального блока можно поставить квартиру на сигнализацию и снять с нее).

Также в каждой квартире интеллектуального дома имеются блоки вентиляции и теплового насоса, с помощью которых можно автоматически включать и выключать систему вентиляции и кондиционирования. Уличное освещение осуществляется с использованием светодиодных ламп.

Функционирование этого безопасного, комфортного, интеллектуального дома свидетельствует о том, что внедрение энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ выгодно не только жильцам, но и управляющим организациям.

С.А.Дячук, генеральный директор,
ЗАО «Региональные энергетические системы»,
г. Котельники Московской области

Основные проблемы в ЖКХ. Качественные и количественные показатели. Проблемы энерго- и ресурсосбережения

В результате обследования ряда муниципальных предприятий коммунального хозяйства (МПКХ) Российской Федерации, проведенных нашими специалистами, у компании сложилась картина типовых проблем МПКХ, среди которых можно выделить:

· устаревшие, а чаще отсутствующие технологии и оборудование, и устаревшие неэффективные системы транспортировки воды и тепла к потребителям, с применением которых зачастую ранее подготовленные вода и тепловая энергия вновь перестают соответствовать качественно-количественным нормативам;

· вынужденное применение временно согласованных санитарных норм питьевого водоснабжения, превышающих нормативы СанПиН, как следствие невозможности муниципальных предприятий обеспечить потребителей качественной водой;

· затратность производства тепла и воды, как следствие отсутствия средств для проведения модернизации имеющейся инфраструктуры муниципальных предприятий;

· недостаточность объема услуг из-за недофинансирования;

· отсутствие устойчивости, и как следствие -стабильности оказания услуг (по той же причине);

· вынужденный рост тарифов для потребителей, что является следствием затратности эксплуатации;

· кадровый «голод», который является следствием низкой оплаты труда в отрасли;

· нерыночные методы управления МПКХ, как следствие псевдосоциальной ориентированности руководства муниципалитетов;

· низкая санитарно-эпидемиологическая безопасность населения, вызванная действием комплекса указанных выше причин.

Серьезный бизнес практически не рискует идти с масштабными инвестициями в существующую инфраструктуру, при сложившейся ситуации с неустойчивыми и политизированными принципами формирования тарифов для населения.

Выбор современных технологий теплоснабжения и водоснабжения, применительно к ЖКХ

Современные технологии и оборудование позволяют в большинстве случаев резко снизить затратность производства и транспортировки тепла и воды к потребителям, при этом обеспечив необходимое качество этих услуг.

Однако основой правильного выбора технологии должно быть предварительное обследование коммунальных систем. Это особенно эффективно на предпроектной стадии для вновь планируемых к строительству или реконструкции объектов, а также перед предстоящим акционированием муниципальных унитарных предприятий. Безусловно, предварительная работа по обследованию в каждом конкретном случае позволяет минимизировать затратную часть проектов и повысить их эффективность.

Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых городов, и коммунальных систем. А это значит, что не может быть типовых решений. В каждом конкретном случае необходимо сначала диагностировать, а только потом эффективно «лечить».

Однако, при отсутствии средств у муниципалитетов и недооценке проблемы здоровья нации, проблемам коммунальной инфраструктуры уделяется минимальное внимание. Объяснения у всех свои: Муниципалитет сетует на отсутствие средств и возможный рост тарифов, который станет, по их мнению, непосильным для населения, застройщик объясняет недооценку проблемы нежеланием удорожать стоимость квадратного метра. В итоге потребитель не получает качественной услуги, хотя и платит за нее.

Есть и дополнительные проблемы на пути оказания качественных коммунальных услуг. В частности следующие.

Последствия акционирования МУП без финансового оздоровления

Простой юридический анализ показывает нам несколько сценариев развития ситуации.

Вариант 1. Предположим, муниципалитет хочет стать 100%-ым владельцем акций нового акционерного общества (АО). Что произойдет?

1. Снятие ответственности с Администрации муниципального образования за долги и деятельность нового Общества;

2. Необходимость для АО изыскивать собственные источники финансирования;

3. Необходимость (но и, к сожалению, невозможность) грамотного менеджмента.

Без соблюдения подобных условий вновь образованное АО рискует практически мгновенно стать банкротом. Как следствие - введение антикризисного управления, распродажа имущества за долги, приход нового собственника, ориентированного не совсем на те цели и задачи, которые необходимы потребителю, работникам бывшего муниципального предприятия и самому муниципалитету.

Вариант 2. Муниципалитет хочет переложить функции оказания жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) на плечи частной компании.

Здесь уже кое-где есть опробованные методы: аренда и концессия муниципального имущества.

Однако, мы не видим принципиальной разницы между МУП, арендатором или концессионером в форме реальных взаимоотношений с собственником коммунальной инфраструктуры, то есть с Администрацией. Да, юридически отличия есть, но системно, с точки зрения целесообразности сохранения затратной идеологии структуры производства ЖКУ, отличий нет. Кроме того, концессия ставит целью создание имущества без привязки к экономическим и качественным показателям. А ведь для потребителя важны как раз не метраж трубы или количество фильтров и котлов, а стоимость, стабильность и качество услуги.

ЖКХ - это не ресурсодобывающие отрасли, в которых концессия - выгодный бизнес для обеих сторон. А изменчивость законодательства в сфере ЖКХ, отсутствие четких «правил игры» просто вынуждают разумного управленца-арендатора или концессионера жить сегодняшним днем.

Есть еще одна важная проблема - имущественная. В настоящее время имущество не находится в собственности муниципальных предприятий. Им владеет муниципалитет, но, как правило, он не знает, чем именно владеет. Следовательно, процесс преобразований МУП в АО невозможен без скрупулезного учета имущественной инфраструктуры. К сожалению, процессы оценки имущества в муниципалитетах практически не ведутся по причине отсутствия средств и непонимания сложности указанной процедуры.

Таким образом, налицо новые проблемы для муниципалитета:

· определить состав имущества, которое будет включено в уставный капитал АО;

· провести оценку стоимости имущества, включенного в уставный капитал;

· определиться с пакетом участия муниципального образования в АО;

· определиться с целями и задачами вновь создаваемого АО;

· определить для нового общества стратегические задачи.

Исходя из экспертных оценок объема инвестиций, например, в Водоканал среднего российского города с миллионным населением (от 800 тыс. до 1,2 млн долл. США только в период инвентаризации и технического процесса преобразования МУП в АО), мы делаем вывод о практической нереальности для бюджетов большинства муниципальных образований эффективных преобразований существующих МУП.

К сожалению, оценка ситуации показывает, что руководители существующих МУП и муниципальных образований в подавляющем большинстве не представляют сложности и масштабности предстоящих преобразований, не видят способов реализации поставленных перед ними задач.

Ясно, что сроки акционирования при неготовности муниципалитетов не могут быть выдержаны. И это также является препятствием на пути инвестирования в ЖКХ.

Тарифообразование как системная ошибка

Ранее принятый Закон (Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») позволял муниципалитетам устанавливать тарифы на холодное водоснабжение и канализование, вывоз мусора и определять инвестиционные надбавки к тарифам на тепло-, водо- и электроснабжение. При этом срок установления тарифов и надбавок мог превышать один год и устанавливаться на весь период окупаемости инвестиций. В Законе четко оговаривались функции органов власти всех уровней, в том числе и по регулированию процесса тарифообразования, и по контролю за ним. В результате понятности властных полномочий и декларированной стабильности многие серьезные инвесторы уже пошли в ЖКХ для реализации, совместно с муниципальными властями, проектов реконструкции и нового строительства объектов и коммуникаций. Положения Закона № 210-ФЗ должны были вступить в силу с 1 января 2006 г.

В течение 2005 г. Правительство и депутаты наблюдали, как муниципалитеты и региональная энергетическая комиссия готовятся к наступлению 2006 г.

Естественно, в ожидании Инвесторов, муниципалитеты, в которых работают дальновидные руководители, постарались привести тарифы к более или менее реальным значениям, отражающим не политическую, а экономическую составляющую тарифов. То есть - повысить тарифы до уровня экономической целесообразности деятельности предприятий ЖКХ.

В то же время, Правительством не были выполнены обязательства по разработке и утверждению единой методики расчета тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля.

Остановить инфляцию? Стремление Правительства достичь временного ограничения темпов роста инфляции за счет внесения поправок в 210-й Закон понятно, но не является верным в перспективе. Принятые поправки к указанному закону дают возможность кратковременно ограничить рост коммунальных тарифов для населения, но отторгают от ЖКХ инвесторов и ставят страну перед необходимостью изыскивать, по оценкам экспертов, более чем 20 млрд долл. США только на оздоровление ситуации с водоснабжением и канализованием. В сфере тепло- и электроснабжения эти цифры еще больше.

Кроме этого, попытка остановить (уменьшить) темп роста инфляции, предпринятая Правительством, по меньшей мере, затрудняет выполнение второй задачи Правительства: удвоение ВВП. ЖКУ, как любой другой продукт, являются одной из его (ВВП) составляющих.

| скачать бесплатно Возможные пути решения проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях недостаточного бюджетного финансирования , Дячук С.А.,

Существующая в нашей стране централизованная система отопления имеет некоторые особенности, усложняющие эконо­мию тепла при его транспортировке. Протяженность трубопро­водов, по которым теплоносители доходят до потребителя, в от­дельных случаях составляет десятки километров. Как показы­вает практика, в стандартных теплосетях по пути от ТЭЦ к отапливаемому зданию теряется до 40 % тепла. По нынешним временам такие потери можно считать катастрофическими.

Устранение потерь тепла при его транспортировке - глав­ная задача организаций, эксплуатирующих теплосети. В нас­тоящее время на первый план здесь выходит реконструкция существующих теплопроводов. Речь идет о замене старых труб на новые, эффективно утепленные - предварительно теплои­золированные трубы.

Они представляют собой цельную конструкцию, состоя­щую из стальной или пластиковой трубы, которая утеплена слоем пенополистирола и облачена в прочный и герметичный полиэтиленовый корпус. Предызолированные трубы рассчи­таны на эксплуатацию в течение 30 и более лет. (Для сравне­ния: в отечественных теплосетях замена трубопроводов произ­водится в среднем раз в 17 лет.) Дело в том, что трубопровод, уложенный обычным способом в бетонный короб, не защищен от попадания влаги. А ведь 70 % разрушений подземных тру­бопроводов обусловлены именно наружной коррозией. Преды - изолированные трубы надежно защищены от влаги полиэти­леновой оболочкой. На всем протяжении такого трубопровода проходят специальные датчики, которые в случае нарушения целостности системы, посылают сигнал на диспетчерский пункт. Это позволяет оперативно определять места поврежде­ния с точностью до 1 м.

В Беларуси налажено производство предызолированных труб, однако пока отечественная продукция в основном состо­ит из импортных комплектующих. Это обусловлено тем, что в нашей стране не выпускаются качественный пенополистирол и стальные трубы. Тем не менее отечественные трубы с пласт­массовой изоляцией дешевле импортных на 20-25 %.

Так, в Хотимске предызолированными трубами были заме­нены практически все городские теплосети (около 400 км). Вскоре пришлось закрыть три из четырех существовавших в городе котельных. Производимого одной из них тепла стало хватать на весь город.

К сожалению, примеры рациональной эксплуатации теп­лосетей в нашей стране пока немногочисленны. По мнению специалистов, для улучшения ситуации теплопроводы необ­ходимо передать на баланс частных компаний. Сегодня же у теплосетей нет настоящего хозяина: одни участки эксплуати­руются предприятиями, другие - коммунальными организа­циями, третьи - энергетиками.

Приведем основные меры по энергосбережению в жилищ­но-коммунальном хозяйстве.

1. Осуществление энергосберегающих мероприятий, обес­печивающих выполнение требований стандартов, строитель­ных норм и правил по достижению удельных показателей рас­хода энергоресурсов.

2. Организация учета расхода энергоресурсов и управление энергопотреблением в зданиях и системах инженерного обору­дования.

3. Диспетчеризация управления системами инженерного оборудования на уровне микрорайона^ района, города, вклю­чая создание автоматизированных систем управления техпро­цессами электро-, тепло-, водо-, газоснабжения.

4. Применение при строительстве, реконструкции или кап­ремонте жилых и общественных зданий проектных решений, конструкций и изоляционных материалов с повышенной теп­ловой защитой и с учетом климатических зон и технологичес­ких требований.

5. Использование теплоутилизационного оборудования в составе зданий и сооружений.

6. Вовлечение в топливно-энергетический баланс нетради­ционных источников энергии, местных видов топлива, твер­дых бытовых Отходов, теплоты городских стоков.

Перспективным направлением развития белорусского рынка отопительного оборудования является распространение индивидуальных автоматизированных отопительных систем средней и большой мощности для многоквартирного жилья. Эксперты полагают, что такие системы - реальная альтерна­тива "подвальным" котельным, которые в последнее время стали "пороховыми бочками" для старого жилья.

Экономия теплоты на отопление жилого дома может быть достигнута за счет: утепления входных дверей в подъезды, квартиры, уплотнения притворов, устранения неплотностей по периметру оконных и дверных коробок, утепления наруж­ных стен; утепления чердаков или переустройства бесчердач­ных кровель в чердачные, повышения технической эксплуата­ции систем отопления; автоматического регулирования отпус­ка теплоты на отопление; учета тепловой энергии с установкой теплосчетчиков (оплата за фактический расход теплоты) (табл. 4.2, 4.3).

Были проведены исследования, в результате которых вы­яснилось, что стены, окна, крыши теряют слишком много теп­ла - до 80 %. Таким образом, наряду с отказом от централизо­ванного отопления и заменой его на автономные котельные ло­гичным решением стало утепление зданий - фасадов, окон, кровли.

Так, в 1994 году в республике были введены новые нормы термического сопротивления ограждающих конструкций зда­ний.

Новые нормы практически в 2 раза превышают показате­ли, использовавшиеся ранее. К примеру, теперь, чтобы пос­троить дом, отвечающий новым нормам, но старым методом, пришлось бы сделать его стены вдвое толще, чем ранее.

Разумеется, это невозможно. Для соблюдения современ­ных требований, предъявляемых к термическому сопротивле­нию ограждающих конструкций, теперь используют различ­ные системы утепления - фасадов, кровель, подвалов, приме­няя высокоэффективные теплоизоляционные материалы.

В мире существует множество таких систем - как прави­ло, производители утеплителей создают под свои материалы сбалансированную, прошедшую все необходимые испытания, систему, где компоненты подходят друг к другу, и долговеч­ность такой системы гарантирована.

В Беларуси уже появилась собственная многослойная сис­тема утепления, все компоненты которой (за исключением ми - нераловатных плит утеплителя) производятся отечественны­ми заводами. В 1996 году специалистами СКТБ "Сармат" раз­работана система утепления фасадов легким теплоизоляцион­ным материалом с защитой тонкослойной армированной шту­катуркой, получившая название "Термошуба", которая про­шла необходимые испытания и выдержала расчетные требова­ния. Термошуба позволяет выполнять работы при отрицатель­ных температурах - до -12 °С. Это несомненное достоинство системы позволяет значительно увеличить строительный се­зон, а в условиях, Беларуси - выполнять их практически круглогодично.

За прошедшие годы объемы утепления наружных стен зда­ний и сооружений динамично возрастали, что, безусловно, да­ло определенные положительные результаты.

Кроме прямой экономии энергоресурсов, термореновация зданий позволила значительно улучшить их внешний вид, а в ряде случаев защитить разрушающиеся фасады, устранить промерзания стен, улучшить микроклимат помещений.

К сожалению, выпускаемые отечественными предприяти­ями минераловатные плиты пока не отвечают необходимым требованиям, поэтому в системах утепления приходится ис­пользовать импортную плиту.

В 1998 году Комитет по энергосбережению и энергонадзору остановил свой выбор на системе Термошуба и решением своего Экспертного совета рекомендовал ее к массовому применению.

В системе Термошуба применяется жесткая специальная фасадная полностью гидрофобизированная минераловатная плита марки Fasrock концерна "Rockwool". Все материалы системы Термошуба сертифицированы.

Комплексные натурные обследования и испытания Термо­шубы, выполненные на трех объектах в 1995, 1996 и 1998 го­дах, подтвердили ее высокое качество и эксплуатационную на­дежность. Термошуба имеет высокую ударопрочность, долго­вечность - более 35 условных лет, низкую эксплуатационную влажность - менее 1 %, предел прочности на разрыв утепли­теля - брлее 0,02 МПа, а защитного и отделочного слоев - бо­лее 1,1 МПа.

Фактическая экономия энергоресурсов по исследованным зданиям составила в среднем 97,7 т у. т./год. Окупаемости зат­рат на утепление зданий методом Термошуба составляет в за­висимости от толщины утеплителя и конструктивных особен­ностей зданий 4-12 лет.

Сам метод устройства системы Термошуба и все необходи­мые материалы детально описаны в Пособии 1-99 к СНиП 3.03.01-87 "Проектирование и устройство тепловой изоляции наружных стен зданий методом Термошуба", которое введено в действие с 1999 года.

Здания, которые были построены после принятия новых норм термического сопротивления для ограждающих кон­струкций, составляют всего 1,5-2 % от существующего жи­лого фонда, который в большинстве своем остается холодным и потому подлежит термореновации.

По всей республике объем жилья, нуждающегося в утеп­лении, превышает 200 млн м2. Невысокая же стоимость утеп­ления по системе Термошуба наряду с ее качеством и долго­вечностью свидетельствует о целесообразности ее использо­вания.

Экономия расхода теплоты на горячее водоснабжение жи­лого дома может быть достигнута за счет повышения качества технической эксплуатации систем горячего водоснабжения, выполнения правил планово-предупредительного ремонта (5 %), автоматизации работы насосов, увеличивающих напор воды в зданиях, и циркуляционных насрсов горячей воды в жилых зданиях до 50 % в ночное время (3 %); установки квар­тирных водосчетчиков и оплаты за фактический расход воды (4 %).

Для отопления и горячего водоснабжения квартиры в Мин­ске площадью 51 м2 надо сжечь 2 тонны нефти, на 40-50 % больше, чем в промышленно развитых странах. Кроме того, каждая семья потребляет 100-150 кВт-ч электроэнергии в месяц или 1200-1800 кВт-ч в год.

Время отопительного периода - 200 дней. В это время через окна теряется 36 %, стены - 26 %, а за счет нагрева свежего приточного воздуха - 28 % всей теплоты, поступающей из системы отопления (см. табл. 4.2).

При реконструкции с использованием эффективных мате­риалов можно сократить потери тепла в 2-3 раза, но это доро­го. В то же время каждый имеет много возможностей для утеп­ления своей квартиры:

Остекление лоджий и балконов. Стекла и притворы ство­рок должны быть уплотнены. При этом потери через окна и стены, расположенные со стороны лоджии, будут снижены на 15-18 %. Снижение потерь на 7-9 % позволяет увеличить температуру в помещении на 1 °С. Таким образом, остекление увеличит температуру в примыкающей к ней комнате на 2 °С;

Установка между рамами прозрачной полиэтиленовой пленки таким образом, чтобы расстояние от нее до стекол бы­ло одинаковым. Это равноценно окну с тройным остеклением и снижает теплопотери на 20 %;

Тепловая защита того участка наружной стены, где рас­положен радиатор. На стене за радиатором с зазором между стенкой и радиатором ставят отражающую поверхность (алю­миниевая фольга, зеркальная алюминизированная пленка).

Чем ниже температура воздуха на улице, тем лучше рабо­тает естественная вытяжная вентиляция, часто лучше, чем надо. Поэтому зимой надо прикрыть вытяжные вентиляцион­ные отверстия (неполностью) бумагой, картоном. В ванной во­обще закрыть, чтобы увлажнять воздух в квартире, т. к. зимой он излишне сухой. Это хорошо скажется на микроклимате квартиры, потому что влажный воздух дает ощущение тепло­ты, а сухой - холода. Это позволит сберечь до 20 % тепла.

Работа по внедрению энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном секторе и тем самым снижению се­бестоимости оказываемых услуг ведется по таким основным направлениям: снижение норм потребления ТЭР на эксплу­атируемых энергопотребляющих установках и технологи­ческих процессах; замена дорогостоящего топлива на деше­вые виды; максимальное использование местных видов топ­лива; внедрение приборов учета и регулирования энергопот­ребления.

К сожалению, ряд организаций при разработке, согласова­нии и утверждении норм потребления топлива искусственно их завышают, чтобы затем показывать значительную экономию.

Отмечены низкие темпы выполнения работ по оснащению котельных приборами учета вырабатываемой тепловой энер­гии.

Из-за износа тепловых сетей в ряде городов и населенных пунктах имеются большие потери тепловой энергии при тран­спортировке. Для решения этой проблемы необходимо нара­щивать объемы замены изношенных тепловых сетей предва­рительно изолированными трубами.

Энергосберегающие мероприятия напрямую связаны и влияют на себестоимость коммунальных услуг.

Необходимо безотлагательно принять меры для коренного улучшения работы по энергосбережению, нормированию рас­хода топливно-энергетических ресурсов на производство работ и коммунальных услуг, внедрению приборов учета расхода и регулирования энергоносителей, обеспечению расчетов насе­ления по установленным приборам, что в конечном итоге при­ведет к экономии ресурсов и снижению себестоимости жилищ­но-коммунальных услуг.

Положительным примером успешной реализации энерго­сберегающих мероприятий является республиканский дет­ский санаторий "Солнышко", который расположен в Слуцком районе, в котором ГП "Белэнергосбережение" и объединение "Белмежколхозздравница" разработали и осуществляют про­грамму по энерго - и ресурсосбережению.

Среди энергосберегающих мероприятий проведена рекон­струкция системы теплоснабжения, для чего был закуплен и установлен , работающий на древесной щепе и опилках. В котельной заложен теплообменник, установлен бак-аккуму­лятор, установлена аппаратура автоматики системы теплос­набжения и котельной.

В результате в санатории годовая структура потребления первичного топлива стала выглядеть следующим образом: доля местного топлива составляет 79 %, дизтоплива - 21 %. Удель­ный расход топлива на отпуск тепла котельной уменьшился с 227 кг у. т. на 1 Гкал (до реконструкции) до 171 кг у. т. на 1 Гкал (после реконструкции). Реконструкция котельной обошлась са­наторию в 6,8 млрд р. В итоге проделанные работы позволят экономить 85 ООО т у. т. в год.

Автоматизация теплового пункта, нового учебно-спортив­ного корпуса позволяет поддерживать комфортную темпера­туру в помещениях при нахождении там людей, снижать тем­пературу воздуха в ночное время при отсутствии персонала согласно заданной программе.

Для подогрева воды в летнее время в санатории установле­на гелиоустановка отечественного , позволяю­щая иметь теплую воду без расхода топлива.

Для экономии электроэнергии в учебных классах нового корпуса санатория установлено энергоэффективное освещение с применением светильников ГП ММЗ им. В. И. Вавилова ("БелОМО", г. Минск), использование которых позволяет сни­зить потребление электроэнергии в 1,5 раза, что по сравнению с первоначальным проектом(6беспечивает более высокую осве­щенность учебных мест и классной доски при практически бесшумной работе аппаратуры.

Кроме того, в санатории установлено энергоэффективное наружное освещение, производимое на минском предприятии "Электрет", что не только обеспечивает снижение энергопот­ребления, но и повышает срок службы светильников.

В новых зданиях санатория установлены стеклопакеты с тройным остеклением производства "Барановичидрев". В ста­рых зданиях внутренние стекла оконных рам заменены на стенлопанеты с двойным остеклением, что позволило в сумме получить тройное остекление.

    Коммунальное хозяйство – это самостоятельные организации и предприятия, ремонтно-строительные учреждения, эксплуатационные учреждения, дирекции; транспортные организации.

    Основная функция жилищно-коммунального хозяйства: обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. Специфические характеристики, товарная сущность, делимость и исключительность сферы коммунальных услуг.

    Правила возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Российской Федерации. Главные итоги селекторного совещания руководства Фонда содействия реформированию ЖКХ с представителями регионов.

    Проблемная ситуация. Анализ состояния ЖКХ. Анализ хода реформирования ЖКХ. Создание экономических механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства. Рекомендации по скорейшему реформированию ЖКХ.

    Министерство Образования Республики Беларусь Белорусский Государственный Экономический Университет РЕФЕРАТ на тему “Пути экономии топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании ”

    Определение целей, необходимости и основных направлений модернизации ЖКХ в Республике Башкорстан. Изучение инвестиционных возможностей жилищно-коммунального хозяйства и анализ основных и дополнительных источников инвестирования модернизации системы ЖКХ.

    Жилищное законодательство и вопросы социальной поддержки населения. Функционирование и реформирование сферы жилищно-коммунальных услуг территорий. Трансформация системы финансирования предприятий и организаций ЖКХ и ее территориальная дифференциация.

    Изучение истории становления и развития рынка жилищно-коммунальных услуг России. Рассмотрение современного состояния, государственного регулирования и основных мероприятий по созданию конкурентной и инвестиционно привлекательной среды в жилищной сфере.

    Структура жилищно-коммунального хозяйства, дистанционное управление его объектами, бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги. Создание и организация работы единых информационно-расчетных центров на примере районов города Москва.

    Современное состояние и концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. Целевые ориентиры, основные направления и важнейшие мероприятия по системе обеспечения стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и условий проживания граждан.

    Анализ приоритетных направлений и стратегии государственной политики в сфере жилищных и коммунальных услуг. Тарифное регулирование как инструмент государственной политики в коммунальной сфере. Привлечение инвестиций в сферу ЖКХ муниципальных образований.

    Определение основных проблем развития жилищно-коммунального хозяйства регионов России в хронически возрастающих неплатежах граждан за предоставленные услуги. Предпосылки, содержание и трудности реформирования системы финансирования данной отрасли.

    Характеристика градообслуживающей сферы. Муниципализация – передача государственной властью права собственности. Описание муниципального хозяйства. Проблемы реформирования предприятия жилищно-коммунальных услуг. Муниципальное управление жилищным фондом.

    Реферат на тему: Проблемы использования энергоресурсов ученика 11-Б класса Третяка Станислава Днепропетровск Содержание стр. Вступление ………………………………………………………………………….. 3

    Методические аспекты решения задач энергосбережения различных предприятий. Экспертиза энергетических объектов. Критерии оценки эффективности проекта. Выбор основного оценочного критерия при построении приоритетного ряда ЭСМ. Пример экспертной оценки.

    Общие проблемы управления и реформирования ЖКК. Государственная политика реформирования, задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК. Общая характеристика состояния жилищно - коммунального хозяйства, основные направления развития.

    Задачи и приоритеты энергетической стратегии, параметры энергетической безопасности и эффективности. Особенности экологической безопасности энергетики, бюджетная эффективность. Основные сходства и различия принципов энергетической политики России и США.

    Определение, современное состояние, история развития, жизненный цикл отрасли электроэнергетики Беларуси. Изучение экономического потенциала и особенностей формирования рыночной структуры отрасли. Развитие топливно-энергетического комплекса в Беларуси.

    Проблемы разработки и исполнения "Программ комплексного развития систем теплоснабжения". Моделирование условий, при которых существующие системы работали бы на уровне "идеальной организации". Разработка инвестиционных программ местными органами власти.

В противном случае они просто не смогут выполнить требования закона № 261-ФЗ. Работа по этой проблематике ведется сегодня на всех уровнях государственной власти и управления экономикой, и, очевидно, она займет некоторое время. Однако требований закона «Об энергосбережении» никто не отменял и отведенных на их исполнение сроков тоже. Поэтому на местах предприятия коммунальной отрасли и муниципальные структуры самостоятельно ищут решения существующих проблем, используя имеющиеся в их распоряжении материальные и административные ресурсы.

Именно такую цель преследовала встреча руководителей и специалистов управляющих компаний Восточного административного округа (ВАО) г. Москвы с представителями ресурсоснабжающих, энергосервисных и энергоаудиторских компаний, а также нескольких ведущих банков. Мероприятие, в котором приняли участие около 100 человек, состоялось в рамках прошедшей 18 августа 2010 года в Городском Научно-техническом центре энергосбережения ОАО «Сантехпром» выставки-семинара «Промышленность. Инвестиции. 2010» и было организовано префектурой ВАО г. Москвы и Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы. «Мы собрали под одной крышей тех, кто непосредственно заинтересован в скорейшей реализации энергосберегающих мероприятий, тех, кто имеет опыт подобной работы, и тех, кто может ответить на актуальные вопросы в части разработки механизмов финансирования энергоэффективных проектов и энергосервисных контрактов, — сказала директор фонда Анжела Раевская , открывая встречу. — С момента принятия закона «Об энергосбережении» прошел почти год, а многие вопросы так и продолжают оставаться без ответов. Однако времени у нас совсем немного. До конца 2012 года на все здания будут выданы энергетические паспорта и определены квоты на потребление коммунальных ресурсов. Но их фактический расход может оказаться значительно выше этих квот, если сейчас не проводить никаких мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности жилого фонда. А за сверхнормативное потребление собственникам придется платить совсем по другим тарифам. Спасибо они за это эксплуатирующим организациям не скажут, и судьба последних будет решена сразу ».

Проблема выбора стратегии

Однако прежде чем приступать к реализации энергоэффективных мероприятий, нужно определиться с их составом и очередностью. Проще говоря, специалистам управляющих компаний необходимо понимать, где энергопотери наиболее высоки, что нужно делать в первую очередь и какие действия дадут наибольший и скорейший экономический эффект. Исчерпывающий ответ на эти вопросы может дать только комплексный энергоаудит, проведение которого, в числе прочего, и предусматривает закон «Об энергосбережении».

И здесь возникает первое препятствие. По состоянию на середину августа 2010 года в государственном реестре было зарегистрировано всего 6 в области энергоаудита, объединяющих немногим более двухсот аудиторских компаний. И это на всю страну, тогда как только Москве, по некоторым оценкам, требуется несколько тысяч энергоаудиторов.

Тем не менее, понять, какие энергосберегающие мероприятия более окупаемы, все же можно. Для этого следует обратиться к данным статистики. Так, по словам Ольги Фоломеевой, заместителя генерального директора ГУП «Московский городской Единый информационно-аналитический центр» (МОСГОРЕИАЦ), на долю теплоснабжения приходится почти половина (42%) суммарного энергопотребления московского ЖКХ. На втором месте находится горячее водоснабжение и на третьем — электроснабжение. Всего же коммунальный сектор потребляет треть всех городских энергоресурсов.

Итак, наиболее актуальны на сегодняшний день мероприятия по модернизации отопительных систем. Подтверждают это и данные других участников встречи. «Как показывает наш опыт, основной потенциал энергосбережения заключен сегодня в системах отопления », — отмечает Семен Гершович , генеральный директор ООО «Аврора Энерго Менеджмент», совместного российско-германского предприятия, специализирующегося на консалтинге и инжиниринге в области энергоэффективности и энергосбережения.

Вниманию участников встречи были представлены и конкретные цифры. «Комплексная модернизация систем теплоснабжения многоквартирных жилых зданий позволяет получить экономию тепла до 35-45% , — объясняет Антон Белов , заместитель начальника теплового отдела компании «Данфосс». — Установка в системе отопления автоматизированного узла управления (АУУ) или индивидуального теплового пункта (ИТП) совместно с балансировкой отопительной системы по стоякам снижает теплопотребление в среднем на 20-25%. А использование радиаторных терморегуляторов в комплексе с индивидуальными счетчиками-распределителями, устанавливаемыми непосредственно на отопительных приборах, усиливает этот эффект еще на 15-20%. Причем некоторым экономным жильцам удается снизить свои затраты на отопление на 50-60% ». Интересно, что представленные данные были получены на реальных заселенных объектах, в числе которых знаменитый «Интеллектуальный дом» в Жулебине и одна из новостроек последних лет в Басманном районе столицы .

Особо специалист отметил важность проведения именно комплексных мероприятий по повышению энергоэффективности отопительных систем, так как только таким образом можно привлечь к энергосбережению самих собственников жилья и мотивировать их к экономии тепла. Примечательно, что в том же ключе высказывались и многие другие участники встречи. «Детальный, в том числе поквартирный учет всех потребляемых энергоресурсов — непременное условие успеха любых энергоэффективных мероприятий, — говорит Анжела Раевская (Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы). — Ведь основной объем потребления (порядка 70%) приходится на жильцов, а они сегодня никак не участвуют в энергосбережении, не заинтересованы в нем». «Приборы учета должны быть установлены там, где находится конечный потребитель, — добавляет Ольга Фоломеева (МОСГОРЕИАЦ). — Только в этом случае мы будем иметь детальную картину потребления и сможем добиться наибольшего эффекта в его оптимизации ».

Нужно заметить, что сегодня схема начисления коммунальных платежей на основании детального поквартирного учета всех потребляемых ресурсов, в том числе и тепла, уже отрабатывается в Москве. Например, подобная система была реализована по инициативе Департамента капитального ремонта жилищного фонда г. Москвы (ГУ ДКР) и Мосгосэкспертизы в доме № 59 по улице Обручева. Подготовку проекта и выполнение работ взяла на себя компания «Данфосс» совместно с институтом «Мосжилниипроект». Интересен этот опыт тем, что данные с индивидуальных счетчиков-распределителей в данном случае собираются уже централизованно, на компьютер ЕИРЦ. И, как показали итоги отопительного сезона 2009-2010 гг., это дает более 12% экономии тепла.

Финансы решают все

После того, как состав энергоэффективных мероприятий определен, необходимо найти источник их финансирования. Закон № 261-ФЗ предусматривает, что осуществлять реализацию подобных проектов будут специализированные энергосервисные компании (ЭСКО), привлекающие сторонних инвесторов. А возврат вложенных средств предполагается осуществлять за счет полученной экономии. «Конечный потребитель не должен платить ничего сверх тех коммунальных платежей, размер которых фиксируется на момент начала модернизации, — объясняет главный экономист Дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка России Дмитрий Лёушкин . — В этом состоит идеология энергосервисного контракта ».

Однако на практике все оказывается не так просто. Дело в том, что банкам (а именно они в большинстве случаев выступают в качестве сторонних инвесторов) необходимы гарантии возвратности средств. Но поскольку у вновь образованных энергосервисных компаний нет ни материальных активов, ни кредитной истории, таких гарантий они предоставить не могут.

Еще одна проблема связана со сроками реализации энергоэффективных проектов. «На реализацию энергосберегающего проекта нужно не менее 2-3 лет и примерно за такой же срок он окупается, — говорит Семен Гершович («Аврора Энерго Менеджмент»). — Это значит, что ЭСКО должна работать на конкретном объекте в течение по крайней мере 5-7 лет. Однако, в соответствии с существующим антимонопольным законодательством, конкурсы в этой сфере нужно проводить ежегодно. Таким образом, взявшаяся за реализацию проекта ЭСКО рискует оказаться в «подвешенном» состоянии ».

В решении этих проблем велика роль муниципальных структур. Например, администрация ВАО г. Москвы предлагает управляющим компаниям самостоятельно взяться за создание ЭСКО. «В этом случае мы готовы давать собственное поручительство энергосервисным предприятиям, которые будут получать кредиты в банках под энергосберегающие проекты, — говорит Анжела Раевская . — Таким образом, мы можем гарантировать, что все нововведения окупятся и банки получат свои деньги обратно ». По единодушному мнению собравшихся, важность такого решения трудно переоценить. Ведь до сегодняшнего дня многие потенциальные инвесторы просто боялись вкладывать деньги в энергосберегающие мероприятия. Но с таким гарантом, как Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, вопрос можно считать практически закрытым.

Интересные решения предлагают и некоторые ресурсоснабжающие организации. Так, по словам ведущего специалиста Центра по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт» Дмитрия Владимирова , «Мосэнергосбыт» уже сегодня готов финансировать реализацию энергоэффективных проектов в системах электроснабжения жилых зданий. «Мы предварительно согласовываем с управляющей компанией перечень необходимых работ (например, замена осветительных приборов, лифтового оборудования, приборов учета электроэнергии и т.д.), затем производим их своими силами, а средства возвращаем за счет полученной в результате экономии электроэнергии, — объясняет специалист. — Возможен и другой вариант. В течение какого-то времени эксплуатирующая организация может не перечислять нам деньги за электричество, аккумулируя их, чтобы потом потратить на реализацию тех или иных предварительно согласованных энергоэффективных мероприятий. Возврат средств также осуществляется за счет полученной экономии электроэнергии ».

Таким образом, несмотря на все существующие сегодня трудности в реализации энергоэффективных проектов, их осуществление все-таки возможно. В том случае, если всем заинтересованным сторонам удается найти общий язык. И определяющую роль в этом многостороннем диалоге играют муниципальные структуры, способные оказать коммунальным предприятиям значимую организационную, а подчас и материальную поддержку.

1 Жулебинский бульвар, 36-2

2 Денисовский переулок, д. 22