Какие виды деятельности отражены в счетах снс. Основные категории снс. Основные показатели системы национальных счетов

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Понятие, содержание общие принципы

Система национальных счетов (СНС) – это система макроэкономических показателей, построенная на основе стандартизованных классификаций, понятий и правил учета, призванных отобразить условия, процесс и результаты общественного воспроизводства экономики. СНС представляет собой набор взаимосвязанных таблиц (счетов), содержащих макроэкономические показатели, последовательность которых ориентирована на описание стадий производственного процесса через вовлекаемые ресурсы, понесенные затраты и полученные результаты.

Теоретической основой СНС служат современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики. По мере развития производительных сил концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения.

Согласно концепциям СНС экономическое производство включает в себя следующие виды деятельности:

    производство товаров, включая товары для собственного потребления;

    производство услуг для реализации;

    деятельность финансовых посредников;

    производство нерыночных услуг органами государственного управления;

    производство нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

    оказание услуг наемной прислугой;

    оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В СНС центральной группировкой хозяйственных субъектов является группировка институционных единиц по секторам экономики.

Для структуризации внутренней экономики выделяют 5 секторов:

    нефинансовые предприятия (корпорации или квазикорпорации);

    финансовые учреждения (корпорации или квазикорпорации);

    государственное управление (государственные учреждения);

    некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

    домашние хозяйства.

Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением, накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Основные методологические принципы национального счетоводства позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования - экономический оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними.

Национальное счетоводство основано на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

Основным методологическим приемом является применение к описанию национальной экономики методов бухгалтерского учета (системы счетов с прямой корреспонденцией по принципу двойной записи, бухгалтерского баланса). Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество - способность количественно отражать не статистические величины, а процессы, происходящие в рамках экономического оборота.

Последовательность построения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла. Базой служат хозяйственный кругооборот, обеспечение замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предопределяющих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика метода национального счетоводства заключается, во-первых, в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как их процессы пополнения ресурсов или их использования.

Счета представляют собой систему именно потому, что они, во-первых, связаны между собой; во-вторых, ориентированы на достижение единой цели; в-третьих, построены по единому методологическому принципу; в-четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей, исчисленных по единым методологическим основам.

Основные принципы составления национальных счетов следующие:

Счета имеют форму Т, состоят из двух частей (разделов). При этом ресурсы (по составляющим их компонентам) отражаются с правой стороны - колонка "Ресурсы", а их использование отражается в левой части - колонка "Использование";

Счета строятся по принципу бухгалтерского учета, что выражается в двойном отражении в СНС каждой операции (или корреспондирующей с ней): в части "Использование" одного счета, в части "Ресурсы" другого счета (что соответствует бухгалтерскому принципу записи операции в дебете одного счета и в кредите другого счета-корреспондента). Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности отражаемой в счетах информации и увязывает счета. При изучении динамики этих показателей необходимо предварительно привести к сопоставимому виду их содержание;

Каждый счет представляет собой балансовую таблицу, в которой расчетным путем обеспечивается равенство (баланс) между двумя частями: «Ресурсы» и «Использование»;

Показатели в счете представляют собой операции. Каждая операция - это стоимостной поток между институционными единицами. Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесса воспроизводства могут быть операциями производственными, обменными или операциями потребления и сбережения. Причем в счетах отражаются не сами процессы потребления или накопления, а приобретение (доходы с целью потребления или накопления;

В соответствии с принципом двойной записи, принятым в системе, итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов, обеспечивающие баланс (равенство) правой и левой частей счета, рассчитываются как разность между объемами ресурсов и их использованием;

Национальные счета строятся в определенной последовательности, соответствующей в основном последовательности воспроизводственного цикла;

Балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе "Использование", является исходным показателем раздела "Ресурсы" последующего счета (см. табл. 6.1). Этим достигаются увязка счетов между собой и превращение их в систему;

Счета являются регистрацией всех экономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуется деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной их категории и группируют все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие;

Балансирующие статьи - не операции, которые можно наблюдать, а расчетная категория, предназначенная не только для обеспечения сбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете (для арифметического равенства двух частей счета), но и для характеристики результатов соответствующего экономического процесса, отражаемого данным счетом, и представляет собой важнейший макроэкономический показатель экономического развития.

Так, балансирующей статьей счета "Производство", отражающей результат экономической деятельности по производству продуктов и услуг и связанных с ним затрат, является валовой внутренний продукт (а для каждой отрасли экономики - валовая добавленная стоимость), полученный как разность объема ресурсов, отраженных в правой части счета, и их использования, отраженного в левой части. Балансирующая статья записывается в разделе "Использование".

В табл. 6.1 отражены балансирующие статьи сводных счетов внутренней экономики.

Основные методологические принципы национального счетоводства обеспечивают получение на основе СНС характеристики реальной ситуации в экономике, характеристики экономического оборота.

Единство принципов составления всех счетов экономики проявляется в наличии системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС: экономических операций, хозяйственных единиц секторов и т. п., что обеспечивает сводную количественную характеристику различных экономических процессов, в совокупности составляющих экономику в целом.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СНС

ОСНОВНЫЕ СЧЕТА СНС И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Методы расчета БАЗОВЫх МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИх ПОКАЗАТЕЛей

1. СНС: ПОНЯТИЕ

Система национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. Это означает, что показатели СНС отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС описывает наиболее важные и общие аспекты экономического развития: производство; распределение; перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода; формирование национального богатства.

СНС гармонизирована в отношении основных методологических положений с платежным балансом и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные широко используются как на национальном уровне, в первую очередь органами государственного управления при разработке экономической политики, так и международными организациями, в том числе ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития.

Главная задача СНС – это возможность исчисления обобщающих экономических, финансовых и социальных показателей, характеризующих результаты экономической деятельности страны за разные периоды времени, что позволяет:

– исследовать динамику указанных показателей;

– проводить анализ экономических пропорций;

– выяснить степень достижения целей национальной экономики;

– вырабатывать экономическую политику и принимать меры по регулированию рыночной экономики;

– проводить сравнительный анализ потенциалов различных стран.

Особенностью СНС является ее всеохватывающийхарактер:

– она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободных профессий;

– СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса.

Основные ПОНЯТИЯ и классификации СНС

Важнейшей составляющей методологии СНС являются понятия и термины, используемые для описания процессов, лежащих в основе функционирования рыночной экономики. Их соответствие реальным экономическим процессам является необходимым условием построения системы достоверных макроэкономических показателей. К базовым понятиям СНС относятся следующие.

1. Объекты экономического оборота –продукты, услуги, денежные средства, финансовые документы или любой другой носитель стоимости.



2. Субъекты экономического оборота – хозяйственные единицы (экономические агенты).

3. Институциональная единица – экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несет ответственность в соответствии с существующим законодательством. Существует два типа институциональных единиц: юридические лица; физические лица в виде домашних хозяйств.

Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин «предприятие ». Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений , т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности.

Совокупность заведений с одним и тем же или с аналогичными видами деятельности называется отраслью. В СНС 1993 г. выделяют четыре отрасли:

1) отрасли, где непосредственно производятся материальные блага;

2) отрасли сферы обращения;

3) отрасли производства рыночных услуг;

4) отрасли производства нерыночных услуг.

В заведениях выделяют единицы однородного производства, под которыми понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений их использования, характера технологического производства. Такая совокупность единиц однородного производства образует чистую отрасль.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых ими функций и источников финансирования, образует сектор экономики . В СНС 1993 г. выделяют шесть секторов.

1) нефинансовые предприятия;

2) финансовые предприятия;

3) органы государственного управления;

4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5) домашние хозяйства;

6) «остальной мир».

Сектор нефинансовых предприятий включает единицы, функцией которых является производство товаров и услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства.

Функцией финансовых предприятий является объединение свободных финансовых ресурсов и предоставление их на определенных условиях инвесторам.

Функцией органов государственного управления является предоставление бесплатных услуг обществу и отдельным его членам (управление, оборона, образование, здравоохранение и т.д.), а также осуществление перераспределения национального дохода и богатства.

В сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства ,входят общественные, политические, религиозные организации. Они предоставляют бесплатные услуги членам этих организаций. В этоже сектор входят организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями.

Сектор домашних хозяйств включает предприятия особого рода (не являющиеся юридическими лицами, не ведущие бухгалтерской отчетности, но самостоятельно распоряжающиеся своими ресурсами), в основном потребительского характера.

Сектор «остальной мир» включает иностранные единицы, так как они осуществляют операции с отечественными институциональными единицами.

Основные функции и ресурсы секторов сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Функции и ресурсы секторов экономики в СНС

Сектор Функция Ресурсы
Нефинансовые предприятия Производство товаров и нефинансовых услуг Выручка от продажи товаров и услуг
Финансовые предприятия Производство финансовых рыночных услуг, аккумуляция и распределение финансовых ресурсов, страхование Средства, получаемые от принятых финансовых обязательств, проценты, премии по контрактам, страховые взносы
Органы государственного управления Производство нерыночных услуг для коллективного потребления и осуществления операций по перераспределению национального дохода и богатства Обязательные налоги на единицы других секторов, получаемые прямо или косвенно
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Производство нерыночных услуг для отдельных групп домашних хозяйств Добровольные взносы, сделанные домашними хозяйствами как потребителями, доход от собственности
Домашние хозяйства: - как потребители; - как предприниматели Потребление. Производство товаров и нефинансовых рыночных услуг Оплата труда, доход от собственности, трансферты из других секторов. Выручка от продажи своей продукции
«Остальной мир» Не характеризуется какой-либо конкретной функцией или ресурсом, он группирует иностранные единицы (нерезиденты), так как они осуществляют операции с отечественными единицами (резидентами данной страны)

Все институциональные единицы, группируемые в секторы, являются резидентами данной страны. Под резидентом понимают институциональные единицы, которые связаны с территорией данной страны экономическим интересом в течение длительного периода времени (обычно год и более). На практике резидентами данной страны выступают все предприятия, функционирующие на территории данной страны, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет.

Считается, что институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещениями или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода времени.

4. Экономическая территория страны – географическая территория, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней относятся национальное воздушное пространство, территориальные воды, территориальные анклавы в других странах (посольства, консульства, военные базы). В то же время части собственной географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

До новой версии СНС 1993 г. при изучении результатов экономической деятельности использовались понятия внутренней и национальной экономики и соответствующие им понятия результатов экономической деятельности – валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП). Под внутренней экономикой понималась деятельность на экономической территории страны резидентов и нерезидентов. Национальная экономика охватывала деятельность только резидентов на территории данной страны и за ее пределами. В новой версии СНС различия между данными понятиями не проводятся, и дается определение внутренней (национальной) экономики , охватывающей деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

5. Экономические операции – взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Выделяют три группы операций между субъектами (табл. 2).

Таблица 2

Группы операций между экономическими субъектами

По характеру осуществления все экономические операции делятся на две группы:

· операции на компенсационной основе . Это операции, предполагающие наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товары, услуги, труд или актив, а взамен получает компенсацию.

· Трансферты, или односторонние операции. Этоэкономические операции, в результате которых одни хозяйственные единицы передают другим единицам безвозмездно товары, услуги или активы. Таким образом, трансферты – это операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг (социальное страхование, налоги, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, подарки, благотворительность). Трансферты не включаются в стоимость ВВП, так как в результате таких выплат не производится нового товара, а лишь происходит перераспределение совокупного дохода. Классификация трансфертов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Классификация трансфертов

По форме По характеру По участникам
1. В денежной форме. 2. В натуральной форме (например, бесплатное предоставление лекарств) 1. Текущие – перераспределительные платежи и поступления текущего характера: текущие налоги на доходы и собственность; различные пени и штрафы; добровольные взносы; выплаты из госбюджета на социальные нужды; гуманитарная помощь; страховые премии и возмещения и т.д. 2. Капитальные – финансирование капитальных вложений предприятий из государственного бюджета; возмещение государством убытков от стихийных бедствий или военных действий; безвозмездное ассигнование в виде экономической помощи другим странам; безвозмездная передача прав собственности на некоторые активы 1. Частные – выплаты и дары, которые делают друг другу частные лица. 2. Государственные – выплаты государства домашним хозяйствам по системе социального обеспечения и предприятиям в виде субсидий

6. Экономические активы – объекты, находящиеся в собственности экономических единиц, позволяющие извлекать экономическую выгоду от владения ими или от их использования. Классификация экономических активов, используемая в СНС, представлена в таблице 4.

Таблица 4

Классификация экономических активов

Нефинансовые активы – объекты, от которых их владельцы получают экономические выгоды путем использования этих активов в экономической деятельности или хранения в качестве запаса стоимости.

Нефинансовые произведенные активы – активы, созданные в результате производства. Подразделяются на основной и оборотный капитал, а также ценности.

Основной капитал – это совокупность воспроизводимых активов, которые многократно участвуют в процессе производства, и срок службы которых превышает один год. Основной капитал подразделяется на материальный и нематери­альный.

К материальному основному капиталу относятся жилые и не­жилые здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, культивируемые природные активы (рабочий и продуктив­ный скот, плодовые сады и другие насаждения), исторические памятники (используемые для производства культур­ных и развлекательных услуг и вследствие этого рассматриваемые как основной капитал) и т.д. В основной капитал включены также некоторые виды военного оборудования, которые могут ис­пользоваться не только для военных целей, но и для гражданских нужд (аэродромы, автомобили и т.д.).

Категория «материальный основной ка­питал» по методологии СНС отличается от категории «основные фонды», принятой в отечественной практике учета и статистики. Так, в состав материального основного капитала включается стоимость не­завершенного строительства зданий и сооружений и незавершенного производства, если оно перешло в собственность владельца, а в стоимость основных фондов включаются лишь полностью законченные объекты. В стоимость основных фондов не включается также стоимость жилья и хозяйственных построек, принадлежащих гражданам как физическим лицам.

К нематериальному основному капиталу относятся объекты, созданные трудом человека и представляющие собой общедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель. Стоимость данных объектов оп­ределяется заключенной в них информацией, поэтому их относят к нематериальным активам. Сюда включают затраты на разведку по­лезных ископаемых, программное обеспечение, оригинальные произ­ведения развлекательного жанра, литературы и искусства (фильмы, звуковые записи, рукописи и т.д.) и другие нематериальные активы.

Запасы материальных оборотных средств включают в себя сырьё и материалы, незавершённое производство, запасы товаров в сфере обращения, готовую продукцию и товары для перепродажи. Сюда отно­сятся также государственные запасы и резервы зерна, стратегических материалов и других товаров, имеющих особое значение для страны. Особенность этой части активов состоит в том, что они участвуют в одном производственном цикле, видоизменяют свою натурально-вещественную форму и их стоимость полностью входит в стоимость изготавливаемой из них продукции и услуг.

Ценности – дорогостоящие товары длительного пользования, основная функция которых – сохранение своей стоимости. Они включают в себя запасы драгоценных камней и металлов, антиквариат и другие предметы искусства, коллекции, сувениры и пр.

Нефинансовые непроизведенные активы не являются результатом процесса производства. Они либо созданы природой, либо являются результатом юридических или учетных дей­ствий. Эти активы также подразделяются на материальные и нематериальные.

К материальным относятся те ак­тивы, которые являются объектом собственности, могут приносить доход своему владельцу, и право владения которыми может быть пере­дано: земля, разведанные залежи полезных ископаемых, подземные водные ресурсы и некультивируемые (естественные) био­логические ресурсы, вовлеченные в экономический оборот.

Нематериальные непроизведенные активы представляют собой документы, дающие право их владельцам заниматься какой-либо кон­кретной деятельностью, недоступной другим хозяйственным единицам. «Гудвилл» отражает совокупность факторов, побуждающих клиентов вновь прибегать к услугам данной организации: репутация, название фирмы, ноу-хау, запатентованные способы производства и т.д.

Финансовые активы – объекты, в отношении которых осуществляются права собственности, а институциональные единицы получают экономическую выгоду в результате владения или использования таких объектов в течение определенного времени. В СНС отражаются следующие группы финансовых активов:

Монетарное золото – централизованный запас золота в слитках или монетах, хранящийся в государственных денежно-кредитных учреждениях. Специальные права заимствования (СПЗ) являются международными резервными активами, создаваемыми и распределяемыми МВФ, и представляют собой гарантированное и безусловное право держателя на получение других резервных активов. СПЗ используются только на уровне правительств через центральные банки и международные организации для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах МВФ.

Депозиты - денежные средства, переданные банку на хра­нение и подлежащие возврату с оплатой, определенной дого­вором процентной ставки.

Наличные деньги состоят из банкнот и монет, находящихся в обра­щении и используемых в качестве средства платежа.

Ценные бумаги, кроме акций, включают долговые обязательства - документы, выдаваемые заемщиком кредитору при получении заемных средств. К ним относятся: облигации различных видов, векселя, депозитные сертификаты.

Акции и другие виды долевого участия в капитале включают акции, а также различного вида паи.

К ссудам (займам) относятся финансовые активы, которые образу­ются, когда кредиторы предоставляют средства непосредственно должникам (например, соглашение о финансовом лизинге, потребительс­кий кредит, кредит на покупку в рассрочку, соглашение о про­даже ценных бумаг с последующим их выкупом и др.).

Страховые технические резервы создают страховые органи­зации как финансовые посредники, которые перераспределяют вре­менно свободные средства держателей страховых полисов и принимают на себя обязательства по выплате страховых воз­мещений при наступлении страховых случаев. Страховые тех­нические резервы включают: резервы по страхованию жизни и резервы пенсионных фондов; резервы предстоящих платежей по другим видам страхо­вания, кроме страхования жизни.

Другие счета дебиторов и кредиторов включают ранее неквалифицированные элементы, к которым относятся торговые кредиты, авансы в счет оплаты незавершенных работ и др.

Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и его финансовыми обязательствами называется чистой стоимостью капитала .

1. К элементам системы национальных счетов не относят...

–: совокупность счетов СНС

–: совокупность хозяйственных единиц

–: совокупность секторов экономики

+: план счетов бухгалтерского учета

2. Совокупность накопленных ресурсов страны, ее экономических активов, необходимых для осуществления процесса производства и обеспечения жизни ее жителей называется …

–: институциональным сектором

–: системой национальных счетов

+: национальным богатством

–: валовым национальным продуктом

3. В СНС не требуется составления полного набора счетов для сектора экономики …

–: некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

–: нефинансовые предприятия

+: остальной мир

–: финансовые учреждения

4. Резидентами России являются …

+: иностранные компании и банки, находящиеся на экономической территории страны более года

–: иностранные студенты

–: сотрудники иностранных посольств

–: иностранные военнослужащие

5. В структуру СНС входит баланс …

+: денежных доходов и расходов населения

–: трудовых ресурсов

–: активов и пассивов

–: основных фондов

6. К группам счетов для секторов экономики в СНС относятся …

+: счета накопления

–: счета образования доходов

–: финансовые счета

+: балансы активов и пассивов

7. К консолидированному счету производства балансирующей статьей является …

–: валовой национальный располагаемый доход

+: валовой внутренний продукт

–: валовая прибыль и валовые смешанные доходы

–: валовой национальный доход

8. Оплата труда и факторы производства отражаются в графе «Использование» счета …

–: распределения первичных доходов

+: образования доходов

–: счета конечного использования

–: производства товаров и услуг

9. Счета в СНС составляются …

+: по секторам, отраслям и по экономике в целом

–: только по отраслям экономики

–: только по экономике в целом

–: только по секторам экономики

10. В странах с развитой рыночной экономикой макростатистические показатели рассчитываются на основании …

–: платежной системы государства

– платежного баланса

+: системы национальных счетов

–: баланса народного хозяйства

11. Какие важнейшие приемы бухгалтерского учета использованы в СНС?

+: принцип двойной записи операций

–: записи в счетах относятся к каждой отдельной хозяйственной операции

–: использование учетных регистров, формы которых разрабатываются Минфином РФ

–: в счетах СНС различают две части: дебет и кредит

12. Экономическая территория страны не охватывает …

–: посольства страны и других государств

–: территориальные воды

+: военные и научные базы других государств

–: национальное воздушное пространство

13. Экономическим оборотом в СНС называется …

–: территориальное перемещение институциональных единиц

–: обмен экономической информацией между хозяйствующими субъектами

+: движение товаров и доходов в стоимостной форме

–: отражение активов и обязательств товаропроизводителей на счетах бухгалтерского учета

Группировки и классификации в системе национальных счетов

1. Система классификации в СНС включает …

+: экономические операции

–: временя выполнения операций

–: формы собственности

2. В состав капитальных трансфертов включаются…

–: прямые текущие налоги на доходы

–: взносы по социальному страхованию

+: безвозмездные ассигнования в виде экономической помощи на капитальное строительство в других странах

–: возмещение убытков от стихийных бедствий

3. В статистике системы национальных счетов в составе сектора «Экономика в целом» выделяются (согласно КИЕС) следующие из нижеперечисленных секторов …

–: дальнее зарубежье

+: финансовые корпорации

+: государственное управление

–: ближнее зарубежье

4. Операции с доходами не включают…

+: экспорт товаров и услуг

+: приобретение финансовых активов

–: перераспределение доходов

+: распределение добавленной стоимости

5. В статистике системы национальных счетов к операциям с товарами и услугами относят …

+: субсидии

+: выпуск продукции

+: импорт товаров и услуг

Систему национальных счетов можно определить как систему расчетов макроэкономических показателей, представленную в виде определенного набора взаимосвязанных счетов, классификаций и балансовых таблиц.

СНС была создана более 50 лет тому назад в странах с наиболее развитой рыночной экономикой для анализа ее структуры, институтов и механизмов функционирования на макроэкономическом уровне. Сам термин «национальное счетоводство» был предложен голландским экономистом В. Клиффом.

В бывшем СССР для описания и анализа макроэкономики использовалась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ), предназначенный прежде всего для анализа модели экономики, основанной на общественной собственности и централизованном планировании. Переход к рыночной экономике вызвал потребность перехода от БНХ к системе национальных счетов на всем бывшем пространстве СССР (в РФ переход к СНС был осуществлен в 1993 г.).

СНС - это современная информационная система, которая обеспечивает получение взаимосвязанной информации по макроэкономическим показателям органами государственного управления для формирования социально-экономической политики и регулирования экономики в целом. Для того, чтобы СНС была эффективна и способствовала выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, в мировой практике соблюдается ряд важных положений.

Во-первых, в СНС применяется более широкая трактовка экономического производства (в БНХ к сфере экономического производства относилось только материальное производство).

Согласно методологии СНС, экономическое производство включает все виды деятельности по производству товаров и услуг:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления, кроме услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, уборке, воспитанию детей;

  • производство рыночных услуг для реализации;

  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);

  • производство нерыночных услуг учреждениями государственного управления (структуры законодательной и исполнительной власти, обороны, услуги здравоохранения, образования и т.д.);

  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

  • оказание услуг наемной прислугой (повара, шоферы, садовники);

  • оказание услуг собственниками жилищ для собственного потребления;

  • деятельность, направленная на защиту окружающей среды.

Второе важное положение методологии СНС касается содержания такой категории, как доход (концепция разработана английским экономистом Дж. Хиксом), согласно которой доход представляет собой максимальную сумму денег, расходуя которую на потребительские товары и услуги вы не уменьшаете при этом своего накопленного богатства, не принимаете никаких финансовых обязательств, т.е. не становитесь беднее.

Третье положение касается сведения множества хозяйствующих субъектов к пяти относительно однородным группам, для которых предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с образованием, производством, распределением, перераспределением доходов, накоплением и сбережением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.

Такими секторами начиная с 1993 г. считаются следующие пять секторов, к каждому из которых можно отнести хозяйствующие субъекты в соответствии с их функцией в экономическом процессе:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации (функция производства товаров и нефинансовых услуг);

  • финансовые корпорации и квазикорпорации (функция аккумулирования свободных финансовых ресурсов и предоставления их на определенных условиях инвесторам);

  • государственное управление (функция перераспределения национального дохода и богатства, предоставление бесплатных услуг);

  • домашние хозяйства (функция приобретения товаров и услуг на рынке, предоставления рабочей силы);

  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации, функция которых состоит в оказании бесплатных услуг членам этих организаций).

Кроме анализа информации, содержащейся в секторальных счетах, проводится анализ взаимосвязи между ними в экономическом процессе. И, наконец, важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС и для отдельных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.).

Таким образом, на основе секторальных счетов, счетов для отраслей экономики составляются макроэкономические расчеты.

Цель макроэкономических расчетов в рамках СНС - это описание обобщающих показателей основных экономических потоков за определенный период, формирование, взаимная увязка которых составляют суть структуры СНС.

Под экономическими потоками понимаются создание, преобразование, обмен, передача стоимости. Экономические потоки могут привести к изменениям в объеме, составе, стоимости активов и обязательств так называемых институциональных единиц, под которыми понимаются юридические или физические лица, организации и учреждения, имеющие возможность и право осуществлять операции в процессе производства, распределения, перераспределения и использования дохода, набор счетов или возможность их составления.

Экономические потоки по взаимному соглашению в системе СНС называют экономическими операциями. Экономические операции осуществляются с компенсацией в виде встречных потоков (взамен предоставленного товара, услуги, труда или актива предоставляется компенсация опять же в виде товара, услуги и т.д.). Если экономические операции осуществляются без компенсации (выплата пенсий, стипендий, гуманитарная помощь и т.д.), то такие экономические операции называют трансфертами.

Основу структуры СНС составляют счета и балансовые таблицы.

Счет отражает операции, активы или обязательства хозяйственных единиц, представляет собой двустороннюю таблицу, где равенство между суммами достигается с помощью балансирующей статьи, которая является макроэкономическим показателем. Балансирующие статьи дают возможность переходить от одного счета к другому и увязывать счета в единую систему. В структурах СНС выделяются следующие группы счетов, которые разрабатываются в текущих ценах.

Группа счетов внутренней экономики в целом:

  • счет производства товаров и услуг;

  • счет образования доходов;

  • счет распределения доходов:

  1. счет распределения первичных доходов;

  2. счет вторичного распределения доходов;

  • счет использования национального располагаемого дохода;

  • счет накопления (счет операций с капиталом).
  • Группа счетов отраслей экономики:

    • счет производства по отраслям;

    • счет образования доходов по отраслям.

    Группа счетов внешнеэкономических связей («остальной мир»):

    • счет текущих операций;

    • счет капитальных затрат;

    • финансовый счет.

    На основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в счета и составляемых в определенной последовательности, можно получить взаимосвязанную комплексную количественную характеристику экономических процессов в целом, т.е. получить так называемые консолидированные счета.

    Система показателей и общие принципы построения СНС.

    Система - это набор показателей, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и рассчитываются на основе единых методологических принципов. Такой системой показателей являются наиболее важные макроэкономические показатели (агрегаты), используемые в СНС:

    • валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует поток конечных товаров и услуг (вновь созданную стоимость), произведенных резидентами страны за тот или иной период, и исчисляется в рыночных ценах конечного потребления;

    • валовой национальный доход (ВНД) представляет собой поток первичных доходов (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт), полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП;

    • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов;

    • конечное потребление (КП) включает расходы на конечное потребление;

    • сальдо экспорта и импорта (разница между экспортом и импортом товаров и услуг);

    • валовое накопление (накопление основного капитала);

    • национальное сбережение (источник финансирования накопления, т.е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и т.д.).

    При составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие.

    1. Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) - каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.

    2. Принцип последовательности, соответствующий последовательности воспроизводственного цикла (производство → образование доходов → распределение доходов → использование доходов).

    3. Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).

    4. Принцип расчетных категорий, где речь идет о том, что балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.

    5. Принцип формы «Т»: все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».

    Для СНС очень важно, чтобы каждому счету соответствовала своя балансирующая статья, что для наглядности представлено в табл. 1.

    Таблица 1

    Таблица счетов и балансирующих статей

    Счет текущих операций Балансирующая статья
    Счет производства (для нац. экономики) и валовая добавленная стоимость (ВДС) (для секторов национальной экономики)
    Счет образования доходов Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)
    (для нац. эконом.) и сальдо первичных доходов (СПД) (для сект. нац. эконом.)
    (для нац. экономики) и валовой располагаемый доход (ВРД) (для секторов нац. экономики)
    Счет использования доходов Валовое сбережение (ВНС) (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)

    Таблица 2

    Основные сводные счета

    Сводный счет Использование Ресурсы
    Счет производства 3. Промежуточное потребление
    5. ВВП (валовой внутренний продукт в рыночных ценах)
    (5 = 1 + 2 – 3 – 4)
    1. Выпуск товаров и услуг
    2. Чистые налоги на продукты
    4. Субсидии
    Счет образования доходов 2. Оплата труда наемных работников
    3. Налоги на производство и импорт
    в том числе:
    налоги на продукты
    другие налоги на производство
    5.
    (5 = 1 – 2 – 3 + 4)
    1. ВВП в рыночных ценах
    4. Субсидии на производство и импорт
    Счет распределения первичных доходов 5. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»
    6. Валовой национальный доход (ВНД)
    (сальдо первичных доходов)

    (6 = 1 + 2 + 3 + 4 – 5)
    1. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы
    2. Оплата труда наемных работников
    3. Чистые налоги на производство и импорт
    4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»
    Счет вторичного распределения доходов 3. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»
    4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)
    (4 = 1 + 2 – 3)
    1. Валовой национальный доход (ВНД)
    2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
    Счет использования валового национального располагаемого дохода 2. Расходы на конечное потребление
    в том числе:
    домашних хозяйств
    государственных учреждений
    некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
    3. Валовое национальное сбережение (ВНС)
    (3 = 1 – 2)
    1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)

    Из табл. 2 видно, что национальные счета действительно строятся:

    1. в определенной последовательности воспроизводственного цикла;

    2. имеют форму «Т»;

    3. каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете;

    4. соблюдается принцип двойной записи;

    5. в целом СНС рассматривается как балансовый метод;

    6. осуществляется количественная связь между важнейшими показателями.

    Методы расчета показателей ВВП и НД.

    Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход являются важнейшими показателями макроэкономической статистики, поскольку именно данные показатели отражают конечные результаты экономической деятельности по стране в целом и играют большую роль в системе национальных счетов.

    Валовой внутренний продукт (ВВП) - это центральный показатель СНС, показатель производственного внутреннего продукта, произведенного резидентами страны за определенный период времени. Он исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т.е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая налоги на продукты и все торгово-транспортные наценки. ВВП используется для характеристики уровня экономического развития, темпов экономического роста и т.д.

    Показатель уровня ВВП в расчете на душу населения используется для проведения сравнений уровней благосостояния стран, для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций, для решения вопросов о предоставлении различных видов помощи странам.

    Сводным показателем доходов на макроуровне является валовой национальный доход (ВНД), который является суммой первичных доходов, полученных резидентами данной страны за определенный период в результате их участия в создании ВВП. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, поступающих из-за границы или переданных за границу.

    Известны три основных метода статистической оценки ВВП и НД: производственный, распределительный и метод конечного использования, т.е. ВВП может рассматриваться на стадии производства, на стадии образования доходов и на стадии использования доходов.

    Производственный метод

    ВВП на стадии производства характеризует измерение стоимости, созданной в процессе производства за определенный период времени резидентами данной страны. В основе данного метода исчисления ВВП лежат такие показатели: выпуск товаров и услуг (В); промежуточное потребление (ПП) и валовая добавленная стоимость (ВДС).

    Выпуск (В) представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в текущем периоде, который принято в СНС исчислять в основных ценах. Стоимость произведенной продукции включает стоимость использованных в процессе производства товаров и услуг. Если необходимо получить вновь созданную стоимость в процессе производства в текущем периоде, из выпуска товаров и услуг вычитают промежуточное потребление (ПП).

    Под промежуточным потреблением понимается стоимость товаров и услуг, которые полностью потребляются или трансформируются в данный период в процессе производства других товаров и услуг. Промежуточное потребление включает материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, материальные услуги, строительные материалы, покупка продуктов питания и т.д.), оплату нематериальных услуг (оплату исследовательских и проектных работ, финансовых услуг, затраты на кадровое обучение, оплату юридических услуг, аудит, расходы на рекламу, арендные платежи и т.д.), расходы на командировки, другие элементы промежуточного потребления.

    В промежуточное потребление не включаются потребление основного капитала, а также расходы, не связанные непосредственно с производством товаров и услуг. ПП оценивается на момент поступления соответствующих товаров и услуг в производство в рыночных ценах.

    Разность между выпуском товаров и услуг (В) и промежуточным потреблением (ПП) называется валовой добавленной стоимостью (ВДС):

    ВДС = В - ПП. (1)

    Для расчета ВВП в рыночных ценах валовая добавленная стоимость увеличивается на величину налогов на продукты и импорт и уменьшается на величину субсидий на продукты и импорт:

    ВВП = ВДС + Налоги на продукты и импорт - Субсидии на продукты и импорт. (2)

    Для определения национального дохода (НД) следует ВВП уменьшить на потребление основных фондов (амортизация) и увеличить на сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа:

    НД = ВВП - Потребление основных фондов (амортизация) + Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа (3)

    Распределительный метод

    Данный метод расчета ВВП рассматривается в процессе формирования доходов (по источникам доходов). На стадии формирования доходов ВВП исчисляется как сумма первичных доходов, которые подлежат распределению между непосредственными участниками процесса производства. Эти доходы включаются в добавленную стоимость текущего периода, созданную в процессе производства.

    К первичным доходам относятся следующие:

    • оплата труда наемных работников (заработная плата + отчисления работодателей на социальные нужды);

    • налоги на производство и импорт (обязательные безвозмездные невозвратные платежи);

    • субсидии на производство и импорт (текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые предоставляет государство);

    • валовая прибыль и валовые смешанные доходы (часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и оплатой налогов на производство и импорт).

    Распределительный метод расчета ВВП используется прежде всего для анализа его стоимостной структуры. Если к ВВП прибавить первичные доходы, полученные от остального мира, и вычесть первичные доходы, переданные остальному миру, то в результате получим валовой национальный доход страны (ВНД) в рыночных ценах.

    Метод конечного использования

    На стадии использования доходов ВВП исчисляется методом конечного использования, где представляет собой сумму расходов резидентов на конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление и сальдо экспорта-импорта и услуг.

    Конечное потребление есть расходы на использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей населения и коллективных потребностей общества в целом. В СНС проводится различие между понятиями «расходы на конечное потребление» (кто финансирует расходы) и «фактическое конечное потребление» (кто получает от этого выгоды).

    Расходы на конечное потребление включают расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

    Под фактическим конечным потреблением понимается стоимость фактически потребленных товаров и услуг независимо от каких-либо источников финансирования. В него включаются:

    • фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

    • фактическое конечное потребление государственных учреждений.

    Помимо расходов на конечное потребление важнейшим компонентом конечного использования ВВП является валовое накопление.

    Валовое накопление включает:

    • валовое накопление основного капитала (вложение средств единицами - резидентами - в объекты основного капитала с целью получения выгоды, что выражается в увеличении стоимости основного капитала);

    • прирост запасов материальных оборотных средств (прирост запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов).

    Сальдо экспорта-импорта и услуг охватывает экспортно-импортные операции данной страны со всеми другими странами и представляет собой разность между экспортом и импортом товаров и услуг во внутренних ценах.

    Итак, ВВП при исчислении методом конечного использования равен

    ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление + Сальдо экспорта-импорта и услуг. (4)

    При расчете национального дохода (НД) методом конечного использования из ВВП вычитается потребление основных фондов и добавляется сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа:

    НД = ВВП - Потребление основных фондов (ПОФ) + Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа. (5)

    Переоценка ВВП в постоянных ценах

    ВВП исчисляется как в фактических (текущих) ценах, так и в постоянных (сопоставимых) ценах. Одной из важнейших задач статистики является пересчет показателя ВВП и его компонентов из фактических (текущих) в постоянные (сопоставимые) цены. Это связано с тем, что на изменение объема ВВП в фактических ценах влияние оказывает не только изменение количества произведенных или использованных товаров и услуг, но и изменение цен на товары и услуги.

    Для исчисления ВВП в постоянных ценах существуют такие общие методы переоценки.

    Метод дефлятирования , который основан на использовании индексов цен (чаще всего применяется формула Ласпейреса, где в качестве весов используются данные базисного периода).

    Метод двойного дефлятирования (метод последовательного дефлятирования сначала выпуска, затем промежуточного потребления, при этом добавленная стоимость в постоянных ценах оценивается как разность определенных в постоянных ценах выпуска и промежуточного потребления).

    Суть метода дефлятирования состоит в том, что при расчете объема продукции текущего периода в постоянных ценах используют индекс-дефлятор ВВП, который исчисляется путем соотнесения объемов ВВП данного периода соответственно в текущих и постоянных ценах:

    где - объем ВВП текущего периода в фактических ценах.

    Затем для расчета объема продукции текущего периода в постоянных ценах объем произведенной или потребленной продукции текущего периода в фактических ценах делят на соответствующий индекс-дефлятор цен.

    Метод экстраполяции , основанный на использовании индексов физического объема, используется в случае отсутствия информации о ценах, но при этом есть данные об изменении объемов выпуска продукции или оказанных услуг.

    Индексом физического объема ВВП называют показатель, который представляет собой отношение объемов ВВП данного и предшествующего периодов, выраженных в одних и тех же постоянных ценах:

    (7)

    где - объем ВВП базисного периода в постоянных ценах; - объем ВВП текущего периода в постоянных ценах (реальный ВВП).

    Затем объем продукции базисного периода в сопоставимых ценах умножается на индекс физического объема продукции для получения оценки объема продукции текущего периода в постоянных ценах.

    Метод прямой переоценки (переоценка по элементам затрат) служит для переоценки в постоянных ценах показателей стоимости нерыночных услуг в сферах управления, здравоохранения, бюджетной науки и заключается в дефлятировании элементов затрат, т.е. тогда, когда продукция достаточно однородна.

    Методология построения СНС в целом основывается на современных концепциях политэкономического характера, объясняющих содержание и границы экономического производства, структуру экономики и воспроизводственный механизм. В основе системы лежит учение английского экономиста Дж. М. Кейнса об экономическом обороте. В частности, используется концепция экономического производства, дохода, теория факторов производства и др. Национальное хозяйство - комплекс взаимосвязанных равноправных отраслей; экономическое производство интерпретируется как производство экономических благ, которые могут быть как в форме продукта, так и услуги. Экономическое производство охватывает также и теневую экономику (производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения). Отражение в расчетах теневой и неформальной экономики является одной из актуальных методологических и информационных проблем СНС. Госкомстат при расчете макроэкономических показателей, отражающих стадии производственного процесса, в несколько этапов на основе балансового метода и косвенных индикаторов выполняет досчет на скрытую и неформальную деятельность. Производство юридически незаконных товаров и услуг в большинстве стран и в России не включается макроэкономические расчеты.

    Экономическое производство включает следующие виды деятельности:

    • · производство всех товаров, включая товары для собственного потребления;
    • · производство нефинансовых услуг для реализации;
    • · деятельность финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т.п.)
    • · деятельность государственных (бюджетных) организаций и учреждений, оказывающих нерыночные услуги обществу в целом (управление, оборона, бюджетная наука) и отдельным гражданам (бесплатное или льготное здравоохранение, образование и др.)
    • · деятельность «некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства» (партийные, профсоюзные, религиозные и т.п. организации);
    • · деятельность оплачиваемой домашней прислуги (повара, садовники, шофёры, няни и т.п.);
    • · жилищные услуги, оказываемые владельцами домов и квартир для собственного потребления.

    В продукте экономического производства не учитываются домашние услуги (это исключение сделано из практических соображений, т.к. стоимость услуг домашних хозяек очень трудно оценить), изменения, происходящие в окружающей среде (истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха, образование мусора и т.п.).

    Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает категорию «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с ней доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. В СНС 1993 г. предусмотрена система показателей доходов, которая характеризует различные стороны процесса распределения. Она охватывает следующие показатели:

    • · первичные доходы;
    • · текущие трансферты в денежной форме;
    • · располагаемые доходы;
    • · текущие социальные трансферты в натуральной форме;
    • · скорректированный располагаемый доход, национальный доход;
    • · национальный располагаемый доход.

    Объекты - продукты, услуги, денежные средства, финансовые документы или любой другой носитель стоимости.

    Субъекты - хозяйственные единицы (экономические агенты).

    Экономические функции - основные народнохозяйственные процессы: производство, потребление, накопление, перераспределение, посредничество в перераспределении доходов и др.

    Движение объектов экономической деятельности от одного субъекта к другому осуществляется посредством экономических актов - экономических операций.

    Виды экономических операций:

    • · трансферты - операции, не вызывающие встречных потоков средств (социальное страхование, налоги, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, подарки, благотворительность);
    • · текущие операции с товарами и услугами, связанные с их немедленным использованием;
    • · капитальные операции, увеличивающие национальное богатство страны.

    Различия между текущими и капитальными операциями - методологическая основа СНС.

    Трансферты также могут быть текущими и капитальными, в денежной и натуральной форме.

    К текущим трансфертам в денежной форме относятся перераспределительные платежи и поступления текущего характера: текущие налоги на доходы и собственность; различные пени и штрафы, добровольные взносы; выплаты из госбюджета на социальные нужды, страховые премии и возмещения и т.д.

    К текущим социальным трансфертам в натуральной форме относятся бесплатно предоставляемые социально-культурные услуги (в области здравоохранения, просвещения, культуры и т.п.)

    К капитальным трансфертам относятся возмещение государством убытков от стихийных бедствий или военных действий, безвозмездное ассигнование в виде экономической помощи другим странам, безвозмездная передача прав собственности на некоторые активы. В СНС применяется понятие институциональная единица - такая экономическая единица, которая ведёт полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом.

    Налоги в СНС определяются как некомпенсируемые платежи в денежной или натуральной формах, поступающие от институциональных единиц государству. Различают налоговые платежи текущие и капитальные.

    Выделяют также налоги:

    • · прямые (на доход, прибыль, богатство, имущество);
    • · косвенные (на производство и продукты) - товарные и нетоварные.

    Косвенные товарные налоги (налоги на продукты) - налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведённой продукции и оказанных услуг. Они взимаются пропорционально сто имости произведенной или проданной продукции (НДС, налог с оборота, акцизы, налоги на экспорт и импорт, с продаж, на конкретные виды услуг).

    Косвенные нетоварные налоги -- взи маются в связи с использованием факторов производства, упла чиваются за разрешение на производство чего-либо или на пользование чем-либо (налоги на численность занятых, налог с владельцев строений, налоги на импорт, специализированные платежи).

    Чистые налоги - налоги за вычетом соответствующих субсидий.

    Субсидии - текущие дотации государства на тот или иной вид деятельности. Они предназначаются для стимулирования государством производств, цены на продукцию которых ниже рыночных, на возмещение убытков торгующих организаций, занимающихся сбытом этой продукции.

    Как и налоги, субсидии делятся на две группы: субсидии на продукты и другие субсидии, связанные с производством.